Не обжигай!

, Родители и дети

Не обжигай!

Мы так часто слышим о детских ожогах и первой помощи при них, что, кажется, уже знаем об этом всё. Но на самом деле в экстренной ситуации можем делать банальные ошибки. И мой личный опыт тому подтверждение.

Как глупо...

Именно эта фраза приходит на ум, когда я вспоминаю эпизод, случившийся почти 20 лет назад. Моему сыну как раз исполнилось семь месяцев, и он только научился шустро передвигаться по нашей маленькой однокомнатной квартире, проползая её вдоль и поперёк за какие-то минуты. Тогда я не знала, что 70 % детских ожогов происходят в возрасте до четырёх лет и мне нужно особенно осторожно обращаться с любым источником горячей воды.

В тот день я вскипятила чайник, чтобы сделать себе чай, но не успела: муж как раз привёз кухонную вытяжку из магазина, и конечно, очень хотелось немедленно её распаковать и установить. А для этого нужно было освободить стол и плиту.

Размер нашей кухни в те времена не поражал воображение — всего пять квадратных метров должны были вмещать всю утварь, бытовую технику, двух взрослых и одного маленького ребёнка в придачу. Убрать горячий чайник с плиты было попросту некуда. И я, молодая мать с высшим фармацевтическим образованием, не придумала ничего лучшего, чем поставить его на пол, в узенькую нишу между стиральной машинкой, стоявшей на этой же несчастной кухне, и стеной. Я была уверена, что это безопасное место: незаметное, практически недостижимое для ребёнка. Но я ошиблась. Через несколько минут после того, как я поставила чайник в эту злосчастную нишу на кухне, раздался детский крик.

Три ошибки

С того дня прошло много лет, но я до сих пор время от времени прокручиваю его события, анализирую свои действия и понимаю, что совершила как минимум две серьёзных ошибки, не считая, конечно, самой главной, повлёкшей все последствия.

Итак, когда я услышала крик сына и увидела, что он пролил на себя воду из чайника, я схватила его на руки и... растерялась. Сейчас мне кажется, что на какие-то секунды я даже перестала думать, лишь держала сына и смотрела, как он кричит, ничего не предпринимая. И если бы рядом не было мужа, степень ожога могла быть существенно более тяжёлой. Именно он заметил моё замешательство, выхватил ребёнка и мгновенно снял с него ползунки.

Это нужно делать в первую очередь: снять с малыша одежду, которая после ожога работает как дополнительный термический фактор.

После этого следует немедленно охладить ребёнка, и об этом, к счастью, я вспомнила вовремя. Быстро заполнила ванну холодной водой и поставила в неё малыша (горячая вода попала на ступню). Он почти сразу перестал плакать, и это было лучшим свидетельством того, что ему легче. Минут через десять, когда сын почти успокоился, я решила, что всё самое страшное позади, достала ребёнка из ванной и нанесла на поражённую кожу пену с декспантенолом. И совершила сразу две ошибки.

Это нужно делать во вторую очередь: обеспечить охлаждение на протяжении не менее 20 минут с помощью холодной, лучше проточной воды (температура от 2 до 15 °С).

Охлаждение зоны поражения позволяет уменьшить глубину ожога, сократить время заживления и снизить риск образования рубцов. Кстати, вода должна быть чистой, в идеале пригодной для питья: это позволяет уменьшить вероятность инфицирования раны. Точный период охлаждения — 20 минут — был определён в исследованиях: они подтвердили, что этого времени достаточно, чтобы охладить даже глубокие слои кожи. Я, увы, этого не знала, и сократила период охлаждения как минимум в два раза, после чего совершила вторую ошибку: нанесла пену с декспантенолом.

Этого НЕ нужно делать при ожогах: наносить на зону поражения вскоре после травмы любые жирные продукты, будь то препараты (мази, кремы, пенки с декспантенолом или другими действующими веществами) или продукты питания, которые так любят наносить при ожогах бабушки и дедушки (сметана, растительное масло и так далее).

Причина проста: любые жирные средства при нанесении на кожу создают водо- и воздухонепроницаемую плёнку, создавая эффект парника. При ожогах это приводит к дальнейшему термическому поражению тканей, вследствие чего травма распространяется на более глубокие слои кожи.

Поэтому единственной эффективной и безопасной первой помощью при термических ожогах и у детей, и у взрослых должно быть охлаждение. Дальнейшее поведение зависит от ряда факторов.

Разбор полётов

В скорую помощь нужно звонить, если:

  • пострадавший — ребёнок младше пяти лет;
  • ожоги локализуются на лице, промежности, стопах или руках;
  • на коже появляются волдыри;
  • кожа после ожога выглядит как чёрный или коричневый струп.

Во всех этих случаях сразу после травмы нужно вызывать неотложку и довериться врачам. Что я и сделала, когда мой ребёнок получил ожог. К счастью, в нашей ситуации он был не очень тяжёлым: при второй степени, которая была диагностирована у сына, выздоровление наступает через одну-две недели.

Сегодня, когда шустрый хорошенький малыш превратился в медлительного и очень симпатичного молодого человека, о событиях двадцатилетней давности напоминает лишь незначительная пигментация кожи на месте ожога у сына и чувство вины у его матери. И первого, и второго можно было бы избежать, но история не знает сослагательного наклонения. Поэтому мне остаётся лишь сожалеть о своей халатности и использовать этот опыт во благо себе и другим. И если хоть один родитель, прочитав этот рассказ, уберёт подальше от ребёнка чашку с кофе или кастрюлю с горячим супом, я буду считать, что мой долг выполнен.

Автор: Мария Тропинина, провизор, медицинский журналист


Комментарии не добавлены.
Будьте первым!