С наступающим Новым годом!

0
Йога тренировки с Василием Уткиным: Сделайте 12 циклов для полного расслабления и гармонизации. Дышите носом.

0
Новогодние бутерброды.Batin Soup

0
Новогодний подвал Аруси(Кавказ)

0
Как проверить 7 мест, где чаще всего зажимается блуждающий нерв. Как с ними работать показываю на своем курсе по освобождению блуждающего нерва. Проверьте себя!Сергей кинезиолог

0
Винегрет с мясом.Шеф-повар Василий Емельяненко

0

Дети – добыча паразитов

5232fcd0-bf7f-4126-86b4-8289f1b0a0f2_thumb500.jpg

Сразу после рождения человек попадает в среду, наполненную огромным разнообразием микроорганизмов. Многие из них моментально заселяют пищеварительный тракт, взаимодействуя с нами на выгодных для всех условиях, например, лакто- и бифидобактерии. Но есть и множество опасных, не столь доброжелательных приживальщиков, которые наносят вред человеческому организму.

Что такое Scab и Ped?

В основе слова «паразит» два греческих слова: para – «около», sitos – «питание». Так называют организмы, живущие на поверхности или внутри другого организма. Они питаются за счёт хозяина и оказывают на него вредоносное действие разной степени выраженности.

Чаще всего именно дети подвергаются атаке паразитов. И как правило, связано это с началом социализации – детским садом, школой, кружками или спортивной секцией. Нежный организм пока не имеет крепкого иммунитета и должных навыков внешней защиты (гигиены), потому и становится лёгкой добычей для вредителей.

Прежде чем отправить ребёнка в социум, все родители берут справки у педиатра. В них есть отметки scab и ped. И хорошо, если напротив стоит слово «отрицательно».

Scabies – чесотка, паразитарное заболевание кожных покровов, вызываемое чесоточным клещом Sarcoptes scabiei. Дети жалуются на зуд, который усиливается ночью и в жару. Если внимательно присмотреться, то на коже можно увидеть мелкие каналы (серовато-чёрные линии) с папулой или везикулой на конце. Как правило, их локализация находится между пальцами, на нижней части живота, внутренней стороне бёдер, вокруг сосков, на гениталиях, в передних подмышечных складках, ягодичных складках. Заражение происходит от больного педикулёзом или чесоткой.

Ped – педикулёз, или вшивость (от латинского pediculus – «вошь»). Это заболевание кожи и волос возникает из-за мелких кровососущих бескрылых насекомых, питающихся кровью. Педикулёз бывает головным, платяным и лобковым. У детей встречаются головной и платяной. Но и этого достаточно, чтобы буквально поставить на уши весь дом.

Головные вши передаются через шапки, расчёски, щётки для волос, спинки театральных кресел, подушки, при соприкосновении головами. Пациентов беспокоит зуд, а при осмотре волосистой части на коже можно найти укусы, расчёсы и нагноения. Иногда увеличиваются затылочные лимфоузлы. А в волосах можно увидеть светлые овальные образования – яйца вшей (гниды).

Платяная вошь передаётся через общую одежду и постельное бельё. Она поражает в основном плечи, область между лопатками и поясницу. При осмотре можно обнаружить расчёсы, шелушение, мелкие красные пятна, папулёзную сыпь и крапивницу. А вшей и гнид можно обнаружить в складках одежды.

Монстры внутри

Существует огромное множество паразитов, которые обитают внутри организма человека. Чаще всего детей поражают лямблии и острицы. Заражению способствуют плохое состояние водоснабжения, фекальное загрязнение окружающей среды, скученность людей и низкий уровень санитарно-гигиенических навыков населения.

f675c45c-aa7e-4ce4-8453-a6d748b8843a_thumb500.jpg

Лямблиоз, он же жиардиаз или гардиаз – заболевание, возникающее в результате заражения организма жгутиковыми простейшими. Очень часто инфекция протекает бессимптомно, но признаки, по которым можно заподозрить наличие паразита, всё же есть. Мамы замечают, что у детей снижается аппетит, они быстро утомляются, становятся раздражительными, вялыми и слабыми. Также часто наблюдается плаксивость, снижение веса и сухость кожных покровов.

Во время осмотра врач, как правило, отмечает бледность кожи, обложенность языка, вздутие живота, увеличение печени, боль в мезогастрии. На УЗИ выявляют дискинезию желчевыводящих путей и признаки холестаза. В анализе кала на дисбактериоз наблюдается снижение количества лакто- и бифидобактерий, появление патогенной микрофлоры (стрептококков, стафилококков, грибов рода Candida).

При энтеробиозе (паразитарном заболевании, возбудителем которого являются острицы – мелкие, белые, похожие на ниточки гельминты) детей беспокоит зуд в области анального отверстия (особенно ночью), боль в животе, потеря массы тела, тошнота и расстройство стула. Сказывается проблема и на эмоциональном состоянии детей. Они становятся раздражительными, беспокойными, гиперактивными и мучаются из-за бессонницы. Врачи во время осмотра замечают местное раздражение и расчёсы кожи, её покраснение, иногда экзему и мокнущий дерматит перианальной области.

Яйца остриц выявляют с помощью прозрачной липкой ленты. Важно проводить исследование утром. Тогда же можно заметить и взрослых особей в области заднего прохода и на поверхности свежего кала. Также у 30 % заражённых детей диагностировать энтеробиоз позволяют соскобы из-под ногтей. Заражение происходит от больного через общие игрушки или туалет.

У ребёнка паразиты! Что делать?

Прежде всего не паниковать. И обратиться за помощью к специалисту. В случае с чесоткой или вшами поможет дерматолог. В случае с острицами или лямблиями – инфекционист. Главное, ни в коем случае не заниматься самолечением. Помните, каждый препарат имеет свой уровень токсичности. Только врач подберёт нужный с правильной дозировкой.

В случае с паразитизмом лучшее лечение – это профилактика. Поэтому воспользуйтесь простым гигиеническим чек-листом: уделяйте гигиене достаточно внимания сами и прививайте навыки детям. Тогда паразиты обойдут вашу семью стороной:

  • обязательно мойте руки после улицы и перед едой;
  • у ребёнка должна быть индивидуальная посуда (кружка, ложка, вилка);
  • у каждого члена семьи должны быть индивидуальных предметы для гигиены, такие как зубная щётка, расчёска, полотенце;
  • у детей должно быть индивидуальное постельное бельё, которое следует менять каждые 7–14 дней;
  • не позволяйте детям меняться одеждой со сверстниками;
  • следите за целостностью кожных покровов;
  • вовремя срезайте отросшие ногти на руках и ногах ребёнка;
  • следите за состоянием волос ребёнка: регулярно мойте голову, расчёсывайте, стригите и заплетайте;
  • укрепляйте и закаляйте иммунитет, так как он друг и защитник, который хранит вас и ваших детей.

Будьте здоровы!

Оксана Победина, врач-педиатр, неонатолог


читать

0

Адаптация к детскому саду

61724a1d-53e6-475b-adba-4b22ebbd7fea_thumb500.jpg

Мы уже рассказывали, почему дети болеют, когда начинают посещать детские дошкольные учреждения. Но по какой причине температура и сопли продолжают их преследовать даже тогда, когда, казалось бы, период адаптации должен закончиться?

Важность утреннего фильтра

Адаптация – это процесс приспособления организма к условиям внешней среды. Факторами успешной адаптации к детскому саду являются:

  1. Внешние условия.
  2. Временной промежуток.
  3. Индивидуальные особенности ребёнка.

Внешними условиями в данном случае является детский садик с его распорядком, правилами работы и режимом гигиенических правил. В каждом дошкольном учреждении имеется регламент работы, который определён санитарными правилами РФ и контролируется медицинскими работниками сада и Роспотребнадзором. В него входят:

  1. Режим и распорядок дня.
  2. Организация питания.
  3. Гигиенические мероприятия.
  4. Дезинфекция.
  5. Фильтр детей.
  6. Физическая и умственная нагрузка.
  7. Профилактические прививки.

