Память и внимание играют важнейшую роль в жизни любого человека, особенно ребенка. Они позволяют воспринимать, фиксировать и воспроизводить информацию, необходимую для развития и обучения. Без достаточного развития этих функций процесс обучения будет затруднен. Давайте рассмотрим способы улучшения памяти и внимания, а также методы, способствующие этой цели.
Что подразумевается под памятью и вниманием?
Внимание – это избирательная направленность сознания на конкретный объект, будь то предмет, речь или действие. Память представляет собой совокупность психических процессов, которые обеспечивают сохранение информации в мозге и её последующее воспроизведение.
Мозг ребенка обладает высокой пластичностью и восприимчивостью к обучению в процессе роста. Регулярные занятия могут значительно улучшить память и внимание. Методы развития этих функций несколько различаются, поскольку концентрация и запоминание – это разные когнитивные процессы.
Для стимуляции работы мозга используют:
специализированные игры;
методы арт-терапии;
коррекцию поведения;
социальную терапию.
Коррекция внимания требует комплексного подхода, направленного на развитие объема, устойчивости, концентрации и избирательности восприятия.
Для улучшения памяти рекомендуется:
применять полученные знания в играх и других видах деятельности;
практиковать повторение;
систематизировать и семантически обрабатывать информацию;
создавать визуальные образы;
активно искать информацию.
Методики для разных возрастных групп
Для дошкольников
В силу ограниченного опыта и понимания прочитанного, задания для дошкольников ориентированы на развитие зрительного, слухового и других видов восприятия. Важно поддерживать мотивацию ребенка и предлагать разнообразные задания, чтобы поддерживать интерес к занятиям.
Примеры заданий:
«Опиши друга»: дети, стоя спиной друг к другу, описывают внешность партнера по памяти.
«Раскрась половинку»: ребенок дорисовывает и раскрашивает вторую половину изображения.
«Строители»: ребенок дорисовывает детали, чтобы скопировать образец башни.
«Воспроизведение фигур»: ребенок запоминает и воспроизводит последовательность геометрических фигур.
Игры для развития памяти:
«Разноцветная лесенка»: запоминание последовательности цветов.
«Инопланетяне»: запоминание и воспроизведение внешнего вида персонажей.
«Снежный ком»: повторение и запоминание строк стихотворения.
«Учим стихи»: заучивание стихотворений с помощью ассоциаций.
«Цепочка действий»: выполнение серии последовательных действий, например, танцевальных движений.
Для младших школьников
В начальной школе особое внимание уделяется развитию внимания, поскольку маленьким детям часто бывает трудно удерживать концентрацию на чем-то одном. Недостаток внимания может затруднить обучение, поэтому педагоги предлагают разнообразные упражнения, направленные на стимуляцию работы мозга. Игры и задания, развивающие память и внимание, активно используются на уроках математики, чтения, русского языка и окружающего мира.
Русский язык
В рамках уроков русского языка предлагается множество заданий. Наиболее распространены методы тренировки внимания:
Упражнение «Разгадай слова»: Детям предлагается расшифровать зашифрованные слова, например: "доран", "атябер", "акчовед", "щиравот", "цедолом". (Ответы: народ, ребята, девочка, товарищ, молодец).
Упражнение «Письмо по памяти»: Учитель зачитывает несколько предложений, а ученик старается воспроизвести их на бумаге по памяти.
Упражнение «Ассоциации»: Детям диктуются слова, а они должны записать рядом ассоциации к ним. Например: яблоко (сладкое), кровать (теплая), команда (победила) и т.д.
Математика
Математические упражнения для детей также оказывают положительное воздействие, активизируя мозговую деятельность и способствуя быстрому переключению внимания. Вот некоторые из популярных методов:
Упражнение «Счет с помехой» (для тренировки переключения внимания): Ребенку необходимо произносить числа по порядку от 1 до 20 (30 или 40, в зависимости от изученного), записывая их в обратном порядке. Например, говорит "один", а пишет "двадцать", говорит "два", пишет "девятнадцать" и т.д.
Упражнение «Фигуры» (для развития зрительной памяти). Дети работают в парах: один выкладывает фигуру из палочек, показывает ее партнеру на одну-две секунды, а затем закрывает листом бумаги. Второй ученик пытается воспроизвести фигуру из своих палочек по памяти.
Упражнение «Ряд чисел» (для улучшения распределения внимания): Необходимо быстро подчеркнуть те числа, сумма которых равна последнему числу, выделенному жирным шрифтом.
Упражнение «5, 2, 8» (для развития концентрации внимания): Нужно найти и обвести указанные цифры в рядах чисел.
Литература
Для тренировки памяти школьникам полезно заучивать стихотворения. Также существуют специальные упражнения на развитие внимательности:
Упражнение «Разведчики»: Учитель задает вопрос, на который нужно быстро найти ответ в тексте. Побеждает тот, кто первым обнаружит и зачитает нужное предложение.
Упражнение «Просмотр»: Дети бегло знакомятся с текстом, задают вопросы, делают пометки во время чтения, пересказывают содержание своими словами, повторно просматривают текст для проверки.
Упражнение «Кто автор»: Учитель зачитывает известные фразы из знакомых детям произведений, а они должны определить произведение и его автора.
Окружающий мир
На уроках окружающего мира также используются задания на развитие внимания и памяти. Например, упражнения:
«Кто живет в лесу?»: Детям предлагается рассмотреть изображение леса с животными и назвать обитателей, которых они видят на рисунке. Также предлагается раскрасить животных.
Упражнение «Странный зоопарк» (для улучшения зрительной памяти и внимания): Ученикам показывают картинку с изображением животных. За одну минуту дети должны запомнить, какие животные на ней изображены. Затем картинку переворачивают (или закрывают), и дети записывают названия животных на листе бумаги в алфавитном порядке.
Автор: Анастасия Подъяпольская