Дети наше будущее


Размещайте свой контент на данную тему под тегом #ДЕТИНАШЕБУДУЩЕЕ

Специалисты

Мама ,папа в детстве не долюбили и не уделяли должного внимания?Алекс Инсаев

0

Здоровое питание детей: памятка для родителейae8e77d0-204b-40eb-97a9-1c0c2ce7d2e3_thumb500.jpg


Питание детей часто становится головной болью родителей уже с момента введения прикорма: с чего начать, чтобы сохранить здоровье малыша, чтобы не развилась аллергия; баночки или общий стол? В более старшем возрасте: как накормить, когда ребенок хочет питаться только шоколадками; как соблюсти режим и т. д. Давайте пройдемся по этапам детства и разберемся, что важно учесть при планировании питания.

Порой кажется, что о питании своих чад родители думают в разы чаще и подходят к делу гораздо ответственнее, чем к собственному рациону. А зря, ведь пищевые привычки формируются не только благодаря ежедневному идеальному меню для ребенка. Они складываются из его собственного опыта выбора и приготовления еды, наблюдения за пищевым поведением в семье, а потом и в обществе.

Ребенок не должен быть «пищевым изгоем» в семье, которому «нельзя, потому что маленький». На примере курения и алкоголя многие родители узнают, что значит эта установка для взрослеющего человека.

Поэтому правило номер один — начните с себя. Хотите научить ребенка есть овощи — подумайте, дружите ли вы с ними сами, как часто они появляются на вашем взрослом столе? Или даже просто откройте свой холодильник и критически оцените, что в нем лежит. И если увиденное повергло вас в уныние, подумайте, как можно улучшить ситуацию.

Впрочем, этот подход все-таки больше годится для ребенка сознательного возраста, а что можно сделать для самых маленьких детей?

Дети-груднички

В этом периоде ребенок наряду с основным питанием — грудным молоком или адаптированной смесью — начинает осваивать твердую пищу. Обычно готовность ребенка к прикорму определяют по проявлению интереса к тому, что едят взрослые. Основная цель здесь — адаптация к различным новым продуктам, своеобразный тест-драйв взрослого рациона.

Для ребенка каждый новый продукт — это отдельное приключение с неожиданной развязкой. Может проявиться аллергическая реакция, непереносимость и другие неприятные симптомы. Только постепенное введение продуктов может гарантировать, что вы увидите причину и следствие и сможете поменять питание в зависимости от реакций ребенка.

Чуть позже — в 8–12 месяцев — ребенок обучается основным пищевым навыкам, жеванию и удержанию еды, может даже научиться есть самостоятельно. Всё возрастающая потребность в энергии и питательных веществах побуждает ребенка есть больше твердой пищи. В течение этих 4 месяцев родители переводят его на общий стол.

Основные рекомендации для правильного питания малышей:

  • В этот период организм малыша может испытывать дефицит железа и цинка. Часто ими обогащают детское питание, например крупяные каши. В естественном виде потребность ребенка в этих элементах обеспечивают мясные продукты, курица, бобовые.
  • Не нужно добавлять в детское питание дополнительные сахар и соль, особенно мед (может оказаться небезопасным и токсичным для ребенка). Также лучше избегать питьевого коровьего молока — для приготовления каш можно использовать пастеризованное молоко.
  • Фрукты всегда лучше, чем фруктовые соки, даже фреши. Избегайте соков с добавленным сахаром.
  • Лучше не давать малышу цельных твердых орехов, семян и другой пиши, которую трудно жевать.
  • Для восполнения запасов витамина D чаще принимайте «воздушные солнечные ванны», то есть ходите на прогулку, подставляя открытые участки тела солнечным лучам.
  • Следите за реакциями ребенка на продукты и минимизируйте те из них, которые вызывают проблемы.

Все остальное — на усмотрение родителя. Вопросы типа «Что давать первым: брокколи или кабачок?» — это ритуалы эмоциональной терапии для родителя, отношения к здоровью ребенка не имеют.

Дети-дошкольники

Как только ребенок переходит на общий стол, у него появляется большой выбор разнообразного питания. С одной стороны, это плюс — ведь таким образом он может получить все необходимые питательные вещества для активного роста и развития. С другой стороны, дети часто оказываются очень привередливы к тому, что взрослые считают полезной едой. Это происходит именно в связи разнообразием — включается механизм защиты организма от ядовитой угрозы в лице помидора или листка салата. Кроме того, может возникнуть неприятие определенной текстуры, температуры еды.

Часто родители жалуются на то, что ребенок ничего не ест в детском саду, хотя там хорошо готовят. Даже самая изысканная кухня может не понравиться малышу с избирательным аппетитом, если не соблюдены его персональные требования к готовке и подаче блюда. Стоит ли держаться позиции «проголодается — поест» или лучше все-таки придумать компромисс?

Лично я бы рекомендовала дать ребенку возможность выбирать и не стоять горой за полезный омлетик или супернеобходимую кашу. Конечно, голод способен сподвигнуть взрослых людей есть то, что они не привыкли, — насекомых, например. Но лишний стресс по поводу питания создавать точно не полезно. С возрастом ребенок станет смелее и даст еще один шанс нелюбимой еде.

Обычно дети непоследовательны в выборе количества еды. Это связано с особенностями процессов роста. В один день они могут съесть очень мало, в другой — наоборот, постоянно просить добавки.

Родителю не стоит зацикливаться на количестве еды, если ребенок выглядит и чувствует себя хорошо. А вот лишний вес как раз может служить сигналом избыточного питания и недостатков в воспитании (например, малоподвижный образ жизни у ребенка).

В дошкольном возрасте все еще актуальной может быть тема пищевой аллергии и непереносимости. Пока родители контролируют питание ребенка сами, эти трудности легко преодолимы. А в детском саду стоит очень четко и даже немного жестко сообщить о том, что нельзя есть ребенку.

Основные рекомендации по правильному питанию дошколят:

  • Начните изменение своих собственных пищевых привычек и содержимого холодильника.
  • Кормите ребенка не слишком разнообразно, без насилия, не добивайтесь, чтобы ребенок непременно полюбил новые блюда.
  • Предоставьте выборы и компромиссы, мягко предлагайте альтернативы. Учитывайте персональные требования ребенка к готовке и подаче блюд.
  • Не настаивайте на количестве еды, еда не должна быть предметом торга или манипуляций (призы, наказания).
  • Еду, вызывающую аллергию и проблемы с пищеварением, нужно исключить категорически.
  • Можно начать подключать ребенка к простым действиям по приготовлению и оформлению пищи. Не забудьте похвалить малыша за помощь, подчеркните его вклад в общее дело.

Дети-подростки

Подросток — существо очень активное и в то же время уязвимое. Организм претерпевает серьезные изменения и особенно нуждается в пище, богатой питательными веществами. В то же время именно в подростковом возрасте контроль питания со стороны родителей ослабевает, и ребенок может все активнее предпочитать фастфуд и снеки. Как и в случае с капризными малышами, родителям не рекомендуется вести агрессивную политику против «вредной» еды и заставлять подростка «есть, что полезно», а также акцентировать внимание на весе и внешнем виде ребенка.

Если есть возможность, лучше подключать ребенка к приготовлению домашней пищи, а старшим подросткам можно доверить этот процесс полностью. Именно сейчас разнообразие продуктов начинает играть решающую роль в выборе и установлении пищевых предпочтений подростка. Из всего многообразия полезного пусть юный дегустатор выберет то, что ему действительно нравится. Родителям стоит поощрять его попытки приготовить свои любимые блюда для всей семьи.

Если все-таки есть большое желание объяснить ребенку, зачем ему есть здоровую еду, нужно сфокусироваться в аргументах на самочувствии, интеллектуальных возможностях, энергии. Подростки очень чувствительны к теме внешней привлекательности, и попытка связать тему еды и внешности может обернуться расстройством пищевого поведения. И даже объяснение в духе «красота — это следствие здорового образа жизни» может быть истолковано неверно.

Основные рекомендации по здоровому питанию подростков:

  • Увеличить общую калорийность рациона за счет домашней еды, богатой питательными веществами, клетчаткой. Для девочек 11–13 лет калорийность может составлять 1600 ккал в сутки, в 14–18 лет она может быть увеличена до 1800. Мальчикам 11–13 лет требуется 1800 ккал в сутки, а юношам 14–18 лет — 2200.
  • В школе повышаются умственные нагрузки, и нервная система также требует поддержки. Орехи, жирная рыба, авокадо и другие источники полиненасыщенных жирных кислот необходимы для хорошей работы мозга.
  • Перед активной интеллектуальной работой не рекомендуется есть много углеводов (например, каши) — стоит сделать акцент на белковой пище и клетчатке. Рыба с огурцом заставит нервную систему работать активнее, чем картошка с котлетой.
  • Организм испытывает повышенную потребность в кальции, которая хорошо восполняется молочными и кисломолочными продуктами. В случае непереносимости лактозы можно включить в рацион твердые сыры или употреблять кальций в составе комплексной добавки к пище.
  • Кожа лица подростка обычно склонна к воспалениям. Состояние кожи можно улучшить с помощью обильного питья и употребления большого количества свежих овощей и фруктов.

Рано или поздно каждый взрослый человек становится сам себе родителем и сам решает, как ему жить. Если в семье сформировались хорошие пищевые привычки, то даже в случае временного «кризиса» питания в студенчестве ребенок обязательно вспомнит семейные традиции во взрослой жизни. Если вы, родители, заложили прочный фундамент, то можете не переживать, отпуская свое чадо в свободную взрослую жизнь.

Мария Данина

читать

0

Холодовая аллергия у детей: как защитить ребёнка?a2116a93-d7c8-4bd0-a685-0afefa66203d_thumb500.jpg


Зимой дети проводят много времени на свежем воздухе. Однако у многих из-за воздействия холода щёки становятся слишком красными, а кожа на руках начинает трескаться, вызывая дискомфорт. Разбираемся, как же бороться с холодовой аллергией и есть ли эффективные кремы для защиты от неё.

