Ожившие в детской кошмары
Давайте сегодня поговорим о том сказочном мире игрушек, в котором проводят большую часть времени современные дети. Сразу оговорюсь, я не претендую на истину в последней инстанции, открыта к диалогу и лишь делюсь своими соображениями как мама двух активных мальчишек и как педагог-психолог.
Чему учат страшные персонажи?
Недавно моя подруга, мама очаровательной девчушки, сказала, что боится заходить в детскую комнату: на полках там поселились монстры. У некоторых из них милые лица, но сути это не меняет: ребёнок проводит дни и ночи в окружении вампиров, оборотней и зомби.
Игрушки, изображающие страшных существ, были всегда. Все мы с детства знаем традиционных сказочных персонажей: Бабу-Ягу, Змея Горыныча, Серого волка, Соловья-разбойника, Кощея Бессмертного. Каждый из них наполнен особым смыслом для нас. Мы выросли на сказках, где они творили зло, обманом, хитростью, колдовством, а где-то и силой пытаясь победить отважного героя. Мы с замиранием сердца следили за перипетиями сюжета, болели за добрых и ненавидели злых. Мы учились побеждать свой страх.
А помните, как вдруг эти отрицательные персонажи совершали странные, на наш взгляд, поступки и помогали герою в безвыходной ситуации? Это сейчас нам, уже значительно подросшим, психологи объяснили, что отрицательные герои необходимы для инициации, взросления главного героя, что без них он так бы и остался Иванушкой-дурачком и не нашёл бы любовь всей жизни и царство в придачу. Тогда, в детстве, мы учились понимать, что мир устроен неоднозначно, что даже в самом отталкивающем создании живёт искра добра и любви, что не стоит давать однозначных оценок никому. Когда мы играли этими страшными игрушками, мы выпускали свои страхи и усваивали, что добро всегда побеждает зло.
Что не так с современными страшными игрушками?
Полки детских магазинов забиты игрушечными монстрами, вампирами, киборгами, трансформерами, пришельцами из иного мира. Суть большинства из них в том, что они жители потустороннего мёртвого мира. Давайте на секундочку представим, что наша реальность населена такими существами. Нас, взрослых, ведь не обманут их милые улыбающиеся лица? У меня мороз по коже, не хотела бы я оказаться в подобном мире. На этих существах лежит печать смерти. Безусловно, с детьми нужно говорить о печальных и неизбежных сторонах жизни: о её конечности, о страхе и боли потерь. Но подобные игрушки искажают представление не только о жизни, но и о смерти.
Кроме того, многие современные страшные персонажи позиционируются как положительные герои, хотя и имеют весьма отталкивающий, злобный вид. В современных мультфильмах (и художественных фильмах для детей постарше) они на первый взгляд борются со злом. Но какими способами? Драки, взрывы, обман. А где же сложные, неоднозначные характеры классических страшных персонажей, задача которых не убить, а испытать главного героя? А где же место смекалке, ловкости, находчивости, которые по-прежнему важны и ценятся в современном мире? Положительные герои сегодняшних приключений побеждают зло только кулаками, чему и учат наших детей.
Да, эти игрушки выглядят очень натуралистично: проработаны мельчайшие детали их мимики, одежды, частей тела. Они, безусловно, привлекают внимание наших детей своей необычностью. Реклама на телевидении и в интернете тоже делает своё дело. Эти игрушки есть почти у всех детей в округе, и наши чада начинают грезить ими. Когда дитя плачет, вымогая вожделенное, мы испытываем целый коктейль неприятных чувств, включая вину, и ощущаем себя плохим родителем. Но покупая подобную игрушку, мы никогда не можем быть уверены, станет ли она обычным жителем детской, который не особо задевает психику ребёнка, или окажется причиной вдруг появившейся привычки грызть ногти или просыпаться с плачем по ночам. Важно вовремя вспомнить, кто тут главный и кто за всех в ответе!
Каждому возрасту своя игрушка
Несколько лет назад перед моей семьёй встала проблема страшных игрушек. Однажды оглядевшись, я обнаружила критичное количество монстров в детской комнате. Посовещавшись, мы с мужем приняли волевое решение, что подобным игрушкам в нашем доме не место. Несколько доверительных разговоров с обязательным сочувствием ребёнку, пара детских истерик, и эти монстры переехали сначала в гараж на даче, а потом и вовсе пропали в неизвестном направлении. Сейчас наши дети знают, что пусть и игрушечным, но всё-таки демонам (такое название этих игрушек оказалось очень доступным для понимания их сути) путь в наш дом закрыт.
Подводя итог, хочу ещё раз обратить ваше внимание, что большинство современных страшных игрушек вредны для детской психики, они не помогают развивать правильное представление о мире, а порой даже провоцируют агрессию и жестокость. Если мне не удалось вас убедить, примите во внимание хотя бы возрастные особенности ребёнка.
До трёх лет. Дети только начинают познавать мир, они легко пугаются, их эмоции носят взрывной характер. Как справляться со страхом, детки ещё не знают. Примите во внимание чувствительность малыша и не покупайте ему даже просто слишком громких, слишком ярких или слишком больших игрушек. Про страшных персонажей речь вообще не идёт.
С трёх до шести лет. Воображение развивается, и ребёнок через игру отрабатывает навыки общения с окружающим миром. Совершенствуется ролевая игра, в которой ребёнок примеряет на себя образы и положительных, и отрицательных героев. Можно уже приобрести ему страшные игрушки, но только изображающие традиционных персонажей, знакомых нам самим с детства. Не стоит хранить их в детской постоянно. Лучше доставать эти игрушки тогда, когда вы лично можете наблюдать за игрой ребёнка, а лучше — в ней участвовать. Нужно вовремя среагировать, если у малыша возникнут слишком сильные тревога, страх, обида, агрессия. Важно помочь ребёнку прожить эти чувства максимально экологично.
После шести лет. Психика ребёнка развивается, у него появляется умение как-то справляться со страхами и тревогами. В играх дети воплощают уже свои собственные придуманные истории, они учатся наделять привычных персонажей необычными качествами. В этом возрасте страшные игрушки становятся наиболее привлекательными. Особенно дети жаждут трансформеров, киборгов, страшных кукол. Если обойтись без них не получается, то пусть они хотя бы не преобладают в детской. Гораздо лучше, если основными игрушками ребёнка будут всё же добрые, безобидные персонажи.
Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант