Признаки сахарного диабета нашли у себя - пора к эндокринологу Максим Кузнецов,врач эндокринолог.
Никто не придёт! Взрослейте, вы не жертва! Ада Кондэ
Упражнение от тхолки.Максим Советников
Прикол.Настроение
ГЛАВНАЯ ПОДДЕРЖКА СОСУДОВ и КОЖИ.Евгений Козлов
как выйти из тупика в жизни🔥🔥 психология лекции основы личностного роста .Валерий Викторович Петухов
Что делать, если заболел Коронавирусом_ 2 варианта. Обновленная ВАЖНАЯ информация о лечении Covid-19.Доктор Евдокименко
Что такое душа?Валерий Викторович Петухов
Сеанс гипноза _Вы можете всё!_ Психокоррекция во время сна.Андрей Ракицкий. Сеанс гипноза для сна "Вы можете всё!" даст вам осознание смелости, силы, уверенности в своей способности преодолевать жизненные трудности и преграды. Вы почувствуете, что способны бороться за свое счастье, и побеждать в этой борьбе. Рекомендован для ежедневного применения. Оптимальный курс - 30 дней.
4-4-8 Дыхание для гармоничного состояния.

Правила личной гигиены для детей: памятка для разных возрастов


Пять правил личной гигиены

Личная гигиена подразумевает уход за своим телом и содержание его в чистоте. Ей необходимо уделять большое внимание уже с самого раннего возраста. Конечно, сначала уходом и личной гигиеной ребёнка занимаются родители, а по мере роста малыша приучают самостоятельно следить за собой.

​Особенности личной гигиены в различные возрастные периоды, конечно, есть, но для всех детей учёные и врачи выделяют пять правил:

  1. Гигиена тела — купание, умывание, подмывание.
  2. Гигиена волос — расчёсывание, мытьё головы.
  3. Гигиена полости рта — чистка зубов и полоскание ротовой полости.
  4. Гигиена белья и одежды — поддержание в чистоте одежды и нижнего белья, своевременная его замена и стирка.
  5. Гигиена спального места — замена постельного белья, заправление кровати.

Режим как часть организации личной гигиены

Как правило, последовательность проведения гигиенических мероприятий зависит от режима дня. Детей нужно приучать вставать и ложиться каждый день в одно и то же время и осуществлять уход за собой в соответствии с временем дня.

Утренняя гигиена. Утром, когда малыш встал, ему рекомендуется умыться, посетить уборную, одеться, заправить постель, причесаться, позавтракать и почистить зубы.

Дневная гигиена. Днём распорядок у каждого ребёнка может отличаться в зависимости от возраста и того, посещает ли он садик/школу или нет. Детям, которые остаются дома, рекомендуется полоскать рот после обеда, умываться и расчёсываться после дневного сна, мыть руки после прогулки.

Вечерняя гигиена. В этот период нужно приучить ребёнка купаться или умываться и мыть ноги, подмываться, чистить зубы, расчёсываться, менять домашнюю одежду на пижаму перед ночным сном.

Умывание как элемент ухода за кожей

К обязательным гигиеническим требованиям к уходу за кожей ребёнка относится поддержание её чистоты. Первым и самым элементарным мероприятием личной гигиены является умывание. Мыть нужно руки, лицо, уши, шею. Умываться ребёнку рекомендуется:

  • после сна;
  • перед сном;
  • после прогулки, детского дошкольного учреждения или школы;
  • по мере загрязнения.

Как правильно мыть лицо, уши и шею

Лицо можно умывать проточной тёплой или прохладной водой без мыла, почистив уголки глаз. Если кожа сильно загрязнилась, лицо желательно мыть с мылом, но этот способ дети не особенно любят. Поэтому вместо мыла можно применять специальную детскую косметику. Во время умывания не забывайте про уши и шею. Их можно сполоснуть водой или также помыть с мылом.

Гигиена ушей в домашних условиях заключается только в промывании ушной раковины и проводится не чаще, чем раз в две недели.