Аллергия на холод: наследственность и не только

Холодовая аллергия, или, вернее, крапивница, вызванная воздействием низкой или высокой температуры, — это официальный диагноз, который входит в международную классификацию болезней. При этом заболевании после контакта с холодом на коже появляются волдыри или отёк. Патология является одной из разновидностей физической крапивницы.

Такая крапивница может передаться по наследству от мамы или бабушки, например. Но в 90 % случаев она носит приобретённый характер и возникает:

7df5fb73-4ab4-4034-8d3b-934065f6e170_thumb500.jpg


  • на фоне каких-либо заболеваний (инфекционный мононуклеоз, токсоплазмоз, вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция);
  • после приёма лекарственных препаратов;
  • из-за укусов насекомых.

Все перечисленные состояния являются триггером для развития холодовой аллергии, которая может стать ответом на события (как в случае с укусом насекомых), случившихся летом. Хоть на первый взгляд и кажется, что ничего общего у болезни, перенёсенной в тёплое время года, или укуса комара с зимней крапивницей нет. Но именно эти события могут запустить реакцию, которая в дальнейшем вызовет проявления аллергии. В том числе и на холод.

При холодовой крапивнице из нормальных белков организма под воздействием пониженной температуры образуются криоглобулины. Однако её развитие происходит не только из-за низких температур, но и при соприкосновении с ледяной водой или употреблении холодных продуктов. Например, мытьё посуды в холодной воде и контакт со снегом могут вызвать аллергическую реакцию на коже рук. А из-за плавания в бассейне или другом холодном водоёме она может распространиться по всему телу.

Симптомы холодовой аллергии

Обычно раздражение возникает на руках и лице, поскольку эти области чаще всего подвергаются воздействию холодного воздуха. Симптомы холодовой аллергии можно разделить на три категории:

  1. Кожные (краснота, зуд, припухлость).
  2. Дыхательные (одышка, охриплость голоса, заложенность носа).
  3. Общие (тошнота, головокружение, шум в ушах, обморок, судороги).

Проявление холодовой аллергии на коже

Покраснение обычно возникает через несколько минут после контакта с холодом. Аллергия выглядит как маленькие прыщики, которые могут объединяться в большие пятна размером до 10–15 сантиметров. Спустя 10–30 минут, после того как кожа покраснела, появляется чувство стянутости и зуд. Маленькие дети могут начать активно тереть кожу, оставляя следы расчёсов.

e6466302-35bd-405c-a61f-73f64092b668_thumb500.jpg


​Кроме того, на коже могут появиться волдыри в виде округлого образования, размер которого варьируется от 1 до 10–15 сантиметров. Волдыри располагаются над поверхностью кожи и могут сливаться, образуя крупные элементы.

В условиях комфортной температуры кожные симптомы обычно бесследно исчезают в течение 1–24 часов, но могут сохраняться до нескольких дней.

Признаки дыхательные

Симптомы болезни могут быть похожи на проявления аллергического ринита. В таких случаях у детей появляются слезотечение, покраснение и жжение в глазах, а также насморк.

При более тяжёлом течении развивается отёк Квинке. Обычно отёчность возникает на губах, веках, щеках и слизистых оболочках. Если их потрогать, то обнаруживается плотный отёк, при этом следов от надавливания не остаётся.

df2c1c6a-372e-4bf1-9630-0103cc756c1c_thumb500.jpg


​Набухшие ткани становятся блестящими и не меняют свой цвет, то есть не краснеют и не бледнеют. Опасность отёка Квинке заключается в том, что при поражении слизистой дыхательных путей может начаться их сужение и развиться удушье.

Охриплость голоса возникает из-за того, что отёки распространяются на слизистую оболочку гортани вплоть до голосовых связок. Они увеличиваются в размерах, а пространство между ними становится уже. В результате появляется лающий кашель и одышка. Эти состояния представляют угрозу для жизни ребёнка, поэтому требуют незамедлительной врачебной помощи.

Общие симптомы

Если происходит падение артериального давления, головной мозг получает недостаточное насыщение кислородом. В этом случае одновременно развиваются:

  • тошнота;
  • головокружение;
  • шум в ушах.

Обморок может развиться при остром кислородном голодании головного мозга.

Судороги как проявление холодовой аллергии чаще всего возникают после развития анафилактического шока, когда большое количество аллергена попадает в кровь, а иммунная система неадекватно реагирует на него.

Лечение холодовой аллергии у детей: основные подходы

Начинать лечение холодовой аллергии следует с ограничения пребывания на холоде. Во время прогулок необходимо постараться защитить все участки открытых кожных покровов у ребёнка: руки — с помощью варежек и перчаток, а лицо и дыхательные пути — с помощью шарфа или балаклавы. Данные меры направлены на уменьшение восприимчивости тканей организма к криоглобулину. Как только этот белок перестаёт вырабатываться в организме, чувствительность к холоду снижается сама собой.

f254028a-cf78-4258-83b7-650627a21513_thumb500.jpg


Для борьбы с покраснениями, зудом, припухлостями, отёками и осиплостью голоса используются антигистаминные средства местного и системного действия. Наиболее безопасными в детской практике считаются антигистаминные третьего поколения, а именно дезлоратадин, левоцетиризин и фексофенадин. Их эффект развивается максимально быстро (уже через 20–30 минут после применения). Для малышей выпускаются формы в виде капель и сиропов, а для деток постарше существуют таблетки и капсулы. Кроме того, для местной обработки кожных покровов можно использовать эти же антигистаминные средства в виде гелей и мазей.

При выраженных симптомах холодовой аллергии используются глюкокортикостероиды. Эти лекарственные средства являются гормонами и препятствуют развитию аллергической реакции на всех этапах. Они отличаются наиболее выраженным противовоспалительным эффектом. Действующими веществами могут быть метилпреднизолона ацепонат или бетаметазона дипропионат. Мазать поражённые участки следует тонким слоем крема два раза в день, утром и вечером.

Холодовая аллергия: кремы и другие меры, которые защитят нежную кожу ребёнка

Помимо защиты кожи тёплой одеждой в холодное время года, желательно умываться тёплой водой, избегать употребления холодных напитков и с осторожностью подходить к купанию в холодной воде, а лучше вообще отказаться от него.

В зимний период следует включать в рацион продукты, которые не вызывают аллергических реакций. При повышенной склонности к аллергии существует риск возникновения перекрёстной аллергии на другие вещества.

f5931885-c9e3-40bd-b42a-e62eb5093f5c_thumb500.jpg


​Холодовая аллергия на лице особенно неприятна, так как она влияет на внешний вид. Красные зудящие пятна могут вызывать дискомфорт и стеснение у детей. Поэтому зимой перед выходом на улицу необходимо смазать лицо, руки и шею колд-кремом. Этот продукт создан для того, чтобы уберечь нежную кожу детей и взрослых от неблагоприятных условий окружающей среды: холода, ветра, снега и мороза, которые могут нанести вред. В состав входят ценные компоненты: витамины A, D, E, группы B, ланолин, пантенол, пчелиный воск, аллантоин, сквалан, комплекс пребиотиков для кожи, масло ши, оливы, авокадо. Благодаря этому средство укрепляет защитный барьер кожи.

Кожа ребёнка нежная и тонкая. Не стоит наносить колд-крем толстым слоем. Перед тем как выйти на улицу, нужно подождать, пока он полностью впитается. Если через 20–30 минут после нанесения на коже всё ещё есть остатки крема, лучше удалить их с помощью бумажной салфетки.

Для того чтобы не допускать пересушивания кожи и тем самым не снижать её барьерные защитные свойства, дома лучше ухаживать за ней с помощью эмолентов. Это косметические продукты, которые предназначены для увлажнения и смягчения кожи. Они помогают восстановить защитный барьер кожи, уменьшить зуд и, как следствие, снизить частоту обострений аллергических реакций. Важно, чтобы в своём составе они содержали такие компоненты, как церамиды, пребиотики, витамин F, масло ши (карите), льна или персика, биолипиды, аллантоин, пантенол, мочевину. Выпускаются эмоленты в виде кремов, лосьонов, увлажняющих гелей, бальзамов и молочка для тела.

В холодное время года лучше использовать более плотные средства, такие как кремы и бальзамы, которые содержат большое количество липидов. Летом же стоит обратить внимание на лёгкие текстуры, такие как гели и молочко, которые быстро впитываются и не оставляют ощущения липкости.

Автор: Наталья Комиссарова, врач-педиатр, детский кардиолог

читать

0

17197d6a-84ef-4d93-aaaf-25aadfe61952_thumb500.jpgС каждым годом в России открываются новые спортивные секции, где представлены многочисленные виды спорта для детей и это не случайно. По статистике каждый четвертый ребенок в нашей стране к 10 годам имеет тенденцию к развитию хронических заболеваний на фоне нездорового образа жизни.

Чтобы избежать таких болезней как ожирение, сахарный диабет и заболевания позвоночника врачи рекомендуют привлекать детей к спортивным занятиям с самого раннего возраста. Это могут быть семейные походы, активные игры, выезды на природу или регулярные посещения спортивных секций.

В какой вид спорта отдать ребенка

Задумываясь о том, в какой вид спорта отдать ребенка, немногие родители отдают себе отчет в том, что этот выбор должен учитывать не только возраст малыша, но и его индивидуальные особенности. Часто отдав ребенка в спортивную секцию, родители потом жалеют о сделанном выборе, ведь чадо просто отказывается заниматься и не хочет посещать спортивный кружок.