Каждая составляющая регламента важна, но хочу заострить внимание на фильтре детей. Ежедневно в детском саду воспитатель или медицинский работник проводит мероприятие по утреннему приёму детей в группу. Вот это и есть фильтр. Он включает в себя:

  • термометрию – измерение температуры тела;
  • внешний осмотр (кожа, зев, отсутствие отделяемого из носа);
  • опрос родителя о состоянии здоровья ребёнка. Все мамы и папы заверяют свои слова о состоянии ребёнка подписью в журнале;
  • заполнение журнала утреннего фильтра детей.

Фильтр проводится в профилактических целях, чтобы не допустить в группу к близким контактам с другими детками тех, кто чувствует недомогание. Детей с первыми симптомами болезни в сад не принимают. Их направляют к участковому педиатру на лечение. И тут основная ответственность лежит на родителях. Поэтому не стоит вести нездорового ребёнка в садик или пытаться скрыть его истинное состояние, так как его пребывание в саду вредно и для него самого, и для других деток.

Сколько может болеть ребёнок?

Лучше бы, конечно, чтобы дети вообще не болели. Но только так, через температуру, сопли и кашель они формируют свой иммунитет.

d5403396-ebfa-49c5-a2f3-3b11345a7c51_thumb500.jpg

Точно определить в днях, неделях или месяцах срок адаптации для каждого ребёнка невозможно. Но существуют нормы того, как часто могут болеть дети с нормальным иммунитетом. На сегодняшний день они следующие:

  • в первый год посещения детского сада – 8–12 раз;
  • во второй год посещения – 6–10 раз;
  • в третий год посещения – 4–8 раз.

Как вы видите, с каждым последующим годом допустимое количество заболеваний снижается. Но, конечно, цифры эти не являются догмой. Надо учитывать иммунитет ребёнка, его физическую подготовленность, психоэмоциональное состояние, индивидуальные особенности характера и даже тип темперамента. Например, известно, что экстраверты (холерики или сангвиники) быстрее и легче адаптируются к новым условиям, чем интроверты (флегматики или меланхолики).

Если же ребёнок ходит в детский сад длительное время и продолжает часто болеть, это означает, что процесс адаптации ещё не завершён. Исходя из моих личных наблюдений, могу сказать, что в среднем он составляет от трёх месяцев до двух лет. А помимо индивидуальных особенностей, для успешного прохождения этого периода имеет значение ответственное отношение родителей к здоровью ребёнка. Важно вовремя увидеть начало заболевания и отреагировать на него, обязательно долечивать и вести в сад только полностью здорового ребёнка.

Будьте здоровы, вы и ваши дети!

Оксана Победина, врач-педиатр, неонатолог


читать

0

Зачем детям верить в Деда Мороза?

8ec42df4-5e79-4320-a5c2-69eb48047b96_thumb500.jpg

Самая популярная статья, которая вошла в историю американской журналистики, посвящена вере в Санта-Клауса. Это не просто статья. Это ответ журналиста на письмо маленькой девочки Вирджинии, который был напечатан в Sun в 1897 году. И он до сих пор считается примером убеждения.

«Да, Вирджиния, не сомневайся, Санта-Клаус существует. Это так же верно, как то, что существуют любовь, великодушие, верность; ведь ты знаешь, что их так много в нашем мире, и они приносят в твою жизнь столько радости и красоты. Представь, каким бы скучным был мир, если бы не было Санта-Клауса! Это было бы так же грустно, как если бы на свете не было бы ни одной Вирджинии. Потому что тогда бы нам не были знакомы ни вера детей в чудо, ни поэзия, ни фантазия, которые помогают нам жить. Мы могли бы получать удовольствие лишь от того, что видим и можем потрогать. Тогда погас бы свет, который испокон веков освещает детство во всём мире».

Взрослые, вспомните детство!

Когда мы сами были маленькими, у нас не возникало ни капли сомнения в том, что Дед Мороз существует. Вот я точно знала, что он меня любит и беспокоится обо мне. А как мы его ждали! Думаю, у каждого в памяти сохранились моменты первой встречи со сказочным дедом. Одно из самых ранних моих воспоминаний: я сижу на коленях у Деда Мороза, рядом красавица Снегурочка, и я протягиваю им ароматные мамочкины булочки. Потому что было желание поделиться с ними чем-то особенным.

Вы помните момент, когда перестали верить в Деда Мороза?

Когда это произошло со мной, точно сказать не могу. Но согласитесь, несмотря на возраст, взрослые всё равно перед каждым Новым годом ждут чуда, перемен к лучшему и исполнения желаний. А значит, вера в сказку никуда не делась, просто немного видоизменилась и отступила на второй план.

Всем ребятам пример! Положительный

Нужна ли современным детям вера в Деда Мороза? Ведь некоторые считают: чем раньше ребёнок выкинет из головы фантазии, тем проще ему будет жить в реальном мире в будущем. Но давайте вспомним, зачем вообще нужны сказки.

22188b7b-1980-4a4b-9f66-a933eb41094d_thumb500.jpg

Они играют важнейшую роль в воспитании. Дети познают через них мир, усваивают нормы поведения, учатся отделять плохое от хорошего. А веря в доброго дедушку, они черпают ресурс из этого архетипического образа Великого Отца. Он не папа какому-то конкретному человеку, а общий для всех символ отцовства и старшинства. Рядом с таким мудрым, добрым, да ещё и волшебным персонажем можно почувствовать себя абсолютно защищённым. А это очень ценное ощущение.

Дед Мороз – сердце и душа праздника. Детское сознание рисует его справедливым и милостивым, щедро раздающим подарки по заслугам. Этот образ вызывает в детях желание и самим быть заботливыми, чуткими и добрыми.

Дети, искренне верящие в волшебного дедушку, как правило, не только ждут подарков для себя, но и хотят порадовать близких. Они с удовольствием мастерят что-то своими руками, чтобы сделать им приятный сюрприз. Ведь счастливый ребёнок искренне хочет, чтобы и всем вокруг было хорошо.

Значение письма Деду Морозу

Предновогодние хлопоты помогают взрослым лучше понять деток. Их мечты и желания, изложенные в новогоднем письме, часто удивляют и становятся неожиданностью. Письмо Дедушке Морозу помогает заглянуть в ту часть детской души, которая часто бывает скрыта от родителей.

Внимательно изучите детские желания. Ведь этот список не только про материальные потребности. За ними вы можете увидеть новые увлечения, потребности и детские мечты. А может, и страхи.

Порой бывает страшно разочаровать ребёнка, попросившего слишком дорогой подарок. Но в процессе написания письма взрослые могут скорректировать запрос, объяснив, что деток на свете очень много, и у Дедушки нет возможности принести всем дорогие подарки. Заодно это станет уроком заботы для ребёнка: ведь здорово, когда все детки в мире получат подарки, и для этого нужно просто попросить что-то более скромное.

Да, не все мечты легко исполнить. Но всегда можно избежать разочарований, написав ответное письмо от Деда Мороза, в котором пообещать исполнить просьбу о подарке, например, на день рождения малыша. Ведь, как правило, тогда общие траты несколько меньше новогодних, а значит, у родителей есть больше возможностей осуществить детскую мечту.

bcbebb5c-6aac-4ca9-a8f9-d82ed2255f17_thumb500.jpg

А ещё, когда ребёнок пишет новогоднее письмо, он вспоминает о своём поведении в уходящем году. В этот момент будто фонариком подсвечиваются добрые и злые поступки. К нему приходит понимание, как исправить недостойное поведение и как умножить благие дела. Это помогает справиться с чувством вины и учит деятельному подходу.

Развиваем терпение, избегаем манипуляций

Вера в Деда Мороза помогает развивать в детях терпение, учит ждать, даёт возможность оценить истинность своих желаний. Праздник бывает всего раз в году. И малыш понимает, что капризы не помогут – подарки сказочный персонаж принесёт в определённое время и никак не раньше.

Однако родителям нужно остерегаться, чтобы не начать манипулировать верой ребёнка в Деда Мороза:

  • «ты ужасно вёл себя, а Дед Мороз не приходит к таким плохим детям»;
  • «Деду Морозу сейчас очень стыдно за твоё поведение»;
  • «ты много злился в этом году, поэтому Дед Мороз не подарит то, что ты хочешь».

Это всё примеры того, как не надо поступать. Прежде всего потому, что такие фразы учат ребёнка и самого применять манипуляции. А ещё на корню подрывают веру в добро и справедливость. Да ещё и ассоциации с Дедом Морозом будут далеко не радостными и счастливыми.

В завершение хочу порекомендовать вам как можно дольше поддерживать в детях огонёк веры. Это их ресурс счастья на всю жизнь. Считается, что детство заканчивается, когда ребёнок перестаёт верить в Деда Мороза. Так пусть же детство наших детей будет долгим, счастливым и радостным!

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант


читать

0

Дети и деньги

b9e6e58a-1114-4c31-84a4-b07e83d07afd_thumb500.jpg

Деньги: презренный металл или источник благ и наслаждений? Каким бы ни было наше отношение к ним, жизнь без денег невозможна. Как же воспитывать умение обращаться с деньгами, чтобы в будущем дети с удовольствием выполняли работу, которая приносит достойный доход?

Разберёмся с нашим наследием

Для начала важно понять и осознать своё собственное отношение к деньгам. Какие ощущения возникают в душе при мыслях о своих финансах? Радость и лёгкость, ощущение, что вы всё можете? Такое отношение к деньгам встречается редко на просторах нашей необъятной Родины. Тут, безусловно, сыграли свою роль и опыт предков, раскулаченных и в один миг лишившихся всего, а также тяжёлые события — революции, войны, перевороты и бесконечные кризисы.

Деньги, призванные давать ощущение безопасности, наоборот, часто вызывают тревогу, неуверенность, разочарование и страх. Поэтому важно прорабатывать доставшиеся нам установки относительно «презренного металла», чтоб не передать их детям, не повесить на них тяжёлым грузом страшный опыт предков.

Что это за установки? Например, такие:

  1. Не жили богато, нечего и начинать.
  2. Через золото слёзы льются.
  3. Хорошие люди богатыми не бывают.
  4. У нас в родне не было богатых.
  5. От денег все несчастья.

Возможно, вы что-то подобное слышали в детстве от взрослых. И эти фразы оказали влияние на формирование личности. И возможно, поэтому нам сейчас так страшно и так трудно.

Чтобы разобраться в этом, стоит задать себе следующие вопросы.

Это точно правда? И ищем примеры из жизни, опровергающие подобные утверждения. Их много, стоит лишь обратить своё внимание на другую сторону жизни, и вы найдёте сотни примеров обратного.

Какой я, когда верю в эти ограничивающие убеждения? Возможно, разочарованный, обессиленный, унылый, с опущенными руками.

Какие навязчивые привычки возникают от этих убеждений? Это могут быть бегство в алкоголь или трудоголизм, траты с кредитных карт, компьютерная зависимость и т. д.

Каким бы я был без этих убеждений? Не стесняйтесь рисовать картинку своего успеха и достатка.

Хорошо, если вы начнёте записывать ответы на эти вопросы, не пытаясь прояснить всё с первого раза. Возвращайтесь к этой теме периодически и наблюдайте, какие происходят изменения. И помните, всё это — наследие, которое мы передаём детям, это те кирпичики, из которых уже сейчас строится их будущее.

Стоит ли детям знать тяжёлую правду?

После того как вы добавите хоть немного осознанности в свои сложные взаимоотношения с деньгами, начинайте следить за своим поведением. Старайтесь при детях не вести трудных, тревожных разговоров про новые санкции, про «чем платить ипотеку» и про ежедневно растущую инфляцию. Пусть дети будут уверены, что их взрослые точно справятся.

869d19b1-09de-4b6d-ada7-4df10e5f6c40_thumb500.jpg

Конечно, можно обсудить с ребёнком, что сейчас временные финансовые трудности, семье придётся какое-то время пожить в режиме экономии и вместо поездки на море провести каникулы на даче. Но главное, что мы вместе, поддерживаем друг друга и уж точно постараемся провести время весело и интересно.

Однажды я стала свидетелем такой истории. Сын спросил у мамы, какую марку машины она считает самой крутой. В ответ услышал, что лучшая машина — это та, которую можешь себе позволить. Вот так мы и подрезаем крылья детям. Пусть они мечтают, пусть представляют, что весь мир лежит у их ног. Да и себе не отказывайте в удовольствии помечтать. Жизнь так непредсказуема, и порой её сюрпризы бывают очень приятными.

Желание ребёнка — закон?

Что же получается, ненасытным деткам нельзя ни в чём отказывать? Конечно, нет. Исполняя все их желания, мы подкладываем им огромную свинью. Им нечего хотеть, им не о чем мечтать. Да и себя ставим в трудное положение, когда привычка исполнять все детские «хотелки» есть, а возможностей нет.

Если мама хотела купить себе юбку, а вместо этого покупает дочке очередную куклу, она вовсе не учит свою девочку доброте и уважению. Она показывает, что можно задвинуть свои интересы подальше и наплевать на свои желания. Потом останется лишь развести руками, как же получилось воспитать такую эгоистку.

Вы умеете отказывать ребёнку так, чтоб он принял ваш отказ? Обычно, когда мы вынуждены отказать своему чаду, возникает ощущение, что мы плохие родители, и вытекающее из него чувство вины. Чтоб заглушить это неприятное переживание, мы начинаем громко возмущаться, мол, сколько можно меня трясти, как ты не понимаешь, что денег на всякие глупости нет.

А можно, осознавая, что ограничивать «хотелки» детей всё-таки нужно и важно, спокойно сказать: «Мне жаль тебя расстраивать, но я запланировала другие покупки. Давай вместе подумаем, если эта вещь тебе действительно нужна, где ты можешь взять на неё деньги».

Правила карманных денег

И вот мы добрались до вопроса про карманные деньги. Как ребёнку научиться считать деньги, понимать, чего он действительно хочет, а какое желание спонтанно и преходяще, как принять разочарование от напрасно потраченных средств, если не прожить это на собственном опыте?

Я за карманные деньги. Но есть несколько «но»!

  1. Выдавать деньги на карманные расходы стоит тогда, когда ребёнок уже более-менее самостоятелен, умеет сам считать деньги и делать покупки, понимает, что такое вредная еда и как часто её можно употреблять без ущерба для здоровья.
  2. Суммы должны быть разумными, не мизерными, но и не огромными. Каждая семья определяет сумму сама, исходя из своих возможностей.
  3. Карманные деньги не должны быть предметом манипуляций. Нельзя наказывать ребёнка их лишением. Если решили, что даёте, то уже и не отменяете своих намерений из-за поведения или плохих оценок в школе.
  4. Ребёнок сам решает, как ими распоряжаться. Он может их копить или потратить сразу. Вы просто предупреждаете, что сумма на неделю фиксированная, добавлять вы не будете. Конечно, родительский мудрый совет вполне допустим, но окончательное решение ребёнок принимает сам.

Самостоятельный заработок? Отличная идея!

Когда у ребёнка появляется желание самому заработать, его нужно активно поощрять. Это отличная мотивация к развитию самостоятельности. Но важно создавать условия для его возникновения, не удовлетворяя все потребности ребёнка. Здесь не идёт речь о еде, повседневной одежде и прочих необходимых вещах. Я имею в виду детские желания иного уровня: новый гаджет, компьютерная игра, брендовая вещь. Нужно создавать дефицит таких «хотелок», не бросаясь со всех ног исполнять все материальные просьбы ребёнка.

По-настоящему ценным становится лишь то, что заработано своим трудом, к чему приложены усилия.

Но в тоже время я против того, чтобы платить ребёнку за выполнение домашних обязанностей. У каждого в семье есть дела по дому, которые обеспечивают порядок, уют и комфорт всем членам семьи. И дети не должны быть в этом исключением. Мы заботимся о доме и друг о друге, потому что любим, а не потому, что нам за это платят. Кроме того, деньги, которые перетекают из кармана в карман внутри семьи, не особо ценятся.

Когда есть ощущение, что я нужен миру, что я могу принести кому-то пользу и получить за это деньги — это совершенно другая история. К такому заработку и отношение у ребёнка будет другое, более бережное и осознанное. Конечно, использование детского труда в нашей стране запрещено. Но мы, родители, можем помочь ребёнку найти честный, безопасный способ заработка.

Может, вам нужна помощь в наведении порядка на работе в складском помещении? Или расклейка рекламных объявлений? Или уборка территории? А может, соседи обрадуются, если кто-то будет выгуливать их собаку по утрам? Мир предоставляет нам миллион возможностей, нужно лишь замечать их.

Друзья, деньги — это не плохо и не хорошо, это просто данность нашей жизни. А вот умение зарабатывать их в достаточном количестве и жить с благодарностью и удовлетворением — это отличный навык, которому можно обучать ребёнка уже сегодня.

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант


читать

0
Альтернатива салату " селедка под шубой".Bating Soup

0


e29390b2-9817-4f22-852d-c52d4cbb55a0.jpg


Обезвоживание — это состояние, при котором организм теряет больше жидкости, чем получает. Это может произойти по разным причинам, включая повышенное потоотделение, недостаточное потребление воды, диарею или рвоту. Обезвоживание может иметь серьезные последствия, особенно у детей и пожилых людей, что подчеркивает важность своевременной диагностики и профилактики.


Признаки и симптомы обезвоживания


Обезвоживание может проявляться различными симптомами в зависимости от степени тяжести:


1. Легкое обезвоживание:

• Жажда

• Уменьшение объема мочи и более темный цвет мочи

• Сухость во рту и на слизистых оболочках

• Легкая усталость или слабость


2. Умеренное обезвоживание:

• Чувство головокружения или головной боли

• Увеличение частоты дыхания и пульса

• Уменьшение эластичности кожи (при щипке кожи она медленно возвращается в исходное положение)

• Сухая кожа и появление трещин на губах


3. Тяжелое обезвоживание:

• Сильная жажда

• Запутанность сознания, спутанность или раздражительность

• Ускоренное сердцебиение и снижение артериального давления

• Потеря сознания или шок

• Симптомы, связанные с почечной недостаточностью, например, отсутствие мочеиспускания


Обезвоживание может быть опасным для жизни и требует немедленного медицинского вмешательства, особенно у детей и пожилых людей.


Профилактика обезвоживания


Профилактика обезвоживания играет ключевую роль в поддержании здоровья. Вот несколько рекомендаций, помогающих предотвратить потерю жидкости:


1. Регулярное питье:

• Убедитесь, что вы и ваши дети потребляете достаточное количество воды в течение дня. Рекомендуется употреблять жидкость, прежде чем почувствуете жажду.


2. Учет физических нагрузок:

• При интенсивной физической активности или в жаркую погоду увеличьте потребление жидкости. Идеальные напитки для восстановления содержат электролиты, такие как натрий и калий.


3. Следите за состоянием здоровья:

• Люди с хроническими заболеваниями или принимающие определенные лекарства должны быть особенно внимательны к своему уровню жидкости. Обсудите с врачом, сколько жидкости вам следует пить, и какие меры предосторожности стоит принять.


4. Правильное питание:

• Включайте в свой рацион продукты с высоким содержанием воды, такие как фрукты (например, арбузы, дыни) и овощи (помидоры, огурцы). Это поможет вашему организму поддерживать уровень жидкости.


5. Избегайте обезвоживающих напитков:

• Ограничьте потребление кофеина и алкоголя, так как они могут способствовать обезвоживанию.


6. Следите за погодными условиями:

• В жаркую погоду старайтесь избегать длительного пребывания на солнце, носите легкую одежду и не забывайте пить воду даже без чувства жажды


Рекомендации по восстановлению жидкости


Если вы или кто-то из ваших близких начинает испытывать симптомы обезвоживания, следует предпринять следующие шаги для восстановления уровня жидкости:


1. Начните с небольших глотков:

• Пейте воду или растворы для пероральной регидратации. Избегайте питья слишком быстро, чтобы не вызвать рвоту.


2. Используйте специализированные растворы:

• При умеренном и тяжелом обезвоживании может быть полезно использовать готовые растворы, содержащие электролиты, которые можно приобрести в аптеке.


3. Обратите внимание на медицинскую помощь:

• Если симптомы не улучшаются, и обезвоживание становится более серьезным, немедленно обратитесь к врачу. В некоторых случаях может потребоваться внутривенное введение жидкости.


Заключение


Обезвоживание — это серьезное состояние, которое может привести к опасным последствиям, но с пониманием его признаков и профилактических мер вы можете защитить себя и своих близких. Регулярное потребление жидкости, правильное питание и внимательное отношение к физическим нагрузкам помогут поддерживать водный баланс и предотвратить обезвоживание. Будьте внимательны к своему организму, и не забывайте своевременно реагировать на его сигналы.


3. **У

читать

1
Популярная SPA-процедура может привести к ампутации

0
Самый мощный антиоксидант.Вячеслав Ананенко

0
Как выровнять осанку? Упражнение для здоровья всего тела.Игорь FYSM йога

0

О чём говорят детские рисунки?

56be993f-340b-4260-bf6f-8fb9b696988a_thumb500.jpg

Свободная игра – полезное занятие для ребёнка. Учёные доказали, что фраза «всё бы тебе в бирюльки играть» пуста и безосновательна. В ходе спонтанной игры происходит отработка тяжёлых эмоций и трудных переживаний. Освободившись от них, мозг и психика зреют.

Под свободной игрой психологи подразумевают любое детское занятие, которое спонтанно, в удовольствие, не оценивается и не контролируется взрослыми. И это не только любые манипуляции с игрушками, но также пение, танцы, театр, рукоделие и рисование.

Когда ребёнок сам берёт бумагу и рисовальные принадлежности, с удовольствием окунаясь в творческий процесс, его психика латает сама себя. Порой детские рисунки умиляют, бывает – удивляют, случается – пугают.

С какого возраста можно читать детские рисунки?

До трёх-четырёх лет детки осваивают предметный мир, учатся манипулировать сначала ручками и ножками, потом игрушками, ложкой, стаканчиком, карандашами, кисточкой. Они ещё только осваивают понятие цвета и формы, поэтому по первым шедеврам никаких важных выводов делать не стоит.

А вот рисунки детей четырёх–семи лет лучше всего отражают их внутреннее состояние. Хотя и позже, когда в них появляется больше тщательно проработанных деталей, можно увидеть отношение ребёнка к миру, к себе и к людям.

Обращать внимание нужно на следующие параметры:

1. Цвет. Как правило, детские рисунки пестрят красками. Чем больше уверен в себе ребёнок, тем ярче цвета и сильнее нажим. Если какой-то цвет чаще всего встречается в рисунке, стоит поразмыслить над этим. Особенно, если он мрачный и тёмный. Не нужно беспокоиться, если изредка появляются унылые краски: возможно, ребёнок рисовал ночь и звёзды. Или грустное настроение отразилось на бумаге. Но когда тёмные цвета преобладают в рисунках регулярно и долго, нужно уделить этому внимание. Возможно, ребёнок подавлен, переживает какое-то печальное событие и стоит ему помочь в этом трудном вопросе. Однако важно помнить, что стопроцентной гарантии такая диагностика не даёт.

2. Место ребёнка на рисунке. Обычно информацию о внутреннем состоянии может дать изображение семьи. Но также важно обратить внимание на работы, где ребёнок нарисовал себя с друзьями, в детском саду или школе. Он в центре, с краю или вообще вдалеке? Это может показать нам, как он чувствует себя в этой группе.

Ближе к себе он рисует самых дорогих людей, с кем у него наиболее близкие отношения. Бывает, что на этом месте изображены бабушка или дедушка, а не родители. Стоит подумать о том, чтобы стать ближе к своему малышу, уделять ему больше качественного внимания.

Если кто-то из членов семьи вообще не изображён, скорее всего, ребёнок мысленно исключает его из круга родных. Хотя это может быть и ситуативно: малыш поссорился с этим родственником и сейчас просто злится на него. Самый тревожный звоночек, когда таким изгоем оказался сам ребёнок. Нужно поговорить с ним, задать вопросы, где же он и почему его нет на рисунке.

3. Пропорции персонажей. Как правило, маму и папу дети рисуют выше и крупнее себя. Если же выше всех он изобразил себя, или его ножки будто повисли в воздухе, а его голова на уровне родительских макушек, скорее всего, ребёнок слишком часто становится «жилеткой», в которую родители выплакивают свои проблемы, они с ним общаются на равных и слишком откровенно делятся трудностями. Для ребёнка такое положение в семье очень тревожно и тяжело. Не стоит забывать о семейной иерархии: взрослые, сильные и заботливые, сами несут ответственность за свою жизнь и за ребёнка. Не отнимайте у малыша детство, раньше времени погружая его во взрослые проблемы.

Тревожные сигналы

Слишком большие кулаки, зубы, огромные руки, острые когти и рога, как правило, свидетельствуют об агрессии. Стоит обратить внимание, у кого из героев рисунка появились эти атрибуты. Если таким ребёнок изобразил себя, есть несколько возможных причин. Либо ему часто приходится подавлять в себе агрессивные импульсы, либо он чувствует себя настолько беззащитным, что пытается «вооружиться» любыми доступными средствами. Возможны и оба варианта сразу.

dce97037-84f2-4dba-b876-8901faa1bae3_thumb500.jpg

Понаблюдайте за ребёнком, обратите внимание на то, в какие игры он играет. Битвы, аварии, крушения, катаклизмы, проживаемые понарошку, помогают утилизировать злость и агрессию. Не стоит прерывать такие игры, это вовсе не означает, что ребёнок растёт агрессором. Если вы понимаете, что ребёнок чувствует себя беззащитным, постарайтесь дать ему побольше телесного контакта. Важно, чтобы он почувствовал, что вы всегда рядом, на его стороне и защитите его от любых неприятностей.

Стоит обратить пристальное внимание на героев рисунка, которые не принадлежат семье. Особенно если они больше всех и у них есть атрибуты агрессии. Нужно внимательно приглядеться к окружению ребёнка: действительно ли все взрослые в нём безопасны.

Изображение половых органов. Схематичное изображение у детей трёх-четырёх лет не должно вызывать тревоги. Скорее всего, это говорит про интерес к своему телу и к различиям полов, о которых он недавно узнал. Если же у ребёнка постарше на рисунке появляются тщательно прорисованные гениталии – это тревожный сигнал. Возможно, он увидел неподходящее ему по возрасту и развитию фото или видео. Стоит установить родительский контроль на гаджеты ребёнка (хотя установить его нужно в любом случае) и очистить пространство дома от слишком взрослых книг и журналов. Кроме того, это сигнал снова присмотреться к окружению ребёнка: нет ли в нём взрослых, испытывающих к нему нездоровый интерес. Хочу напомнить, что в 80 % случаев насильственные действия по отношению к детям совершают хорошо знакомые им люди.

Не стоит в жажде познания детской души заставлять ребёнка рисовать на заданную тему против его воли. Обращайте внимание на его спонтанные рисунки. И важно помнить, что по рисунку диагноз не ставят, и мы с вами говорим про это лишь для того, чтоб у нас появились инструменты для лучшего понимания детей. Поэтому, если вас что-то тревожит в рисунках, стоит посоветоваться с детским психологом.

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант


читать

0

Детская близорукость: вылечить нельзя, остановить можно

e3c595d3-8f17-467e-9d31-1e1c2d81d7f9_thumb500.jpg

Давайте разберёмся, как достижения медицинской науки и современные технологии помогают защищать детское зрение и в чём поможет профилактика.

Миопия под контролем?

Начало близорукости, к сожалению, сдвигается в ранний возраст. Если 30 лет назад миопию выявляли у выпускников школ (сначала у каждого пятого, потом у каждого третьего), затем у школьников среднего звена, то сейчас начало близорукости устойчиво перешло в младшие классы, всё чаще мы диагностируем миопию у дошкольников.

Сегодня статистические данные говорят, что близорукость может проявляться с шести лет и развиваться максимум до 21 года. Корректировать миопию нехирургическими методами у взрослых людей невозможно.

Наиболее активный период заболевания, когда прибавляется по диоптрии в год, приходится на возраст от 8 до 13 лет.

А теперь хорошие новости. Развитие науки и технологий позволило создать методы контроля и стабилизации развития близорукости. Если прибегнуть к ним со старта заболевания, то можно существенно затормозить ухудшение зрения. К сожалению, информация о них пока не распространена широко. К нам на приём зачастую приводят детей с запущенной миопией, со зрением –5 D и более. Это тяжёлая степень близорукости, тут срочно надо делать всё возможное, чтобы остановить прогрессирование болезни и не допустить осложнений.

Технологии в защиту зрения днём и ночью

Итак, сейчас мы можем сказать с уверенностью: развитие близорукости у детей можно затормозить. Такая возможность появилась недавно — в начале XXI века. Сегодня в нашем распоряжении оптические, медикаментозные и аппаратные методы. Как показала многолетняя практика, наиболее эффективно совмещать три метода, тогда развитие болезни удаётся затормозить на 55 %. Это означает, что у 90 % детей не разовьётся осложнённая близорукость.

7d66147a-c95d-4ed1-817a-7ebe18b4882f_thumb500.jpg

Оптические методы — это либо очки специальной конструкции, либо мягкие контактные линзы или ночные линзы. В очках для коррекции развития миопии (они называются перифокальными) линзы имеют разную преломляющую силу в центре и по периферии. Не будем вдаваться в тонкости оптики, скажем только, что лучи, преломлённые этими линзами, сообщают глазу и мозгу: зрение в порядке. И глаз перестаёт расти. Некоторые модели перифокальных очков тормозят развитие миопии на 70 %. Перифокальные очки следует носить весь день, как и перифокальные мягкие контактные линзы.

Ночные линзы были созданы 50 лет назад для тех, кто не хочет днём надевать ни очки, ни линзы, но интереса поначалу не вызвали. По мере улучшения технологий их производства они приобретали всё большую популярность, в том числе и для торможения развития миопии, хотя осуществляют они это иным способом, чем перифокальные линзы. Ночные линзы ночью уплощают центр эпителия роговицы на несколько микрон. В России применение ночных линз (ортокератология) существует около 20 лет.

Мы подкрепляем процесс торможения миопии медикаментозным лечением: от глазных капель, снимающих напряжение, до витаминов и средств для укрепления иммунитета.

Аппаратные методы торможения близорукости мы называем функциональными. Это название наиболее точное, поскольку мы не корректируем уже существующую близорукость, но улучшаем функциональное состояние сетчатки, активируем обменные процессы, оказываем помощь при аномалиях аккомодации и др.

Дисплей подальше, гулять побольше

Предрасположенность к близорукости генетически обусловлена. В 2017 г. учёные даже выделили «ген близорукости». Близорукость — болезнь многофакторная. Наследуется состояние склеры, дисплазия соединительной ткани, наличие оптического дефекта и другие особенности. Но сам факт заболевания миопией, её раннее проявление, а также степень тяжести зависят не только от наследственности, но и от образа жизни. Сейчас каждый третий житель планеты близорук. Прогнозы учёных неутешительны: к середине века миопия будет уже у каждого второго. Тому есть несколько причин, а связаны они, как нетрудно предположить, с нашим образом жизни.

24bd6c0b-090e-4ce9-9475-2b3150c84177_thumb500.jpg

Уже есть исследования, которые показали: использование гаджетов в таком объёме, как это происходит сегодня, способствует усилению близорукости в восемь раз. Почему? Во-первых, потому, что дисплеи планшетов и телефонов мы располагаем слишком близко от глаз, на расстоянии около 20 см (бумажные книги, как правило, мы держали на расстоянии 40 см). Во-вторых, мы проводим у экрана не минуты, а часы, в которые глаза не получают расслабления. Школьники делают презентации, смотрят видеоуроки, иногда выполняют домашние задания на компьютере. Дистанционное образование усилило эти тенденции.

Однако образ жизни как причина развития миопии — это ещё и отсутствие длительных прогулок в светлое время. Глаза нуждаются в том, чтобы смотреть вдаль. Когда мы долго смотрим на предмет, находящийся на расстоянии 20 см от глаз, внутриглазная аккомодационная мышца находится в статичном напряжении. Даже у здорового глаза фокус лучей смещается и оказывается не на сетчатке, а перед ней, глаз становится более выпуклым. Это состояние называется ложной близорукостью, которая без лечения со временем превратится в подлинную. Если же у ребёнка уже есть миопия, такое мышечное напряжение усугубляет заболевание. Чтобы расслабить аккомодационную мышцу, надо изменить дальность взгляда. Во время прогулки это происходит естественно.

Калькулятор убедит

Помимо режима использования гаджетов и прогулок, не забывайте о визитах к офтальмологу. Дело в том, что близорукость начинается за год-полтора до её клинического проявления. То есть глаз уже растёт на доли миллиметра, а зрение, особенно вдаль двумя глазами, ещё какое-то время сохраняется. Дети не жалуются, родители проблем не замечают до тех пор, пока ребёнок не получит «два» за контрольную, поскольку не разглядел пример на доске.

Если у одного из родителей есть близорукость и тем более если она высокой степени (–6 D и выше), необходимо осматривать ребёнка у офтальмолога с года и далее. Годовалого малыша мы смотрим с помощью специальной аппаратуры, определяем, соответствует ли возрасту строение его глаза. Дальнейшие осмотры надо проводить ежегодно.

В клиниках детям с миопией предлагают занятия курсами: десять занятий раз в несколько месяцев. Занятия включает в себя оптическую тренировку аккомодации, магнитотерапию, терапию лазером, электростимуляцию, затем лечебные компьютерные программы и, наконец, глазную гимнастику.

В Австралии разработан «Калькулятор близорукости» — он откорректирован в соответствии с сегодняшними отечественными реалиями. Калькулятор даёт прогноз развития близорукости с учётом факторов риска конкретного ребёнка, показывает, что будет годы спустя с его зрением, если вообще не применять методов торможения, если применять их частично или полностью. Результат, как правило, убеждает: остановить близорукость можно, а значит, нужно.

Ирина Смирнова, кандидат медицинских наук


читать

0

Если ребёнок сквернословит

Кто-то без острых словечек не может точно выразить мысль и донести её до собеседника. Для кого-то мат совершенно недопустим. Но вряд ли найдётся человек, который ни разу в жизни не употребил ни одного бранного словца. Вспомните сами, какие слова первыми приходят в голову, если вас подрезали на дороге. В любом случае мат — это часть языковой культуры, оградить от которой ребёнка непроницаемой стеной никак не получится. Что же делать, чтобы минимизировать негативное влияние нецензурной лексики на неокрепшие детские умы?

Сквернословие по незнанию

Для начала давайте разберёмся, какие чувства у нас возникают, когда из детского ангельского ротика вылетают бранные слова. От чувств, которые испытывают взрослые, зависят их дальнейшие действия, а от них, в свою очередь, последующее поведение ребёнка.

Если ребёнок сказал неприличное слово при других людях, его родители, скорее всего, испытают жгучий стыд и желание провалиться на месте. Мы привыкли придавать огромное значение чужому мнению и тому, что думают о нас другие люди. В ситуации, подобной описанной, мы чувствуем себя плохими, несостоявшимися родителями. Это крайне неприятное переживание, и взрослые стараются реабилитироваться в глазах окружающих, начиная стыдить и ругать ребёнка: «Ай-я-яй, ты где набрался гадких слов? Вот я тебя по губам отшлёпаю!» Это позволяет выдохнуть и успокоиться, ведь воспитательное воздействие совершено, и в глазах окружающих родители вроде как вернули свой авторитет.

Но это крайне неэффективная стратегия, которая не только не отучит ребёнка сквернословить, но и покажет ему, как гарантированно привлечь внимание взрослых.

В подобной ситуации важно не то, что ребёнок прилюдно выругался, а то, что он вообще использует подобные выражения. И для начала стоит разобраться, понимает ли он значение этих слов. Дети часто путают приличные и не очень понятия, подменяя одни другими просто по незнанию. И только разобравшись в ситуации, стоит прибегать к воспитательным мерам.

Связь сквернословия и возраста

Главное, что нужно сделать родителям, чей ребёнок употребляет бранные слова, — проанализировать свою речь. Мы являемся образцом поведения для своих детей. Они неосознанно копируют наши мимику, речь, способы выражения эмоций. И часто искренне не понимают, почему взрослым можно, а им нельзя. Правила культуры речи должны быть едиными для всех членов семьи. Если у вас нет-нет да и проскочит крепкое словцо, то даже не сомневайтесь, чадо его обязательно повторит.

Однажды в посте известного блогера, виртуозно владеющего нецензурным лексиконом, встретила крик души: мол, ребята, что делать, сын грязно ругается. Ну и что можно посоветовать отчаявшемуся родителю в подобной ситуации? Только избавить свою речь от бранных слов! А вот дальнейшие действия зависят от возраста ребёнка.

Два-три года. Период активного познания мира и пополнения словарного запаса. Дети в этом возрасте порой повторяют бранные слова, услышанные если не дома, то на улице. Главное — не превратить эти эпизоды в привычку. Зачастую взрослые начинают смеяться и пересказывать друг другу,будто анекдот, как забавно и к месту милая кроха употребила крепкое словечко. Положительное подкрепление получено, и детка с радостью повторит этот опыт вновь и вновь.

Правильное же поведение — это спокойно объяснить ребёнку, что это очень некрасивые слова, которые запрещены в семье, и взрослые очень расстраиваются, когда их слышат. Впоследствии просто игнорируйте подобные инциденты, и они постепенно сойдут на нет.

Шесть-семь лет. Ребёнок активно социализируется, получая дополнительное «воспитание» во дворе и в саду. Здесь уже нужно подробнее обсудить, кто и в каких ситуациях употребляет подобные слова. Важно, чтобы это был честный разговор, дети тонко чувствуют ложь.

Объясните, что взрослые порой говорят такие слова, когда злятся, но ведь можно и по-другому выражать свои чувства. Стоит обсудить, как приемлемо и безопасно можно выпускать эмоции. Помню, с каким азартом мы с сыном колотили деревянным молоточком по пустым пластиковым лоткам из-под яиц, выпуская пар. Здорово помогает, надо сказать.

Важно донести до ребёнка, что бранные слова оскорбительны для других людей и могут сильно обидеть. Расскажите, для чего нужны скверные слова и кто их употребляет, ведь к этому возрасту дети уже понимают значение социального статуса. А ещё это хороший повод вспомнить о предках, о книгах и фильмах, которые они любили, об их культурном уровне и багаже. Гордость за свой род может стать отличным фундаментом для развития внутренней культуры подрастающей личности.

Школьный возраст. К этому времени дети, как правило, уже умеют контролировать себя и понимают, где можно безнаказанно выругаться, а где не стоит рисковать. Во дворе в своей компании они зачастую используют нецензурную брань. Детям кажется, что это придаёт им вес и авторитет в глазах сверстников. Приходя же домой, детка вновь начинает говорить культурно и вежливо.

Запрещать материться совершенно бесполезно, потому что родители никак не смогут проконтролировать исполнение наказа. А это ведёт к подрыву родительского авторитета. Поэтому стоит обсудить с ребёнком последствия нецензурной брани в случае, если он будет пойман педагогом, полицейским или другим авторитетным взрослым. Это не просто неприятно, но и может иметь более тяжёлые последствия в виде жалобы директору школы.

Мне понравились меры, принятые в школе моего сына для профилактики подобного: если педагог ловит ученика на нецензурной брани, то провинившийся отжимается 30 раз.

Подростковый возраст. Время бунтов и революций, самоутверждения и отрицания любых авторитетов. Брань — это один из способов продемонстрировать свою взрослость. И это нормально! Да, подростки грязно матерятся. Да, нам это крайне неприятно, мы в очередной раз чувствуем свой родительский провал. Но это пройдёт: подрастающая личность найдёт свой путь, на себе проверив, что такое хорошо и что такое плохо. По-другому никак.

Зачастую родители начинают использовать самые неэффективные стратегии: скандалы, запреты, ультиматумы, наказания, шантаж и гиперконтроль. Это в принципе неработающие методы, а в случае с подростками они просто противопоказаны!

Помогите ребёнку понять, что же значит быть взрослым и ответственным. Позвольте ему спорить, но пусть делает это аргументировано. Учите выражать эмоции и мысли без мата. Смотрите вместе с ним его любимых блогеров и слушайте его любимую музыку. А потом предложите посмотреть вместе ваш любимый фильм. Просто поговорите без нравоучений, что вас в нём цепляет. Предложите вместе сходить на спектакль, а потом погоняйте на роликах. Или пусть подросший ребёнок научит вас кататься на скейте. Честно обсудите, почему вам неприятно слышать скверные слова. Поделитесь, что вы при этом чувствуете, договоритесь, что при вас он не будет грубо выражаться. Ищите как можно больше точек соприкосновения, давайте ребёнку возможность выбора. Работать нужно не над проблемой, а над отношениями. Это основа всего: и счастья, и любви, и культуры.

