Осенний сплин, или Сезонное аффективное расстройство
Наше настроение может зависеть от погоды, самочувствия, состояния дел и даже… времени года. Так, осенне-зимняя хандра возникает у тех, кто страдает сезонным аффективным расстройством (САР).
От Онегина до наших дней
Пушкин в «Евгении Онегине» прекрасно описал симптомы депрессии, которая вполне может иметь сезонный характер, ведь именно зимой главный герой поэмы «к жизни вовсе охладел». «Аглицкий сплин», к сожалению, и сегодня остаётся серьёзной проблемой для многих наших сограждан: его распространённость колеблется в пределах 1–10 %, причём заболевание обычно начинается в возрасте Онегина — около 23 лет, у женщин в четыре раза чаще, чем у мужчин .
Наиболее подвержены сезонной депрессии жители районов, где зимние дни очень короткие. В северных широтах, на которых раскинулась наша родина, с укорочением светового дня у населения может появляться комплекс симптомов, включающий депрессию, усталость, сонливость, повышение аппетита (и соответственно, увеличение веса) и снижение либидо. В итоге мы хандрим, много спим, часто едим и не чувствуем радости от жизни. Если эти неприятности проходят сами по себе с наступлением весны и снова возникают поздней осенью, очень похоже, что их причина — САР. Давайте разбираться, что это за хворь и как связаны длина светового дня и депрессия.
Зимняя спячка
Впервые врачи заговорили о САР в 80-х годах прошлого века, когда доктор медицинских наук Норман Розенталь, горя желанием обнаружить причину своей неизменной тоски, возникающей зимой во время полярной ночи на севере США, предположил, что всему виной сокращение естественного света. Затем Розенталь и его коллеги из американского Национального института психического здоровья в исследовании с использованием светотерапии подтвердили феномен САР. И хотя сначала врачи отнеслись к новому заболеванию скептически (действительно сложно поверить, что с сокращением светового дня в организме могут происходить изменения, приводящие к депрессии), вскоре САР получило широкое признание. Написанная же Розенталем в 1993 году книга «Зимняя хандра» стала классической, использующейся в медицинской практике и поныне.
Сегодня существуют различные теории, которые объясняют сезонную депрессию. Есть мнение, что САР — это в своём роде «зимняя спячка», которая даёт эволюционное преимущество, особенно для женщин. Сезонная депрессия в холодное время года и связанная с ней весенняя активизация теоретически может повышать вероятность забеременеть летом и родить малыша следующей весной, когда шансы на выживание ребёнка максимально высоки. Но гораздо более обоснованными выглядят другие версии.
Так, многие учёные считают, что САР связано с недостатком нейромедиатора серотонина — того самого, дефицит которого приводит к возникновению типичной депрессии. Но наиболее вероятным считается предположение, объясняющее сезонную хандру колебаниями в уровне гормона мелатонина, который вырабатывает в тёмное время суток шишковидная железа, или эпифиз.
Да будет свет
Косвенными доказательствами теории, связывающей «зимнюю депрессию» с солнечным светом, можно считать высокую распространённость заболевания у жителей севера. Так, в широтах арктического региона, таких как северная Финляндия (64° северной широты) САР встречается у 9,5 % населения. Также возникновению САР может способствовать и высокая облачность.
Есть данные, что многие пациенты с зимней депрессией имеют нарушения циркадного ритма, регулирующего цикл сна и бодрствования за счёт выработки мелатонина. Но самым веским аргументом в пользу точки зрения, объясняющей САР сокращением светового дня, является эффективность светотерапии при этом заболевании.
Светотерапия может заключаться как в воздействии солнечного света, когда пациент проводит больше времени на улице, так и в использовании специального лайтбокса. Он излучает гораздо больше люменов, чем обычная лампа. Врачи используют яркий белый свет полного спектра при 10 000 люкс, синий свет с длиной волны 480 нм при 250 люкс или зелёный свет с длиной волны 500 нм при 350 люкс. Пациент во время светотерапии должен сидеть на предписанном расстоянии — обычно 30–60 см — перед лайтбоксом с открытыми глазами, но не смотря на лампу. Длительность одного курса лечения от 30 до 60 минут.
Также эффективной считается терапия «симуляцией рассвета» с использованием светодиоидной лампы яркостью 300 люкс, соответствующей яркости восходящего солнца. Задача такого «будильника» — обмануть организм, сообщив ему, что уже наступило утро, когда до настоящего восхода ещё несколько часов. Несмотря на то что пациент продолжает спать, «лечение» действует: свет, проникая сквозь веки, попадает на сетчатку, которая посылает сигнал в гипоталамус, а затем в эпифиз, и синтез мелатонина прекращается. Так биологические часы переходят от сна к бодрствованию.
Световая терапия, будь то использование лайтбокса или «светового будильника», может обеспечивать улучшение уже в течение первых семи дней лечения, однако стойкий результат удаётся получить только после нескольких недель регулярных сеансов. При этом их следует продолжать даже после клинического выздоровления — до тех пор, пока длина светового дня не станет достаточной, то есть до весны. Которая непременно наступит и принесёт с собой долгожданные тепло и радость!
Автор: Мария Тропинина, провизор, медицинский журналист