Закусочный Суши- Торт на Новый год
А Ракицкий. Секреты идеального веса. Так тоже можно похудеть? Визуализация стройности
Апельсиновый десерт
Упражнение "Жёсткий корень"
Новогодний салат.Анна Бондарь
Лечебная тайна ! Убери боль в в спине за секунду
Холодец / Kholodets.Batunsoup.
КАК ОСТАНОВИТЬ СТАРЕНИЕ! 5 тибетских жемчужин.Маргарита Рэй
Как быстро похудеть БЕЗ УСИЛИЙ? Доказательный метод. Врач эндокринолог Максим Кузнецов
Рулет без сахара к Новому году! 🎄 Аллюлоза MolecularMeal на WB: 264154041.Молекулярная кухня Ингридиенты: Рулет, 5 яиц 3 ст.ложки аллюлозы 30 гр.какао-порошок щепотка соли ванилин по вкусу Крем: 200 мл кокосовый сливок 1 яйцо 15 гр.кукурузного крахмала 20 гр сливочного масла 3 ст.ложки аллюлозы щепотка соли ванилин по вкусу. Приготовление крема: 1.Сливки разогреть до пузырьков 2.Взбить яйцо,крахмал,аллюлозу до однородности.(ванилин по вкусу) в эту смесь немного добавить разогретых сливок,размешать и получившуюся массу вылить в оставшиеся сливки.Поставить на плиту и варить до загустения,постоянно помешивая венчиком.Снять с плиты. 3 .В готовый крем добавить сливочное масло,все перемешать,накрыть плёнкой в контакт и убрать в холодильник до полного остывания. Бисквит: Яйца взбить до пышности,ввести аллюлоза,какао,соль,ванилин.Аккуратно перемешать на медленных оборотах.Пергамант смазать растительным маслом.Вылить тесто и выпекать при 180 градусах 11-15 мин После приготовления снять пергамент,готовый бисквит свернуть в рулет,накрыть полотенцем и дать полностью остыть Остывший бисквит смазывать кремом,сворачиваем и украшаем. Приятного аппетита!

Когда ребёнок устал: симптомы утомления у детей и как с ними бороться

Очень часто дети, особенно те, кто только пошёл в школу, жалуются на усталость. Обычно причины таких жалоб самые банальные и неопасны для здоровья ребёнка. Например, был очень напряжённый день или он поздно лёг спать накануне. Но иногда это может быть связано и с более серьёзными обстоятельствами. Разбираемся, из-за чего возникает усталость, что такое утомление и чем оно отличается от переутомления, а также о том, как понять, что ребёнку пора отдохнуть.


Может ли вообще человек переутомиться?

С точки зрения современной науки — нет. Дело в том, что нет такого понятия, как «переутомление». Слово «утомление» уже говорит само за себя, и возносить его в превосходную степень особого смысла нет.

Однако в повседневной жизни его используют довольно часто. Термины, которыми описывают разные степени усталости, давно вошли в нашу жизнь и ни у кого не вызывают вопросов. Каждый человек понимает:

  • утомление — это состояние организма (больше психологическое), которое возникает вследствие длительной и напряжённой работы. Субъективно оно обычно ощущается как усталость;
  • переутомление, в свою очередь, расценивают как патологическое состояние, которое имеет те же причины, но ощущение усталости при этом более стойкое. Считается, что в отличие от простого утомления, переутомление может приводить к серьёзным нарушениям работы организма.

Основные признаки переутомления

На самом деле симптомов сильной усталости может быть множество. И они в равной степени характерны как для взрослых, так и для детей. Но чаще всего встречаются следующие признаки:

  • постоянная сонливость:,
  • трудности с утренним подъёмом;
  • низкая выносливость;
  • снижение концентрации и внимания;
  • раздражительность;
  • неустойчивость настроения;
  • головные или мышечные боли;
  • головокружение;
  • общее недомогание и др.

Некоторых детей может начать тошнить от переутомления, а у кого-то может даже подняться температура.

Большинство «симптомов» очень субъективны. Но ко мне на приём очень часто приходят родители с единственным вопросом: «У моего ребёнка постоянная усталость. Только проснулся, а уже устал! Что нам делать?»

Причины утомления у детей

На сегодняшний день эта тема ещё очень мало изучена. Поэтому достаточно сложно с первого взгляда понять, что на самом деле происходит с ребёнком. Однако существуют некоторые исследования, благодаря которым (в сочетании с мнениями опытных врачей) можно выделить несколько групп причин утомления.

Недостаток сна или плохой сон. Чаще всего это связано с нарушением режима и гигиены сна (использование гаджетов перед сном, поздний отход ко сну, разное время пробуждения в будние и выходные дни и т. д.).

Слишком большая физическая активность. «Движение — это жизнь», — так нас всегда учили. И это действительно так. Но если пренебрегать отдыхом и не давать организму достаточно времени для восстановления, то можно получить букет из неприятных «симптомов», описанных выше.

Чрезмерная эмоциональная и психическая нагрузка. Школьные занятия, проблемы в семье или с одноклассниками могут вызвать умственную усталость и утомление. Этого лучше не допускать и стараться ограждать ребёнка от чрезмерного негативного влияния со стороны.

Плохое питание. Недостаточное поступление питательных веществ, таких как витамины, минералы, белки, жиры, углеводы, может привести к срыву резервных возможностей организма, и конечно же, к вышеупомянутым симптомам.

Проблемы со здоровьем. Некоторые медицинские проблемы, такие как заболевания щитовидной железы, анемия или любые другие хронические заболевания, могут вызывать у детей постоянное чувство усталости. Это одна из самых важных причин, потому что именно серьёзные проблемы со здоровьем врач-педиатр должен исключить в первую очередь.

Как помочь ребёнку и не допустить утомления?

Если ребёнок жалуется на постоянное чувство усталости в течение двух недель и более, то обязательно посетите детского врача, чтобы разобраться в причинах. А чтобы поиск причин был более быстрым и продуктивным, рекомендую подготовиться к посещению педиатра:

  • подготовьте список вопросов, которые вас интересуют;
  • начните вести «дневник усталости ребёнка» и фиксируйте там всё (когда возникают симптомы усталости, какая у них продолжительность, что происходило с ребёнком накануне, есть ли сопутствующие симптомы и т. д.);
  • постарайтесь также подробно (желательно на листке бумаги) описать режим дня ребёнка (во сколько встаёт утром, во сколько ложится спать, продолжительность ночного сна, продолжительность использования гаджетов и т. д.);
  • возьмите с собой всю имеющуюся у вас медицинскую документацию (результаты анализов, заключения других врачей и т. д.).