Однажды моя искренне верующая в Бога мама сказала, что когда человек сквернословит, от него отлетает ангел. Возможно, этот метафорический образ будет понятен и детям, и взрослым лучше тысячи слов.

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

читать

0

Выбираем обувь школьнику

Ребёнок носит школьную обувь до пяти-шести часов подряд; логично, что она должна быть максимально удобной и безопасной. Давайте разбираться, как же выбрать её правильно, не навредив здоровью.

Почему это так важно?

Задача обуви — защищать стопу от внешних воздействий, таких как высокие и низкие температуры, влага, неровности грунта и другие. Помимо этого, она выполняет и амортизирующую функцию, что позволяет уменьшить износ суставов и не нарушить структуру связок, обеспечивающих тот самый сглаживающий эффект во время движения.

Опорно-двигательная система ребёнка формируется на протяжении шести-семи лет. В дошкольном возрасте она ещё не совершенна. У малышей до трёх лет, например, присутствует физиологическое плоскостопие, которое не требует вмешательства и к шести-семи годам самостоятельно проходит. Также возможно присутствие косолапости либо О- или Х-образных конечностей в различные фазы роста. Это может быть вариантом нормы, которая со временем исчезает, и ноги становятся абсолютно прямыми.

К семи годам все физиологические процессы формирования стопы практически полностью завершаются и приближаются к состоянию взрослых, что нельзя сказать о крупных суставах ног. С этого возраста необходимо обеспечить нормальное развитие коленных и тазобедренных суставов, так как они завершают своё формирование только к 12 годам. Если обувь подобрана неправильно, развитие суставов нижних конечностей может нарушиться, что повлияет на состояние позвоночника, а это основная опорная часть нашего скелета.

Какая обувь понадобится школьнику?

Так как занятия в учебных заведениях очень разнообразны, нужно будет приобрести несколько моделей. Во-первых, сменную обувь. Это могут быть туфли с закрытым носком или сандалии. Во-вторых, в школе проходят занятия физической культурой, поэтому ребёнку потребуется спортивная обувь, а именно кроссовки. Не покупайте детям кеды, так как они имеют тонкую плоскую подошву, что не обеспечивают амортизации стопы.

Учебный год захватывает всё холодное время, поэтому ребёнку понадобится тёплая и непромокаемая уличная обувь. В осеннее и весеннее время подойдут удобные кроссовки или демисезонные модели (ботинки или сапоги), а зимой — сапоги или ботинки на меху.

Нужна ли ортопедическая обувь здоровому ребёнку?

Многие родители сегодня покупают исключительно ортопедическую обувь, считая, что она наиболее физиологична для детей. Но это в первую очередь лечебная обувь, которая нужна ребёнку с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нервной системы, когда нога, например, не держит свою форму или стопа сильно искривлена, как при косолапости. Такая обувь назначается только врачом и чаще всего изготавливается на заказ, то есть сугубо индивидуально.

Сегодня в обувных магазинах продаётся большое количество ортопедической обуви. На самом деле она считается профилактической. К изделиям просто добавили некоторые элементы, такие как жёсткий задник, супинатор, каблук Томаса и другие, которые придают ей внешний вид, как у ортопедической. Такая обувь часто произведена с нарушениями и может даже навредить здоровому ребёнку, а не предупреждать заболевания ног.

Почему же ортопедическая обувь, даже если она куплена в специализированных магазинах, не требуется здоровому ребёнку:

  1. Жёсткий высокий задник, присутствующий в лечебной обуви, может прижимать лодыжку, приводя к повреждению кожи и не только.
  2. Фиксация ремешками таранного сустава ограничивает движения стопы, что ведёт к ослаблению мышц свода, и как следствие, плоскостопию.
  3. Супинатор, который расположен на внутренней поверхности подошвы обуви, здоровому ребёнку не требуется, так как он прижимает мышцы свода стопы, отчего они начинают работать неправильно и ослабевают.

Идём в обувной: на что обратить внимание

Запомните, чтобы стопа и суставы конечностей ребёнка развивались правильно и оставались здоровыми, обувь нужно покупать такую, которая обеспечивает максимальную подвижность стопы. Если она ограничена в движении, мышцы начинают ослабевать, а свод — уплощаться. Плоская стопа в меньшей степени выполняет рессорную функцию, то есть не обеспечивает сглаживание толчков при хождении, что приводит к дальнейшему повреждению коленных и тазобедренных суставов, а также изменению осанки.

На что же обратить внимание, выбирая обувь ребёнку?

Во-первых, на размер. Если обувь слишком маленькая, то возможно развитие различных деформаций пальцев и самой стопы. Купленная на вырост приводит к перенапряжению пальцев, а это ведёт к нарушению работы мышц свода и плоскостопию. Во время примерки от большого пальца до носка обуви должен оставаться запас 0,5–0,7 см, максимум 1 см. Ведь стопа ребёнка в течение дня, а также во время ходьбы немного расширяется. Не будет запаса — ботинки или туфли будут жать.

Помните, у детей стопа растёт быстро, поэтому обязательно следите за размером обуви. Проверять его нужно раз в три месяца.

Во-вторых, на микроклимат. Любая сменная или спортивная обувь должна «дышать», то есть пропускать через себя воздух, чтобы ноги ребёнка не потели в тёплом помещении, ну а демисезонная и зимняя — сохранять тепло в холодное время года. Эти требования обеспечиваются использованием натуральных материалов, таких как кожа или текстиль.

В-третьих, на подошву. Обувь должна иметь гнущуюся подошву, чтобы обеспечивать свободный перекат с пятки на носок. Обувь на платформе, например, не выполняет это требование, так как стопа в районе пальцев не сгибается, а мышцы ноги перенапрягаются. Слишком тонкая подошва тоже плохо, так как она не выполняет амортизирующую функцию. Оптимальной толщиной подошвы для сменной обуви является 5–7 мм. Для зимних сапог можно выбрать 1 см, что поможет избежать переохлаждения.

В-четвёртых, на каблук. Каблучок для обуви необходим для снижения нагрузки на пятку при ходьбе. У детей начальной школы каблук может быть 1–2 см. Старшим школьникам допускается приобрести туфли с каблуком 2–3 см. Необязательно покупать обувь с каблуком как таковым. Можно выбрать кроссовки или какую-либо другую модель, которая обеспечит разницу высоты носка и пятки в 1–3 см, но при этом не забывайте о гибкости подошвы в районе носка.

В-пятых, на фиксацию обуви. Модель, которую вы выбрали, должна хорошо держаться на ноге ребёнка. Она, как правило, фиксируется при помощи ремешков с застёжками, липучками, резинкой или шнурками. Запомните, обувь не должна болтаться. В противном случае опять же напрягаются мышцы стопы во время хождения, вызывая боль, усталость, а иногда и судороги. Не покупайте девочкам балетки или туфли без задника, их очень сложно подобрать по размеру. Балетки в размер, как правило, жмут, а изделие на размер больше уже слетает.

В-шестых, на формоустойчивый задник. Именно такой рекомендуется для детской профилактической обуви, а не жёсткий. Слово «формоустойчивый» означает, что во время активных движений ребёнка задник способен изменять свою форму, а затем быстро возвращаться к изначальной. Он должен быть ниже лодыжки на 0,5 см.

В-седьмых, на мягкий и широкий носок. Выбирайте обувь, верхняя часть которой, не относящаяся к подошве, сделана из мягких материалов, без твёрдых вставок и с широким носком. Такое изделие не будет пережимать пальцы во время ходьбы.

В-восьмых, на лёгкость. Любая детская обувь должна быть лёгкой. Конечно, не вся зимняя подходит под этот критерий, но с учётом современных материалов и технологий изготовления найти сегодня лёгкие и одновременно тёплые сапоги вполне возможно.

Во время примерки дайте ребёнку походить в новой обуви. Если походка босиком и в обуви одинаковы, значит вы выбрали то, что нужно. По прошествии времени обязательно осмотрите стельку на предмет потёртостей, а также расспросите ребёнка, удобно ли ему ходить.

Кроссовки старшего брата, туфли старшей сестры

Испокон веков считалось, что младшие должны донашивать вещи за старшими. Но у каждого ребёнка своя структура стопы, а обувь, как известно, принимает форму ноги предыдущего хозяина. Ношенная вещь может испортить постановку стопы ребёнка, так как она ещё в процессе формирования. Поэтому обувь лучше покупать новую, а не передавать от братьев и сестёр.

