Как достойно принять критику и не обидеться
Нас всех периодически критикуют. Ощущения однозначно негативные. А если кто-то будет утверждать, что он к критике относится безразлично и ему по барабану мнение окружающих, бросьте в него камень — это или гнусный лжец, или шизофреник в кататоническом ступоре. В последнего, впрочем, кидаться камнями грех.
Да, теоретически существуют так называемая «конструктивная критика», когда подвергаются сомнению ваши ДЕЙСТВИЯ, якобы с целью помочь, и «деструктивная критика», где атака обращена на вашу ЛИЧНОСТЬ с целью унизить и сделать больно. Но мой учитель Вильям Глассер говорил, что «конструктивной критики» не бывает в принципе, так как любое сомнение в вашей компетентности очень болезненно и вызывает бурную психологическую реакцию.
Настоящий профессионал отождествляет себя со своей профессией и критические замечания в отношении своей деятельности воспринимает как недовольство им лично. Попробуйте сделать замечание водителю автобуса по поводу его стиля вождения, и вы очень расширите свои познания в родном языке.
Единственный вариант, когда критика воспринимается относительно адекватно, — это процесс обучения, когда вы в самом деле заинтересованы в том, чтобы ваш учитель или тренер вносил коррективы в ваши неловкие действия.
Типичные реакции из детства
С раннего детства мы начинаем учиться «держать удар», поскольку под критические замечания можем попасть уже в двухлетнем возрасте. Это когда нас начинают «воспитывать», а мы в ответ отрабатываем систему защиты, которую, как ни странно, проносим через всю жизнь. Детские виды реакции на критику по определению инфантильны и не полезны для межличностных отношений. Среди них:
- Контратака. Это ответ типа «сам дурак!» или «на себя посмотри». Такой ответ означает, что критика была весьма болезненна и воспринялась нами как резкий урон статуса, который нужно было срочно поднимать, что и было сделано путем попытки уронить социальный статус обидчика. В результате отношения с окружающими основательно портятся.
- Уход в себя. Это когда вы проглотили удар, внешне сохранив мирное сосуществование с коллегами, а в душе затаили обиду и утешаетесь известной фразой «месть — это блюдо, которое надо употреблять холодным». Не удалось в отместку воткнуть нож в спину обидчику — будете долго находиться в депрессии. Удалось отомстить — начнется длительная война на взаимное уничтожение.
- Самобичевание. Вы приняли удар и решили, что сами виноваты в сложившейся ситуации. Молча грызете себя и пытаетесь найти способ угодить вашим противникам. Японские самураи при этом могут и харакири себе устроить. Не знаю, как вам, но мне это точно не подходит.
Как конструктивно работать с претензиями
Есть критика, от которой вы по определению не можете отмахнуться и проигнорировать. Это замечания со стороны начальника или старшего коллеги. Их лучше основательно проработать:
- Гасим первичную эмоциональную реакцию. Можно сделать несколько глубоких вдохов, можно посчитать про себя до 10, лучше всего попытаться расслабить лицевую мускулатуру. В любом случае ответ не должен быть моментальным.
- Настраиваемся на позитивные моменты получения так называемой обратной связи. В критике всегда может быть что-то полезное для улучшения нашей работы. Возможно, вас действительно занесло не в ту сторону и самое время подкорректировать курс?
- Включаем эмпатическое выслушивание с повторением сказанного, но с внутренней переработкой. Если хотите максимально смягчить удар по своему самолюбию, начните с фразы: «По ВАШЕМУ мнению, мой стиль удаления аппендикса ведет к излишней кровопотере у больного? Возможно, это так, я постараюсь проанализировать свою хирургическую технику».
- Обязательно благодарим за обратную связь. В конце концов, ваш шеф мог накопить список ваших ляпов и, вывалив их скопом вам на голову, уничтожить вашу карьеру в компании раз и навсегда. Если нет — значит, вы еще нужны.
- Задаем уточняющие вопросы по претензиям к своей деятельности. Берем листок бумаги и записываем все указания вместе с уточнениями. Гарантированно производит хорошее впечатление.
- Просим дать время на устранение недостатков. К примеру: «Мне потребуется три недели, чтобы изменить мой стиль работы с клиентами. Вам удобно, если я подойду к вам в конце месяца и предоставлю отчет по этому аспекту моей работы?».
Как ответить обидчику и не потерять лицо
Если вдруг мы попали под «огонь» противника, равного нам по статусу (или ниже), то, во-первых, успокаиваем первые острые эмоции после удара, а затем выбираем способ реакции. Перед нами два принципиальных пути.
Первый: «Я не настроен на военные действия и не хочу себе портить нервы». Тогда я просто отвечаю: «Мне жаль, что у вас плохое настроение и вы пытаетесь сорвать его на мне. Я тоже так делаю время от времени, поверьте, это не лучший способ восстановить душевное равновесие. Кстати, меня зовут не “эй ты”, а Ирина Михайловна».
После такой фразы следует либо короткое ворчание, но гроза явно утихает, либо обидчик в ответ называет свое имя-отчество и у вас есть шанс стать друзьями. А вот говорить «могу ли я вам чем-то помочь?» не следует, это может вызвать повторную вспышку агрессии, ибо воспримется как издевка.
Второй: «А почему бы и не повоевать?». Допустим, вы человек, который за словом в карман не лезет и всегда готов за себя постоять. Тогда, во-первых, оцениваем физическую дистанцию до своего противника, чтобы иметь возможность вовремя ретироваться (имейте в виду, что даже маленькая дышащая на ладан бабулька сможет испортить вашу дорогую прическу. Вам это точно не нужно!).
Далее просим уточнить ВСЕ претензии, которые накопил ваш случайный оппонент. Пока противник будет с энтузиазмом перечислять ваши «недостатки», комментируем наиболее удачные моменты, в духе: «Какой вы наблюдательный! Я и не замечала, что у меня то-то и то-то имеется, видимо, вы меня очень пристально рассматривали, скажите, я вам в самом деле ТАК небезразлична?».
В советское время мне часто звонили анонимы и высказывали в грубой форме претензии по поводу моей общественной деятельности. Мой ответ был таков: «Вас плохо слышно, говорите громче, пожалуйста!». Анонимы звонили по телефону-автомату, и я представлял, как они корячатся, выкрикивая свои угрозы в телефонной будке.
Какой бы путь вы ни выбрали, при вышеперечисленных способах реакции вы будете хозяином ситуации и критика не нанесет вам существенного урона. Помните высказывание великого учителя Вивекананды: «Мир — это большой гимнастический зал, куда мы пришли, чтобы стать сильными!».
Сергей Боголепов