Полезные пищевые привычки с детства
Почему большинство детей с удовольствием едят картошку фри, наггетсы, пельмени, булки и конфеты? Почему так трудно уговорить ребёнка съесть салат, брокколи, кусок мяса или рыбы? Разбираемся, где родители свернули не туда и почему у ребёнка выработались неправильные пищевые привычки.
Становление пищевого поведения у детей
Американские учёные провели исследования и доказали, что самым знаковым возрастом в формировании пищевых предпочтений у детей является возраст до трёх лет. Если питание ребёнка в это время было максимально разнообразным, включало все главные составляющие здорового рациона, то есть очень большой шанс, что и во взрослой жизни он будет придерживаться этих принципов.
Самый первый вкус ребёнок ощущает ещё внутриутробно, заглатывая амниотическую жидкость. Её вкус во многом зависит от того, что предпочитает есть мама. После рождения дети впервые пробуют материнское молоко или смесь. Они имеют сладкий вкус. Грудное молоко также имеет оттенки вкуса еды, потребляемой матерью.
В дальнейшем на формирование пищевых ценностей у ребёнка большое влияние оказывают пищевые привычки семьи, питание в садах и школах и особенно – отношение матери к тому или иному продукту.
Если мама категорически не выносит, к примеру, хлеб, негативно высказывается о нём в присутствии ребёнка, то он с большей долей вероятности тоже будет отказываться от него.
Во время прикорма и сразу после отлучения от груди дети охотно пробуют новые продукты. И важно успеть предложить им попробовать как можно больше. Потому что уже в возрасте двух-пяти лет у многих появляется «пищевая неофобия» – нежелание пробовать новую еду. Как правило, в этом возрасте ребёнок ест определённый набор продуктов, и часто родителей это пугает. Но это нормальный этап, и ничего страшного в нём нет.
Прикорм. Когда, чем и сколько?
Когда вводить прикорм? В шесть месяцев, в четыре или ближе к году? Этот вопрос рано или поздно начинает волновать каждую маму. И советчиков оказывается очень много. Бабушки считают, что ничего сверхполезного в грудном молоке нет, а начинать прикорм нужно сразу чуть ли не с борща. Педиатры, не успевающие повышать знания по теме рационального питания детей, советуют вводить прикорм по советской методике: сок с трёх месяцев, манную кашу с четырёх. Подружки, прошедшие модные инстаграмные курсы по прикорму, советуют исключить глютен и животный белок из своего рациона и рациона ребёнка соответственно.
Что по поводу прикорма говорит нам ВОЗ? Согласно Программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации (2019 год) рекомендуемый возраст введения прикорма находится в интервале от четырёх до шести месяцев. Однако конкретные сроки устанавливаются с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. И это та самая золотая середина, которая устроит большинство мам.
При введении прикорма стоит в первую очередь ориентироваться на пищевой интерес ребёнка, а уже потом смотреть на его возраст. Если малыш готов выхватить у вас ложку и попробовать, что же такое вкусное и интересное вы кладёте себе в рот, значит, «клиент» готов, можно начинать вводить прикорм.
Начинать можно с чего угодно – овощей, каш, фруктов. Это не столь важно. Главная задача прикорма не накормить ребёнка, а познакомить его с новыми вкусами, консистенциями, размерами и формами, научить его жевать. Именно поэтому «кусочки» нужно вводить как можно раньше, даже если у ребёнка ещё нет зубов, даже если страшно. Дети прекрасно перетирают пищу дёснами, уж с бананом они точно справятся без зубов. А насчёт страха – родители всегда должны быть рядом, чтобы следить за тем, как ребёнок ест. Тогда проблем возникнуть не должно.
Как помочь ребёнку полюбить ненавистную брокколи?
Дети – это маленькие копии взрослых. Они прекрасно зеркалят нас, наше настроение, наше поведение и привычки. Поэтому нельзя просто сказать: «Брокколи очень полезна. Ну-ка съешь её быстренько». Результата будет ноль. А что же тогда делать? Плоды будет давать только ваш личный ежедневный пример:
1. Продумайте вместе меню и составьте список покупок. Плохая идея – просто поставить маленького человечка перед фактом, что сегодня на ужин будет гречка с котлетами. Ребёнок именно сегодня может не хотеть ни гречку, ни котлеты. Может разгореться конфликт. Дети ничего не едят, мама нервно выбрасывает несъеденную порцию в мусорное ведро. Победителей в этой ситуации нет. Вместо этого предложите ребёнку на выбор несколько блюд, которые вы вместе приготовите. Детям важно предоставить право выбора. Не стоит давить их своим авторитетом. Таким образом, вы увлекаете ребёнка процессом создания блюд и одновременно учите принимать самостоятельные решения.
2. Совершайте покупки продуктов вместе с ребёнком. Все дети просто обожают эти огромные супермаркеты. Здесь столько всего интересного и вкусного. А эти маленькие тележки специально для детей, какой ребёнок не захочет быть похожим на взрослого? Спросите у своего малышка совета о том, какие помидоры лучше купить: жёлтые или красные? А морковку – большую или маленькую? Дайте ему возможность почувствовать свою значимость, возможность принять решение во взрослых делах. Поверьте, дети очень ответственно отнесутся к вашей просьбе пойти и выбрать молоко на завтрак.
3. Готовьте вместе с детьми. Пусть не каждый день, потому что иногда просто нет сил вообще что-либо готовить, не говоря уже о том, чтобы делать это вместе с кем-то. Но заведите себе правило раз в неделю сделать завтрак или ужин совместно. Когда дети что-то готовят самостоятельно, появляется больше шансов, что они захотят это съесть. Особенно если в процессе хвалить старания ребёнка, рассказывать о полезных свойствах приготовленных овощей или рыбы, мяса.
4. Заведите овощную тарелку. Вместо вазочки с конфетами пусть на вашем столе стоит тарелка с овощами, фруктами. Дети очень энергичны, им постоянно нужна подпитка. Так пусть это будет морковка, яблоко или помидор, а не конфета с пряником.
5. «Дурной» пример заразителен. Хотите, чтобы ваши дети ели цветную капусту, а сами терпеть её не можете. Спешу вас разочаровать: дети её тоже вряд ли полюбят. Чтобы ребёнок стал есть или хотя бы попробовал стручковую фасоль, ешьте её перед ним с превеликим удовольствием. А можно сказать, что такую вкуснятину можно лишь взрослым, и демонстративно придвинуть тарелку к себе. Не забывайте, что запретный плод сладок.
6. Еда – это средство для пополнения запасов энергии. Никогда не наказывайте и не хвалите ребёнка едой. Еда – это жизненная потребность, не более. Если не следовать этому правилу, то в сознательном возрасте люди начинают заедать свои проблемы, страдать от ожирения, переедания, анорексии, булимии. Не заставляйте детей доедать до последней крошки. Позвольте им научиться контролировать чувство насыщения и голода. Ребёнок лучше знает, чего он хочет и в каких количествах. Просто доверьтесь ему.
Автор: Наталья Комиссарова, врач-педиатр, детский кардиолог, врач функциональной диагностики, член Ассоциации детских кардиологов России