Здоровым детям для ношения в школе достаточно профилактической обуви, которая продаётся в каждом обувном магазине. Главное при выборе — это удобство и полная свобода движения в стопе. Если ребёнок говорит, что в туфлях удобно, как в тапочках, или он даже не чувствует их на ногах, то вы делаете всё правильно. Конечно, если у ребёнка диагностированы плоскостопие, косолапость или что-либо ещё, ему необходима ортопедическая обувь или специальные стельки, но это будет решать ортопед. Ваша задача — раз в один-два года приводить ребёнка на профилактический осмотр, чтобы не пропустить отклонений в развитии. Если всё в порядке, то носим только профилактическую обувь.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист

читать

0

Если у ребёнка красные щёчки: Часть 2

9dd130bb-17a0-40f5-a00e-e426310cfe15_thumb500.jpg

О диатезе у детей слышал каждый человек, а у некоторых такой «диагноз» написан в амбулаторной карте. В предыдущей статье мы рассказали о нюансах при его постановке, сегодня речь пойдёт о клинике и лечении.

Какие виды диатезов встречаются чаще

Диатез — это предрасположенность к различным заболеваниям, таким как экзема, атопический дерматит, геморрагические патологии и другие состояния. К симптоматике могут привести неправильное питание матери и ребёнка, частый контакт с аллергенами, отягощённая наследственность (родственники, имеющие аллергию и другие патологии), стрессы.

Классификаций диатезов достаточно много, однако российские врачи ориентируются на систематизацию, которую предложил педиатр Михаил Маслов. Он выделял до десяти различных видов, но основными являются:

  • экссудативно-катаральный (атопический), или экссудативно-катаральная аномалия конституции (ЭКАК);
  • лимфатико-гипопластический (лимфатический), или лимфатико-гипопластическая аномалия конституции (ЛГАК);
  • нервно-артритический диатез (НАД), или нервно-артритическая аномалия конституции.

Также в классификации присутствует геморрагический диатез, но правильнее его относить к отдельной группе геморрагических заболеваний, хоть об этом до сих пор и идёт много споров среди врачей.

Рассмотрим подробнее самый частый из диатезов — экссудативно-катаральный.

Согласно статистическим данным он возникает у 50–60 % детей в возрасте одного-двух лет. После двух лет похожие проявления ЭКАК регистрируют уже как аллергические заболевания (атопический дерматит, экзема и другие). Признаки болезни возникают при нарушении диеты кормящей матерью, например, при избыточном употреблении коровьего молока, рыбы, морепродуктов, апельсинов и так далее. Кроме того, ЭКАК может проявляться, если преждевременно или неправильно ввести прикорм.

Что увидит мама?

Дети с ЭКАК бледные, пастозные, часто с избыточной массой тела. Мама может увидеть так называемый «гнейс» (характерные чешуйки жёлтого цвета), «молочный струп» (покраснение и шелушение на щёчках) и мелкую сыпь, расчёсы, эрозии. У многих присутствуют опрелости, располагающиеся в подмышках и паховой области. Во время осмотра ребёнка можно обнаружить «географический язык» (разводы на языке). Мамы пациентов жалуются, что у детей возникают конъюнктивиты, увеличиваются лимфатические узлы и миндалины. А ещё они часто болеют респираторными заболеваниями, такими как бронхит и ринит.

0f96bdd5-c15b-43a4-af70-544269b85347_thumb500.jpg

В первую очередь при признаках ЭКАК следует обратиться к педиатру или аллергологу. Врачу нужно рассказать, страдают ли от аллергических заболеваний близкие родственники, так как проблема имеет наследственную природу. Также ему следует знать, как и чем вы кормите ребёнка и вводили ли в рацион новые продукты.

Контролируем питание, своё и малыша

Лечение заболевания достаточно простое, но трудоёмкое. В первую очередь нужно устранить контакт ребёнка с аллергенами. Поэтому может понадобиться диета, отказ от агрессивных порошков, которыми вы стираете детскую одежду, и моющих средств, с помощью которых делаете уборку дома. То есть в первую очередь нужно убрать всё, что может ухудшить состояние грудничка.

Малышей с ЭКАК врачи рекомендуют как можно дольше кормить материнским молоком (минимум до года), так как раннее введение смесей может вызвать симптоматику диатеза. Ведь они, как правило, изготовлены из коровьего или козьего молока, а это чужеродные белки. Если ребёнок находится на грудном вскармливании, то и маме необходимо соблюдать диету:

  • меньше употреблять коровье и козье молоко (до 200 мл в день), убрать из рациона цельное некипячёное молоко; можно заменить его кисломолочными продуктами — они лучше усваиваются;
  • не есть острые, жареные продукты и блюда на гриле;
  • ограничить количество соли и сахара в рационе;
  • убрать из меню экзотические фрукты, а также клубнику, малину, какао и изделия из шоколада, кофе, сыры, колбасы и консервированные блюда.

Когда придёт время прикормов, обязательно попросите педиатра составить для ребёнка индивидуальный график, в котором будут расписаны сроки и перечень продуктов. Нельзя вводить сначала мясо или рыбу, а затем овощи, или наоборот, давать исключительно фруктовые соки на начальном этапе прикормов. Начинайте только с гипоаллергенных продуктов:

  • кабачок;
  • брокколи;
  • цветная капуста;
  • яблоко.

Пюре из этих продуктов легче усваивается организмом ребёнка. При этом продукты из яблок можно давать в виде сока, но после овощей. Аллергологи рекомендуют ограничить или придержать введение желтка, манной каши, рыбы, мясного и рыбного бульона. Все тонкости введения прикорма расскажет врач-педиатр или аллерголог-иммунолог.

Как правильно ухаживать за кожей

У детей с диатезом достаточно выраженный зуд и сухость кожи. Чтобы облегчить состояние ребёнка, применяют увлажняющие кремы, спреи или мази, которые рекомендуется использовать не менее трёх раз за сутки (можно и до пяти–десяти раз, если требуется).

Ежедневно вечером купайте малыша в прохладной воде (27–30 °C) с очищающими средствами, имеющими рН 5–5,5. Ни в коем случае не мойте ребёнка мылом — оно сильно высушивает кожу и смывает защитную жировую плёнку. Процедура купания помогает убрать все загрязнения, пот и болезнетворные бактерии, способные вызвать нежелательное воспаление. После водных процедур промокните кожу полотенцем и сразу нанесите увлажняющий крем или спрей, распределяя его по всем поражённым местам лёгкими массажными движениями.

7d12b2ab-bea5-43b2-8e97-59942d075728_thumb500.jpg

Ежедневный уход за кожей является важным этапом в лечении кожных заболеваний. Увлажнение хорошо снимает зуд у грудничка, уменьшает вероятность появления расчёсов и повреждения кожи. Нет расчёсов — нет инфицирования! Решение достаточно простое.

Места опрелостей желательно обработать детской присыпкой, чтобы подсушить кожу. Также при мокнутиях хорошо работает цинковая мазь или крем с декспантенолом. Но не наносите всё вместе. Перерыв между использованием разных препаратов должен составлять не менее двух часов. Перед нанесением нового средства остатки мази или крема нужно смыть.

Все наружные средства по уходу за кожей должен назначать дерматолог, особенно детям до года. Врач подберёт правильные препараты, распишет дозировки и частоту нанесения.

Занимайтесь не только ребёнком, но и собой

Если у вас или ваших близких родственников есть хронические инфекции зева, кожи (грибок ногтей, стоп, ангины и другие), эти очаги нужно санировать (вылечить). Ведь бактерии от взрослых могут перейти к больному ребёнку во время поцелуев, прикосновений, что приведёт к воспалению поражённых участков кожи.

Также для больного ребёнка очень важна материнская любовь и спокойная обстановка в доме. Нервное напряжение, стрессы провоцируют сильный зуд и ухудшение состояния здоровья. Поэтому при лечении диатеза не следует ограничиваться только диетой. Не менее важен ежедневный уход за кожей. Именно комплексная терапия является залогом успеха в лечении любой кожной патологии.

Запаситесь терпением, возможно, лечение будет продолжительным. Всё зависит от сил организма ребёнка и вашей непосредственной помощи.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист


читать

0