Синдром седьмого сентября: откуда у детей простуда в начале учебного года?
Проходит буквально неделя, после начала учебного года и ребенок утром встает с температурой, кашлем и насморком.
Откуда простуда, ведь за лето он набрался сил и окреп? Скорее всего, родители столкнулись с «синдромом седьмого сентября».
Синдром седьмого сентября: школьный стресс
В летний период жизнь детей не обременена какими-либо заботами. Никаких тебе ранних подъемов, уроков и расписания.
И вот заканчивается лето, наступает сентябрь, нужно вновь вставать рано, всю неделю неподвижно сидеть за партой, каждый день учить уроки и проводить гораздо меньше времени на улице и за развлечениями.
Переход от беззаботного лета к напряженной осени – это серьезный стресс. Далеко не все школьники с нетерпением ждут начала учебы и рады встрече с одноклассниками.
В первые дни в школе уроков немного, пока еще свежи летние эмоции, дети рады встрече со школьными друзьями. Но проходит неделя, учеба входит в свою колею, и тогда стресс разворачивается на полную мощь, а, как известно из физиологии, – любой сильный стресс временно тормозит работу иммунной системы, поэтому снижается защита против инфекций.
Рано вставать после лета – тяжело, завтракать спросонья – не хочется, плюс погода постепенно портится – для вирусов и микробов путь открыт. Ребенок уже утомлен, он в стрессе, и организм никак не придет в себя.
У многих детей к концу первой школьной недели возникает состояние «выжатого лимона», будто они и не отдыхали всё лето. Это и есть «синдром седьмого сентября», когда на фоне отрицательных эмоций из-за резкой смены привычной жизни возникает еще и простуда.
Вопросы адаптации
К школе нужна адаптация и подготовка, и чем младше ребенок, тем длительнее этот период. К сожалению, таковой наши современные школы не предусматривают. Поэтому все дети, и активные холерики, и медлительные меланхолики, подвергаются одинаковой нагрузке. И процесс адаптации у всех течет по-своему.
Первокласснику нужно до 1–2 месяцев на полную адаптацию, ученикам средней и старшей школы – пара недель.
Но далеко не все родители знают о существовании «синдрома седьмого сентября», поэтому не акцентируются на вопросах адаптации к школе. Как результат, ко второй неделе сентября отмечается резкий всплеск ОРВИ среди школьников.
При этом мать жалуется соседке по телефону: «не успели начать учебу – уже больничный». Это слышит ребенок, подсознательно считая себя виноватым, и это усугубляет стресс. А ведь большей частью вина за простуду лежит именно на маме, она не позаботилась о подготовке школьника к предстоящему началу обучения.
Как проявится синдром?
В этом году 1 сентября – это воскресный день, поэтому первые признаки можно ожидать после 8–9 сентября.
К выходным, после первой недели в школе, ребенок не в духе, капризный и недовольный, жалуется на головную боль или проблемы со стулом, у него плохой аппетит, он долго не засыпает. К вечеру ребенок выглядит сонным и усталым, плачет почти без повода и скандалит.
Также вероятны проблемы со зрением, краснота глаз и неожиданная температура, могут быть понос или рвота, причем без очевидных поводов.
У детей с хроническими патологиями (пиелонефрит, тонзиллиты, гастрит) возможны обострения болезни.
Что врач слышит на приеме?
Обеспокоенные родители приходят на прием к врачу с жалобами на тревожный сон малыша, подергивания во сне, вздрагивания и разговоры, частые пробуждения и трудности с засыпанием. Кроме того, они рассказывают, что ранее покладистый и смирный ребенок вдруг стал скандальным и нервным, либо его настроение резко меняется от эйфории и восторга до апатии, отстраненности и плаксивости.
Далее следует рассказ, что любая критика, неосторожное слово провоцируют приступ слез и криков, обиды, хотя ранее за ребенком такого не отмечалось. Утром подъем происходит с истериками, отказами от походов в школу и сниженным аппетитом.
В основе всего этого лежит резкая смена привычного жизненного уклада и режима, физическое и эмоциональное перенапряжение. А в начале второй школьной недели ребенок встает с заложенным носом и красным горлом, температурой и слабостью. Хотя еще накануне не было и намека на болезнь.
Организм защищается от стресса, пытается выкроить себе время на отдых, и ОРВИ – это своего рода вынужденная пауза.
Причем в этом нет ни капли симуляции, малышу на самом деле плохо. Кроме простуды, возможны проблемы с сердцем, давлением, желудком и неврозы.
Как быть родителям?
Естественно, любые жалобы ребенка нельзя игнорировать. Тем более не стоит считать его симулянтом и отправлять в школу больным.
Важно отнестись с пониманием к проблемам ребенка и оставить его дома, на больничном.
А в идеале нужно проводить профилактику «синдрома седьмого сентября», и начинать готовиться уже сейчас, максимум – с августа, чтобы к сентябрю ребенок уже был готов к школьным нагрузкам.
Режим – основа профилактики
Самое сложное для детей – это переключение с одного режима дня на другой, радикально отличающийся по времени подъема и укладывания на сон. Поэтому родители должны переводить ребенка на школьный график постепенно: плавно, неторопливо, сдвигая время каждые 3–4 дня на 10–15 минут. Постепенно вводится и режим приема пищи, максимально приближенный к школьному графику.
Часть дня ребенка стоит занять статичными домашними играми, чтением книг, рисованием или иной деятельностью, частично имитирующей школьные занятия.
Это поможет постепенно переключаться с преимущественно физической активности на умственную.
Полезно будет к началу учебного года посоветоваться с педиатром, подобрать для ребенка витаминно-минеральный комплекс или добавки (с йодом, рыбьим жиром, магнием), для того чтобы пить их за неделю до школы и потом на протяжении периода адаптации еще 2–3 недели.
В первую неделю учебы
Это самое трудное время для ребенка, и нужно всегда быть рядом, поддерживая и проявляя терпение. Не стоит в сентябре применять воспитательные меры жесткого, запретительного ряда (принцип «кнут и пряник»). В этом случае использование только «пряников» будет работать лучше и не навредит здоровью.
Всегда стоит помнить – плохие оценки – это не конец жизни, а вот проблемы со здоровьем – это уже серьезно.
Розовощекий и пышущий здоровьем троечник гораздо лучше бледного, анемичного отличника с вечно заложенным носом и синими кругами под глазами.
Обязательно нужно говорить с детьми, уделять им достаточно внимания. Они должны слышать и чувствовать любовь и поддержку родителей, а не идти домой с двойкой или тройкой в ожидании неизбежного наказания. Это только усилит стресс и ухудшит здоровье.
Алена Парецкая