Художник Иосиф Крачковский (1854 – 1914)

, Медицина и наука

Художник Иосиф Крачковский (1854 – 1914, известный русский живописец-пейзажист.

Иосиф Крачковский родился в Варшаве в мещанской семье. Обучался в Императорской Академии художеств, начав посещать ее в качестве вольноприходящего ученика. Своим учителем считал профессора барона М. К. Клодта. Удостоенный большой золотой медали и звания художника первой степени за картину «Вечер», в качестве пенсионера был отправлен на казенный счет за границу для дальнейшего совершенствования. За свои работы, исполненные за границей, был признан академиком. Жил и трудился в Санкт-Петербурге.

Иосиф Крачковский преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, много путешествовал. Его пейзажи, передающие южные красоты России, Италии, Франции, выполнены в традициях академических предначертаний.

Творчество художника, не достигнув вершин изобразительного искусства, в то же время составляло основу живописной системы.

Рассказ об этом интересном человеке и известном художнике продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Решительный, увлекающийся, подвижный, удивительно добрый и отзывчивый, с ярким художественным темпераментом, он весь высказался в своих холстах, в своей манере, в изысканном рисунке, в любви к ярким тонам и густой светотени. Его страстная любовь к природе, благоговейное отношение к мельчайшим деталям объясняют многое в его творчестве. В своих картинах Крачковский часто отдавал предпочтение портретности в пейзаже, считая, что лучше природы не придумаешь, что случайности распределения масс зелени, облаков, красочных пятен так божественно прекрасны, что, дай Бог, чтобы хватило сил хоть немного приблизиться к ним» (Н. Беккер, близкий родственник и ученик Крачковского).

«Дети в цветущем лугу у реки», 1893 год, холст, масло, Сочинский художественный музей.


Иосиф Евстафиевич Крачковский родился 3 июля 1854 года в Варшаве в мещанской семье. Родители мальчика были культурными и образованными людьми, отец увлекался поэзией, а мама, обладавшая мягким и выразительным голосом, хорошо пела и играла на нескольких музыкальных инструментах.

«Весна в Крыму», 1912 год, холст, масло, 71.3 x 111.2 см., частное собрание.

7051e220-6309-47ec-87a6-dda7ccd381a9_thumb500.jpg

Иосиф с ранних лет начал проявлять глубокое влечение к рисованию и музыке, чему родители мальчика были очень рады, всячески стараясь поддерживать и развивать эти увлечения сына. Спустя несколько лет после его рождения семья переехала в Санкт-Петербург, ставший для будущего художника второй родиной.

«Азалии», 1902 год, холст, масло, 89 х 142,2 см., частная коллекция.

c1ef6c38-e64a-4a3d-bc63-23db958f18da_thumb500.jpg

В этом удивительном городе Иосиф пошел в гимназию, по окончании которой несколько лет учился в консерватории, превратившей его в превосходного пианиста и поставившей перед трудным выбором дальнейшего жизненного пути. К счастью для нас и всего отечественного искусства, любовь к живописи у юноши оказалась сильней, и сегодня мы можем наслаждаться работами одного из представителей эпохи перелома в русском пейзаже.

«Весеннее цветение», 1905 год, холст, масло, 54,3 х 73 см., частное собрание.

ad5026e9-0d60-44ae-a75d-093b4486a450_thumb500.jpg

В 1871 году Иосиф Крачковский начинает посещать Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Это был период президентства в Академии Великой княгини Марии Николаевны (1852–1876), когда в 1859 году Академия превратилась в открытое заведение, был разрешен доступ вольнослушателям, было обращено особое внимание на прохождение курса наук, а в 1863 году в России со знаменитого «бунта четырнадцати» началось фактическое отступление от догм академизма.

«Кизил цветёт», 1902 год, холст, масло, частное собрание.

1bf53617-bcf9-4407-b76f-3231bcd36f72_thumb500.jpg

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданных тем» (в 1863 году — написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле»). На отказ Совета все 14 человек демонстративно покинули Академию и организовали «Художественную артель», которая позже (в 1870) была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».

«Цветущий вереск», 1900-е годы, холст, масло, 84,8 × 110 см., частное собрание.

4f4c6054-1fb1-4984-9ba0-8834abfc1d5c_thumb500.jpg

В этот период фактического падения престижа Императорской Академии художеств и начал свое обучение в ней Иосиф Крачковский. Через три года, после получения серебряной медали за пейзажные этюды, талантливый юноша начинает занятия в пейзажном классе замечательного русского художника-пейзажиста барона Михаила Константиновича Клодта (1832–1902).

«Глициния в цвету», 1898 год, холст, масло, 21,5 × 16 см., частное собрание.

ed5322c1-2ec8-49b6-8082-7f8371c8f597_thumb500.jpg

В 1878 году Иосиф Крачковский удостаивается малой золотой медали за картину «Утро», а в следующем году за картину «Вечер» уже большой золотой медали, звания художника первой степени, чина Х класса и права быть посланным за границу. В 1880 году его отправляют на казенный счет за границу в качестве пенсионера Академии для дальнейшего совершенствования мастерства.

