Психология креативности
Креативность — способность, которая помогает человеку адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Это способность создавать что-то новое, оригинальное как в материальном так и духовном плане. Однако сразу определимся, что для блага эволюции это новое должно быть полезным для людей и окружающей среды.
Условия возникновения креативности
Для создания полезного новшества человеку нужно развивать дивергентное мышление — способность находить множественные решения одной проблемы. В обществе, где доминируют единственно «правильные ответы» на все насущные вопросы, креативность невозможна в принципе, и эти страны или народы находятся в состоянии стагнации.
Абсолютно необходимое условие для творчества — состояние свободы как внешней, так и внутренней. Нельзя творить новое под угрозой наказания или самобичевания.
В то же время, по данным психологов за 2016 год, креативность лучше развивается тогда, когда вы регулярно общаетесь с теми, кто вам противоречит.
Типы (стили) креативных людей
Писатель и журналист Артур Кестлер описал следующие креативные типы личностей.
- «Артист» — ищет красоту и элегантность формы и содержания. «Артист» не обязательно художник или музыкант. Это может быть физик или математик, который испытывает наслаждение, находя изящное решение поставленной задачи.
- «Мудрец» — этот человек использует строгий анализ, разбирая ситуацию на элементы и и выявляя принцип их взаимодействия. Ему важна практическая целесообразность решения проблемы.
- «Баловник» — играет с предметами и идеями, раскидывает их, как ребенок, и перекладывает необычным образом. Внешне это выглядит как игра, но «баловник» моментально фиксирует появление новых комбинаций, которые сулят практическое приложение.
Если вы собираетесь поработать над собственной креативностью или развить ее у вашего ребенка, для начала выберите тот стиль из вышеперечисленных, который больше подходит.
Проверка на креативность
Наиболее распространенный тест на креативность — это тест Торренса. Это тест с продолжением незаконченных рисунков. А для «домашнего» теста обойдемся без помощи профессионального психолога.
Итак, берем любой подручный предмет (карандаш, линейку, книжку и т. п.) и просим ребенка подумать, как этот предмет можно использовать. Оценка по 4 критериям:
- Беглость — способность выдавать большое количество идей. Фиксируйте общее количество идей. Чем больше идей, тем лучше. Отметим, что низкие показатели здесь могут быть из-за излишней детализации или заторможенности.
- Гибкость — способность переходить от одного аспекта проблемы к другому. Использование различных категорий решений. К примеру, столовую ложку можно применять не только для еды, но и как хирургический инструмент. В ГУЛАГе ею зэки гланды друг другу удаляли, предварительно заточив о бетон.
- Оригинальность — генерация идей, резко отличающихся от очевидных. Способность делать большие умственные скачки. Вместо лопнувшего в безлюдном месте колеса — привязали ствол дерева и передвигались как на санках. Качение заменили волочением.
- Разработанность — подробная детализация креативной идеи говорит о высокой способности к воплощению нового изобретения в реальную жизнь.
Тест Торренса есть в интернете в русской версии, и читатели могут его подробно изучить. Если набираете меньше 30 баллов — совсем низкая креативность и есть повод поработать над собой. Результат 40–60 — классический для середины популяции. А вот больше 70 — это очень хорошо, у вас недюжинные способности к творчеству. Можно использовать и другие тесты, к примеру, тест Медника на вербальную креативность.
Как развивать креативность у детей?
Из личного опыта — я, например, часто играл со своими детьми, изобретая новые слова. Нормальные, незашуганные, дети, как правило, к готовы к подобному творчеству.
Например, все знакомы с детскими дразнилками: «Вовка — морковка» или «Мишка — мартышка». Так вот, не надо запрещать детям дразниться, прямой запрет лишь вызовет обратную реакцию. Лучше предложить придумать как можно большее количество НОВЫХ дразнилок, удовлетворяющих критериям теста Торренса. Если кто-то из детей обижается — становимся на его сторону и всей группой креативим «положительные дразнилки» в его адрес.
Маленькие дети очень любят выдавать совершенно необычные слова. К сожалению, многие родители губят эту спонтанную креативность на корню, упорно поправляя ребенка и загоняя его в рамки литературного русского языка. Думаю, что лучше сохранять параллельно оба языка — и правильный, и креативный для домашнего употребления.
Моя дочь Маша не выговаривала слово «мясо», и мы его заменили на «сяма». Потом мы совместно придумали «дябли». Догадайтесь, что это могло значить? Когда придет время сдавать тесты в первый класс, ваш ребенок вполне справится с лингвистическим тестом, а креативность его не будет задавлена.
А если у родителя у самого плохо с креативностью? Не отчаивайтесь и загляните в любой учебник по фокусам. В интернете тоже полно сайтов с описанием различных магических трюков, и все эти трюки — плод творчества креативных людей. К примеру,
в свое время жюри международного конкурса иллюзионистов присудило первый приз «бегающей золотой монете». Утомившись искать различные магнитики и моторчики, жюри сдалось. А монета была прикреплена к спине рыжего таракана, который незаметно бегал в углублении!
Другой фокус, который потряс меня в свое время: фокусник кладет платок на ствол пистолета, стреляет — и платок исчезает! Мы стандартно предполагаем, что выстрел выбрасывает из ствола предметы. Тут же ломка стереотипа — в стволе растянутая пружина, которая при выстреле моментально ЗАТЯГИВАЕТ платок внутрь!
Делитесь понравившимися вам трюками с ребенком, и вы удивитесь, сколько поразительных идей он будет выдавать.
Напоследок скажу вам, что в советское время мой знакомый хирург из маленькой сельской больницы при экстренной операции на грудной клетке сделал клапанный дренаж из презерватива и спички. Ему явно в детстве не поломали креативность, в итоге это спасло человеческую жизнь…
Сергей Боголепов