Любая информация будет полезной и пригодится врачу для диагностики.

Как защитить ребёнка от усталости?

Если ваш ребёнок жалуется на усталость и утомление, не стоит сильно переживать и тем более паниковать. Ведь в большинстве случаев причины усталости у детей не являются опасными и вполне поддаются коррекции. Вот несколько рекомендаций, которые помогут наладить состояние ребёнка и вернуть его в строй.

Наладьте сон. Он должен быть полноценным, не менее восьми–десяти часов и в комфортной обстановке. Старайтесь ограничивать экранное время (никаких компьютеров, телевизоров или гаджетов за два часа до сна). Также важно помнить о том, что ко сну нужно готовиться (приглушённый свет, белый шум, ритуалы перед сном и др.). При необходимости можно обратиться к консультанту по детскому сну (если ребёнок совсем маленький).

Обеспечьте ребёнка правильным и сбалансированным питанием. Рацион должен быть разнообразным, включать в себя свежие фрукты, овощи, цельнозерновые продукты, белки и достаточное количество воды. Старайтесь ограничивать вредные пищевые привычки (ночные походы на кухню, перекусы и т. д.). Помимо усталости, негативные факторы, связанные с питанием, могут сильно повлиять на режим и привести к расстройствам пищевого поведения.

Научите ребёнка «экологично» справляться со стрессом. Например, используя специальные методики расслабления или через откровенный разговор с родителями. Да, с ребёнком можно и нужно разговаривать, обсуждать его интересы, проблемы и т. д. Постарайтесь не давить на ребёнка, если он не хочет что-то вам рассказывать. Дайте ему понять, что вы доверяете ему. Так и он начнёт вам доверять. При необходимости можно воспользоваться услугами детского или семейного психолога, и в этом нет ничего плохого.

Важно помнить, что если усталость не проходит после изменения образа жизни, то это всегда повод обратиться к врачу за помощью. Каждый ребёнок индивидуален, а причины и способы борьбы с усталостью могут быть абсолютно разными.


Автор: Виктор Тютин, врач-педиатр.


читать

0

Медицинская справка в бассейн для ребёнка: гарантия защиты от инфекции или нет?

О пользе плавания для детского здоровья знают все. Развитие мускулатуры, гибкости, укрепление иммунитета — всё это является несомненным плюсом. Однако у посещения общественного бассейна есть и свои минусы. Многие родители опасаются, что там можно подхватить различные заболевания. Врач-педиатр рассказывает, чем дети могут заразиться в бассейне и какие меры предосторожности помогут этого избежать.


Как получить медицинскую справку для бассейна

В 2024 году для детей порядок прежний: медицинская справка нужна всем. Чтобы её получить, потребуется осмотр педиатра и свежий анализ на энтеробиоз — самую частую глистную инвазию, которая вызывается паразитическими червями острицами. Для их обнаружения нужен или соскоб с перианальной области, или анализ кала на энтеробиоз.

Получить медицинскую справку в бассейн для ребёнка можно в трёх местах.

В поликлинике могут бесплатно выдать медицинскую справку для бассейна 083/4-89, для этого есть специальные бланки. Если бланки вдруг закончились, то это не страшно. Форма медицинской справки может быть произвольной. Главное, чтобы на ней стояло три печати и подпись врача.

В бассейне может быть свой врач, который проведёт осмотр и выдаст справку. Но она будет действительна только для этого бассейна. То есть пойти с ней в другой не получится. Её там просто не примут.

В частном медицинском центре обычно используют произвольную форму. Некоторые клиники делают неоправданно широкий список обследований для получения этой справки: дерматовенеролог, анализы на кишечные инфекции, на ВИЧ и сифилис и т. д. Это не имеет законных оснований. Вы вправе сдать с ребёнком только один анализ на энтеробиоз и пройти осмотр педиатра. Этого достаточно для выдачи медицинской справки, сколько бы дополнительных обследований у вас ни запрашивали.

У медицинской справки срок действия обычно составляет один год. Но есть и исключения. Например, если у ребёнка появились аллергические высыпания на коже, понадобится свежая справка с диагнозом и заключением врача о том, что заболевание незаразное. В противном случае сотрудники бассейна могут не допустить малыша к занятиям.

Так что с гарантией?

Казалось бы, если справку получил ваш ребёнок, значит, такой же допуск есть и у других. То есть все дети здоровы и опасаться за состояние своего малыша не стоит. Но на практике всё не так просто. Наличие медицинского документа не даёт гарантию того, что все пловцы здоровы, и соответственно, 100%-й защиты от инфекций.

Даже если анализ на энтеробиоз отрицательный, врач может что-то не заметить. Например, в том случае, если справку получают в поликлинике, на осмотр у него обычно не больше пяти минут. Помимо этого:

  • на момент осмотра симптомов не было, они появились позже;
  • родители намеренно скрыли или замаскировали симптомы заболевания.

Чем можно заразиться в бассейне?

В группе риска не только дети, но и взрослые. Среда в бассейне располагает к обмену инфекциями, так как там:

  • тепло и высокая влажность;
  • далеко не все соблюдают правила гигиены;
  • скученность людей;
  • может быть редкая или некачественная дезинфекция помещений;
  • могут редко менять воду (больше характерно для аквапарков);
  • может отсутствовать строгий контроль за состоянием здоровья и гигиеной посетителей.

Разберём самые частые инфекции, которые могут поджидать в бассейне, и меры предосторожности, которые следует соблюдать.

Грибок стоп

Механизм заражения: споры грибка способны долго сохраняться на полу в душевой, раздевалке, бассейне, особенно если человек с грибковым поражением ходил босиком. При попадании на кожу в условиях тепла и влажности, а особенно при микротрещинах или царапинах на коже они могут размножиться и вызвать грибок кожи у ребёнка.

Как избежать: ходить везде в обуви, после бассейна мыть ноги с мылом, дома можно обработать противогрибковым раствором или кремом, например, на основе клотримазола.

Глистные инвазии: энтеробиоз, лямблиоз

Механизм заражения: через воду, грязные руки и заражённые поверхности.

Как избежать: выбирать бассейн, где обязателен анализ на энтеробиоз, даже если справку выдают прямо на месте.

