Сенсорное развитие дошкольников: чтобы ум был острым

, Родители и дети

Сенсорное развитие дошкольников: чтобы ум был острым

Сенсорное развитие необходимо детям практически с самого рождения. Для этого применяют различные игрушки, предметы обихода, образы природы, игры и прочее. В сенсорике участвуют все органы чувств, которые помогают малышу изучать окружающий мир. Разбираемся, что такое сенсорное развитие детей и как его стимулировать, чтобы ребёнок рос умным, укладывался в возрастные нормы, а может, и опережал их.


Что такое сенсорика и сенсорное развитие у детей?

Каждый родитель должен знать о сенсорном развитии ребёнка, которое необходимо уже с раннего возраста. Особенно оно важно в период от одного до трёх лет. В это время малыш начинает очень активно изучать мир. Но ему нужно обязательно помогать и направлять.

​На первый взгляд понятие сенсорного развития кажется довольно сложным. На самом же деле ничего сложного в нём нет. Под сенсорикой в психологии понимают способность организма распознавать внешние воздействия: звуки, свет, цвета, формы и прочее. А сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и разных явлениях окружающего мира.

Целью сенсорного воспитания детей является:

  • развить речь, мышление, логику, память и другие умственные способности;
  • дать малышу максимальное возможное количество сенсорных впечатлений, которые он будет запоминать, распознавать, сравнивать друг с другом (например, шум дождя, шум текущей воды, вкус мандарина, ощущения при прикосновении к ёлке и т. д.);
  • обучить действиям, которые необходимы для распознавания сенсорного ощущения (осматривание, выслушивание, ощупывание и т. д.);
  • помочь воспринимать что-либо более осознанно и в правильном контексте (родители должны разъяснять, какое явление ощутил ребёнок и что оно обозначает);
  • научить отличать впечатления друг от друга, запоминать их, использовать свой сенсорный опыт, который ребёнок получил в течение жизни, правильно и с пользой;
  • стимулировать эстетическое развитие — помочь увидеть красоту, многообразие окружающего мира.

От чего зависит уровень сенсорного развития?

Чувствительность к сенсорным раздражителям у каждого ребёнка может быть разная. Кто-то быстро улавливает очень тихие, почти незаметные звуки, кто-то хорошо различает вкусовые качества блюд или запахи.

Факторами уровня чувствительности считаются:

  • наследственность — ребёнку передаётся от родителей абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусу;
  • состояние органов чувств — повреждены ли органы зрения, слуха или другие. Например, отсутствие слуха или зрения (или их значительное ухудшение) очень сильно нарушает восприятие мира;
  • формирование органов чувств и восприятия — развить сенсорную чувствительность и восприятие ребёнок может самостоятельно в процессе знакомства с окружающим миром или с помощью специальных занятий, которые организовывают родители. Например, тонкий вкус формируется, если постоянно давать малышу разнообразные продукты и изысканные блюда. Так же развивают и слух, обучая малыша песням и нотам.

Какие органы чувств помогают развитию сенсорного восприятия?

Для восприятия и изучения внешнего мира существуют пять органов чувств: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Соответственно, и видов сенсорных ощущений будет столько же:

  • зрительные осуществляются при помощи органа зрения, помогают видеть контраст темноты и света, цвета предметов, их форму, величину, количество, расположение в пространстве;
  • слуховые — малыш слышит звуки природы, шумы, музыку, речь человека с помощью слухового аппарата;
  • осязательные осуществляются посредством рецепторов, находящихся в коже. Ребёнок получает информацию во время прикосновения, объятий, ощупывания;
  • обонятельные — вдыхает воздух и с помощью носа, органа обоняния, определяет запахи, которые в нём присутствуют;
  • вкусовые — малыш пробует разные блюда и продукты, определяя и запоминая их вкус.

Вот эти пять ощущений и являются способом изучения внешнего мира.


Какой из органов чувств важнее?

Все органы чувств, и соответственно, ощущения важны по-своему. Но есть те, без которых очень сильно затрудняется восприятие мира. К таким важным чувствам относится зрение.

Зрительная функция даёт наибольшее количество информации о мире. С помощью глаз мы смотрим кино, определяем расстояние до предмета, его форму, цвет, мимику человека, который с нами говорит, видим явления окружающего мира.

Слух нам даёт не меньше информации об окружающей обстановке. Он выполняет не только информативную, но и защитную функцию. С помощью него мы определяет присутствие опасного зверя в кустах, звук сирены, слышим речь человека, музыку и т. д. Слух как бы дополняет информацию, полученную от зрительного анализатора, делая её наиболее полной, а иногда и исчерпывающей.