Чтобы этого не случилось, выбирать вид спорта для ребенка нужно в соответствии с темпераментом малыша:

  • Сангвиники. Эти малыши любят быть лидерами. Им необходимы похвала и победы. Таким деткам лучше всего подходят активные виды спорта. Прекрасным выбором могут стать любые скоростно-силовые дисциплины;
  • Холерики. Эти малыши эмоциональны и также готовы работать в команде. Им будут комфортны циклические виды спорта или единоборства;
  • Флегматики. Малыши с таким характером прекрасно справляются с многократными повторениями одного действия. Это значит, что лучшим выбором для них станут циклические или сложно-координационные дисциплины;
  • Меланхолики. Для них неприемлемы строгость тренера и спартанские условия. При правильном подходе такие малыши могут показать успехи в фехтовании или стрельбе. Также отличным выбором для них могут стать интеллектуальные занятия.

Чтобы определить какая секцияподходит вашему ребенку, можно пройти специализированный тест. Тестирование поможет определить цели и задачи, узнать каким характером обладает малыш и подобрать для него именно тот кружок, в котором он будет чувствовать себя комфортно.

Важно! Перед записью в секцию необходимо получить консультацию участкового педиатра. Некоторые дисциплины имеют абсолютные противопоказания. Помимо этого вам придется сдать анализы и пройти обследования у узких специалистов.

Спорт для детей дошкольного возраста

Виды спорта для маленьких детей – это занятия, развивающие основные физические навыки и укрепляющие иммунную систему. Не нужно ожидать, что двухлетний малыш сразу станет чемпионом.

Спорт для детей дошкольного возраста необходим для общего развития и подготовке малыша к более серьезным занятиям. Идеальным возрастом для начала занятий врачи считают 4-5 лет. Но если малыш активен и здоров, занятия отдельными дисциплинами можно начинать уже с двух лет.

Большинство родителей считают, что в этом возрасте еще рано посещать спортивные секции, а единственным вариантом физических тренировок является плавание в бассейне. Но это совершенно не так. Сегодня многие кружки приглашают малышей самого раннего возраста, где с ними занимаются специально обученные тренеры.

Виды спорта для детей от 2 лет

Начиная с двух лет, малыши нуждаются в повышенной физической активности. Они бегают, прыгают, кувыркаются и везде падают. И чтобы их шалости не оборачивались серьезными травмами, родители должны задуматься о структурированной физической нагрузке.

Адекватная физическая нагрузка в этом возрасте – занятия минимум 2 раза в неделю по 30 минут. С возрастом количество часов занятий постепенно увеличивается и уже к 5 годам может составлять по 2 часа 3 раза в неделю.

Тренировки для самых маленьких, это не полноценные занятия с соревнованиями и победами. В это время тренировки строятся по принципу игры. Малыш будет бегать, прыгать, веселиться, разучивать простейшие упражнения и выполнять элементарные задачи.

Идеальные виды спорта для детей от 2 лет:

  • Плавание;
  • Танцы;
  • Гимнастика;
  • Беговел;
  • Детская йога;
  • Прыжки на батуте.

В этом возрасте крохе еще очень сложно оставаться без мамы или папы, поэтому оставлять его одного среди незнакомых ему людей категорически нельзя, вам придется заниматься вместе с ним. Более того вам придется выполнять с малышом все упражнения, ведь повторять он будет именно за вами.

В 3-4 года малыш уже может выполнять более сложные упражнения и понимать требования тренера. Именно этот возраст считается оптимальным для начала занятий.

В это время уже доступны следующие секции:

  • Лыжи;
  • Единоборства;
  • Большой теннис или настольный;
  • Гольф;
  • Роликовые коньки;
  • Фигурное катание.

Если вы боитесь отдавать малыша в эти секции в столь юном возрасте, обратите внимание на развивающие центры со спортивным уклоном. В таких центрах общеразвивающие занятия включают в себя уроки физкультуры, где тренеры учат самых маленьких простейшим физическим упражнениям в игровой форме.

Справка: С двухлетнего возраста малыши переживают активный скачок роста и развития. Оптимальные нагрузки помогут правильно сформировать мышечную массу и опорно-двигательный аппарат, что в дальнейшем убережет их от проблем со здоровьем.

В какой вид спорта отдать ребенка 5 – 6 лет

Ребята, достигшие пятилетнего возраста уже абсолютно готовы к занятиям в спортивной секции. Это именно тот возраст, когда юный спортсмен начинает понимать смысл командной игры, адекватно воспринимать критику со стороны тренера и выполнять его требования.

Если вы задумались, в какой вид спорта отдать ребенка 5-6 лет, прекрасным выбором могут стать игровые виды спорта, к ним относятся:

  • Футбол;
  • Хоккей;
  • Водное поло;
  • Гольф;
  • Регби;
  • Теннис;
  • Волейбол;
  • Баскетбол;
  • Бадминтон;
  • Гандбол и др.

В дошкольном возрасте тренировки должны быть умеренными. Растущий организм может негативно отреагировать на повышенные нагрузки, и тогда вместо пользы занятия принесут только проблемы со здоровьем. Если наблюдая за дошкольником, вы заметили, что он стал плохо спать, часто капризничает и быстро устает, поговорите с тренером о снижении нагрузки или смените секцию.

Справка: По статистике дети, занимающиеся в секциях с 5 лет, имеют крепкий иммунитет, более усидчивы на уроках, дисциплинированы и лучше усваивают школьную программу в младших классах. В старшей школе они также показывают отличные результаты в учебе и менее подвержены влиянию плохой компании.

Виды спорта для детей школьного возраста

Школьный возраст – это самое время знаться спортом. Во многих школах открыты секции, где ребята могут заниматься с одноклассниками. Также для ребят есть кружки в домах школьников, где занятия проводятся совершенно бесплатно. Помимо этого школьники могут пойти в секцию от специализированных спортивных школ, где готовят к поступлению в спортивные интернаты.

Выбор видов спорта для детей школьного возраста действительно велик. Уже в первого класса ребята могут заниматься на профессиональном уровне, готовясь к спортивной карьере. Благодаря национальной программе «Спорт – норма жизни» до 2024 года для привлечения школьников к здоровому образу жизни планируется построить десятки спортивных объектов по всей стране.

Виды спорта для детей 7 – 10 лет

Начальная школа – это период серьезной перестройки в ритме жизни. Нередко дети в первые годы обучения в школе страдают переутомлением и рассеянным вниманием. Эти проблемы можно легко решить при помощи физической нагрузки. Регулярные занятия повышают выносливость и работоспособность, способствуют усвоению учебной программы и помогают школьнику всесторонне развиваться.

Виды спорта для детей 7-10 лет – это практически все секции, за исключением экстремальных с высоким риском травматизма. Выбор секции зависит от многих факторов, но главным здесь должно быть желание самого ребенка, ведь в этом возрасте он уже сам может выбрать, что ему нравится.

Примечательно, но современные дети нередко выбирают секции, которые совершенно непонятны их родителям. Например, девочки могут решить пойти на бокс, а мальчики на тяжелую атлетику. Но родителям не нужно бояться такого выбора, ведь история знает много чемпионов, которые пошли в секцию вопреки желанию родителей.

Лучшим выбором в этом возрасте станут командные виды спорта, ведь школьник уже понимает, что такое коллектив и может полноценно участвовать в жизни команды.

Самые популярные кружки в этом возрасте:

  • У девочек – спортивная гимнастика, танцы, легкая атлетика, фигурное катание, синхронное плавание, художественная гимнастика, волейбол и тд;
  • У мальчиков – футбол, большой теннис, баскетбол, боевые искусства, хоккей, тяжелая атлетика, пятиборье и тд.

Какой бы вид спорта не выбрал ваш ребенок, не стоит ожидать в этом возрасте великих побед и достижений. В 7-10 лет дети только учатся работать в команде и познают основы спортивной дисциплины. На этом этапе важно, чтобы занятия нравились ребенку, и он ходил в секцию с удовольствием.

Родителям важно понимать, что юный спортсмен может в любой момент передумать и решить заниматься другой дисциплиной. В этом случае не нужно принуждать его посещать секцию, необходимо поддержать его и показать, что он вправе самостоятельно решать, каким спортом ему заниматься. Если ребенок тяжело переносит физические нагрузки, обратите внимание на интеллектуальный спорт, например шахматы, шашки или го.

Важно! В этом возрасте необходимо выбирать не столько секцию, сколько тренера. Только квалифицированный и опытный детский тренер сможет не только заинтересовать школьника, но и обеспечить правильный индивидуальный график тренировок.

Виды спорта для детей 11 – 13 лет

С 11 лет современные дети уже считают себя взрослыми. Многие из них выбирают своим увлечением уличные виды спорта, где они могут показать свои таланты.

Уличные виды спорта для детей 11-13 лет, это:

  • Брейкинг;
  • Паркур;
  • Скетбординг;
  • BMX.

Помимо этого часто подростки делают выбор в пользу дайвинга, прыжков с парашютом, скалолазания, кайтсерфинга и тд. Если ваш ребенок уже занят в спортивной секции, но в этом возрасте решил сменить род занятий, не препятствуйте ему, ведь современные виды спорта – это прекрасная возможность узнать что-то новое и реализовать себя, а значит, он будет заниматься с увлечением и удовольствием.

Рассматривая необычные виды спорта, можно также предложить подростку, такие секции как городки, лапта или фудбег, которые возникли более 200 лет назад и сегодня вновь набирают свою популярность в России.

Родителям следует знать, что именно в 11-13 лет тренеры присматриваются к юным спортсменам и выбирают самых перспективных для привлечения их в профессиональный спорт.

Если вам сделали предложение о переводе в спортивную школу, необходимо взвесить все за и против, ведь спортивная карьера часто сопровождается травмами и многочисленными ограничениями. Но если вы видите, что подросток хочет и может быть профессионалом в своем виде спорта, смело доверьтесь тренеру, ведь через несколько лет ваш ребенок вполне может стать олимпийским чемпионом.