«Восход луны (Цветущие миндали)», 1890 год, холст, масло, 77 х 119 см., частное собрание.

40cd44f4-bda0-4dbb-800f-87809407d4e7_thumb500.jpg

Крачковский последовательно посещает Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен, Милан и Мадрид, на несколько лет селится в Париже, проживая зимой на Монмартре жизнью «голодающей, но веселой богемы». Летом его путь попеременно лежит в Южную Францию (жил в Барбизоне), на Пиренеи, в Северную Испанию, в Мадрид, по Рейну, в горы Швейцарии, в Баварию, Тироль, в Северную Италию. Эти путешествия с друзьями на этюды позже превратятся в многочисленные прекрасные полотна, многие из которых найдут своих владельцев среди аристократии Санкт-Петербурга.

«Горный пейзаж с рекой», 1882 год, холст, масло, 91 х 123 см., частное собрание.

cd8c1935-2392-449b-911b-18fc94f13ec4_thumb500.jpg

Иосиф Крачковский в те годы, по воспоминаниям современников, «был сухощавым молодым человеком в очках, аккуратным, элегантно одетым, похожим на свои нарядные, чистые ландшафты». Он всегда был общительным и приятным собеседником, у него было много друзей не только среди учеников Академии, но и среди писателей и артистов того времени. Среди них гравер Василий Матэ (1856–1917), художник Николай Сакс (1849–1926), писатель Всеволод Гаршин (1855–1888).

«Сумерки на реке», 1889 год, масло по дереву, 10,8 × 14 см., частное собрание.

3a645110-7041-4b27-be27-719f239d0a2a_thumb500.jpg

В 1884 году Иосиф Евстафиевич возвращается в Петербург и удостаивается звания академика за работы, исполненные во время заграничной поездки. Он полон сил, энергии и творческих замыслов. Он часто посещает Малороссию, путешествует по Волге, привозя из своих творческих командировок многочисленные этюды и зарисовки.

«Вид у Лубны, Украина», 1886 год, холст, масло, 45 × 68 см., частное собрание.

118d5f0d-a4e1-427f-840d-e52a70686ad6_thumb500.jpg

В 1890-е годы Крачковский посещает Крым, где пишет картины в Ливадии, Массандре и Ореанде, исполняя многочисленные заказы русской знати и императорской семьи.

«Полдень», 1885 год, холст, масло, 47,5 ×32 см., частное собрание.


Ему по душе живописная природа юга, и с этого времени он каждую весну и осень отправляется в Крым, в Италию или на Французскую Ривьеру. Мотивы южной весны с ее яркими красками цветущих деревьев, роскошных южных цветов, с ее мягкими тонами неба и далей отныне заполняют его картины.

«Весна. Пейзаж. Крым», 1902 год, холст, масло, 87,3 × 126,5 см., частное собрание.

286d9cc7-9091-4c17-a7ef-cd19b4f3b335_thumb500.jpg

Крачковский влюблен в жизнь, свет, краски, и это отчетливо демонстрируют его полотна. В его пейзажах краски ослепительно ярки, но в то же время бесконечно тонки, сложны и разнообразны; свет, воздух, рефлексы дают всевозможные оттенки каждому локальному тону. По характеру порывистый и быстрый, он и живопись любил al prima, то есть писал по сырому, считая, что повторное писание по одному месту вредит яркости тонов.

«Поле», 1893 год, холст, масло, 42 х 69 см., частное собрание.

e04a18ed-3a4c-4125-b310-36c253f82503_thumb500.jpg

Эти годы отмечены активным участием Крачковского в различных академических выставках. Он принимает участие в выставках ОПХ, ТПХВ, Петроградского общества художников. К нему благосклонны критики, его любит столь категоричная в своих оценках публика.

«Азалии», 1900 год, холст, масло, 89 х 142,2 см., частная коллекция.

2b0dd2f6-9d95-4f23-bde4-d8d97f923360_thumb500.jpg

Так, В. Чуйко писал в журнале «Художественные новости» за 1887 год: «На академической выставке Крачковский выставил семь видов пейзажа, и почти все они выдаются не только манерой, но и содержанием. Крачковский — решительно один из самых талантливых наших пейзажистов; в его пейзаже много настоящей заправской поэзии, не только во внешних эффектах, но и в манере, колорите, умении схватывать поэтический момент в природе, в умении выделить его и осмыслить <...> все гармонично и цельно; зритель чувствует, что художник не задавал себе труда сочинять природу, но что такою он ее именно видит, такою она отразилась в его сознании своими мягкими, ласкающими формами, ясной простотой своего величавого покоя, роскошью красок и света».

«Летний пейзаж», 1879 год, холст, масло, 46 × 74,3 см., частное собрание.

877cbdfe-4527-4041-8e86-a7bdf5deb93c_thumb500.jpg

Публика любит картины Крачковского за особую нежностью тонов, мягкость воздушной дымки, овевающей даль, и удивительную силу непосредственного настроения. Он очень популярен в интеллигентской и аристократической среде российского общества.