Обоняние менее важно, чем зрение и слух, но в каких-то случаях тоже помогает определить опасность. Например, запах газа в доме, химикатов или дыма. Также обоняние дополняет информацию других органов чувств.

Вкус не такое доминирующее ощущение из пяти существующих, но он даёт возможность получить удовольствие от еды, а совместно с обонянием помогает понять свежесть продуктов.

Осязание представляет собой пятый орган чувств, но это очень условное выражение, поскольку непосредственно в восприятии участвует не один орган, а несколько, а именно кожа, слизистые оболочки и подкожные ткани, в частности связки, мышцы и другие. При помощи осязания мы чувствуем температуру, физическое воздействие на кожу, плотность предметов, боль и т. д. Основную функцию в осязании выполняют специальные рецепторы, реагирующие на раздражение. От них сигнал с полученной информацией поступает в головной мозг. Если воздействует несколько раздражителей, организм воспринимает их в комплексе, почему осязание и называют мультисенсорным.

Как создать благоприятную сенсорную среду для ребёнка?

Для развития детского восприятия внешнего мира необходимо обязательно создавать сенсорную среду. Под ней понимают комплекс различных предметов быта человека, объектов и явлений природы.

Что нужно делать для организации сенсорной среды:

  • покупать необходимые игрушки, причём они должны быть разнообразными независимо от пола ребёнка. Например, девочка должна играть не только куклами и мягкими игрушками, но и машинками, солдатиками;
  • организовывать прогулки в парках и по городу с изучением улиц, величины зданий, расположения домов в пространстве, цвета машин;
  • ездить с ребёнком на природу, в лес, показывать явления природы, знакомить с солнышком, луной, ветром, закатом, дождём, снегом, журчанием ручья, капанием воды с крыш весной и т. д.;
  • водить малыша в театр, кафе, детский центр, кино, на детские праздники;
  • разрешать малышу играть с посудой, заглядывать в кухонные и другие шкафы для знакомства с бытовыми предметами, но при этом следить за безопасностью;
  • дома нужно рассказывать ребёнку о различных помещениях: спальне, детской, кухне, туалете, гостиной, а также о назначении этих комнат;
  • организовывать игры и занятия на улучшение сенсорного восприятия: играть с малышом в кубики и другие геометрические фигуры, предлагать фигурки из бумаги разных цветов, давать пробовать разные блюда, чтобы малыш запомнил их, а в дальнейшем с лёгкостью угадывал, заниматься живописью, лепкой, театральным искусством, музыкой.

Что такое сенсорные эталоны?

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Они исторически сложились, и с ними можно сравнивать и сопоставлять полученную информацию. Разновидности эталонов:

  • цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности;
  • формы — геометрические фигуры;
  • величины — метрическая система мер. В повседневной жизни величину определяют на глаз, с помощью сравнения с другим предметом, то есть величина считается относительной;
  • вкусы — кислый, сладкий, солёный, горький;
  • температурные показатели — холодный, тёплый;
  • размер — большой, средний, маленький;
  • оттенки запахов — лёгкий, свежий, тяжёлый, горький, сладкий;
  • музыкальные звуки — семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Все сенсорные восприятия, полученные во время обучения ребёнка, должны закрепляться словом-названием. Тогда он может легко вспомнить, как выглядит или ощущается то или иное восприятие, а также систематизировать информацию.

В каком возрасте и чем нужно заниматься?

Начинать заниматься с ребёнком рекомендуется уже с первых месяцев жизни, но в доступной и простой для него форме:

  • фиксация взгляда на предмете или на лице мамы;
  • слежение за медленно движущимся предметом;
  • обучение улыбке;
  • стимуляция гуления активными разговорами с малышом;
  • формирование хватательного рефлекса при вложении в ручку большого пальца или погремушки;
  • развитие слуха при помощи погремушек и музыкальных игрушек;
  • стимуляция осязания прикосновениями мамы во время массажа и других манипуляций с ребёнком и пр.

Педагоги и врачи говорят, что при недостатке внимания и занятий у младенца возникает сенсорный голод, что тормозит даже его физическое развитие, не говоря уже об умственных способностях.


