Выполнение домашних заданий – неотъемлемая часть учебного процесса. Зачастую времени урока недостаточно для усвоения и закрепления нового материала, к тому же, каждый ребенок индивидуален: кому-то хватает пары однотипных упражнений для понимания принципа решения, а кому-то нужно больше времени. Попробуем разобраться, стоит ли помогать ребенку с "домашкой" и как организовать учебный процесс дома, чтобы он не превратился в мучение.
На усмотрение родителей остается вопрос, обязательно ли выполнение домашних заданий. Но, принимая решение об их необязательности, важно осознавать, что успеваемость ребенка снизится, усвоение материала будет хуже, а общая эффективность обучения уменьшится. Будем исходить из того, что делать домашние задания все-таки необходимо.
Время, затрачиваемое на "домашку", зависит от возраста. Министерство просвещения установило нормативы, согласно которым школьники тратят на выполнение домашних заданий:
во 2-м и 3-м классе – до полутора часов;
4-м–5-м классе – два часа;
6-м–8-м классах – два с половиной часа;
9-м–11-м классах – до трех с половиной часов.
Но некоторые исследования показывают, что значительная часть старшеклассников тратит на домашнее задание больше рекомендованного времени.
Большинство учеников воспринимают "домашку" негативно, считая ее лишней нагрузкой. Во многих семьях это становится причиной конфликтов. Мнения педагогов также расходятся по этому вопросу.
Сторонники либерального подхода считают, что дом – это место для отдыха, а школа – для учебы, и ребенок не должен заниматься учебой дома. По их мнению, отсутствие "домашки" повышает интерес к учебе, оставляет время на хобби и общение с близкими, снижает тревогу и стресс.
Действительно, высокие требования к оценкам и постоянная нехватка времени негативно влияют на психику ребенка. Поэтому отмена обязательных домашних заданий может положительно сказаться на его психоэмоциональном состоянии.
Однако многие педагоги и исследователи уверены, что домашние задания – важная часть учебного процесса, необходимая тренировка для лучшего усвоения материала. Без закрепления материала знания будут поверхностными.
Роль домашних заданий важна и при подготовке к ЕГЭ. Ориентированность учебного процесса на ЕГЭ очевидна, поэтому "домашка", особенно в старших классах, направлена в основном на подготовку к экзамену. В случае отмены домашних заданий потребуется пересмотр системы подготовки.
Отменить домашние задания невозможно, но важно снизить нагрузку на ученика. Например, ученики средней школы могут тратить на учебу до 13 часов в день!
Чтобы снизить нагрузку и сохранить здоровье ребенка, некоторые родители выбирают другие формы обучения, но важно взвесить все "за" и "против" и учитывать мнение ребенка.
Чтобы облегчить выполнение домашних заданий, можно следовать нескольким рекомендациям:
Самостоятельность. Ребенок должен сам разбираться с трудностями. Не стоит делать задания за него.
Похвала, а не критика. Ребенок может забыть информацию или ошибиться. Старайтесь хвалить его за успехи.
Спокойная обстановка. Не нагнетайте страх перед уроками.
Не стоит устанавливать жесткие сроки выполнения заданий. Дайте ребенку возможность отложить выполнение задачи на время.
Самое главное – не оценивайте ребенка только по оценкам и выполненным заданиям. Общение с детьми должно приносить радость.
Автор: Анастасия Подъяпольская