О чём говорят детские рисунки?

, Родители и дети

О чём говорят детские рисунки?

56be993f-340b-4260-bf6f-8fb9b696988a_thumb500.jpg

Свободная игра – полезное занятие для ребёнка. Учёные доказали, что фраза «всё бы тебе в бирюльки играть» пуста и безосновательна. В ходе спонтанной игры происходит отработка тяжёлых эмоций и трудных переживаний. Освободившись от них, мозг и психика зреют.

Под свободной игрой психологи подразумевают любое детское занятие, которое спонтанно, в удовольствие, не оценивается и не контролируется взрослыми. И это не только любые манипуляции с игрушками, но также пение, танцы, театр, рукоделие и рисование.

Когда ребёнок сам берёт бумагу и рисовальные принадлежности, с удовольствием окунаясь в творческий процесс, его психика латает сама себя. Порой детские рисунки умиляют, бывает – удивляют, случается – пугают.

С какого возраста можно читать детские рисунки?

До трёх-четырёх лет детки осваивают предметный мир, учатся манипулировать сначала ручками и ножками, потом игрушками, ложкой, стаканчиком, карандашами, кисточкой. Они ещё только осваивают понятие цвета и формы, поэтому по первым шедеврам никаких важных выводов делать не стоит.

А вот рисунки детей четырёх–семи лет лучше всего отражают их внутреннее состояние. Хотя и позже, когда в них появляется больше тщательно проработанных деталей, можно увидеть отношение ребёнка к миру, к себе и к людям.

Обращать внимание нужно на следующие параметры:

1. Цвет. Как правило, детские рисунки пестрят красками. Чем больше уверен в себе ребёнок, тем ярче цвета и сильнее нажим. Если какой-то цвет чаще всего встречается в рисунке, стоит поразмыслить над этим. Особенно, если он мрачный и тёмный. Не нужно беспокоиться, если изредка появляются унылые краски: возможно, ребёнок рисовал ночь и звёзды. Или грустное настроение отразилось на бумаге. Но когда тёмные цвета преобладают в рисунках регулярно и долго, нужно уделить этому внимание. Возможно, ребёнок подавлен, переживает какое-то печальное событие и стоит ему помочь в этом трудном вопросе. Однако важно помнить, что стопроцентной гарантии такая диагностика не даёт.

2. Место ребёнка на рисунке. Обычно информацию о внутреннем состоянии может дать изображение семьи. Но также важно обратить внимание на работы, где ребёнок нарисовал себя с друзьями, в детском саду или школе. Он в центре, с краю или вообще вдалеке? Это может показать нам, как он чувствует себя в этой группе.

Ближе к себе он рисует самых дорогих людей, с кем у него наиболее близкие отношения. Бывает, что на этом месте изображены бабушка или дедушка, а не родители. Стоит подумать о том, чтобы стать ближе к своему малышу, уделять ему больше качественного внимания.

Если кто-то из членов семьи вообще не изображён, скорее всего, ребёнок мысленно исключает его из круга родных. Хотя это может быть и ситуативно: малыш поссорился с этим родственником и сейчас просто злится на него. Самый тревожный звоночек, когда таким изгоем оказался сам ребёнок. Нужно поговорить с ним, задать вопросы, где же он и почему его нет на рисунке.

3. Пропорции персонажей. Как правило, маму и папу дети рисуют выше и крупнее себя. Если же выше всех он изобразил себя, или его ножки будто повисли в воздухе, а его голова на уровне родительских макушек, скорее всего, ребёнок слишком часто становится «жилеткой», в которую родители выплакивают свои проблемы, они с ним общаются на равных и слишком откровенно делятся трудностями. Для ребёнка такое положение в семье очень тревожно и тяжело. Не стоит забывать о семейной иерархии: взрослые, сильные и заботливые, сами несут ответственность за свою жизнь и за ребёнка. Не отнимайте у малыша детство, раньше времени погружая его во взрослые проблемы.

Тревожные сигналы

Слишком большие кулаки, зубы, огромные руки, острые когти и рога, как правило, свидетельствуют об агрессии. Стоит обратить внимание, у кого из героев рисунка появились эти атрибуты. Если таким ребёнок изобразил себя, есть несколько возможных причин. Либо ему часто приходится подавлять в себе агрессивные импульсы, либо он чувствует себя настолько беззащитным, что пытается «вооружиться» любыми доступными средствами. Возможны и оба варианта сразу.

dce97037-84f2-4dba-b876-8901faa1bae3_thumb500.jpg

Понаблюдайте за ребёнком, обратите внимание на то, в какие игры он играет. Битвы, аварии, крушения, катаклизмы, проживаемые понарошку, помогают утилизировать злость и агрессию. Не стоит прерывать такие игры, это вовсе не означает, что ребёнок растёт агрессором. Если вы понимаете, что ребёнок чувствует себя беззащитным, постарайтесь дать ему побольше телесного контакта. Важно, чтобы он почувствовал, что вы всегда рядом, на его стороне и защитите его от любых неприятностей.

Стоит обратить пристальное внимание на героев рисунка, которые не принадлежат семье. Особенно если они больше всех и у них есть атрибуты агрессии. Нужно внимательно приглядеться к окружению ребёнка: действительно ли все взрослые в нём безопасны.

Изображение половых органов. Схематичное изображение у детей трёх-четырёх лет не должно вызывать тревоги. Скорее всего, это говорит про интерес к своему телу и к различиям полов, о которых он недавно узнал. Если же у ребёнка постарше на рисунке появляются тщательно прорисованные гениталии – это тревожный сигнал. Возможно, он увидел неподходящее ему по возрасту и развитию фото или видео. Стоит установить родительский контроль на гаджеты ребёнка (хотя установить его нужно в любом случае) и очистить пространство дома от слишком взрослых книг и журналов. Кроме того, это сигнал снова присмотреться к окружению ребёнка: нет ли в нём взрослых, испытывающих к нему нездоровый интерес. Хочу напомнить, что в 80 % случаев насильственные действия по отношению к детям совершают хорошо знакомые им люди.

Не стоит в жажде познания детской души заставлять ребёнка рисовать на заданную тему против его воли. Обращайте внимание на его спонтанные рисунки. И важно помнить, что по рисунку диагноз не ставят, и мы с вами говорим про это лишь для того, чтоб у нас появились инструменты для лучшего понимания детей. Поэтому, если вас что-то тревожит в рисунках, стоит посоветоваться с детским психологом.

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант


Комментарии не добавлены.
Будьте первым!