Как гореть работой, но не выгореть дотла
Эмоциональное выгорание сегодня не является таким уж редким явлением. Причины, которые приводят к хроническому стрессу, снижению мотивации и апатии, известны: высокая скорость жизни, напряжённый рабочий график, зачастую превышающий допустимые нормы, и постоянные дедлайны.
Когда пора задуматься о стиле жизни?
Ровно тогда, когда человек ощущает букет контрпродуктивных состояний. Как правило, он состоит из апатии, агрессии, тревоги, цинизма и безразличия. Одновременно наваливается беспомощность и ощущение безнадёжности и собственного бессилия.
Бороться с эмоциональным выгоранием сложно. Равно как и при физических недугах, его лучше предотвратить, чем доводить до точки, когда без профессиональной помощи психолога уже не обойтись.
Прежде всего важно услышать свои мысли. Потому что чаще всего человек устаёт не от работы как таковой, а от того, о чём он думает. Мысли похожи на пчелиный рой, их много – разных и обо всём. Часто бывает сложно вычленить главные: кажется, что беспокоит всё и сразу. В этом случае я рекомендую сесть и выписать их. Если делать это регулярно, очень скоро удастся остановить бесконечный внутренний диалог, который редко бывает продуктивен.
Вторым шагом является умение замечать негатив. Для этого хорошо завести «дневник гнева» и записывать туда всё, что злит или раздражает. Через несколько дней полезно вернуться к записям и проанализировать, что же конкретно вызвало негативные эмоции и мысли. Эта техника позволит понять, что делать с источниками негатива, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь.
И, наконец, третий шаг, который поможет избежать полного выгорания, – осознание и обозначение собственных границ. Ведь если вы сами не понимаете, что вам нравится, а что нет, то и другой человек может этого не знать. Разговаривайте с людьми и не надейтесь, что намёками вы сможете сообщить о своём дискомфорте. Только открытый диалог позволит вам экологично сообщить о своих границах или их нарушении. А иногда, чтобы не вводить себя в стрессовую или конфликтную ситуацию, нужно сказать «нет».
Правила жизни на работе...
Большую часть времени мы проводим на работе или за работой, если речь идёт о тех, кто трудится дома. И, как сказано выше, труд имеет больше установленных нормативов.
Казалось бы, установить какие-то правила для себя невозможно. Особенно в офисе, где быть самому себе хозяином вряд ли удастся. Но сделать это всё-таки можно:
- выделяйте время на личные нужды. Даже несколько минут помогут сохранить баланс эмоций. В обеденный перерыв старайтесь полностью отвлечься от работы, выйти из офисного помещения, пройтись по улице. Если перерыв короткий, можно прослушать десятиминутную медитацию или просто посидеть несколько минут с закрытыми глазами. Не надо стремиться к общению с коллегами и решать рабочие задачи;
- расставьте приоритеты. Это поможет решить, что в данный момент важнее. Не беритесь за несколько дел сразу;
- тщательно планируйте. Это позволит использовать имеющееся время наиболее оптимально. Есть много способов планирования. Я рекомендую матрицу Эйзенхауэра. Эта система позволяет структурировать день, расставив приоритеты, чтобы не тратить своё время на ненужные действия;
- живите в моменте. Концентрируйте внимание и усилия на настоящем, осознавая важность момента. На работе думайте о работе, а дома – о доме. Не нужно мысли о работе переносить на время, предназначенное вам. Таким образом получится сохранить баланс мыслей, что очень важно для эффективного функционирования;
- разграничьте работу и отдых. Ненормированный рабочий график, переработка могут приводить к эмоциональному выгоранию. Иногда есть смысл разделить средства связи на рабочие и личные, чтобы не вздрагивать от каждого звонка в выходные дни.
… и дома
Как ни странно, но главный совет заключается в соблюдении режима. И в первую очередь важно высыпаться, потому что полноценный сон – залог снижения стресса. Да, мозг активно работает и ночью, когда мы спим, но именно в это время он помогает телу восстановить жизнеспособность. Поэтому, несмотря на активность, мозг старается для нас. Так помогите ему!
Сколько часов сна необходимо? У каждого человека своя норма, в среднем желательная продолжительность сна – восемь часов, но кому-то достаточно и пяти, а кто-то чувствует себя отдохнувшим, проспав десять часов. Поэтому важно чувствовать и учитывать потребности своего организма.
В утренние часы нередко ощущается фоновое чувство тревоги. Это нормально. Организм старается нас разбудить, выделяя кортизол – гормон стресса. Важно понимать это и не расценивать утреннее волнение как предчувствие чего-то неприятного или как повод для суеты. Именно поэтому день нужно начинать со стакана воды, а не с чашки кофе, как в рекламе. Стакан воды снизит уровень кортизола. А вот кофе лучше выпить после завтрака.
Ещё несколько правил, которые стоит соблюдать:
- примите утренний душ. Это не только правило гигиены: именно утренний душ помогает выработке серотонина. А если в конце окатить себя прохладной водой и растереть тело жёстким полотенцем в течение двух минут, то кофе, чтобы взбодриться, не понадобится минимум часа два;
- делайте зарядку. Несколько лёгких физических упражнений, которые занимают всего пять минут, спровоцируют выработку эндорфинов, что поможет эмоциональной сфере;
- придерживайтесь правил здорового питания. В наше время еда не всегда содержит необходимые питательные вещества. Поэтому осознанное питание с учётом потребностей организма поможет держать физическое состояние в норме, что, естественно, будет отражаться на эмоциях;
- занимайтесь спортом, и не только для красоты тела, повышения выносливости и работоспособности. Разумные физические нагрузки приводят к выработке нейромедиаторов: дофамина, эндорфина, серотонина и окситоцина – так называемых «гормонов счастья».
Но не рассчитывайте за один день достичь эмоционального равновесия. Иногда на это уходит несколько месяцев, так как это динамический процесс, требующий осознания своих потребностей и заботы по отношению к своим чувствам и телу.
Автор: Влада Олейник, психолог, системный семейный терапевт, сексолог