Вегетососудистая дистония: есть она или нет?
В медицине такое случается. Существовало заболевание, при диагностировании которого выписывали больничный и отправляли студентов в академический отпуск. А потом выяснилось, что вегетососудистая дистония (ВСД) — это не болезнь, а комплекс симптомов. В неврологии её переосмыслили, но повлияло ли это на лечение? И да, и нет.
Нервная система, которая сама по себе
Диагноза «вегетососудистая дистония» (ВСД) сегодня нет в классификаторе болезней. Неврология — развивающаяся наука. Советская школа выделяла ВСД в отдельное заболевание. Позднее мы пришли к пониманию, что недомогание, которые определяли как вегетососудистую дистонию, — это комплекс симптомов дисфункции (нарушения работы) вегетативной нервной системы.
«Вегетативная» означает «автономная». Она отвечает за всё разнообразие приспособительных реакций организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Она регулирует и сосудистый тонус, и сердцебиение, и уровень артериального давления — словом, деятельность всех внутренних органов, эндокринной системы, кровеносных и лимфатических сосудов. Её функционирование не зависит от воли человека, однако подчиняется высшим центрам вегетативной регуляции в головном мозге.
Бей, беги, отдыхай: кто выбирает?
Вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую. Первая — это система стрессового реагирования «бей или беги». При активном функционировании симпатической системы человек готов к свершениям. Физиологически происходит следующее:
- ускоряется сердцебиение;
- поднимается артериальное давление;
- расширяются зрачки;
- происходит задержка мочеиспускания;
- уменьшается перистальтика кишечника;
- в кровь выбрасывается адреналин.
Парасимпатическая система, напротив, отвечает за покой и питание. Она способствует:
- активному пищеварению;
- учащённому мочеиспусканию;
- сужению зрачков;
- снижению частоты дыхания;
- сужению бронхов и т. д.
И симпатическая, и парасимпатическая системы, как инь и ян, существуют в организме параллельно, по мере необходимости преобладает то одна, то другая. А дисфункция вегетативной нервной системы нарушает их гармоничное содружество.
Понятно, что это недомогание не может возникнуть само по себе, оно свидетельствует о каком-то расстройстве в организме, чаще всего тревожном или депрессивном, либо смешанном тревожно-депрессивном. Эти симптомы сопровождают любые хронические интоксикации (например, описторхоз), встречаются они и в рамках постковида. В редких случаях за дисфункцией вегетативной нервной системы скрываются нейродегенеративные патологии.
Антидепрессанты без депрессии
Проявления вегетативной дисфункции: головокружения, колебания артериального давления, потливость, обмороки, озноб, нехватка воздуха, учащённое мочеиспускание, тревога и паническая атака как кризовый вариант (криз — от франц. crise «перелом, приступ»).
Лечить вегетативные дисфункции по симптомам нет смысла. Успокаивать сердцебиение, повышать или понижать давление и прочее без выяснения причин, вызвавших нарушения, не очень перспективно. Хотя именно такие симптомы — частые причины вызова скорой помощи. Человеку кажется, что он умирает, приезжает скорая, и больной слышит: «Вам к неврологу».
Зачастую пациенты относятся к таким рекомендациям с недоверием. Они отправляются к кардиологу, проходят обследования и выясняют, что нарушений работы сердца у них, слава богу, нет. Наверное. Им в самом деле к неврологу.
Минимальную диагностику пройти, конечно, стоит. Она обычно включает в себя:
- общий и биохимический анализ крови;
- гормоны ТТГ, Т4;
- анализ мочи;
- ЭКГ;
- ФЛГ;
- УЗИ сердца и щитовидной железы.
Остальное по показаниям, которые определит врач. Однако в большинстве случаев вегетативная дисфункция вызвана стрессами, завышенными требованиями, которым человек не может соответствовать, тяжёлыми переживаниями, например, смертью близкого. И она, как ни странно, успешно лечится антидепрессантами.
Дело в том, что спектр действия антидепрессантов гораздо шире, чем лечение депрессий. В частности, эти препараты помогают при тревожных состояниях и панических атаках. Хотя объяснить пациенту, что у данной группы лекарств просто неудачное название, бывает нелегко.
Пациентов с вегетативными дисфункциями мы лечим в сотрудничестве с психотерапевтами. Уточню: не с психологами, они для здоровых людей; именно с психотерапевтами — специалистами с медицинским образованием.
А вдруг я привыкну?
Зачем совмещать медикаментозное лечение с психотерапией? Мы надеемся после прохождения курса лечения отменить препараты.
Если пациент продолжит жить, как жил, то есть вероятность, что он вскоре наступит на те же грабли. Спустя время резервы, которые мы восстановили с помощью препаратов, истощатся, и к пациенту вернётся тревожное состояние со всеми пролеченными последствиями. Если пациент пройдёт параллельно с лечением у невролога курс психотерапии, то велики шансы, что жизнь его изменится и он не попадёт к нам снова с симптомами вегетососудистой дисфункции.
Существует ли привыкание к антидепрессантам и риск зависимости? Нет. Зависимость от препаратов означает, что они перестают действовать, пока не увеличится доза приёма.
Антидепрессанты привыкания не вызывают, в отличие от бензодиазепиновых транквилизаторов, которые мы если и назначаем, то короткими курсами. Но прекращать приём антидепрессантов следует постепенно, и разумеется, под наблюдением врача.
Галина Якоби, невролог, отоневролог, рефлексотерапевт, врач высшей категории Центра новых медицинских технологий