С полугода малыш начинает сидеть. В этот период нужно:

  • активно с ним разговаривать, стимулируя не только гуление, но и проговаривание первых слогов;
  • предоставлять ребёнку игрушки, кубики и другие предметы, с которыми он будет играть;
  • обязательно озвучивать названия всех предметов, с которыми малыш сталкивается, также рассказывать, какие он видит цвета;
  • включать малышу музыку;
  • заниматься с ним гимнастикой;
  • ходить на улицу, организовать ежедневные игры с другими детьми.

К году ребёнок начинает ходить, после чего возникает очень сильный скачок в его физическом и умственном развитии. Малыш уже говорит первые слова, что облегчает общение с ним. В этом возрасте:

  • продолжайте активно разговаривать с ним, читайте сказки, стихи, частушки;
  • учите с ребёнком формы, цвета, геометрические фигуры. Даже если ребёнок сам не говорит слова, всё равно информация откладывается у него в голове. Когда мозг созреет, он начнёт их произносить.

К двум-трём годам дети уже говорят предложениями, что значительно ускоряет обучение. Деток можно учить:

  • различать геометрические фигуры;
  • знать шесть цветов: синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный.

Показывайте ему различные картинки в цвете, карточки с фигурами, игрушки разных размеров и т. д.


После трёх лет малыша уже учат всем цветам и их оттенкам, геометрическим фигурам, форме, величине предметов, расположению их в пространстве, пропорциям, пластичности материалов, запахам, звукам, шумам, весу предметов, температуре и т. д. С детьми можно рисовать, лепить, танцевать, учить стихи, играть в игры, заниматься физкультурой.

Занятия на развитие сенсорного восприятия

Занятия по сенсорному восприятию подразделяются по виду стимулирующего восприятия. То есть можно отдельно развивать восприятие цвета, размеров предметов, света и темноты и пр.

Свет и темнота


Начать обучение можно с восприятия света и темноты. Родители или воспитатель объясняют ребёнку, что свет делает предметы видимыми. А темнота — это отсутствие света или мрак.

Обязательно обсуждаем источники света: солнце, луну, звёзды, электрические приборы, фонарик, свечу. Рассказываем, что с темнотой малыш может столкнуться в подвале, кинотеатре или в погребе.

Для развития восприятия существует очень много разных упражнений для детей.

«Лампочка, гори». Для упражнения понадобится торшер или настольная лампа с выключателем. Родитель или воспитатель сначала сам выключает или включает свет, а затем предлагает сделать это ребёнку. Включение света обязательно озвучивают: «Есть свет». При выключении света говорят: «Темнота».

«Пляшущие тени». Занятие проводится на прогулке в солнечную погоду. Воспитатель или родитель обращает внимание ребёнка на образовавшиеся тени. Попросите малыша изменить положение ног, потанцевать или попытаться наступить на тень. Проговорите ребёнку, как называется тень, и объясните, почему она появляется.

«Путешествие с фонариком». Выключите свет в комнате или в доме, погуляйте с ребёнком по комнатам с фонариком. Объясните ребёнку, что фонарик освещает путь.

Цвет

Объясните ребёнку, что такое цвет. Расскажите, что цвет — это окраска предметов или фона, причём объекты могут быть одного оттенка или разноцветные. Для стимуляции развития цветовосприятия существуют различные упражнения.

«Цветная вода». Ребёнку предлагают стакан с водой (или несколько), дают гуашь. Малыш должен набрать понравившийся ему цвет и окунуть кисточку с набранной краской в стакан. Во время перемешивания вода приобретает оттенок той краски, которую ребёнок выбрал. Обязательно озвучиваем, какого цвета стала вода, например: «Вода стала красной».

«Цветные палочки». Необходимо взять набор палочек, окрашенных в два цвета, перемешать их и разделить на две кучки. Далее нужно попросить малыша отсортировать их по цветам. Например, в одну сторону складывать красные палочки, в другую — синие.

«Цветные домики». Для занятия нужно взять домики, изготовленные из картона, дерева или пластика. Они должны быть со съёмными крышами и раскрашены в разные цвета. Воспитатель ставит перед ребёнком один красный, один синий, один зелёный, один жёлтый, один фиолетовый и один оранжевый домики, просит его на них посмотреть и запомнить, как они выглядят. Далее малыш отворачивается, а воспитатель меняет местами крыши нескольких домиков так, чтобы они не подходили по цвету к стенам. Ребёнок должен увидеть, что поменялось и какого цвета стали крыши.

«Цветные парочки». Ребёнок должен из предложенного набора цветных игрушек выбрать к каждой игрушке пару по цвету. Например, коричневый мишка с коричневым грибком, красная бабочка с красной розочкой, зелёная ёлочка с зелёным листиком и т. д.

