Видеоигры: польза или вред
В них играют более 90 % детей, и у большинства родителей это вызывает тревогу. Как же влияют видеоигры на наше здоровье?
Эпидемия XXI века
В России нет статистики, отражающей приверженность наших соотечественников к видеоиграм, но мы можем опираться на американские цифры, которые вряд ли существенно отличаются от «наших». По статистике, играют 99 % мальчиков и 94 % девочек в США. Взрослые тоже не отличаются иммунитетом к этой страсти: почти половина американцев в возрасте старше 50 лет — геймеры, причём 45 % из них — женщины.
Среднее время, которое дети от 8 до 18лет посвящают этой страсти, выросло с 26 минут в день в 1999 году до почти 110 минут в 2009 году. Более того, 25 % играющих мальчишек посвящают этому занятию 4 и более часа в день.
Но это ещё не все настораживающие цифры. Более 90 % игр с рейтингом Е10+ содержат какие-либо образы насилия, и оно зачастую преподносится как оправданное, весёлое и не имеющее негативных последствий. Даже игры с рейтингом Е, которые подходят для всех возрастов, могут содержать некоторые эпизоды насилия.
Так, результаты исследования показали, что 35 из 55 игр с рейтингом Е включали преднамеренное насилие, а 33 поощряли или требовали его для продвижения в игре. Из 32 игр, в описании которых не было насилия, 14 его содержали.
Говорим «игра», подразумеваем «проблемы»
Множество исследований подтвердили, что по сравнению с просоциальными видеоиграми игры с насилием вызывают чувство враждебности и агрессии, снижают чувствительность к применению физической силы и искажают восприятие того, что же представляет собой насилие. Уже очевидно, что подростки, которые увлекаются ими, впоследствии имеют проблемы и с психическим здоровьем, и с агрессией.
Стремление к острым ощущениям, бунтарству, приверженность к алкоголю и курению — одни из немногих последствий игромании, причём чем более жестокие сцены и более антисоциальный главный герой, тем выраженнее негативные результаты. Существует предположение, что игра более двух часов в день в жестокие «игрушки» ассоциирована и с повышением риска депрессии .
Но судя по всему, агрессия и проблемы с психикой — это далеко не все нежелательные последствия игромании. Осенью 2022 года были опубликованы результаты исследования, которые свидетельствуют о том, что электронные игры могут повышать риск заболеваний сердца у детей.
Австралийские учёные, изучившие около 70 работ и отчётов о вероятности сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с игроманией, выявили, что во время видеоигр:
- 22 ребёнка теряли сознание, испытывали проблемы с сердечным ритмом и другие угрожающие жизни осложнения на сердце;
- у 17 геймеров в возрасте от 7 до 16лет, в основном мальчиков, были серьёзные нарушения сердечного ритма, известные как желудочковая аритмия;
- у шести из них случился сердечный приступ, а у четверых — внезапная сердечная смерть.
Особенно опасны видеоигры для детей с аритмией. Очевидно, что они могут быть смертельными для пациентов с аритмическими состояниями, в том числе не распознанными ранее. Дети, которые играя внезапно теряют сознание, нуждаются в немедленном осмотре кардиолога, поскольку это может быть первым признаком серьёзной проблемы с сердцем.
Да, такие случаи редки. Тем не менее они есть, и родителям важно об этом помнить. Однако у видеоигр есть положительные стороны.
Другие новости
На самом деле многие видеоигры оказывают благоприятный эффект на состояние человека, в частности поощряют социальное поведение, помогая отработать навыки работы в команде, сочувствия, творческого решения проблем. Также в одном исследовании было показано, что они могут улучшать настроение, способствовать расслаблению, уменьшению стресса и беспокойства.
Ролевые игры позволяют «примерить» на себя разные личности, активные способствуют повышению физической активности, интеллектуальные помогают повысить образовательный уровень. Вопрос лишь в том, обеспечивают ли какие-либо из этих навыков достижения в реальной жизни. Мнения экспертов на этот счёт неоднозначны. Как нет и вердикта в отношении того, что первично: жестокая игра или агрессия.
Одни специалисты уверены, что жестокость в играх провоцирует насилие, другие же уверены, что некоторые дети рождаются с пагубными склонностями и выбирают жестокость во всём, в том числе и в геймерстве. По всей вероятности, кое-что зависит и от того, сколько времени посвящать этому занятию. Если дети, играющие три часа в день и дольше, часто имеют психологические отклонения, то те, кто играет от одного до трёх часов, напротив, более удовлетворены жизнью и обладают лучшими социальными навыками по сравнению с «неиграющей» детской популяцией.
Подводя итог, уместно отметить, что мы, возможно, сильно преувеличиваем как негативное, так и положительное влияние видеоигр на детей. Это типично для так называемой моральной паники, которая следует за появлением в социуме новых медиа.
Далеко ходить не нужно: вспомним, что думали наши родители о влиянии комиксов, рока или рэпа на наше собственное состояние. Поэтому наложение табу на видеоигры как однозначно негативное явление точно не лучший выход из сегодняшней ситуации. Как, впрочем, и вседозволенность.
Где находится баланс между риском и пользой, как его определить — вопрос, на который каждому родителю придётся отвечать самостоятельно. И хочется верить, что ответ на него окажется верным.
Автор: Мария Тропинина, провизор, медицинский журналист.