Кишечные инфекции

Механизм заражения: в случае бессимптомного носительства человек здоров, но может выделять вирус и заражать других через воду, грязные руки и заражённые поверхности. Или он недавно переболел, а выделение вируса ещё не закончилось.

Как избежать: дать единый совет, который способен защитить, сложно. Важно соблюдать правила гигиены, избегать попадания воды в рот, а при первых признаках недомогания обратиться за медицинской помощью.

Вирусный конъюнктивит

Механизм заражения: через воду в бассейне. Чаще происходит в инкубационный период, когда симптомы ещё не появились, а вирус уже выделяется в окружающую среду.

Как избежать: увы, никак.

Хламидиоз и гонорея

Механизм заражения: если у больного активная фаза, то при плавании в бассейн попадают его выделения из половых путей. У других пловцов, в том числе и у детей, это может вызвать хламидийный или гонококковый конъюнктивит.

Как избежать: посещать с ребёнком только детские бассейны, так как носителями этих инфекций являются преимущественно взрослые люди.

Есть и другие заболевания, которыми можно заразиться в бассейне, но они могут поджидать и в любом другом месте. Например, корь, ветрянка, ОРВИ и другие инфекции в инкубационный период, когда ещё не появились симптомы, а ребёнок уже заразен.

Что ещё стоит знать при посещении бассейна?

Если вы решили отдать ребёнка заниматься плаванием, обратите внимание на следующие пункты:

  1. ​Наиболее эффективный и безопасный способ обеззараживания воды — озонирование.
  2. Важно, чтобы вода регулярно обновлялась и в бассейне не было зелени и плесени.
  3. Если есть отдельный детский бассейн, то с ребёнком лучше посещать именно его.
  4. Тренер спрашивает про каждый прыщ или пластырь на теле? Это хороший знак!

И конечно, существующие риски не повод отказаться от посещения бассейна, ведь польза для здоровья колоссальная. А риск всегда можно просчитать и минимизировать.

Автор: Анастасия Кривошеева, врач-педиатр


читать

0

Страх и тревога: норма или патология?

strakh-i-trevoga-norma-ili-patologiya_DetailPicture_-1812000954.jpeg

 

Невозможно найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Вместе с тревогой оно является таким же неотъемлемым эмоциональным проявлением нашей психической жизни, как радость, восхищение, гнев, удивление или печаль. То есть бояться нормально. Проблемы возникают, когда эти эмоции начинают слишком влиять на жизнь человека. Давайте разбираться, откуда берутся страхи и тревоги, а также что делать, если они мешают жить.

Зачем нужны страхи? 

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями. Когда человек боится, у него меняется частота пульса, дыхания, может измениться артериальное давление. А возникает всё это в ответ на реальную угрозу. 

Он сопровождает человека в развитии во всех возрастных периодах. Ведь для решения многих задач нужно идти на риск. И человек постепенно учится бояться. Нам страшно делать первые самостоятельные шаги, первый раз остаться в социуме без родителей, первый раз самим «разрулить» конфликт… И так постепенно накапливается травмирующий опыт, который соткан из испугов, боли, болезней, неудач и прочих неприятностей, встречающихся на жизненном пути.

Тревога сопровождает нас не реже. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде волнения, беспокойства в ответ на восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. И если страх — это реакция на реальную угрозу, то тревога — это предчувствие опасности. Наиболее часто она проявляется, когда мы ждём какое-либо событие, которое трудно прогнозировать, а значит, оно может угрожать неприятными последствиями. При этом, как писал Александр Захаров, доктор психологических наук, «тревога, в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, она может проявиться и в виде радостного волнения, волнующего ожидания».

Вот и получается, что человек, находящийся в состоянии безотчётного, неопределённого беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определённых объектов или мыслей, испытывает страх. Бывает, что начинают бояться самого факта возникновения страха (страх страха). В этом случае налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги и боязнь всего, что может прямо или даже косвенно угрожать жизни и благополучию. Именно это происходит во время панических атак.

Откуда приходят страхи?

Дети появляются на свет свободными от страхов. Хотя есть точка зрения, что врождённые страхи всё-таки существуют: это страх высоты, а точнее, потери точки опоры, и страх громкого звука. Но это всё-таки скорее тревога и общее беспокойство от потери комфорта. В остальном же большинству страхов нас научили или внушили их. Причём сделали это ещё в детстве, и конечно, из лучших побуждений.

original_strakh-i-trevoga-norma-ili-patologiyackmp2y1.jpeg

Источники страхов — взрослые (родители, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя). Так, например, фразы типа: «Не бери — обожжёшься», «Не гладь — укусит», «Не открывай дверь — там чужой дядя», «Не подходи — упадёшь» — не что иное, как внушение с эмоциональным акцентом на второй части фразы. Если запугивать на всякий случай, сигнал тревоги приведёт к страху как регулятору поведения. В результате ребёнок теряет спонтанность и уверенность в себе. Внушённые страхи передаются и от чересчур беспокойных родителей, когда они ведут при ребёнке разговоры о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, которые неосознанно запечатлеваются в психике малыша.

Часто страх и беспокойство у детей появляются из-за вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Так, дети чаще боятся, если считают главной в семье мать, а не отца. Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники. Если они видят, что папа с мамой часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье гармоничные. 

Максимум страхов наблюдается в шесть–восемь лет. К пяти годам эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается. Начиная с пяти лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление. Ребёнок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. У единственных детей в семье страхов больше, так как они являются эпицентром родительских забот и тревог. У родителей старше 30 лет, особенно после 35 лет, дети более беспокойны: они впитывают тревогу старших, которая позже часто перерастает в инфантильность и неуверенность в себе. 

Все мы родом из детства, и у большинства из нас были или есть любящие, заботливые родители, и конечно, мы не будем их обвинять в том, что они что-то не так делали. Но, возможно, знание некоторых вышеизложенных особенностей детей в разных возрастных группах и источников формирования страхов поможет избежать ошибок. 

Где живёт панический ужас? 

Патологические страхи, или фобии — это преувеличенная боязнь определённых ситуаций, которые не представляют реальной опасности в данный момент. Однако они серьёзно влияют на жизнь человека и его поведение. Часто страшат даже мысли о предмете страха, из-за чего начинается избегание, отстранение, нарушается нормальный ход жизни и общения. Как правило, при фобиях имеет место какой-то пусковой механизм — однажды пережитый отрицательный опыт, зафиксированный и непереработанный.

