Развитие ребёнка: от зачатия до взросления
Границы детского возраста в разных странах отличаются. В России юридически закреплено, что ребёнок — это человек от рождения и до 18 лет. Но некоторые специалисты считают юность и отрочество отдельным самостоятельным периодом, когда человек уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Разбираем психологические и физиологические особенности развития ребёнка на каждом возрастном этапе и рассказываем, на что обратить внимание родителям и какой метод воспитания выбрать.
Внутриутробный этап: с самого начала до рождения ребёнка
В акушерстве и гинекологии выделяют три этапа развития эмбриона.
Первый триместр длится до 13-й недели. В этот период закладываются основные внутренние органы. Первой формируется иммунная система. Также с помощью инструментальных методов диагностики можно услышать неравномерное сердцебиение. Двигается малыш ещё очень слабо. И именно этот период сопровождается токсикозом у женщины, так как в её организме происходит серьёзная перестройка. К концу триместра размер эмбриона достигает уже 12 см. У него сформирована дыхательная система, появился слух и начинается развитие половых органов .
Второй триместр — до 26-й недели. Продолжается набор веса, а на УЗИ уже можно определить пол ребёнка. Формируется нервная система, поэтому в этот период женщине важно следить за своим самочувствием и психоэмоциональном состоянием. Малыш в это время уже слышит звуки и учится улыбаться. Он реагирует на голос мамы и на музыку, а также может различать высокие и низкие звуки. Он активно двигается и готовится к рождению. На 26-й неделе ребёнок весит около 900 граммов.
Третий триместр — до 39-й или 40-й недели. Главная задача на данном этапе — набрать нужную массу и окрепнуть. Большая часть малышей занимает правильное положение для родов. Активность становится меньше, так как ребёнок занимает всё пространство. Исследования показывают, что именно в этот момент возникают вкусовые пристрастия. Хотите, чтобы малыш налегал на овощи? Начинайте их есть в последнем триместре .
Заканчивается внутриутробное развитие появлением ребёнка на свет.
Неонатальный период: покой — это главное!
Этап новорождённости, или неонатальный период, включает первый месяц жизни, в течение которого происходит:
- запуск лёгочного дыхания;
- установка терморегуляции;
- гипертонус конечностей.
Родителям стоит знать, что центральная нервная система малыша быстро истощается, так как внешний мир полон новых эмоций и впечатлений. В этот период ребёнку нужен покой, отдых и сон.
Родителям рекомендуется следить за соблюдением режима. Также не стоит спешить знакомить нового члена семьи с родственниками. Отложите посещения бабушек-дедушек и других близких на потом .
Младенчество: дайте ребёнку чувство безопасности
В период с 1 до 12–14 месяцев ребёнок проявляет активность и познаёт окружающий мир. Развитие происходит через значимые фигуры — это родители и близкое окружение. Он учится эмоциям, начинает осознанно улыбаться и выражать свои желания.
В первый год также формируется базовое доверие к миру, которое человек пронесёт через всю жизнь:
- если взрослые обеспечивают безопасность, кормят и баюкают малютку, то формируется посыл «здесь уютно и безопасно, мир любит меня»;
- если родители не всегда рядом, желания ребёнка удовлетворяются не сразу или малыш плачет в одиночестве, то мир он начинает воспринимать как опасное место, полное угроз.
На этот период родителям можно дать только один совет: лучше «перебаюкать» ребёнка. Опасения некоторых взрослых, что такой подход может разбаловать малыша, не оправданы. Вы не балуете ребёнка, вы даёте ему понять, что он желанный, любимый и находится в безопасности.
Ранний возраст детей: готовьтесь к первому кризису
Вставшего на ноги и научившегося ходить ребёнка уже не остановить. Он начинает самостоятельно изучать окружающее пространство. Поэтому этот этап, который длится с одного года до трёх лет, связан с повышенным травматизмом. Внимательность родителей особенно важна в это время. К тому же именно тогда закладываются основы самостоятельности, что приводит к кризису в три года.
У ребёнка развивается речь, причём пассивный словарь гораздо больше, чем активный. Малыш может, объясняясь с другими, помогать себе жестами. При этом у мальчиков речевая деятельность развивается медленнее, чем у девочек.
В полтора года нормально разговаривать однотипными простыми фразами, состоящими из двух или трёх слов. В три года ребёнок уже осваивает сложносочинённые предложения .
