Что такое сказкотерапия: тайный смысл «Ёжика в тумане»
Мультфильм «Ёжик в тумане», вышедший на экраны почти полвека назад, в 1975 году, является признанным шедевром не только советской, но и мировой анимации. Созданный Юрием Норштейном по мотивам одноимённой сказочной повести Сергея Козлова, он завоевал сердца не одного поколения зрителей. Глубокие метафорические образы и невероятная атмосферность сделали это произведение не только хитом среди поклонников мультипликационного жанра, но и объектом анализа для специалистов разных профессий: культурологов, философов и, конечно же, психологов.
Детская сказкотерапия
Попытки разгадать значение сказочных образов и сюжетов лежат в основе одного из популярных направлений современной практической психологии — сказкотерапии. Методы сказкотерапии успешно применяются в работе с людьми любого возраста, но особое значение они обретают при взаимодействии с детьми.
Считается, что до 10–12 лет у человека преобладает «правополушарный» тип мышления — в этот период жизни наиболее важная для развития и социализации информация передаётся с помощью образов и метафор. Вместе с героями сказок дети учатся различать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство.
Идентифицируя себя со сказочными персонажами, ребёнок постигает житейские истины, противостоит искушениям и находит выход из сложных ситуаций. Считается, что для малышей в возрасте трёх–пяти лет более понятны и близки сказки про животных, а для работы с детьми старшего дошкольного возраста уже можно смело выбирать истории с участием людей.
«Ёжик в тумане»: чему он научит детей?
Сказкотерапия, основанная на просмотре мультфильмов и чтении книг, позволяет детям безопасно исследовать свои чувства. «Ёжик в тумане» может стать поводом для обсуждения таких тем, как страх, дружба, поддержка и одиночество.
Можно предварительно познакомить детей с книгой, лёгшей в основу этой мультипликационной истории. Это позволит ребёнку глубже проникнуться сюжетом, а также даст возможность сравнить образы, возникшие в воображении, с теми, что он увидит на экране.
Сказкотерапия для дошкольников с использованием мультфильма «Ёжик в тумане» может проводиться как индивидуально, так и в групповом формате. Численность группы должна учитывать цели и мишени терапевтического воздействия — например, при психокоррекции страхов не рекомендуется работать в группах свыше пяти–восьми человек, так как дети дошкольного возраста очень восприимчивы и склонны «заражаться» страхами друг от друга.
Правила сказкотерапии
Чтобы просмотр мультфильма или чтение книги с ребёнком стали не только приятным совместным досугом, но и имели терапевтический эффект, следует придерживаться ряда правил.
Создайте «зону безопасности». Уделите внимание атмосфере: подготовьте места, где дети смогут удобно сесть или прилечь, расслабившись и не отвлекаясь на посторонние дела. Приглушите освещение — можно добавить «волшебства» обстановке, включив проекционный фонарик или гирлянду.
Мультфильм «Ёжик в тумане» содержит довольно напряжённые сцены, которые могут вызвать тревогу у маленьких зрителей. Чтобы малыш чувствовал себя защищённым, на время просмотра посадите его к себе на колени, обнимите или оставьте ему возможность прижаться к вам в случае необходимости.
Подготовьте для сказки «разумное обоснование». Расскажите ребёнку, почему вы решили познакомить его именно с этой историей. Проведите параллели с событиями и обстоятельствами его жизни. Терапевтическая сказка должна быть вплетена в контекст вашего взаимодействия — это вызовет интерес и позволит ребёнку внимательнее отнестись к процессу.
Не обсуждайте с ребёнком увиденную или услышанную сказку сразу после её окончания. Дайте ему время погрузиться в мир сказки, прожить и прочувствовать то, что он из неё вынес.
Не перегружайте ребёнка терапевтическими сказками и историями. Психологическая сказкотерапия не должна проводиться чаще одного-двух раз в неделю. Дозированное воздействие позволит поддерживать высокий уровень интереса и добиваться нужного эффекта.
Методы сказкотерапии
Сказкотерапия для детей многогранна и способна решать различные психологические задачи:
- диагностические;
- коррекционные;
- развивающие;
- терапевтические.
Разберём основные формы работы со сказкой, которые не требуют специальных навыков или образования. Их могут применять родители или педагоги при просмотре мультфильма «Ёжик в тумане».
Интерпретация. Помогите ребёнку разобраться, в чём суть сказочных ситуаций, образов и конструкции сюжета. Не стоит пытаться найти «правильный» ответ, разгадать «тайный смысл» или «истинный замысел» режиссёра — оставим эти развлечения искусствоведам.
Как и любое художественное произведение, сумевшее завоевать столь широкую популярность, мультфильм имеет необычайную глубину, позволяющую каждому увидеть в нём что-то своё. Даже трёхлетний малыш способен ответить на вопрос, о чём эта история.
Если ребёнок в чём-то ошибся или не так понял, не навязывайте своё мнение, а просто обратите его внимание на детали, которые позволят ему прийти к более глубокому пониманию. Это метод способствует развитию аналитических способностей и ценностных ориентаций ребёнка.
Переписывание или дописывание сказки. Ребёнку может не понравиться какая-то часть или финал мультфильма. Предложите ему изменить или дополнить историю. Возможно, малыш захочет увидеть «в тумане» самого себя или любимого героя из другой сказки. Может быть, лошадка станет розовой или превратится в единорога. Позвольте ребёнку пофантазировать о том, что осталось «за кадром».
Если вы заметили, что в процессе просмотра какие-то сцены вызвали у ребёнка особенно бурную реакцию, напомните ему о них, попросите рассказать, что в эти моменты произошло и что он хотел бы в них изменить. Этот способ работы со сказкой развивает творческие способности, позволяет научиться преодолевать страхи.
Сказочное рисование. Помогите ребёнку изобразить сцену из мультфильма или героя, который произвёл на него наибольшее впечатление. Возможно, он захочет нарисовать момент, который его напугал — это поможет прожить страх. На бумаге «страшный» персонаж может стать смешным и безопасным — предложите ребёнку нарисовать на том же листе себя, чтобы победить или подружиться с испугавшим его образом.
Сказочная куклотерапия. Подготовьте заранее игрушки, соответствующие персонажам сказки, либо изготовьте их совместно с ребёнком. Героев можно слепить из пластилина, сшить или склеить из бумаги. С помощью этих кукол можно проиграть сюжет мультфильма «Ёжик в тумане» либо использовать их для моделирования других ситуаций, которые могли бы произойти с полюбившимися персонажами.
Постановка (разыгрывание) сказки. Предложите ребёнку сыграть понравившегося персонажа мультфильма, а потом поменяйтесь с ним ролями — «проживание» сюжета под маской разных героев обогатит интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж ребёнка.
Сказкотерапия на основе мультфильма «Ёжик в тумане» может стать отличным способом укрепления эмоциональной связи с ребёнком. Это не просто история о ёжике, который заблудился в тумане. Это глубокая, многослойная притча о страхах, дружбе и человеческих переживаниях. С помощью психологической сказкотерапии эта история может помочь детям осознать и принять свои чувства и эмоции. Счастливый конец мультфильма подарит детям ощущение психологической защищённости.
Автор: Юлия Козловская, практический психолог