«Пейзаж с лодкой», 1898 год, холст, масло, 40 х 58 см., частное собрание.

6ab658e2-e8ce-4cdb-82ab-de3c27875d39_thumb500.jpg

1902 год отмечен первой персональной выставкой Иосифа Крачковского, «удостоенной посещением Их Императорских Величеств и Высочайших и Августейших особ». Николай II приобрел несколько работ мастера, впоследствии украсивших собрание Музея императора Александра III.

«Прогулка у речки», Конец 1880 – начало 1890-х годов, холст, масло, 34.5 х 26 см., частное собрание.

ad9d78cb-571a-48a8-8fc6-44be0ba37cce_thumb500.jpg

Успех этой выставки приносит Крачковскому большую известность, следствием которой стали многочисленные высочайшие заказы и интерес к его творчеству русских и европейских коллекционеров. Последующие самостоятельные выставки Крачковского были проведены им в Париже в 1908 году и в Ницце в 1908 и 1909 годах. И везде успех!

«Цветущие розы», 1911 год, холст, масло, 85 х 65.2 см., Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.


Остро чувствовавший конъюнктуру арт-рынка и обладавший огромной работоспособностью, Иосиф Крачковский сумел сделать себе имя, активно участвуя в выставочной жизни не только на родине, но и за рубежом. Его пейзажи, передающие южные красоты России, Италии, Франции, были выполнены в традициях академических предначертаний. Они красивы, уравновешены, хотя и не лишены авторских интонаций.

«Перед грозой. В конце лета», 1888 год, холст, масло, 138 х 210 см., Одесский художественный музей

490d3605-a733-4df9-b294-cf2045adee1d_thumb500.jpg

И хотя многие товарищи по цеху обвиняли его в чрезмерной портретности при написании пейзажей, художник неизменно отвечал им, что природа божественно прекрасна, и художник просто обязан приблизиться к естественной красоте.

«Пейзаж с дорогой», 1902 год, холст, масло, 60 х 105 см., Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

6fd28fae-3f53-4cfb-ab5c-51e3e7ccc8c0_thumb500.jpg

Из его многочисленных пейзажей Иосифа Крачковского лучшими, несомненно, считаются «Зимний вид в окрестностях Петербурга» (1887); «Вечер»; «Сумерки» (1887); «В конце лета» (1889), «Перед грозой», «Крымский пейзаж», «Солнечный день в Крыму» (1894). Эти работы принесли художнику огромную популярность при жизни и не оставляют равнодушным современного зрителя.

«Солнечный день в Крыму», 1894 год, холст, масло, частное собрание.

56001bf0-6c3e-476a-bb33-13a8de89b0e1_thumb500.jpg

Природа в пейзажах Крачковского никогда не выступала воплощением сильных человеческих чувств и драматических переживаний, являясь исключительно отдыхом для глаза и души, будь то яркие красочные виды Крыма и императорских резиденций или задушевные, с налетом легкой грусти пейзажи, в которых неброская красота русской природы приобретает нравственную ценность.

«Весна в Крыму (Ялта. Иудино дерево в цвету)», 1902 год, холст масло, 107 х 161 см., Государственный Русский музей.

a9f38b7f-b5a0-4df2-823f-b2bf1dd44724_thumb500.jpg

Иосиф Евстафиевич Крачковский, оставаясь внешне неизменно энергичным и бодрым, «таил в себе неизлечимую болезнь сердца», от которой скончался 18 апреля 1914 года в городке Каденабия в Италии. Тело художника было привезено в Санкт-Петербург и погребено на Смоленском православном кладбище, Петербургская дорожка, участок № 102. Могила, к сожалению, не сохранилась.

«Бахча», 1906 год, холст, масло, 72 х 139 см., Государственный художественный музей Алтайского края. Барнаул.

2ab988f6-0ff5-4453-b6b6-cc236211bd72_thumb500.jpg

В 1916 году в Петрограде прошла мемориальная выставка мастера. Иосиф Крачковский является заметным представителем русской пейзажной школы второй половины XIX века, в творчестве которого органично соединились академические традиции и реалистические черты.

«Жатва при вечернем освещении», 1884 год, холст, масло, 60 х 116 см., Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова.

e2a58236-2f52-4cf5-87bb-92a40a64fe79_thumb500.jpg

Произведения Иосифа Евстафиевича Крачковского в наши дни украшают многочисленные музейные собрания в России и за рубежом, в том числе Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Частые и желанные гости они и на многочисленных западных аукционах произведений искусств.

«Глицинии» 1904 год, холст, масло, 53 х 71,8 см., Государственный Русский музей.

995e9520-9bea-4d3c-8fcd-388f1d687626_thumb500.jpg

Картины:


17e56674-3c37-46f8-8811-289adb0f2b5c_thumb500.jpg

4cc3354a-747e-46b8-9f76-32bce46e0188_thumb500.jpg


059578a0-a015-4858-8ab1-86af963b376c_thumb500.jpg9967962d-3e90-4466-88ba-098f70964de3_thumb500.jpg

Комментарии не добавлены.
Будьте первым!