Форма

Для изучения формы необходимо научить ребёнка различным геометрическим фигурам. Объясните и покажите малышу, что существуют:

  • плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, многоугольник (пяти-, шести-, восьмиугольник), ромб, полукруг, звезда, кольцо и т. д.;
  • объёмные : шар (сфера), куб, параллелепипед («кирпичик»), эллипсоид («яйцо»), цилиндр, конус, пирамида, призма и т. д.;
  • линии: прямая, волнистая, кривая, ломаная, пунктирная, дуга.

Для закрепления и изучения материала существуют различные задания.

«Разложи фигуры по местам». Используйте дидактическую игрушку «Доска Сегена», на которой есть углубления в форме геометрических фигур, а также сами плоские фигуры, которые вставляются каждая в своё углубление. Во время занятия попросите ребёнка положить фигурку на своё место, озвучивая название каждой.

«Шарики и кубики». Выдайте ребёнку шарики и кубики, дайте ему их изучить, поиграв с ними, покатать по полу и по наклонной поверхности. Объясните отличия этих фигур, дайте задание сложить их в разные коробки, говоря, что «шарики и кубики живут в разных домиках».

«Сложи картинку». Используйте игрушку-сортер в виде доски со стержнями, на которые нанизываются фигурки с разным количеством отверстий. В комплексе все фигурки образуют изображение. Ребёнку предлагается собрать изображение полностью. В процессе игры дети должны назвать фигуры и сказать, что нарисовано на картинке.

«Четвёртый лишний по форме». Малышу предлагают рассмотреть карточки, на которых нарисованы четыре предмета: три из них одной формы, а четвёртый — другой. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что из них лишнее. Например, на карточке нарисованы арбуз, яблоко, мяч и батон. Малыш должен найти, что непохоже на все остальные предметы по форме. Ответ: батон. Далее ребёнку дают новую карточку.

Величина

Изучается в максимально простой форме. То есть она классифицируется для детей в следующих характеристиках:

  • по длине: длинный/короткий;
  • размеру: большой/маленький
  • высоте: высокий/низкий;
  • ширине: широкий/узкий.

Для развития навыка отличия величин используют разные игры и упражнения.

«Великаны и лилипуты». Игра довольно подвижная, проводится с группой детей. Сначала родитель или воспитатель объясняет правила: великан большой, поэтому дети должны его показать, подняв руки высоко вверх, а лилипут маленький, значит, нужно присесть на корточки. Дети встают в комнате равномерно, чтобы не мешать друг другу. Когда воспитатель говорит: «Великаны», — дети сразу поднимают руки вверх. Если воспитатель говорит: «Лилипуты», — малыши все сразу садятся. Кто ошибся и сделал наоборот, выбывает из игры.

«Большие и маленькие кубики». Родитель даёт малышу большие и маленькие кубики, перемешанные друг с другом, а также большое и маленькое вёдра. Ребёнок должен большие кубики сложить в большое ведро, а маленькие — в маленькое ведёрко. Во время игры все действия проговаривают.

«Волшебная шляпа». Родитель готовит шляпу и игрушки разного размера. В шляпу вкладывается сначала маленькая игрушка, затем среднего размера, а последней — большая. Маленькую игрушку под шляпой не видно совсем, средняя выглядывает или тоже не видна, а большая вовсе не влезла. Всё проговаривается и делается вывод, что маленькие и средние игрушки прячутся в шляпе, а большие — нет.

«Одноцветная пирамидка». Ребёнок собирает деревянную одноцветную пирамидку. Акцент делается на то, что малыш должен распознать самое большое колечко из всех остальных и начать с него, а затем выбирать следующее кольцо, которое чуть меньше. И так подбирать колечки, пока вся пирамидка не будет собрана правильно.

Целостность образа

Ребёнка учат не только узнавать образы, форму, количество, но и понимать, какой предмет перед ним, только по фрагменту. Вот пара самых распространённых заданий для развития целостности образа.

«Дорисуй картинку!»: используя специальные карточки-раскраски, на которых изображена половина рисунка (бабочки, грибка, яблока и пр.), ребёнку дают задание дорисовать вторую половину.

«Собери пазл». Ребёнок должен собрать пазл в соответствии с возрастом.

Родителям необходимо уделять большое внимание сенсорному развитию малыша уже на этапе двух-трёх месяцев, продолжая заниматься до самого поступления в школу, так как ощущения и восприятие — это первая ступень в познании мира.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист.

Комментарии не добавлены.
Будьте первым!