Важно! При записи подростка в спортивную школу или секцию для профессиональных занятий необходимо оформить спортивную страховку. Страхование позволит получить компенсацию при травмах на тренировках и соревнованиях. Также без полиса спортсмены не допускаются к соревнованиям.

Спорт в России, как и здоровый образ жизни в целом становится модным. Более 80% россиян в возрасте до 30 лет регулярно посещают спортивные залы и площадки, выезжают на активный отдых и приучают детей к спорту. Благодаря государственной поддержке виды спорта для детей многочисленны, разнообразны, а главное доступны.

Одной из приоритетных задач федерального проекта «Спорт – норма жизни», это подготовка спортивного резерва, а значит, каждый ребенок, вовлеченный в спорт, сможет заниматься на лучших спортивных объектах, которые строятся уже по всей стране.

sport.insure


читать

0

Летние инфекции: проблемы педиатров и родителей2d7aa795-cb73-47ee-acd8-29892814541b_thumb500.jpg


Родители думают, что летом работы у педиатров становится мало. Однако – это миф.

На смену зимнему гриппу и ОРВИ приходят другие, «летние» инфекции. Современные дети нередко путешествуют с родителями за границу, привозя оттуда порой крайне экзотические или вполне тривиальные болячки. Но и отдых у бабушки в деревне, на даче или даже в городе, на пляже или во дворе грозит заражением различными видами болезней.


Если говорить о «лидерах» среди сезонных «болячек», педиатры выделяют кишечные инфекции и ОРВИ, а также глистные инвазии и грибковые поражения кожи – их называют лишаями.

Почему летом дети тоже болеют?

Хотя в теплое время года нет постоянной слякоти, пронизывающего ветра и резких перемен погоды, малыши всё равно простывают. Казалось бы, можно не сидеть дома, больше бывать на открытом воздухе, укреплять иммунитет и закаляться, набираться сил, но ребенок снова сопливит, температурит, причем иногда болезнь протекает тяжело. Это связано:

• Во-первых, с активностью определенных вирусов и бактерий, которые хорошо себя чувствуют в теплой воде прудов и озер, рек или морей;

• Во-вторых, с возрастными особенностями иммунитета. В сильную жару, на фоне обезвоживания, перегрева, солнечных ожогов, он также снижается из-за нагрузок на организм и общего замедления обменных процессов.

Плюс, если речь идет о поездке на отдых – для ребенка это стресс, который подрывает и местный иммунитет (в области носа, горла, кишечника), и общий, со стороны всего организма.

Поэтому малыши, особенно до трех лет, в летний зной болеют и простудами, и кишечными расстройствами.

Простуда: откуда летом вирусы?

Собственно, вирусы – это не перелетные птицы, они не улетают на лето в другие страны. Палящие лучи солнца, высокая температура и ультрафиолет подавляют их активность, но полностью не убивают. Поэтому если они все-таки попадут на слизистые детишек, особенно если это хиленькие, часто болеющие дошкольники, – то вызовут ОРВИ.

Летние простуды развиваются из-за переохлаждения под кондиционером или при купании в водоемах до посиневших губ и дрожи – перепад температур снижает иммунную защиту слизистых носа и горла.

Плюс, как мы уже говорили, – летний зной тоже подрывает защиту иммунитета.

Но все же летом много свежих фруктов, ягод, тепло и солнечно. Эти факторы помогают более быстрому выздоровлению. Конечно, если речь не идет об ангине, когда микробы атакуют миндалины. Тут зачастую без антибиотиков не обойтись. Иначе ребенку грозят осложнения на сердце или почки и суставы.

Кишечные инфекции

Помимо печально известного ротавируса, который наиболее опасен для детей первых трех лет, понос и рвоту, лихорадку и обезвоживание вызывают и энтеровирусы, и многие другие [5]. Не дремлют в летнее время и бактерии, которые в тепле и влажности активно размножаются на продуктах питания, в воде и на почве.

Среди самых опасных – сальмонелла, кишечная палочка и стафилококки.

Последние, кстати, ответственны за 80 % так называемых ПТИ (пищевых токсикоинфекций) или, проще говоря, отравлений подпорченной пищей.

Третьи виновники летних поносов и рвот – это дизентерийные амебы и лямблии, реже – бластоцисты.

Общая особенность всех этих кишечных патологий – заражение через немытые и облизанные на улице грязные руки, а также питье некипяченой воды, употребление несвежей пищи или продуктов общепита, которые хранились без соблюдения санитарных норм.

Плюс ко всему можно заразиться при купании в реках и морях и бассейнах. Особенно живучи вирусы: им не страшна ни хлорка, ни соленая морская вода.

Симптомы типичны – резко подскакивает температура, ребенок перестает есть, веселиться и играть, возникает рвота съеденной пищей и водой, нередко повторная. Через несколько часов к ней присоединяется понос.

Хотя все они неприятны, но сами по себе не опасны. А вот потеря жидкости и солей при поносе и рвоте, обезвоживание – это серьезная угроза для детей: причем, чем младше, тем опаснее. Поэтому первое правило лечения – как можно больше пить. По ложечке каждые 5 минут, чередуя сладкие (глюкозные) растворы с солевыми. Если это микробная болезнь, врач пропишет антибиотики. Но только после того, как диагноз будет подтвержден.

Отпускной «подарок»: синдром «нога-рука-рот»

Одной из печально известных педиатрам инфекций, поражающих преимущественно детей до пяти лет, является синдром «нога-рука-рот».

Такое название патология получила за сочетание типичных симптомов – высыпаний на коже в области рук и ног с одновременным поражением ротовой полости.

Нередко ее привозят неприятным подарком с отдыха на черноморском побережье, в Турции, Египте или Тунисе. В 2017 году в Анталье была массовая вспышка, при которой пострадало около 300 наших соотечественников, преимущественно – малышей раннего возраста.

Если говорить строгим медицинским языком, это энтеровирусная инфекция, преимущественно вызывающаяся вирусами типа Коксаки А16 или энтеровирусом 71. Реже схожие, но более легкие симптомы вызывают другие вирусы из этой группы. Взрослые тоже заражаются, но обычно симптомы у них ограничиваются легким недомоганием, которое нередко считают результатом «перегрева на солнышке».

Между тем у детей всё сложнее – лихорадка, тошнота и рвота, понос обычно возникают самыми первыми. Затем к ним присоединяются пузырьковая сыпь на ладошках и стопах, вокруг рта или на мягком небе и щечках (стоматит). Если всё проходит без осложнений – ребенок пролихорадит пару дней и затем быстро идет на поправку, начиная постепенно кушать и пить жидкость.

Но в некоторых случаях, если это дети до трех лет, с ослабленным иммунитетом, часто болеющие, возможно развитие тяжелых форм, вплоть до менингита и энцефалита.

Лечение – симптоматическое: детям нужен покой и сон, обильное питье, желательно с глюкозой и солями, а также легкое, не раздражающее питание. Как правило, через неделю или чуть более малыш выздоравливает.

Глисты: неприятно, но не страшно!

Любителям ягод с грядки, облизывания пальцев, а также перекусов немытыми руками, помимо кишечных инфекций, угрожают еще и глисты. Наиболее часто дети страдают такими паразитарными инвазиями как энтеробиоз (острицы) или аскаридоз. Червячки похожи между собой по способам заражения и клиническим симптомам, за исключением того, что острицы достигают в длину около 8–10 мм, в то время как аскариды достигают и 10 см, а толщины – до вязальной спицы. Найти такое в детском горшке –серьезное испытание для родительских нервов. Внешние симптомы: капризность, плохой аппетит, круги под глазами и бледность.

Иногда отмечаются высыпания на коже, но самое типичное, особенно для остриц, – анальный зуд. Малыши плохо спят, постоянно лезут руками в трусики и чешут кожу до кровавых ранок.

Лечить нужно еще и потому, что нередко дети постоянно заражаются сами от себя, облизывая пальцы, обгрызая ногти, под которыми копятся яйца паразитов.

Кстати, обычно совместно с детьми лечат и родителей, так как не исключено заражение при тесных контактах. Применяют противопаразитарные препараты, их пьют дважды с интервалом в две недели, чтобы добить тех глистов, что в первый раз еще не попали под действие препаратов, находясь в стадии яйца.

Важно: противопаразитарные препараты может назначать только врач, ни в коем случае не занимайтесь самолечением.

Опасные грибки, или что такое лишай?

Еще одна летняя «болячка», типичная для малышей, особенно любящих тискать уличных кошечек и собачек, – стригущий лишай. Это грибковая инфекция гладкой кожи тела или волосистой части головы. На медицинском языке их именуют микроспорией и трихофитией. Это два вида лишаев с похожими симптомами на коже.

Малыш подцепляет болячку от животных (и домашних тоже, если они ходят на улицу) или от других детей, находясь с ними в тесном контакте.

Характерные проявления – красная округлая бляшка на коже, края которой слегка приподняты над здоровыми участками. В центре нее образуются пузырьки и черные точки.

Это пеньки волос, которые «срезает» грибок. На голове стригущий лишай образует проплешины, округлые области срезанных почти под корень волос с торчащими пеньками, пузырьками и краснотой по краям пораженной зоны.

Если нашли подобное образование на коже ребенка, осматриваем всех остальных членов семьи – болячка легко передается. Лечится стригущий лишай таблетками и местными противогрибковыми препаратами, пораженные зоны также обрабатывают антисептиками, чтобы избежать присоединения осложнений.

Важно: противогрибковые препараты должен назначать врач, не занимайтесь самолечением.

Алена Парецкая

читать

0

Синдром седьмого сентября: откуда у детей простуда в начале учебного года?072050b5-c152-4ce1-a4eb-50b0f10c48d5_thumb500.jpg


Проходит буквально неделя, после начала учебного года и ребенок утром встает с температурой, кашлем и насморком.

Откуда простуда, ведь за лето он набрался сил и окреп? Скорее всего, родители столкнулись с «синдромом седьмого сентября».