Психологические защиты малыша ещё не развиты, поэтому проявление эмоций в виде крика и истерик — это нормально. Третий год заканчивается возрастным кризисом. В это время родители сталкиваются:
- с упрямством;
- негативными бурными реакциями;
- агрессией;
- непослушанием;
- сопротивлением.
Родителям можно порекомендовать только запастись терпением. Просто поймите, малыш не виноват! Пережидайте истерики, оставаясь уравновешенными взрослыми. После бурного выплеска эмоции имеет смысл успокоить ребёнка и обсудить возникшую ситуацию в комфортной обстановке.
Дошкольный возраст: учимся учиться, играя
Следующий период, с трёх до семи лет, — это подготовка к учебной деятельности, поэтому он и называется дошкольным. В четыре года для ребёнка важна социализация — общение со сверстниками, освоение правил этикета, понимание личных границ других людей. На Востоке считается, что фундамент личности закладывается до четырёх лет.
Для детей шести-семи лет рекомендуется посещение детского сада или подготовительной дошкольной группы. Это связано с тем, что при поступлении в первый класс ребёнок уже должен владеть определёнными знаниями. До шести лет посещение детского сада на усмотрение родителей.
Концентрация внимания в этом возрасте ещё небольшая, поэтому максимальное время занятий не должно быть больше 20 минут, а преобладать должна игровая деятельность. Это необходимо учитывать взрослым при выборе учебных занятий или секций.
Родителям важно знать, что мышечный корсет у детей ещё слабый. Поэтому долгое сидение или неправильно подобранная мебель может привести к нарушению осанки и сколиозу.
Младший школьный возраст: учимся дисциплине
Главным событием у ребёнка восьми лет является замена молочных зубов на постоянные. Она может начаться чуть раньше или позже.
Также в этом возрастном периоде мальчики и девочки начинают развиваться по-разному. Формирование полоспецифичного телосложения проявляется в особенностях темпа роста, протекании обменных процессов. Меняются антропометрические показатели (обхват груди, головы, масса тела).
Ведущая деятельность — учебная, игры уже позади. Дети учатся дисциплине, самостоятельности и развивают волевые качества. Происходит расширение кругозора. Помимо родителей, ещё одной важной фигурой становится первый учитель.
Начинается средняя школа: пока всё спокойно
Вместе с начальной школой ребёнок окончательно прощается с детскими игровыми элементами. В средней школе всё иначе, по-взрослому. Начинается рефлексия, оценка самого себя, своих действий.
Это наиболее беспроблемный период — затишье перед бурей. Хотя в десять лет лет возможны первые признаки подросткового кризиса. Причина в том, что психика развивается быстрее, чем физиология. Внешне вы видите перед собой ребёнка, но внутри его происходит серьёзная перестройка: меняются интересы, отношение к миру и себе.
Родителям в этот период нужно проводить с ребёнком больше времени. Например, вместе делать уроки и оказывать помощь во всех его увлечениях. Помните: что вы сейчас посеете, то и пожнёте в подростковом возрасте.
Отрочество или юность: начало сепарации
Подростковый кризис, который начинается с 11–12 и продолжается до 15–16 лет, многие родители ждут с содроганием. Сказать, как он пройдёт именно у вашего ребёнка, невозможно. Ведь здесь всё индивидуально. Но как правило, характерными признаками, которые говорят о наступлении переходного возраста, являются:
- протесты;
- автономность;
- самостоятельное принятие решений;
- эмоциональные перепады;
- агрессия;
- конфликтность.
В это время ребёнок начинает узнавать самого себя. Для этого он отделяется от взрослых и предпочитает больше времени проводить со сверстниками.
Что в этой ситуации делать родителям, если подросток делает всё наперекор взрослым? Опять запастись терпением. Старайтесь не спорить и чаще соглашайтесь с ним. Хочет ребёнок сделать тату? Не запрещайте, а предложите поэкспериментировать с временными татуировками. В общении с подростками должен действовать главный принцип медицины: не навреди.
В 17–18 лет буйство гормонов начинает стихать. Словно куколка из кокона, показывается миру умный, самостоятельный, и главное, снова любящий сын или дочь.
Только родители знают и чувствуют своего ребёнка. Будьте рядом, общайтесь, и возрастные кризисы пройдут незаметно.
Автор: Анастасия Себель, клинический психолог, медицинский копирайтер