Признаки фобии:

  • учащённое сердцебиение;
  • слабость, оцепенение тела;
  • обильный холодный пот;
  • чувство удушья, спазмы в горле;
  • дрожь во всём теле;
  • тошнота, может быть рвота, боли в желудке;
  • тело кажется не своим;
  • кажется, что сходишь с ума;
  • переживание сильнейшего страха, ужаса.

При этом сохраняется критическое отношение к происходящему, что позволяет не относить это расстройство к психическим заболеваниям.

Во всех человеческих страхах сходятся и объединяются главные темы — жизнь и смерть. Жизнь заканчивается, переходя в смерть. Смерть заканчивается, переходя в рождение. Рождение заканчивается, переходя в жизнь. Все фобии, таким образом, можно отнести к какой-нибудь из этих трёх категорий: страхи смерти, страхи жизни, страхи становления (рождения). К страхам смерти, например, причисляют боязнь покойников, зеркал, боли, огня и много других. К страху жизни относятся страхи глотания, открытых и замкнутых пространств, высоты и другие, а среди страхов становления можно выделить социофобию. Помощь при фобиях могут оказать психотерапевты, правильно подобрав медикаментозную терапию и психотерапию как вид разговорной терапии.

В заключение расскажу историю, прочитанную в одной из книг по психотерапии. Однажды редактор местной газеты попросил одного известного психотерапевта дать совет людям с фобиями, как научиться справляться со своими страхами. Сначала он отказался, сославшись на индивидуальный подход, а затем передумал и в качестве совета рассказал историю, произошедшую в Африке в долинах Серенгети, где господствуют львиные прайды. Там заметили, что старых, немощных львов не оставляют, а используют в качестве помощников на охоте. Заманив антилопу в овраг, молодые львы и львицы собираются на одной его стороне, а старые, без клыков — на другой. Старые львы начинают рычать. Услышав грозный звук, антилопы бегут в противоположном направлении, к поджидающим их молодым львам. Мораль здесь очевидна. Бегите на рык, и вы останетесь живы!

 

Автор: Вера Верхоланцева, психотерапевт

 

 


читать

0

Биоритмы: как они работают и меняются с сезонами?

Кто нам подсказывает, когда нужно вставать с постели, в какое время лучше поесть, в котором часу лечь спать? Правильно, наши внутренние часы, или биологические ритмы. И чтобы мы чувствовали себя хорошо, они должны работать исправно. Как и положено часам. Разбираемся, как биоритмы влияют на здоровье человека и почему осенью выше вероятность нарушений циркадных ритмов.


Четыре механизма

Часы в нашем организме не одни. Их как минимум четыре:

  • циркадные ритмы — 24-часовой цикл, включающий физиологические и поведенческие реакции, в том числе сон;
  • суточные биоритмы, синхронизированные со сменой дня и ночи;
  • ультрадианные ритмы имеют более короткий период и более высокую частоту, чем циркадные. К ним относятся фазы сна (быстрый и медленный), ритм активности внутренних органов, колебания уровня гормонов. Эти ритмы контролируют 90-минутные циклы активности и восстановления, связанные с уровнем возбуждения нервной системы;
  • инфрадианные ритмы имеют более продолжительный цикл, чем 24 часа, и повторяются реже чем один раз в сутки. Это менструальный цикл, сезонные биоритмы, регулируемые сезонными изменениями.

Наиболее важную роль в настройке внутренних часов играет циркадная система.

Где находятся биологические часы и причём тут гормоны?

Циркадная система организма включает несколько ключевых элементов. Главные биологические часы находятся в центральной части головного мозга — гипоталамусе. Это супрахиазматическое ядро. Оно представляет собой группу нейронов, которые получают информацию о количестве света от глаз, что и позволяет настраивать внутренние биологические часы в соответствии с циклом «день/ночь».

Циркадный водитель ритма синхронизирует цикл сна и бодрствования, секрецию гормонов, температуру кожи и частоту сердечных сокращений. Внутреннее время организма «настраивается» на внешний цикл света и темноты. Свет ассоциируется с бодрствованием, а темнота — со сном.

Однако возможны и самостоятельные отклонения от правил, связанные с определёнными хронотипами. Так, ранние хронотипы (жаворонки) просыпаются рано утром и засыпают ранним вечером. Совы, напротив, поздно ложатся и так же поздно встают.

А если часы барахлят?

При сбое в каждом из этих механизмов могут развиваться различные расстройства. Среди них:

  • нарушения сна;
  • джетлаг — известное нарушение циркадных ритмов, связанное с путешествием через часовые пояса или ночными бодрствованиями;
  • сезонное аффективное расстройство, особенно актуальное при смене сезонов, переходе с тёплого времени года на длинную осень и зиму;
  • снижение производительности на работе;
  • повышенная подверженность несчастным случаям;
  • отсутствие или снижение умственной активности;
  • повышение риска развития диабета и ожирения.

Наш организм создан таким образом, чтобы ночью спать. Поэтому у нас нет ночного зрения и улучшения обоняния или слуха в ночное время, как у некоторых животных. Если мы вынуждены бодрствовать в период, когда организму нужен отдых, необходимо быть готовыми к негативным последствиям.

​Так, одни из самых значительных человеческих ошибок в мире произошли во время работы в ночную смену. К ним можно отнести катастрофу на Чернобыльской АЭС и аварию на атомной станции Три-Майл-Айленд, признанной первой серьёзной аварией такого рода в США. Как и в Чернобыле, в результате комбинации технических неисправностей и человеческой ошибки произошёл сбой в системе охлаждения. Кроме того, по данным Корнелльского университета, большинство аварий с участием одного водителя происходит перед рассветом.

Длительное воздействие на организм нерегулярных циклов темноты и света увеличивает риск нарушений сна, расстройств обмена веществ, психических отклонений, депрессии и гормональных нарушений. В дальнейшем всё это может приводить к развитию желудочно-кишечных, репродуктивных расстройств и даже раку.

Осень. Время поддержать ритм

При смене сезонов вероятность нарушения циркадных ритмов и связанных с этим последствий увеличивается. Причин несколько. Это уменьшение продолжительности светового дня, изменение погодных условий и социальных факторов, таких как насыщенные рабочие или учебные дни. Впрочем, каждый из нас может помочь организму перестроиться, и для этого нужно не так уж много.