Синдром седьмого сентября: школьный стресс

В летний период жизнь детей не обременена какими-либо заботами. Никаких тебе ранних подъемов, уроков и расписания.

И вот заканчивается лето, наступает сентябрь, нужно вновь вставать рано, всю неделю неподвижно сидеть за партой, каждый день учить уроки и проводить гораздо меньше времени на улице и за развлечениями.

Переход от беззаботного лета к напряженной осени – это серьезный стресс. Далеко не все школьники с нетерпением ждут начала учебы и рады встрече с одноклассниками.

В первые дни в школе уроков немного, пока еще свежи летние эмоции, дети рады встрече со школьными друзьями. Но проходит неделя, учеба входит в свою колею, и тогда стресс разворачивается на полную мощь, а, как известно из физиологии, – любой сильный стресс временно тормозит работу иммунной системы, поэтому снижается защита против инфекций.

Рано вставать после лета – тяжело, завтракать спросонья – не хочется, плюс погода постепенно портится – для вирусов и микробов путь открыт. Ребенок уже утомлен, он в стрессе, и организм никак не придет в себя.

У многих детей к концу первой школьной недели возникает состояние «выжатого лимона», будто они и не отдыхали всё лето. Это и есть «синдром седьмого сентября», когда на фоне отрицательных эмоций из-за резкой смены привычной жизни возникает еще и простуда.

Вопросы адаптации

К школе нужна адаптация и подготовка, и чем младше ребенок, тем длительнее этот период. К сожалению, таковой наши современные школы не предусматривают. Поэтому все дети, и активные холерики, и медлительные меланхолики, подвергаются одинаковой нагрузке. И процесс адаптации у всех течет по-своему.

Первокласснику нужно до 1–2 месяцев на полную адаптацию, ученикам средней и старшей школы – пара недель.

Но далеко не все родители знают о существовании «синдрома седьмого сентября», поэтому не акцентируются на вопросах адаптации к школе. Как результат, ко второй неделе сентября отмечается резкий всплеск ОРВИ среди школьников.

При этом мать жалуется соседке по телефону: «не успели начать учебу – уже больничный». Это слышит ребенок, подсознательно считая себя виноватым, и это усугубляет стресс. А ведь большей частью вина за простуду лежит именно на маме, она не позаботилась о подготовке школьника к предстоящему началу обучения.

Как проявится синдром?

В этом году 1 сентября – это воскресный день, поэтому первые признаки можно ожидать после 8–9 сентября.

К выходным, после первой недели в школе, ребенок не в духе, капризный и недовольный, жалуется на головную боль или проблемы со стулом, у него плохой аппетит, он долго не засыпает. К вечеру ребенок выглядит сонным и усталым, плачет почти без повода и скандалит.

Также вероятны проблемы со зрением, краснота глаз и неожиданная температура, могут быть понос или рвота, причем без очевидных поводов.

У детей с хроническими патологиями (пиелонефрит, тонзиллиты, гастрит) возможны обострения болезни.

Что врач слышит на приеме?

Обеспокоенные родители приходят на прием к врачу с жалобами на тревожный сон малыша, подергивания во сне, вздрагивания и разговоры, частые пробуждения и трудности с засыпанием. Кроме того, они рассказывают, что ранее покладистый и смирный ребенок вдруг стал скандальным и нервным, либо его настроение резко меняется от эйфории и восторга до апатии, отстраненности и плаксивости.

Далее следует рассказ, что любая критика, неосторожное слово провоцируют приступ слез и криков, обиды, хотя ранее за ребенком такого не отмечалось. Утром подъем происходит с истериками, отказами от походов в школу и сниженным аппетитом.

В основе всего этого лежит резкая смена привычного жизненного уклада и режима, физическое и эмоциональное перенапряжение. А в начале второй школьной недели ребенок встает с заложенным носом и красным горлом, температурой и слабостью. Хотя еще накануне не было и намека на болезнь.

Организм защищается от стресса, пытается выкроить себе время на отдых, и ОРВИ – это своего рода вынужденная пауза.

Причем в этом нет ни капли симуляции, малышу на самом деле плохо. Кроме простуды, возможны проблемы с сердцем, давлением, желудком и неврозы.

Как быть родителям?

Естественно, любые жалобы ребенка нельзя игнорировать. Тем более не стоит считать его симулянтом и отправлять в школу больным.

Важно отнестись с пониманием к проблемам ребенка и оставить его дома, на больничном.

А в идеале нужно проводить профилактику «синдрома седьмого сентября», и начинать готовиться уже сейчас, максимум – с августа, чтобы к сентябрю ребенок уже был готов к школьным нагрузкам.

Режим – основа профилактики

Самое сложное для детей – это переключение с одного режима дня на другой, радикально отличающийся по времени подъема и укладывания на сон. Поэтому родители должны переводить ребенка на школьный график постепенно: плавно, неторопливо, сдвигая время каждые 3–4 дня на 10–15 минут. Постепенно вводится и режим приема пищи, максимально приближенный к школьному графику.

Часть дня ребенка стоит занять статичными домашними играми, чтением книг, рисованием или иной деятельностью, частично имитирующей школьные занятия.

Это поможет постепенно переключаться с преимущественно физической активности на умственную.

Полезно будет к началу учебного года посоветоваться с педиатром, подобрать для ребенка витаминно-минеральный комплекс или добавки (с йодом, рыбьим жиром, магнием), для того чтобы пить их за неделю до школы и потом на протяжении периода адаптации еще 2–3 недели.

В первую неделю учебы

Это самое трудное время для ребенка, и нужно всегда быть рядом, поддерживая и проявляя терпение. Не стоит в сентябре применять воспитательные меры жесткого, запретительного ряда (принцип «кнут и пряник»). В этом случае использование только «пряников» будет работать лучше и не навредит здоровью.

Всегда стоит помнить – плохие оценки – это не конец жизни, а вот проблемы со здоровьем – это уже серьезно.

Розовощекий и пышущий здоровьем троечник гораздо лучше бледного, анемичного отличника с вечно заложенным носом и синими кругами под глазами.

Обязательно нужно говорить с детьми, уделять им достаточно внимания. Они должны слышать и чувствовать любовь и поддержку родителей, а не идти домой с двойкой или тройкой в ожидании неизбежного наказания. Это только усилит стресс и ухудшит здоровье.

Алена Парецкая

читать

0

Когда пора поговорить с дочерью на “эти” темы?


Мамы часто прибегают на прием с 2-3-летними девочками, с жалобами на детскую мастурбацию. Детский гинеколог кажется избавлением. Вот прямо сейчас найдет болезнь, вылечит и все пройдет. Девочки елозят на стуле, сжимают ножки, личико краснеет, а на все попытки помешать реагируют криком и громким плачем.

Правильная тактика - спросить ребенка, почему он так делает и попытаться спокойно объяснить, что это дело личное, интимное. Совсем малышек стоит пытаться отвлекать и развлекать, переключая внимание на другие интересы

Мастурбируют многие дети - это совсем не редкость. Родителей напрягает “публичность” происходящего.

Практически никогда за этим нет “гинекологических” причин, но врач возьмет мазки и проведет осмотр.

Если малышка мастурбирует прилюдно и регулярно (несколько раз в день), стоит обратиться к детскому психиатру. Не к психологу или неврологу - проблема вне их компетенции.

В возрасте до 5 лет ребенок переживает важный этап взросления - находит отличия между мальчиками и девочками. Игры в детском саду с демонстрацией гениталий широко распространены, но шокируют взрослых. Хорошо бы успеть к этому возрасту рассказать, почему мальчики писают стоя и чем отличается пенис от вульвы

Некоторым мамам стоит серьезно подготовиться к разговору, чтобы использовать правильные термины. “Писечку” надо называть правильными словами, без пошлости и вульгаризмов. Не надо смущаться. Разговор должен идти в спокойном информативном ключе. Какая разница что обсуждать - обитателей Африки, или строение человеческого тела. Спокойное информирование - залог формирования здорового отношения к гениталиям, без лишней стыдливости.

Полезно поговорить с дочкой о границах в достаточно нежном возрасте. Кто может прикасаться к ней, кто может целовать. Малышки часто попадаются на удочку “только никому не рассказывай, это наш секрет, ты же умеешь хранить тайны?”

Ребенку полезно показать, что с мамой можно спокойно говорить на любые темы и секретов от мамы быть не должно. Если кто-то что-то не то трогает и просит хранить тайну - это аларм!

Я разговаривала со своей дочерью о том, как надо реагировать на посторонних взрослых, которые могут предложить конфетку, подержать щеночка, или рассказать, что “мама в больнице и я тебя отвезу”. Особенно о “щеночке” подробно обсуждали, потому что эта та удочка, на которую моя дочь поймалась бы легко и искренне.

Когда моя дочь занималась фигурным катанием, нам пришлось посидеть вечерок перед компьютером, рассматривая фотографии девушек с анорексией. Тренер очень ругала кого-то из девочек за лишний вес, поэтому моя дочь посадила себя на жесткую диету.

О принципах здорового питания надо говорить пока есть “пророк в своем отечестве”, когда включится подростковый нигилизм все эти разговоры будут мало интересны.

Выбрать время для разговора о менструациях сложно. Для кого-то рано, для кого-то поздно.

Моя мама со смехом вспоминает, как провела такую познавательную беседу со мной. Внимательно выслушав информацию о регулах, будущая Богдашевская наморщила нос и уточнила:

- Это точно у всех бывает?

- Точно.

- И у тебя?

- И у меня.

- И у тети Нилы?

- Да и у тети Нилы.

- Нет, мамочка, у тети Нилы такого быть не может!

Неонилла Васильевна, профессор русской филологии, представлялась мне полубогиней. Такая “гадость”, как менструации, никак не могла происходить у этой прекрасной женщины.

