Если ребёнок не хочет учиться

, Родители и дети

Если ребёнок не хочет учиться

Природа прописала в наших базовых настройках стремление к познанию мира. Если у ребёнка всё в порядке с привязанностью – его взрослые устойчивы, мудры, не скупятся на любовь и ласку, – спокойный мозг пускает энергию на изучение нового.

Почти у всех народов дети в семь лет идут в школу, потому что психика жаждет знаний. У человечества накопилось столько важного опыта, что родители уже не могут только собственными силами готовить ребёнка к взрослой жизни, нужен наставник, мудрый, справедливый и знающий. У родителей совершенно другие задачи, данные природой. Мы не должны быть учителями своих детей. И эта программа развития мозга работала сотни лет.

Но в последнее время родители всё чаще жалуются на нежелание ребёнка учиться. Дети остаются равнодушными даже к интересным предметам. И ответы на вопрос «что делать?» надо искать в наших с ними взаимоотношениях.

Зачем нужна привязанность?

Младенец не сможет выжить без заботливого взрослого. Если малыш не чувствует немедленной реакции взрослого на призыв, он начинает испытывать витальный ужас. Мозг в панике: «Мы все умрём от голода, холода и одиночества!» Но стоит ласковым и заботливым рукам взять ребёнка, как паника начинает стихать, а мозг успокаивается.

Главная идея психологии развития: беззащитный младенец постепенно превращается в самостоятельную личность, опираясь на помощь своего взрослого. Это взаимоотношения, в которых один полностью зависим, а другой несёт за него абсолютную ответственность. Чтобы облегчить эту задачу и взрослому, и ребёнку, природа придумала привязанность и заложила её в нашу программу развития. Согласитесь, гораздо легче нести груз ответственности за того, кого мы бесконечно любим и чьим присутствием наслаждаемся. Да и подчиняться гораздо приятнее, когда ребёнок чувствует себя самым важным и ценным для своего взрослого.

В настоящее время у взрослых катастрофически много работы, обязанностей, информации, внешнего давления. И слишком мало того, что действительно ценно – свободного времени. Как давно вы вместе с ребёнком с удовольствием читали книжку, обсуждали героев фильма, просто неторопливо гуляли? Здорово, если вчера. Но, к сожалению, я знаю наверняка, что многие и не припомнят, когда же они безраздельно принадлежали ребёнку хотя бы пятнадцать минут. А ведь воспитание – это не нотации, ограничения и запреты.

Истинное воспитание – это те моменты, когда мы максимально сконцентрированы на ребёнке: совсем не отвлекаемся на гаджеты, внимательно, с искренним интересом вникаем в то, чем и как живёт наше дитя. Кроме основной работы и бытовых хлопот, на нас ещё возложена функция обучения и контроля: домашнее задание, с которым ребёнок не справится без помощи. О каком свободном времени тут может идти речь? И вот в завершение трудного дня у взрослого остаётся каких-то полчаса для себя, которые совершенно не хочется жертвовать на ребёнка. Легче дать ему в руки телефон. И так постепенно, крохотными шажочками гаджеты начинают замещать нас, родителей. Не тешьте себя иллюзиями, сейчас детей воспитывают их любимые блогеры. Ценности, взгляды, отношение к миру отныне прививаются не нами. Увы.

Шаги, которые нужно делать

Ребёнок, не чувствующий себя в безопасности из-за нарушения привязанности, просто не может учиться. Его мозг взбудоражен, а значит, нет ресурсов для познания. И прежде чем ругать за лень и плохие оценки, стоит рассмотреть ситуацию с совершенно другой стороны и составить пошаговый план действий, который поможет вернуть мозг в спокойное состояние, а значит, помочь вновь обрести стимул и интерес к учёбе:

  1. Работайте не над проблемой, а над отношениями. Важнее этого нет ничего. Во главу угла поставьте ваше с ребёнком доверие, взаимопонимание, интерес друг к другу. Старайтесь повышать планку в общении. От банальных вопросов «Как в школе дела? Какие оценки? Что поел?» переходите на уровень «О чём ты мечтаешь? Что тебе интересно? Что для тебя важно?»
  2. Учитесь планировать. В ежедневник впишите общение с ребёнком как приоритетную задачу. Уверяю вас, если перетряхнуть систему ценностей, можно второстепенные дела отложить, делегировать или вообще отменить. Чистый пол не может быть важнее общения с ребёнком.
  3. Снизьте накал страстей вокруг учёбы. Уменьшите градус её значимости. Да, школа – важная часть жизни, но не единственная. В отличие от привязанности. Давно уже школьные оценки не влияют на качество последующей жизни. Наверняка и вы знаете бывших троечников, которые многого добились. Как и отличников, которые так и не смогли найти своё место. А вот качество ваших взаимоотношений с ребёнком влияет на всю его жизнь.
  4. Постепенно передайте ответственность за учёбу ребёнку. Пусть осваивает школьный материал самостоятельно. Если что-то непонятно, конечно, нужно помочь и объяснить. Но не сидите цербером над душой у ребёнка, упрекая за каждую ошибку и помарку.
  5. Перестаньте подменять себя гаджетами. Ограничьте экранное время. Но просто отобрать телефон не получится, нужно что-то дать взамен: книгу, фильм, прогулку, а лучше всего – себя!
  6. Пусть у ребёнка будет свободное время. Не загружайте его кружками и секциями по самую маковку. Да, спорт важен, но и возможность поскучать, подумать и выбрать занятие по душе, которое никто не контролирует и не оценивает, не менее нужна. Напоминаю, свободная игра – это самое важное детское занятие. В этом процессе ребёнок утилизирует негативные эмоции, проживает понарошку трудные ситуации, его мозг перезагружается и готовится к новым свершениям.

В завершение хочу вам посоветовать искренне и честно ответить самим себе на вопрос: зачем ребёнку нужно хорошо учиться? Только постарайтесь заглянуть глубже страхов, что он станет дворником. Возможно, честный ответ даст новые аргументы для мотивации ребёнка к учёбе.

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

Комментарии не добавлены.
Будьте первым!