Обеспечить регулярный доступ к дневному свету. Освещение и световая экспозиция играют критически важную роль в поддержании циркадных биоритмов. Осенью, когда дни становятся короче, крайне важно проводить как можно больше времени на свежем воздухе, лучше утром, чтобы организм мог получить нужное количество дневного света.

Именно он помогает синхронизировать внутренние биологические часы и предотвращает снижение выработки гормона шишковидной железы мелатонина, поддерживающего стабильные циклы сна и бодрствования. В условиях недостатка дневного света можно использовать светотерапию (её ещё называют фототерапией), которая заключается в воздействии на человека искусственным светом определённой интенсивности и спектра.

Оптимизировать вечернее освещение. Вечером следует избегать яркого и особенно голубого света (длина волны примерно 480 нм), который излучают экраны телефонов, компьютеров и телевизоров. Доказано, что голубой свет подавляет выработку мелатонина, активируя специфические рецепторы в сетчатке глаза, которые напрямую передают сигнал в супрахиазматическое ядро. Свет, содержащий значительное количество голубого спектра, приводит к подавлению уровня мелатонина уже после 90 минут воздействия и продолжает снижать его секрецию даже после выключения.

Установить стабильный распорядок дня. Важно ложиться спать и просыпаться каждый день в одно и то же время, включая выходные. Это помогает супрахиазматическому ядру точнее регулировать ритмы, что улучшает качество сна и снижает риск бессонницы.

Оставаться физически активным. Физическая активность способствует поддержанию циркадных ритмов за счёт стимуляции центральных и периферических биологических часов организма. Регулярные умеренные физические упражнения, особенно утром, способны помочь повысить уровень энергии в течение дня и улучшить засыпание вечером. Осенью особенно полезны прогулки на свежем воздухе в течение дня, чтобы получить максимум дневного света.

Контролировать рацион. Рекомендуется есть регулярно в одно и то же время, избегая поздних ужинов, особенно тяжёлой пищи, которая может нарушить выработку гормонов, влияющих на сон и бодрствование. Осенью, когда дни становятся короче, важно ужинать не слишком поздно, чтобы пищеварение не мешало физиологическим процессам, связанным с подготовкой организма к ночному отдыху.

Автор: Мария Тропинина, провизор


читать

0

Солевой раствор и устройства для промывания носа для детей: как этим пользоваться?

solevoy-rastvor-i-ustroystva-dlya-promivaniya-nosa-dlya-detey-kak-etim-polzovatsya_DetailPicture_-476439000.jpeg

 

Затруднённое носовое дыхание — одна из часто встречающихся проблем у детей младшего и среднего возраста. Существуют разные способы очистить носовые ходы. Например, с помощью солевого раствора. Врач-педиатр рассказывает, с какого возраста можно его использовать и какие приспособления в этом помогут.


Кому, когда и сколько раз?

Врачи советуют очищать или промывать носовые ходы ежедневно , пока ребёнок не научится самостоятельно сморкаться. То есть примерно до трёх лет. В случае, если ребёнок болеет, процедуру стоит проводить несколько раз в день.

 


​Нужно учитывать, что у детей младшего возраста слизистые оболочки толстые, а просветы носовых ходов узкие. У грудничков их диаметр всего 2–3 мм . Поэтому процедуру, которая малышам чаще всего не нравится, нужно проводить очень осторожно. Зато пользы от такой манипуляции много. Промывание носа:

  • очищает носовые проходы от выделений, которые затрудняют дыхание;
  • уменьшает количество вредоносных микроорганизмов, что помогает предотвратить любые респираторные заболевания;
  • удаляет аллергены из носовых ходов;
  • способствует более быстрому выздоровлению при насморке, травмах носа или операциях;
  • помогает сохранять нормальные характеристики полости носа детям, которые живут в домах с центральным отоплением или с кондиционерами.


Солевой раствор: в каком виде лучше применять?

Предотвратить и устранить проблему может промывание носа с использованием солевого раствора. В его составе всего два ингредиента: вода и обычная поваренная соль. Применять солевой раствор можно с рождения ребёнка — к нему нет привыкания и он гипоаллергенен.

 


​Для детей лучше всего использовать раствор в виде спрея. Это максимально безопасно и поможет избежать возможной травматизации носовых ходов во время процедуры. И, например, в отличие от капель, спрей с широкой площадью распыления хорошо орошает носовую полость, позволяя раствору попасть на большую поверхность рецепторов. Это способствуют разжижению слизи, нормализации её выработки в слизистой оболочке и увлажнению носа.

Современный спрей оснащён дозатором, где одно нажатие на распылитель — это одна доза препарата. Это очень удобно, так как помогает избежать передозировки и уменьшить риск появления нежелательных реакций.

В большинстве солевых детских спреев имеются специальные флаконы с мягкими наконечниками, которые не травмируют нежный носик малыша. Кроме того, солевые спреи для детей имеют меньшие объёмы, что позволяет соблюдать сроки хранения.

Солевые спреи в виде готовых средств можно приобрести в аптеке рядом с домом. Самый доступный из них — это физиологический раствор, в котором обычная соль смешана с дистиллированной водой в точной дозировке. Также можно купить растворы с морской солью и с добавлением отваров лечебных растений.

Как приготовить солевой раствор дома?

В случае, если по какой-то причине нет возможности воспользоваться безопасным готовым спреем, можно сделать солевой раствор самостоятельно. Для этого в литре тёплой (не горячей!) кипячёной воды растворяется чайная ложка поваренной или морской соли без каких-либо добавок. Это соответствует 9 г соли на 1 л воды, так же как и в составе физиологических жидкостей человека, таких как слёзы и кровь. 

 


Важно, чтобы соль, которую вы использовали, была пригодна для пищи. Соль для ванн не подходит! Нужно очень тщательно размешивать раствор до полного растворения всех кристалликов. 

Какие ещё устройства можно использовать для промывания носа? 

Если вы выбрали для орошения носа малыша раствор, приготовленный дома, или другое средство без аэрозольной насадки, провести гигиеническую процедуру помогут:

  • пипетка с мягким наконечником;
  • спринцовка (медицинская груша) и её аналоги — аспираторы;
  • шприц без иглы (в зависимости от возраста ребёнка объёмом от 0,3–1 мл (инсулиновый) и до 10 мл);
  • «лейка», но она подходит с двух-трёх лет, если ребёнок уже может промыть нос самостоятельно. 

Как проводить процедуру разными устройствами для промывания носа?