Со своей собственной дочерью я поговорить о менструациях не успела. Однажды она вернулась из школы с горящими глазами, буклетиками и гигиеническими прокладками. Оказывается, была лекция о гигиене девочек. Ребенку все понравилось, особенно буклетик для мам, в котором были советы о том, как завести разговор с ребенком.

“Я знаю, ты очень стесняешься, я тоже стесняюсь. Давай стесняться вместе!” - предлагал неизвестный автор в качестве завязки разговора. Дочь хохотала, читала с выражением и требовала, чтобы я немедленно начала с ней беседу о менструациях именно с этих слов.

Обсуждать этапы полового созревания надо с начала роста молочных желез.

Обнаружив в груди болезненную горошину, мамы и дочки пугаются и летят на прием к детскому гинекологу, думая о страшном.

От начала роста груди до первой менструации проходит около 3-х лет при нормальной динамике полового развития. В нашей стране нормальный возраст менархе (первой менструации) находится в диапазоне 10,8 - 15 лет.

Угадать сложно, поэтому ориентироваться надо на день приобретения первого бюстгальтера.

Лобковое и подмышечное оволосение тоже требует обсуждения и гигиенического ухода. Вполне логично объяснить, что следующим шагом природы станут менструации - сигнал о том, что девочка “расцвела” и превратилась в девушку.

Ничего особенного обсуждать не приходится. Стоит упомянуть, что раньше менархе означало готовность к замужеству, но времена изменились и так рано не надо. Как бы невзначай сообщить, что после прихода менархе возможно наступление беременности. О том, что сперматозоиды подвижны и быстры можно поговорить чуть позже, чтобы развеять мифы о безопасности петтинга и других молодежных развлечений.

Не надо настаивать на ведении менструального календаря по старинке. Не будут современные девочки ставить крестики в бумажных календариках. Лучше вместе посмотреть какие приложения для мобильных телефонов предлагает App Store и Google Play

Говорить надо просто, легко и искренне. В конце концов, мама и дочь обсуждают вопросы женского здоровья. Это нормально и совсем не стыдно.

читать

0

Исследование: связь антибиотиков и аллергии у детей


Практически у всего на свете есть две стороны, и лекарственные препараты, увы, не исключение. Все они, даже самые, на первый взгляд, безобидные и «натуральные», проявляют побочные эффекты. Слова Парацельса, произнесённые им за четыреста лет до случайного открытия Флемингом пенициллина, – «Всё яд, всё лекарство», – отражают реальную ситуацию в фармакологии XXI века. Это вовсе не значит, что нам нужно отказаться от лекарств, но знать об их побочных эффектах необходимо. И совсем недавно появились данные, свидетельствующие о том, что у одной из самых востребованных групп препаратов, позволяющих нам выживать в мире бактерий, – антибиотиков – есть один существенный минус.

Учёные говорят

Информация, которая уже встревожила и научный мир, и врачей-практиков, была опубликована в конце декабря 2019 года в крупном научном журнале Jama Pediatrics. Исследователи провели масштабную аналитическую работу: они изучили 798 426 медицинских карт детей, рождённых в 2001–2013 годах. Предметом их внимания стало назначение антибактериальных препаратов пяти классов, которые чаще всего применяются в педиатрии, – пенициллинов, пенициллинов в комбинации с ингибиторами β-лактамаз (клавулановая кислота), цефалоспоринов, сульфаниламидов и макролидов. Исследователи регистрировали все случаи назначения антимикробных средств этих классов младенцам в возрасте от рождения до шести месяцев жизни, а затем тщательно изучали истории болезней этих детей.

Результаты анализа показали, что антибактериальные препараты получали 16,7 % грудничков: чаще всего назначали пенициллины, затем по убывающей: макролиды, цефалоспорины, защищённые пенициллины и реже всего – в 3,8 % случаев – сульфаниламиды.

При этом антибактериальные препараты всех этих групп были связаны с аллергическими заболеваниями в более позднем возрасте.

Среди них пищевая аллергия, астма, атопический дерматит, аллергический ринит, аллергический конъюнктивит, контактный дерматит. Кроме того, зафиксировано повышение вероятности крайне опасной аллергической реакции, которая в 10–20 % случаев заканчивается фатально, – анафилаксии, или анафилактического шока. Риск развития аллергии наиболее высок после применения пенициллинов и наименее – после приёма сульфаниламидов. Точно установить причинно-следственные связи между антибиотикотерапией и аллергическими заболеваниями пока не удалось. Но описать возможный механизм неблагоприятной реакции учёные смогли.

Предположительные причины

Одним из факторов, который, по всей вероятности, способствует повышению риска аллергических заболеваний через несколько лет после применения антибиотиков и сульфаниламидов, может быть их негативное воздействие на микрофлору. Известно, что антибактериальные препараты работают не избирательно, проявляя эффект в отношении и болезнетворных бактерий, и полезных микроорганизмов, необходимых нашей иммунной системе для защиты от аллергических или аутоиммунных заболеваний.


Речь идёт как о «знаменитой» микрофлоре кишечника, так и о микробиоме в целом – ведь бактерии живут не только в пищеварительном тракте, но и на коже, в слизистых оболочках, желчевыводящих путях, мочеполовых органах, лёгких и других органах и системах. Гибель полезных бактерий при антибиотикотерапии, возможно, и запускает патологическую цепочку, нарушая важные естественные механизмы защиты от аллергии.

Следует подчеркнуть, что это возможная причина, а не очевидная. Чтобы более точно определить, почему именно увеличивается риск аллергии после применения антибактериальных средств, понадобится провести ещё не одну исследовательскую работу. Но независимо от результатов дальнейших исследований, факт ещё одной неблагоприятной реакции этого класса лекарств уже очевиден. Масштаб анализа настолько велик, что его результаты не подлежат сомнениям: к сожалению, младенцы до шести месяцев, которые получали антимикробные препараты, принадлежащие к одной из пяти описанных фармакологических групп, находятся в группе повышенного риска по развитию аллергических заболеваний в более позднем детском и подростковом возрасте.

Возможные последствия

Безусловно, связь между антибиотикотерапией и аллергией – новость нерадостная. Однако её ни в коем случае нельзя воспринимать как запрет на применение антибактериальных средств для младенцев. Препараты этой группы по-прежнему остаются единственной эффективной защитой от патогенных микроорганизмов. Они должны назначаться, если для этого есть показания.

Риск отказа от приёма антибиотиков и синтетических антимикробных препаратов может быть гораздо более существенным для состояния здоровья и даже жизни ребёнка, чем гипотетическая вероятность развития аллергии в будущем.


Информация о результатах исследования важна в первую очередь для педиатров, назначающих антибактериальные препараты. Врачам, принимающим решение о необходимости антибиотикотерапии младенцев, следует особенно тщательно взвешивать соотношение «риск/польза».

А что же остаётся родителям? Доверять врачу и при наличии показаний обязательно давать ребёнку назначенные препараты. В случае крайней необходимости – проверять заключение при помощи других докторов. Но главное – ни в коем случае не заниматься самолечением ребёнка антибиотиками! Не «назначать» их самостоятельно своему малышу по результатам прочтения разных интернет-статей и не пытаться приобрести их без рецепта. Берегите своё здоровье и здоровье ваших родных!

Марина Поздеева, провизор, медицинский журналист

читать

0

Воспитание девочек: секретные ингредиентыafe20ad3-f8f7-46aa-83a3-c78d1bf034ee_thumb500.jpg


Живём мы в интересное время. С одной стороны, пропаганда исконной женственности, длинных юбок, послушания мужу и отречения от своих интересов в пользу семьи. С другой – активно продвигаемый тренд на унисекс в одежде, причёсках, манерах и «пропаганда» трансгендерности. Так как же воспитывать девочек: согласно традициям или современным тенденциям?

Половая идентификация и мифы, связанные с ней

Половая идентификация ребёнка закладывается в семье. Наблюдая за ближайшим окружением, малыш формирует отношение к себе, усваивает гендерные роли и, наконец, отождествляет себя с девочкой или мальчиком. Мы уже обсуждали, что в представлении о том, какими должны быть мужчины, а какими женщины, зачастую много мифов и навешанных ярлыков.

Какой должна быть женщина? Как показывают опросы, чаще всего от представительниц «слабого пола» ждут:

  • нежности, слабости, уступчивости, что не отменяет умения держать на своих плечах груз бытовых забот;
  • красоты и ухоженности, но при этом бережливости и умения экономить;
  • трудолюбия и способности вести хозяйство;
  • добродетельности и сексуальности, что, согласитесь, непросто совмещать.

И, конечно, все сходятся в том, что женщина должна быть идеальной женой и матерью. Говоря о женских увлечениях, большинство традиционно считает, что это кулинария, рукоделие, живопись или танцы. И вот вопрос: страдает ли женственность, если девушка увлекается карате, рыбалкой или гоняет на мотоцикле?

За последние десятилетия положение женщины кардинально изменилось. Мы получили множество прав и свобод, перед нами открыты практически любые дороги, мы можем увлекаться традиционно мужскими хобби и видами спорта. Но вместе с тем на наши плечи легла большая ответственность и ряд новых обязанностей: во множестве семей женщина совмещает успешную карьеру, домашнее хозяйство, заботу о муже, воспитание детей и собственное развитие.

Одновременно с этим на нас обрушивается агрессивная пропаганда вечной молодости, стройности и активности. Общество требует, чтобы мы соответствовали эталону. В таких обстоятельствах женщинам необходимо быть чутким к себе и к своим чувствам, уметь правильно расставлять приоритеты, не растрачивать до дна внутренние ресурсы и уметь их восполнять. Как же научить девочку в будущем справляться со всеми бесчисленными задачами и при этом жить свою уникальную жизнь счастливо и радостно?

Женственность не значит слабость!

