Усвоение информации: лучшие приемы и методы

, Обучение, репетиторство


Усвоение информации – это жизненно важный навык, который пригодится не только в школе или институте, но и на протяжении всей жизни. Без него невозможно представить карьерный рост человека, творческое развитие и т. д. Как и все навыки, усвоение поддается тренировке, поэтому если вы в детстве испытывали проблемы, то не нужно ставить на себе крест.

Выбирая подходящие методы и приемы, можно научиться запоминать и понимать гораздо больше, чем раньше. В нашей статье мы расскажем о этих инструментах, а также поговорим об этапах усвоения информации и факторах, влияющих на данный процесс.

Понятие и факторы, влияющие на усвоение информации

Для усвоения поступающей извне информации необходима слаженная работа всех органов чувств. Ведь в этом процессе задействовано зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, а также память и мышление.


Понятие и факторы, влияющие на усвоение информации

Факторы, от которых зависит усвоение информации.

  • Интеллект. Это свойство человека, которое позволяет решать различные жизненные проблемы, узнавать новое, адаптироваться к меняющимся условиям существования.
  • Жизненный опыт. Человек получает его постоянно, с самого рождения, на этот процесс влияет семья и общество.
  • Объём информации. Разумеется, ее большие и хаотичные потоки затрудняют процесс усвоения.
  • Способы мышления. Можно мыслить и рассуждать стереотипно, по заранее заданному алгоритму, не выходя за рамки привычных схем, когда включаются психологические автоматизмы. Но есть и другой способ мышления – нестандартный, с попыткой смотреть на вопрос с разных позиций, решать проблемы нетипичным способом, выходить за границу привычного.
  • Внутренние установки. Правила, согласно которым действует человек, его убеждения, моральные ориентиры.
  • Избирательность восприятия и потребности человека. На процесс усвоения информации напрямую влияет личная заинтересованность в каком-то конкретном вопросе.
  • Степень заинтересованности, мотивация. Восприятие зависит от того, насколько человек замотивирован ее получить и осмыслить.
  • Порядок в так называемом «Архиве памяти». «Архив памяти», или «Моя История» — это энергоинформационное хранилище полученного опыта, эмоций, когда-либо пережитых в настоящей и прошлых жизнях души человека. Если в этом хранилище нет порядка и структуры, осмысливать информацию.

5 этапов усвоения информации

В работах советского психолога С.Л. Рубинштейна перечислены основные уровни усвоения информации, их пять.

Восприятие

Сперва человек знакомится с новой информацией, воспринимая ее своими органами чувств – например, с помощью зрения или на слух. Происходит вычленение наиболее существенных моментов, ключевых фактов – за ними закрепляются определенные образы. Это первичное усвоение и форма познания. Следующим этапом становится осмысление информации.

Осмысление

Тут человек начинает размышлять о том, что он узнал, сравнивает полученную информацию с тем, что уже знает, пытается анализировать и делать обобщения. Происходит установка связей между новыми знаниями и прошлым опытом. Эффективность усвоения новых данных зависит от количества сформированных связей: чем их больше – тем лучше и тем проще применять знания на практике. А вот отсутствие ассоциаций усложняет или даже делает невозможным процесс усвоение информации человеком.


Воспроизведение

На третьем этапе происходит извлечение знаний из памяти, когда полученные данные воссоздаются в виде образа предмета, который был воспринят до этого. В процессе формулирования мыслей новые знания более прочно закрепляются в сознании и памяти. Если говорить об обучении, то важно учитывать необходимость самостоятельного воспроизведения усваиваемого материала.


Применение

Чтобы информация действительно осела в сознании, человек должен ее использовать в повседневной практике, решая обычные и новые задачи и нарабатывая навыки.


Творчество

Эффективность усвоения информации можно назвать высокой, когда человек не только может воспроизвести данные, но и преобразовывать, усовершенствовать их, применять в исследовательской деятельности.


4 эффективных метода усвоения информацииУсвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название метода – это аббревиатура, она состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста.

  • Доводка. На этом этапе происходит повторение текста по памяти без обращения к его носителю, начиная с ключевых моментов и заканчивая подробностями. После этого человек вновь читает текст и обращает внимание на те положения, которые он упустил во время пересказа. Тут нужно понять, почему они не остались в памяти. А если эта информация существенна, ее нужно осмыслить.
  • Обзор. Снова читаем текст – уже быстро, не углубляясь в него. Просмотр осуществляется с конца. Человек рефлексирует по поводу основных положений на основании уже имеющихся знаний о материале. Затем он составляет примерный план текста, где перечисляются главные его моменты в правильном порядке.
  • Внимательное чтение. Затем текст читается еще раз уже боле осмысленно с вниманием к деталям. Это необходимо делать медленно, связывая основные положения с второстепенными. Прочитав материал, нужно мысленно повторить главные идеи и подробности, которые к ним относятся.
  • Основная мысль. Сначала в тексте выделяются ключевые моменты и устанавливаются связи между ними. Второстепенная информация на этом этапе не учитывается. Главные мысли можно выписать на лист бумаги.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Данная методика похожа на первую, но имеет некоторые особенности. Рассмотрим ее подробнее.


Ориентировка. Тут опять-таки происходит вычленение основной мысли из текста, она записывается на лист бумаги при необходимости и желании.

Чтение. Человек читает текст более внимательно, погружаясь в детали и находя логические взаимосвязи между главными положениями и второстепенными моментами. Мысленно несколько раз повторяются главные моменты и привязанные к ним детали.

Обзор. Текст просматривается бегло, после чего читатель определяет, правильно ли он выделил основные положения и выстроил их связь с второстепенными и уточняющими. Кроме того, можно попробовать задать вопросы к этим ключевым частям текста.

Главное. Человек пытается пересказать материал – мысленно или вслух. При этом важно вспомнить главное и ответить на имеющиеся вопросы.

Для этого метода характерно снижение количества прочтений при увеличении числа проговаривания материала – вербального или мысленного. В данном случае преследуется цель более эффективного запоминания данных.


Метод Цицерона

Чтобы улучшить усвоение учебной информации, представленной в больших объемах, можно воспользоваться этим методом. Иначе он называется «Система комнаты или метод мест».

В его рамках человек мысленно расставляет получаемую информацию в определенном порядке в хорошо знакомой ему комнате. Когда информацию нужно будет вспомнить и применить, достаточно будет представить эту комнату и расположение данных в ней. Техника знаменита благодаря императору Цицерону, который ее использовал перед важными выступлениями. Он мысленно располагал образы главных положений своей речи в разных частях помещений своего дома – так, чтобы потом взять .



https://gb.ru/blog/usvoenie-informatsii/








Комментарии не добавлены.
Будьте первым!