Неважно, используете вы спрей или нет, солевой раствор должен иметь температуру тела. Чтобы убедиться, что жидкость имеет комфортную температуру, капните несколько капель на тыльную сторону запястья. Если вы ничего не ощущаете (ни холода, ни тепла), то всё в порядке. Готовые аэрозоли можно нагреть, подержав флакон в сжатой ладони.

Пипетка. Можно использовать для детей с рождения. Наберите немного солевого раствора в пипетку. Положите ребёнка на спину. Головку малыша поверните набок. Не торопясь, закапайте две-три капли в носовой ход. Поверните головку ребёнка в другую сторону. Точно так же промойте второй носовой ход. Через несколько минут уберите содержимое носа спринцовкой или аспиратором. Ватными жгутиками удалите размягчённые корочки. 

 


Спринцовка или шприц. Можно использовать для детей двух-трёх лет. Если ребёнок старше двух лет, можно пробовать промыть нос сидя или стоя. Заранее расскажите и покажите на своём примере, как это сделать! Обязательно подставьте широкую тарелку для сбора вытекающей жидкости. Если используете спринцовку, обработайте вазелиновым маслом наконечник. Поверните голову ребёнка набок. Осторожно введите наконечник в один носовой ход. Выбранным инструментом введите солевой раствор в один носовой ход. Затем попросите малыша высморкаться. Промойте второй носовой ход. 

Используя спринцовку, нельзя несколько раз повторно сжимать и разжимать грушу, если наконечник не убран из носового хода. Это может привести к попаданию раствора во внутреннее ухо и вызвать нежелательные последствия.

Солевой спрей . Можно использовать для детей с трёх лет. Ребёнка положите на спину. Поверните его голову набок. Введите наконечник аэрозоля в носовой ход. Промойте нос по инструкции. Посадите ребёнка. Если необходимо, уберите содержимое носа с помощью спринцовки или аспиратора. Повторите процедуру со вторым носовым ходом.

«Лейка» . С пяти-шести лет дети могут промывать нос с её помощью сами, но под обязательным контролем взрослых. В комплекте с «лейкой» продаются пакетики с морской солью для приготовления раствора, но можно использовать и другие средства. Высыпьте в устройство морскую соль из пакетика. Заполните «лейку» тёплой кипячёной водой. Размешайте раствор до полного растворения кристалликов соли. Слегка опустите вниз голову ребёнка. Вставьте наконечник «лейки» в носовой ход до его верха и введите раствор. Для лучшего эффекта ребёнку рекомендуется задержать дыхание. Для удаления остатков раствора необходимо высморкаться. Промойте второй носовой ход.

Чем ещё можно промывать нос ребёнку?

Вода. Её можно применять до года. Можно использовать воду из-под крана, но перед применением её надо прокипятить. Также можно применять покупную дистиллированную и питьевую воду из бутылки. Она должна быть мягкой, без большого количества посторонних примесей. Правда, особого эффекта вода не даёт, но поможет промыть и увлажнить слизистую носа.  

 


Минеральная вода. Также можно применять у детей до года. Промывание делают очень осторожно. Вода должна быть без газа и иметь небольшую концентрацию минералов, чтобы не повредить нежную слизистую оболочку. 

Травяные отвары. Применяются разведённые отвары ромашки аптечной, шалфея, мать-и-мачехи и других лекарственных растений. Использовать отвары возможно только в том случае, если их назначил врач, так как у детей до трёх лет они способны вызвать различные аллергические реакции, а ещё они могут повредить слизистую. 

Нежелательно применять собственноручно приготовленные отвары, так как сложно следить за их чистотой, концентрацией и дозировкой. Как же быть? Травы входят в состав многих аптечных солевых спреев. Лучше не рисковать здоровьем малыша и купить готовый раствор в ближайшей аптеке.

Важные правила!

Какое средство вы бы ни выбрали, необходимо знать несколько важных правил при промывании носа ребёнку:

 

  • ​детям до года нельзя применять не только воду и настои лекарственных трав, но и разведённые антибиотики;  
  • любое промывание запрещено при выраженном отёке носовых ходов или при отите. Сначала убирают мешающие симптомы, а затем уже можно промывать;
  • не рекомендуется промывать нос ребёнку, если у него имеются даже очень редкие носовые кровотечения;
  • ограниченно применяют растворы для промывания носа при предрасположенности к заболеваниям среднего уха, воспалении слуховой (евстахиевой) трубы, при наличии полипов в носу, искривлении носовой перегородки. В этом случае обязательна рекомендация специалиста, поскольку раствор может оставаться в носовых ходах, вызывать размножение бактерий и способствовать более тяжёлому протеканию заболевания;
  • любые средства стоит применять только после консультации с врачом. 

Здоровья и счастья вашим детям!

Автор: Елена Шумилина, врач-педиатр

 


читать

0

Развитие когнитивной эмпатии

Когнитивная эмпатия — это способность войти во внутренний мир другого человека, понять его точку зрения, его мотивацию, его цели и стремления. В общем, это умение понять, как мыслит твой собеседник. Без хорошо развитой когнитивной эмпатии невозможно вести переговоры любого уровня, от мелких домашних проблем до международных конфликтов.

Джон Кеннеди говорил: «Если ты заходишь в комнату, где сидят несколько десятков незнакомых людей и через 5 секунд не можешь определить, кто из них проголосует за тебя, а кто против, тебе не место в политике».

Вы скажете, что вам и не надо в политику? Отвечаю — в политику вам, может, и не надо, а вот понимать, когда явно не стоит просить начальника о повышении зарплаты, а когда самое время, — явно не помешает.

Когнитивная эмпатия — не просто искусство поставить СЕБЯ на место другого человека, этого будет недостаточно, потому что, заняв его положение, вы будете продолжать мыслить как и раньше. Важно переключиться и посмотреть на мир ЕГО глазами. Это требует серьезной работы над собой, но без данной работы человек не будет социально успешен.

Если эмоциональная эмпатия (способность чувствовать эмоции) начинает проявляться в младенческом возрасте, то работу над когнитивной эмпатией можно начать в 2–3 года. И сделать это можно с помощью несложных упражнений.

1. «Стакан на подносе»

Вот хорошее упражнение на развитие пространственно-временнóй координации. Берем поднос со стаканом с водой и ставим на пол. Объясняем малышу, что нужна его помощь поднять поднос и перенести его на стол. Беремся за края подноса с четырех сторон и осторожно, чтобы не расплескать воду, приподнимаем его. Особых инструкций не нужно — ребенок сам будет пытаться координировать свои движения с вашими. Это несложное упражнение научит его необходимости взаимодействия с партнером.