Сначала родителям нужно навести порядок в собственных представлениях о том, какой должна быть женщина. Настоятельно рекомендую убирать из этих формулировок слово «должна». Мир сейчас предоставляет огромное количество возможностей, и мы можем выполнять свою работу из состояния любви и увлечённости, а не оттого, что мы кому-то что-то должны. С другой стороны, бывает, родители сами поощряют активность и напористость дочерей, опасаясь, что они станут лузерами со своей нежностью и скромностью.

c67ed773-5697-4f53-b286-89a501adf5e0_thumb500.jpg


Друзья, женственность не равнозначна слабости! Да, в современном мире важно быть целеустремлённым человеком, но напористость и агрессивность могут сослужить плохую службу. Важно реализоваться не только в профессии, но и в семье. И тут умение договариваться, обходить острые углы и принимать чужие чувства помогут жить в любви и мире. Нужно с раннего детства учить девочку быть чуткой и нежной, доброй и сострадательной. Это непреходящие ценности.

Как развить женственность?

Замечательно, если дочка с детства знает, что ухаживать за собой – прекрасно, стараться выглядеть опрятно и красиво – чудесно, заботиться о своём здоровье – важно и необходимо. Научите её сочетать одежду, помогите обрести свой неповторимый стиль, собственным примером покажите, как важны эти умения в жизни.

Девочке с детства важно быть уверенной в своей привлекательности.

Нельзя акцентировать внимание на её особенностях, которые кажутся вам недостатками. Показывайте ей, что она хороша такой, какая есть. Но при этом важно учить её правильно питаться, заниматься спортом, уметь подчёркивать достоинства. Девочка, не уверенная в своей привлекательности, с большей вероятностью будет в подростковом возрасте добиваться к себе внимания не лучшим образом: вызывающей одеждой, ярким макияжем, сексуальным поведением. Либо, наоборот, спрячется в бесформенных балахонах, закрывая лицо длинной чёлкой.

Важно, чтобы девочка училась содержать дом в порядке и готовить. Здорово, если пришить пуговицу или заштопать дырку не будет для неё проблемой. Здесь нам помогут чудесные игрушки: посудка, кукольный домик, маленькая кухонька. Помыть чашку после игрушечного чаепития, постирать кукле платьице, расчесать ей спутанные волосы – так потихоньку девочка освоит женские премудрости.

Привлекайте маленькую помощницу к домашним делам. Попросите её размешать сахар в компоте, разбить яйцо в тесто… Собрать крошки в совок по силам даже двухгодовалой малышке. Но не забывайте хвалить за помощь и благодарить.

Что касается сложных ситуаций, которые могут встретиться на жизненном пути, то подготовить девочку к ним можно с помощью совместных игр. Проигрывайте эти сюжеты и так учите преодолевать трудности.

Значение папы в жизни девочки

Важную роль в формировании самооценки девочки играет папа: если он восхищается своей принцессой, холит её и лелеет, не скупится на слова любви, в будущем это может здорово поддержать дочь, когда её сердце будет готово разбиться от несчастной любви.

816dbfa1-c775-4406-9876-3e3278e50f4e_thumb500.jpg


Девочка (как, впрочем, и мальчик) не должна добиваться родительской любви послушанием и достижениями. Ощущение, что она достойна любви просто по факту своего существования, – это защита от абьюзера и манипулятора в будущем.

Хорошие фильмы и спектакли, добрые книги, развивающие таланты кружки, качественное образование – всё это создаёт стержень самостоятельной и самодостаточной личности. Не стоит учить дочку, что богатый муж – решение всех проблем. Поощряйте в ней развитие самостоятельности и ответственности за свою жизнь, умение прокормить себя ещё никому не помешало. А хорошее образование и развитые таланты будут отличным подспорьем в поиске своего предназначения.

Развивайте в дочерях эмоциональный интеллект, учите их быть милосердными и отзывчивыми. Хорошо, если дома есть питомец, за которым ухаживает малышка. Но заботьтесь и о безопасности ребёнка: помогать на улице незнакомому человеку – очень плохая и опасная идея. Помните и учите своих детей: незнакомым взрослым помогают только взрослые! А вот помочь своей приболевшей бабушке, помыв у неё посуду и заварив чашку чая, – отличная идея.

Если вдруг природа распорядилась так, что вашей маленькой разбойнице до «леди» далеко, ну что ж… Характер и темперамент детей мы не выбираем. Всё, что рекомендовано выше, стоит пробовать и в вашем случае. Не нужно отбирать у дочки машинки и солдатиков, если она предпочитает играть ими. Но можно предлагать ей «девчачьи» игрушки и заодно свою компанию в освоении способов общения с ними. А взрывной активный характер отлично помогает добиться успехов в спорте. Выберите вместе с дочкой подходящую секцию, и пусть её бурная энергия направится в положительное русло. Только очень прошу, не заставляйте ребёнка реализовывать ваши несбывшиеся мечты, не требуйте соответствовать вашим амбициям!

Границы тела

Научите дочь осознавать границы и потребности её тела. Если ей жмут туфли, она устала или хочет пить, слово «потерпи» – худший вариант. При несчастливом стечении обстоятельств в её голове будет звучать «потерпи», и в будущем это может заставить терпеть пьянство мужа, хамство начальника, наглость подруг-манипуляторов. Да, порой мы никак не можем повлиять на ситуацию, потому что у нас не окажется с собой еды, воды или другой пары туфель. Но показать ребёнку, что мы его слышим и сочувствуем, нужно, чтобы он понял, что потребности его тела важны.

Научите девочку (да и мальчика) правилу нижнего белья. То, что прикрыто нижним бельём – интимные органы. Их никто не должен трогать и рассматривать без разрешения родителей и ребёнка. Научите дочь правильным анатомическим названиям половых органов. Это и уважение к собственному телу, и подстраховка на случай, если кто-то попытается нарушить правило нижнего белья. У преступников, испытывающих нездоровую тягу к детям, есть тест-проверка. Если они выясняют, что ребёнок знает правильные названия интимных органов, то сразу отстают от него, понимая, что в семье подобные темы обсуждаются, и малыш непременно расскажет обо всём родителям.

Учите дочку, что её «нет» важно. Что она может его сказать громко и твёрдо, когда ей страшно, стыдно, больно или неприятно. И тогда есть шанс, что однажды, позволив понравившемуся мальчику лишнее и передумав, она это «нет» скажет, не боясь показаться глупой.

Любите своих девочек, демонстрируйте им свою нежность, не сдерживайте себя в этих проявлениях. Избаловать любовью невозможно!

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

читать

0

Полезные пищевые привычки с детства3ba23611-5e5a-4124-9114-f8c8e29e7e51_thumb500.jpg


Почему большинство детей с удовольствием едят картошку фри, наггетсы, пельмени, булки и конфеты? Почему так трудно уговорить ребёнка съесть салат, брокколи, кусок мяса или рыбы? Разбираемся, где родители свернули не туда и почему у ребёнка выработались неправильные пищевые привычки.

Становление пищевого поведения у детей

Американские учёные провели исследования и доказали, что самым знаковым возрастом в формировании пищевых предпочтений у детей является возраст до трёх лет. Если питание ребёнка в это время было максимально разнообразным, включало все главные составляющие здорового рациона, то есть очень большой шанс, что и во взрослой жизни он будет придерживаться этих принципов.

Самый первый вкус ребёнок ощущает ещё внутриутробно, заглатывая амниотическую жидкость. Её вкус во многом зависит от того, что предпочитает есть мама. После рождения дети впервые пробуют материнское молоко или смесь. Они имеют сладкий вкус. Грудное молоко также имеет оттенки вкуса еды, потребляемой матерью.

В дальнейшем на формирование пищевых ценностей у ребёнка большое влияние оказывают пищевые привычки семьи, питание в садах и школах и особенно – отношение матери к тому или иному продукту.

Если мама категорически не выносит, к примеру, хлеб, негативно высказывается о нём в присутствии ребёнка, то он с большей долей вероятности тоже будет отказываться от него.

Во время прикорма и сразу после отлучения от груди дети охотно пробуют новые продукты. И важно успеть предложить им попробовать как можно больше. Потому что уже в возрасте двух-пяти лет у многих появляется «пищевая неофобия» – нежелание пробовать новую еду. Как правило, в этом возрасте ребёнок ест определённый набор продуктов, и часто родителей это пугает. Но это нормальный этап, и ничего страшного в нём нет.

Прикорм. Когда, чем и сколько?

Когда вводить прикорм? В шесть месяцев, в четыре или ближе к году? Этот вопрос рано или поздно начинает волновать каждую маму. И советчиков оказывается очень много. Бабушки считают, что ничего сверхполезного в грудном молоке нет, а начинать прикорм нужно сразу чуть ли не с борща. Педиатры, не успевающие повышать знания по теме рационального питания детей, советуют вводить прикорм по советской методике: сок с трёх месяцев, манную кашу с четырёх. Подружки, прошедшие модные инстаграмные курсы по прикорму, советуют исключить глютен и животный белок из своего рациона и рациона ребёнка соответственно.

Что по поводу прикорма говорит нам ВОЗ? Согласно Программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации (2019 год) рекомендуемый возраст введения прикорма находится в интервале от четырёх до шести месяцев. Однако конкретные сроки устанавливаются с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. И это та самая золотая середина, которая устроит большинство мам.

2ff9cc7a-c85b-44dd-9c94-6420f601b99c_thumb500.jpg


При введении прикорма стоит в первую очередь ориентироваться на пищевой интерес ребёнка, а уже потом смотреть на его возраст. Если малыш готов выхватить у вас ложку и попробовать, что же такое вкусное и интересное вы кладёте себе в рот, значит, «клиент» готов, можно начинать вводить прикорм.

