Задержка речевого развития.

, Родители и дети

Задержка речевого развития.

Речевая функция начинает формироваться уже с рождения, поэтому с малышом необходимо активно разговаривать и читать книжки, даже если он сам не произносит ни одного звука. Чтобы понять, отстаёт ли ребёнок, нужно сравнивать со среднестатистической нормой. Она условная, поэтому возможны небольшие отклонения в ту или другую сторону, так как речь развивается у каждого ребёнка индивидуально:

  • 0–1 месяц — младенец реагирует на обращённую к нему речь, различает интонации;
  • 1,5–3 месяца — появляется гуление, малыш пробует издавать отдельные звуки (а-а-а, ы-ы-ы, м-м-м), прислушивается к своему произношению;
  • 4–8 месяцев — присутствует лепет (ма-ма-ма, да-да-да, па-па-па, та-та-та, ба-ба-ба и др.);
  • 8–12 месяцев — грудничок имитирует разговорную интонацию, пытается произносить отдельные звуки;
  • 9–12 месяцев — могут появиться первые слова, ребёнок способен говорить 2-3 слова или даже 10–15 слов;
  • 1,6 года — малыш начинает говорить простыми фразами, состоящими из двух слов: «Мама, дай». Словарный запас составляет 15–30 слов;
  • 2–2,6 года — появляются фразы из трёх-четырёх слов, ребёнок может называть два-три цвета, одну геометрическую фигуру. Он начинает применять в речи прилагательные («мама касивая», «папа выёкий»), словарный запас — до 200 слов;
  • 3 года — словарный запас, согласно разным источникам, до 800/1000/2000 слов, возможно неправильное произношение отдельных звуков (ш, ж, щ, ч, р, рь, л, ль). В этом возрасте детей называют почемучками, так как от них часто можно услышать вопросы «Почему?», «Зачем?», «А это что?»;
  • 4 года — разговаривает на отвлечённые темы, строит предложения из пяти-шести слов, использует союзы, предлоги. Совершенствуется грамматика, увеличивается число прилагательных. Но возможна замена звуков, неправильное произношение некоторых из них. Беспокоиться не стоит, это считается нормой;
  • к 6 годам словарный запас составляет до 3 тыс. слов, совершенствуется грамматика, оттачивается мастерство по звукопроизношению, ребёнок уже умеет читать, а некоторые дети могут писать;
  • в 7 лет количество слов составляет 3,5 тыс., возможны трудности с произношением звука «р». Ребёнок хорошо читает и пишет, улучшает эти навыки;
  • к 11-12 годам все звуки ребёнок должен произносить правильно.

Почему ребёнок не говорит

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей — это отставание от нормы развития в речи детей до четырёх лет. Этот диагноз ставит логопед, но только после общего обследования у невролога, психолога, а при необходимости и у других специалистов — окулиста, отоларинголога, хирурга.

Считается, что ЗРР — опасный диагноз, так как он отражает состояние нервной системы. Причины отставания в речевом навыке могут быть разные:

  • стресс;
  • отсутствие социальной среды и занятий с ребёнком;
  • родовые травмы головы;
  • нарушения прикуса, неправильная работа артикуляционных мышц лица;
  • пороки развития (расщелина нёба, короткая уздечка языка);
  • аутизм, дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ландау — Клеффнера;
  • детский церебральный паралич;
  • присутствие у родственников в детстве ЗРР или заболеваний, способствовавших нарушению речи.

К чему может привести нарушение развития речи у ребёнка

В последние года значительно увеличилось количество детей до четырёх лет, у которых диагностирована задержка речевого развития. При этом точных статистических данных по распространённости ЗРР в научных источниках нет. Однако можно рассматривать частоту задержки психоречевого развития (ЗПРР), к которой и относится ЗРР.

Распространённость ЗПРР составляет 8–10 % от всей структуры психических заболеваний. Причём ЗРР чаще выявляется у мальчиков. Девочки, как правило, осваивают речь быстрее и легче.

Плохо говорящие дети впоследствии с трудом осваивают чтение и письмо. По этой причине диагностика ЗРР должна осуществляться как можно раньше. Чем младше ребёнок, тем легче ему помочь, так как мозг до четырёх лет активно растёт, быстро усваивает новую информацию за счёт образования новых нейронных связей.

Какой диагноз может поставить логопед

Задержка речевого развития — диагноз общий. Однако в зависимости от нарушений и симптомов логопед может поставить более узкий:

  • дислалия — когда есть дефекты в произношении звуков и пациент не может правильно выговаривать Р, Л, Ш, З, С, Ч. Но до пяти лет этот диагноз не ставят;
  • стёртая дизартрия — дефекты в произношении, вызванные нарушениями иннервации артикуляционных мышц. В этом случае также может присутствовать неловкость в движениях, повышенное слюноотделение, страдают шипящие и свистящие звуки;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), когда на фоне уже имеющихся дефектов речи (ринолалии, дислалии, дизартрии) происходит неправильное её формирование, а именно ошибочное произношение звуков. В этом случае требуются занятия с логопедом;
  • заикание — изменение темпа речи в виде спотыкания. Вылечить его можно в первые две недели после появления. Если ребёнок заикается давно, проводят очень длительную работу по коррекции нарушения;
  • общее недоразвитие речи (ОНР) — дефект всех компонентов речи (фонетического, грамматического, лексического и слогового). Такие дети начинают разговаривать к трём-четырём, а иногда только к пяти годам. Интеллект ребёнка не страдает, просто присутствуют речевые проблемы, которые требуют терапии;
  • ринолалия — дефекты звукопроизношения вследствие пороков лицевой части черепа (заячья губа, волчья пасть), короткого мягкого нёба и др.;
  • дисграфия — нарушение письма. Диагноз ставится после семи-восьми лет;
  • дислексия — нарушение чтения. Диагноз может быть поставлен не ранее шести лет.

Как лечат задержки речевого развития

Как только родители увидели, что малыш отстаёт в развитии речи, нужно прийти на приём к врачу-педиатру, который оценит способность говорить, соберёт анамнез, при необходимости направит к логопеду и другим специалистам.

Для обследования плохо говорящему или неговорящему ребёнку требуется:

  • консультация невролога для определения неврологического статуса;
  • консультация психолога для оценки интеллектуального развития и невербального интеллекта;
  • аудиометрия и слуховые вызванные потенциалы для оценки работы слухового аппарата;
  • электроэнцефалография (рутинная и с включением сна) для выявления скрытых эпилептических приступов;
  • нейровизуализация (магнитно-резонансная томография головного мозга, компьютерная томография черепа, височных костей) для выявления повреждений мозга;
  • консультация генетика с проведением специальных генетических тестов;
  • в некоторых случаях может понадобиться консультация стоматолога и хирурга.

Если при обследовании специалисты не выявят никаких нарушений со стороны органов и систем, ребёнку показаны только занятия с логопедом. Часто одного цикла достаточно, чтобы догнать сверстников.

Когда у пациента нашли какие-либо отклонения или пороки, специалисты могут назначить лечение лекарственными препаратами, например, ноотропами (при перенесённой гипоксии, травмах головного мозга, аутизме). Обязательно нужны занятия с логопедом, которые помогут скорректировать речь с помощью:

  • игр для развития мышц артикуляционного аппарата;
  • массажа мышц, участвующих в речевой функции;
  • специальных карточек с рисунками или буквами.

Все эти мероприятия помогают восстановить или развить работу речевого аппарата.

Комментарии не добавлены.
Будьте первым!