2. «Точка зрения»

Лучше предложить это упражнения двум малышам 3–4 лет, которых поставим с разных сторон стола. Положим разноцветный кубик на стол на уровне глаз. Попросим назвать цвет кубика. Один говорит: «Красный», другой утверждает, что кубик синий. Кто прав? Поменяли детей местами и спросили снова. Так дети начинают понимать, что точек зрения может быть несколько и они при этом все правильные.

3. «Кукольный домик»

Это упражнение для детей лет 4–6. Вместо домика подойдет любой ящик, где мы расставим детали кукольного интерьера. Берем двух кукол: Машу и Дашу. Сначала Маша заходит в кукольный домик, берет конфету и прячет ее под кровать, затем выходит из домика. Потом появляется Даша, перекладывает конфету из-под кровати в шкаф, уходит. Возвращается Маша за своей конфетой. Спрашиваем ребенка, который наблюдал все эти действия кукол: где Маша будет искать конфету? При хотя бы минимально развитой когнитивной эмпатии ваш ребенок укажет под кровать, в то место, где нет конфеты.

Ведь исходя из вопроса он должен поставить себя на место Маши, которая была не в курсе коварных действий куклы Даши.

4. Продолжение сказки или мультфильма

Прочитали сыну или дочке часть рассказа или занимательной истории, остановитесь и попросите его продолжить повествование. «Что, по-твоему, было дальше? Как ты думаешь, что стал делать Буратино?». То же самое с мультиками. Понятно, что не надо пользоваться хорошо известными сюжетами, а то это будет лишь упражнением для тренировки памяти.

Лучше всего, чтобы ребенок ощутил себя на месте одного из героев и вел повествование от его лица. В идеале можно попробовать попросить ребенка рассказать историю и с точки зрения героя-антагониста, к примеру, начать с Буратино, а потом перейти к Карабасу-Барабасу. Не надо фиксироваться на моральной оценке героев, вроде: «Буратино хороший, а Карабас плохой». В конце концов, Буратино променял купленные дорогой ценой школьные учебники на минутное развлечение, а Карабас — в некотором роде популярный театральный продюсер, который пытается удержать свой бизнес на плаву.

5. Игра в шахматы или шашки

В шахматах всегда приходиться думать «за противника» и пытаться представить, как партнер отреагирует на ваш ход. Испугается ли он возникшей угрозы фигурам или проигнорирует ее? Если вы пошли в атаку на его незащищенную фигуру, а он ее не защитил, сделал ли он это сознательно, по небрежности или, как говорится, «зевнул»? Подумай, может, у него есть коварный план, и, слопав его фигуру, ты попадешь в ловушку и получишь быстрый мат?

Шахматы вполне доступны детям с 4–5 лет и могут стать прекрасным времяпровождением для всей семьи. Только не будьте слишком самолюбивыми и не бросайте игру, когда ваше чадо начнет вас обыгрывать.

Многие папы приятелей моего сына прекратили играть со своими сыновьями, когда те вышли на уровень третьего разряда и стали уверенно побеждать родителей. А мне пришло в голову вместе с сыном участвовать в детских турнирах (это вполне допускается, и часто можно увидеть деда, играющего с первоклашкой). Таким образом мы с сыном оба дошли до первого разряда. Однако вовсе не обязательно делать ребенка гроссмейстером, нам важно просто научить его думать за противника.


6. Проигрывание ситуаций со сменой ролей

Ролевые игры — это не только стандартный метод профессиональных психологов. Их вполне можно и нужно применять для подготовки детей к сложным для них социальным ситуациям.

К примеру, вашему сыну или дочери предстоит войти в новый коллектив. Проиграйте с ним, как он будет знакомиться с будущими одноклассниками, их возможные ответы, в том числе и негативные. Как он должен реагировать, чтобы сразу не растеряться и не попасть еще под больший прессинг? Поменяйтесь ролями и обыграйте ситуацию заново.

Польза таких несложных игр заключается даже не в отработке заранее заготовленных ответов на проблемные взаимодействия с другими людьми, а в умении понимать, что эти люди думают и чувствуют, и знании того, как надо правильно себя вести в соответствии с их реакциями. Когда надо твердо настоять на своем, а когда лучше промолчать и сделать потом по-своему.

Не поленитесь хотя бы немного повозиться с вышеперечисленными упражнениями. Польза будет не только вашим детям, но и вам самим. Кстати, ко всему вышеперечисленному я бы добавил общение на иностранных языках — оно автоматически способствует развитию когнитивной эмпатии. А развитая когнитивная эмпатия — ключ к успеху в любой сфере.

Сергей Боголепов

читать

0

Как установить контакт с любым человеком

Одним из самых эффективных способов установления контакта с любым человеком является парафраз, т. е. пересказ речи собеседника своими словами. Звучит достаточно просто и незамысловато, но на самом деле потребует от вас серьезной самодисциплины и креативности.

Как работает метод парафраза?


Парафраз, или парафразировка, состоит в пересказе услышанного своими словами.

При этом несколько слов собеседника можно повторить в точности, особенно если эти слова были эмоционально окрашены и, соответственно, могли иметь ключевое значение для смысла фразы.

Почему парафраз так эффективен? Да потому что ваш партнер получает ощущение, что его мнением в самом деле интересуются. Ведь люди больше всего на свете любят выслушивать собственную точку зрения. Каждый, кто просто повторяет их идеи без издевки, автоматически попадает в категорию «достойный человек».

При этом искренность вашего интереса необязательна. Важна просто техника переработки информации.

Вы могли заметить,что методом парафраза охотно пользуются телевизионные корреспонденты и ведущие. Сначала они вворачивают дежурную фразу: «Правильно ли я вас понял(а)?». И за этим часто следует повторение слов собеседника с некоторыми искажениями в явной попытке направить разговор в нужное для телевизионщика русло. Это работает, но это дурной тон, и подобного вида парафраза лучше избегать.

Также давайте воздержимся от «попугайничества» — тупого повторения за собеседником его же собственных слов. Ведь этим вы, скорее, вызовете раздражение и добьетесь обратного эффекта.

Выгоды парафраза

1. Вы восстанавливаете контроль над ситуацией. В конфликтной ситуации на вас может обрушиться поток обвинений. Ни в коем случае не надо оправдываться, так как это приведет к еще большей атаке на вас. Просто включаем парафраз какой-то части «обличительной речи». Важно, что не стоит пытаться парафразировать всё без исключения.