Начинать можно с чего угодно – овощей, каш, фруктов. Это не столь важно. Главная задача прикорма не накормить ребёнка, а познакомить его с новыми вкусами, консистенциями, размерами и формами, научить его жевать. Именно поэтому «кусочки» нужно вводить как можно раньше, даже если у ребёнка ещё нет зубов, даже если страшно. Дети прекрасно перетирают пищу дёснами, уж с бананом они точно справятся без зубов. А насчёт страха – родители всегда должны быть рядом, чтобы следить за тем, как ребёнок ест. Тогда проблем возникнуть не должно.

Как помочь ребёнку полюбить ненавистную брокколи?

Дети – это маленькие копии взрослых. Они прекрасно зеркалят нас, наше настроение, наше поведение и привычки. Поэтому нельзя просто сказать: «Брокколи очень полезна. Ну-ка съешь её быстренько». Результата будет ноль. А что же тогда делать? Плоды будет давать только ваш личный ежедневный пример:

1. Продумайте вместе меню и составьте список покупок. Плохая идея – просто поставить маленького человечка перед фактом, что сегодня на ужин будет гречка с котлетами. Ребёнок именно сегодня может не хотеть ни гречку, ни котлеты. Может разгореться конфликт. Дети ничего не едят, мама нервно выбрасывает несъеденную порцию в мусорное ведро. Победителей в этой ситуации нет. Вместо этого предложите ребёнку на выбор несколько блюд, которые вы вместе приготовите. Детям важно предоставить право выбора. Не стоит давить их своим авторитетом. Таким образом, вы увлекаете ребёнка процессом создания блюд и одновременно учите принимать самостоятельные решения.

2. Совершайте покупки продуктов вместе с ребёнком. Все дети просто обожают эти огромные супермаркеты. Здесь столько всего интересного и вкусного. А эти маленькие тележки специально для детей, какой ребёнок не захочет быть похожим на взрослого? Спросите у своего малышка совета о том, какие помидоры лучше купить: жёлтые или красные? А морковку – большую или маленькую? Дайте ему возможность почувствовать свою значимость, возможность принять решение во взрослых делах. Поверьте, дети очень ответственно отнесутся к вашей просьбе пойти и выбрать молоко на завтрак.

1fcbd2c3-ec8d-4703-a7f7-a486600d4a0c_thumb500.jpg


3. Готовьте вместе с детьми. Пусть не каждый день, потому что иногда просто нет сил вообще что-либо готовить, не говоря уже о том, чтобы делать это вместе с кем-то. Но заведите себе правило раз в неделю сделать завтрак или ужин совместно. Когда дети что-то готовят самостоятельно, появляется больше шансов, что они захотят это съесть. Особенно если в процессе хвалить старания ребёнка, рассказывать о полезных свойствах приготовленных овощей или рыбы, мяса.

4. Заведите овощную тарелку. Вместо вазочки с конфетами пусть на вашем столе стоит тарелка с овощами, фруктами. Дети очень энергичны, им постоянно нужна подпитка. Так пусть это будет морковка, яблоко или помидор, а не конфета с пряником.

5. «Дурной» пример заразителен. Хотите, чтобы ваши дети ели цветную капусту, а сами терпеть её не можете. Спешу вас разочаровать: дети её тоже вряд ли полюбят. Чтобы ребёнок стал есть или хотя бы попробовал стручковую фасоль, ешьте её перед ним с превеликим удовольствием. А можно сказать, что такую вкуснятину можно лишь взрослым, и демонстративно придвинуть тарелку к себе. Не забывайте, что запретный плод сладок.

6. Еда – это средство для пополнения запасов энергии. Никогда не наказывайте и не хвалите ребёнка едой. Еда – это жизненная потребность, не более. Если не следовать этому правилу, то в сознательном возрасте люди начинают заедать свои проблемы, страдать от ожирения, переедания, анорексии, булимии. Не заставляйте детей доедать до последней крошки. Позвольте им научиться контролировать чувство насыщения и голода. Ребёнок лучше знает, чего он хочет и в каких количествах. Просто доверьтесь ему.

Автор: Наталья Комиссарова, врач-педиатр, детский кардиолог

читать

0

Не обжигай!b0b8c14e-3ede-489b-9fcc-feb99ceacf34_thumb500.jpg


Мы так часто слышим о детских ожогах и первой помощи при них, что, кажется, уже знаем об этом всё. Но на самом деле в экстренной ситуации можем делать банальные ошибки. И мой личный опыт тому подтверждение.

Как глупо...

Именно эта фраза приходит на ум, когда я вспоминаю эпизод, случившийся почти 20 лет назад. Моему сыну как раз исполнилось семь месяцев, и он только научился шустро передвигаться по нашей маленькой однокомнатной квартире, проползая её вдоль и поперёк за какие-то минуты. Тогда я не знала, что 70 % детских ожогов происходят в возрасте до четырёх лет и мне нужно особенно осторожно обращаться с любым источником горячей воды.

В тот день я вскипятила чайник, чтобы сделать себе чай, но не успела: муж как раз привёз кухонную вытяжку из магазина, и конечно, очень хотелось немедленно её распаковать и установить. А для этого нужно было освободить стол и плиту.

Размер нашей кухни в те времена не поражал воображение — всего пять квадратных метров должны были вмещать всю утварь, бытовую технику, двух взрослых и одного маленького ребёнка в придачу. Убрать горячий чайник с плиты было попросту некуда. И я, молодая мать с высшим фармацевтическим образованием, не придумала ничего лучшего, чем поставить его на пол, в узенькую нишу между стиральной машинкой, стоявшей на этой же несчастной кухне, и стеной. Я была уверена, что это безопасное место: незаметное, практически недостижимое для ребёнка. Но я ошиблась. Через несколько минут после того, как я поставила чайник в эту злосчастную нишу на кухне, раздался детский крик.

Три ошибки

С того дня прошло много лет, но я до сих пор время от времени прокручиваю его события, анализирую свои действия и понимаю, что совершила как минимум две серьёзных ошибки, не считая, конечно, самой главной, повлёкшей все последствия.

Итак, когда я услышала крик сына и увидела, что он пролил на себя воду из чайника, я схватила его на руки и... растерялась. Сейчас мне кажется, что на какие-то секунды я даже перестала думать, лишь держала сына и смотрела, как он кричит, ничего не предпринимая. И если бы рядом не было мужа, степень ожога могла быть существенно более тяжёлой. Именно он заметил моё замешательство, выхватил ребёнка и мгновенно снял с него ползунки.

Это нужно делать в первую очередь: снять с малыша одежду, которая после ожога работает как дополнительный термический фактор.

20d0027b-88e1-40de-bece-5854b8b9eac1_thumb500.jpg


После этого следует немедленно охладить ребёнка, и об этом, к счастью, я вспомнила вовремя. Быстро заполнила ванну холодной водой и поставила в неё малыша (горячая вода попала на ступню). Он почти сразу перестал плакать, и это было лучшим свидетельством того, что ему легче. Минут через десять, когда сын почти успокоился, я решила, что всё самое страшное позади, достала ребёнка из ванной и нанесла на поражённую кожу пену с декспантенолом. И совершила сразу две ошибки.

Это нужно делать во вторую очередь: обеспечить охлаждение на протяжении не менее 20 минут с помощью холодной, лучше проточной воды (температура от 2 до 15 °С).

Охлаждение зоны поражения позволяет уменьшить глубину ожога, сократить время заживления и снизить риск образования рубцов. Кстати, вода должна быть чистой, в идеале пригодной для питья: это позволяет уменьшить вероятность инфицирования раны. Точный период охлаждения — 20 минут — был определён в исследованиях: они подтвердили, что этого времени достаточно, чтобы охладить даже глубокие слои кожи (1). Я, увы, этого не знала, и сократила период охлаждения как минимум в два раза, после чего совершила вторую ошибку: нанесла пену с декспантенолом.

Этого НЕ нужно делать при ожогах: наносить на зону поражения вскоре после травмы любые жирные продукты, будь то препараты (мази, кремы, пенки с декспантенолом или другими действующими веществами) или продукты питания, которые так любят наносить при ожогах бабушки и дедушки (сметана, растительное масло и так далее).

Причина проста: любые жирные средства при нанесении на кожу создают водо- и воздухонепроницаемую плёнку, создавая эффект парника. При ожогах это приводит к дальнейшему термическому поражению тканей, вследствие чего травма распространяется на более глубокие слои кожи.

Поэтому единственной эффективной и безопасной первой помощью при термических ожогах и у детей, и у взрослых должно быть охлаждение. Дальнейшее поведение зависит от ряда факторов.

Разбор полётов

В скорую помощь нужно звонить, если:

  • пострадавший — ребёнок младше пяти лет;
  • ожоги локализуются на лице, промежности, стопах или руках;
  • на коже появляются волдыри;
  • кожа после ожога выглядит как чёрный или коричневый струп.

Во всех этих случаях сразу после травмы нужно вызывать неотложку и довериться врачам. Что я и сделала, когда мой ребёнок получил ожог. К счастью, в нашей ситуации он был не очень тяжёлым: при второй степени, которая была диагностирована у сына, выздоровление наступает через одну-две недели.

Сегодня, когда шустрый хорошенький малыш превратился в медлительного и очень симпатичного молодого человека, о событиях двадцатилетней давности напоминает лишь незначительная пигментация кожи на месте ожога у сына и чувство вины у его матери. И первого, и второго можно было бы избежать, но история не знает сослагательного наклонения. Поэтому мне остаётся лишь сожалеть о своей халатности и использовать этот опыт во благо себе и другим. И если хоть один родитель, прочитав этот рассказ, уберёт подальше от ребёнка чашку с кофе или кастрюлю с горячим супом, я буду считать, что мой долг выполнен.

Автор: Мария Тропинина, провизор, медицинский журналист

читать

0
Мы покупаем закуски в аэропорту и летим на Пхукет 🌴❤️🤗 #aэропорт #самолет #таиланд

0
У моего ребенка вышел огромный ЧЕРВЯК😱 Дети и паразиты.Виктория Орлинская

0