К примеру, жена обвиняет вас: «Мои подруги видели тебя вчера в ресторане с вульгарной блондинкой, в то время как я просила тебя съездить на СТО с моей машиной. Какая я была дура, что связалась с таким безответственным ловеласом! Как права была моя мама, говоря, что с этим фруктом ты никогда не будешь счастлива и тебе давно пора подумать о разводе!».

Возможный парафраз: «Я вижу, что ты очень расстроена тем, что тебе сообщили подруги. Но мне очень больно слышать, что Мария Алексеевна никогда меня не принимала и с самого начала подталкивала тебя к разводу». В результате мы временно «переводим стрелки» на более безопасные рельсы.

2. Парафраз позволяет вам выглядеть профессионально. Допустим, к вам приходит клиент, недовольный вашим товаром или услугой. Не возражаем ему, а просто достаем блокнот и подробно записываем его претензии своими словами, время от времени прося клиента уточнить детали. У человека создается впечатление, что компания не пытается уйти от ответственности, а внимательно относится к проблеме и намерена сделать все, чтобы найти решение. А значит, здесь работают настоящие профессионалы. Это отметят и другие клиенты, которые могут присутствовать при разговоре. Кстати, будьте уверены, посторонние исключительно внимательны к подобным ситуациям, даже если они их напрямую не касаются.

3. Парафраз предупреждает «соническое намерение». Очень часто люди проговаривают в голове какую-то важную фразу, и у них создается впечатление, что она была уже ими озвучена. Это в психологии называется «соническое намерение». К примеру, ваш босс хотел видеть вас с отчетом сегодня к 15:00 и сам себе напоминал об этом весь вчерашний день, но в итоге на утренней пятиминутке забыл довести указание до вашего сведения. При этом в голове у него осталось твердое убеждение, что он обо всем сказал. И тут у вас все шансы нарваться на неприятности. поскольку босс по определению всегда прав. Поэтому не поленитесь парафразировать шефа при утренней раздаче «ценных указаний», дабы он мог сам понять, что что-то упустил.

4. Парафраз полезен для начальников и молодых мам. Если вы даете задание своим подчиненным, попросите их повторить своими словами (именно своими словами!) поставленные перед ними задачи. Таким образом резко возрастает вероятность что ваши работники вас поняли и постараются сделать именно то, что было задумано. Кроме того, в процессе парафраза у вас будет возможность увидеть проблемные стороны ситуации и внести необходимые корректировки.

Молодые мамы тоже дают указания своим чадам, убегая на работу. «Маша, как встанешь, позавтракай, положи белье в стиральную машину и позвони бабушке. У нее сегодня день рождения!». Ребенок хотя и отзывался на ваши просьбы некоторым бурчанием, но ничего в его дремлющей голове не осело.

Так вот: не надо добиваться полного пробуждения дочки или сына. Наоборот, лучше использовать его так называемое «гипнагогическое состояние», т. е. полубодрствование, похожее на легкий гипноз. В этом состоянии при парафразе ваших просьб все они воспримутся на подсознательном уровне и будут в течение дня звучать как назойливая песенка, которую никак не выбросить из головы.

Кстати, психологами давно замечено, что парафраз значительно улучшает рабочую память и ассоциативное мышление. Это, так сказать, дополнительные бонусы данного эффективного метода.

Как развить искусство парафраза?

Берем небольшой отрывок известного литературного произведения, к примеру первую главу «Евгения Онегина», и переписываем ее своими словами. На рифмы не обращаем внимания, просто передаем основное содержание. Забавно, что в интернете можно найти этот роман в стихах, пересказанный уголовным сленгом. Видимо, кто-то уже поупражнялся в своеобразном парафразе.

Затем пробуем парафразировать телеведущего, сообщающего текущие новости. Тут придется постараться, так как телевидение требует подавать информацию в максимально сжатые сроки. Успеваете угнаться за ведущим в течение пяти минут?

Поздравляю — вы мастер парафраза!

Сергей Боголепов


читать

0

Дубайский шоколад: кому противопоказан модный десерт?

dubayskiy-shokolad-komu-protivopokazan-modniy-desert_DetailPicture_-595360122.jpeg

 

Дубайский шоколад набирает всё больше популярности. Для его яркой зелёной начинки используют фисташку и тесто катаифи, которое обжаривают на растительном масле. Калорийность такого десерта доходит до тысячи калорий в 200 граммах.


Диетолог Анна Белоусова в эфире НСН рекомендовала не увлекаться модным восточным десертом, а некоторым людям в принципе посоветовала воздержаться от него.

Прежде всего аккуратнее стоит быть аллергикам, особенно если человек склонен к аллергическим реакциям на орехи или шоколад. Также не стоит его есть при заболеваниях желчного пузыря.

Пациентам с диабетом первого и второго типа тоже не следует налегать на такие сладости. Как и людям с лишним весом или ожирением.

По словам врача, даже если вы здоровы и у вас нет никаких ограничений по питанию, важно помнить, что любые сладости не стоит есть сразу в большом количестве. Что касается дубайского шоколада, позволительно его есть по одной дольке за раз, но никак не целую плитку. 

Автор: Дарья Януш, медицинский журналист

 

читать

0

Пять продуктов молодости

От рациона во многом зависит то, как мы выглядим и как себя чувствуем. Особенно важно это становится с возрастом. Если в 18–20 лет булочки или фастфуд не давали о себе знать моментально, то после 40 лет к питанию стоит подходить более внимательно.


Эндокринолог Екатерина Янг в назвала продукты, которые помогают сохранить молодость, здоровье и бодрость:

  • субпродукты, например, в говяжьем сердце и печени много белка, который необходим для восстановления мышц и клеток, а также витаминов группы B, коллагена для суставов, кожи и сосудов, вдобавок даёт организму гемовое железо;
  • жирная рыба — один из главных источников омега-3, необходимых для крепкого иммунитета и хорошей работы головного мозга;
  • орехи богаты триптофаном, ценными жирами, витаминами B и E, а ещё кальцием;
  • цитрусовые помогают организму лучше усваивать белки, а мандарины и апельсины эффективны против отёков;
  • тёмнолистовая зелень, например, рукола или шпинат, служат источниками антиоксидантов и витамина C.

Автор: Дарья Януш, медицинский журналист


читать

0
5 Nov 2024, Юмор