Чистить уши ватными палочками или другими приспособлениями не следует. Если в ушах образовались пробки или попало инородное тело, лучше прийти на приём к отоларингологу, который аккуратно их удалит.

Моем руки чисто-чисто

Самые грязные у человека руки, так как ими мы касаемся разных предметов. В течение суток на них скапливается очень большое количество болезнетворных микробов, поэтому руки нужно мыть как можно чаще. Обязательно приучите ребёнка мыть руки с мылом:

  • после туалета;
  • перед едой, после еды;
  • после прогулки и общественных учреждений;
  • перед сном;
  • при загрязнении землёй, песком, маслом и пр.

Даже если ребёнок находится дома и кажется, что руки чистые, мыть их следует каждые два часа. Обучать этому нужно уже с полутора-двух лет, чтобы процесс вошёл в привычку и дошёл до автоматизма.

Технология мытья рук, которой необходимо следовать, такая:

  • встать перед раковиной, закатать рукава, включить кран, отрегулировать температуру воды до 35–40 °С;
  • смочить руки под проточной водой;
  • намылить ладони мылом;
  • распределить мыло по тыльной стороне кистей;
  • промыть область между пальцами;
  • обработать круговыми движениями большие пальцы поочерёдно;
  • промыть ногти, потерев их по области ладони;
  • помыть запястья;
  • смыть мыло;
  • вытереть полотенцем насухо.

Процедура намыливания рук должна длиться 15–20 секунд. А для эффективной обработки рук необходимо повторять каждое движение не менее пяти раз.

Чтобы у ребёнка было желание учиться правильно мыть руки, необходимо показывать всё на личном примере и превратить процесс обучения в игру. И обязательно объясните, зачем это нужно делать.

Как правильно мыть ребёнка

Поддерживать тело в чистоте дети могут как с помощью душа, так и принимая ванну.

Малышей до шести месяцев родители купают ежедневно в индивидуальной детской ванночке. Но делать это можно и в хорошо обработанной большой ванне со специальными приспособлениями: надувными кругами, стульчиками, гамаками. Купание с использованием моющих средств, мыла и шампуня для младенцев разрешено только два раза в неделю. В остальные дни желательно мыть ребёнка в чистой тёплой воде температурой 37–37,5 °С.

После полугода купать детей рекомендуется два-три раза в неделю. В остальные дни нужно тщательно подмывать ребёнка, умывать и мыть ноги перед ночным и дневным сном.

После года мыться полностью следует один-два раза в неделю. Но если малыш сильно пачкается, например, играя в песочнице, купать его нужно ежедневно.

В более старшем возрасте мыть ребёнка в ванне или в душе нужно не реже раза в неделю или по мере загрязнения. А в течение недели ребёнок должен ежедневно подмываться, умываться и мыть ноги перед ночным сном.

Рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:

  • сначала нужно отрегулировать температуру (37 °C);
  • раздеть ребёнка, смочить сначала голову, потом грудь, спину, руки и ноги;
  • намылить голову шампунем, помассировать кожу головы, вспенив шампунь, и промыть волосы водой. Промывать волосы следует два-три раза;
  • смочить мочалку и намылить её мылом. Протереть мыльной мочалкой сначала шею, область за ушами, грудь, спину. Далее помыть область паха, ягодицы, а потом руки и ноги. В последнюю очередь натирают мочалкой стопы. Мочалку ополаскивают под проточной водой и убирают на место. Далее мыло с тела смывают под душем, прополаскивают все области, в особенности уделяя внимание волосам, подмышкам и паховой зоне.

Длительность купания для малышей до года составляет в среднем 5–10 минут, а для детей постарше — 15–30 минут в зависимости от возраста. Если ребёнок очень любит купаться, время процедуры можно увеличивать ещё на 10–15 минут, но не переусердствуйте, чтобы не возникало перегрева, переохлаждения и усталости.

Регулярное купание не только помогает защитить ребёнка от инфекционно-воспалительных заболеваний, но и укрепляет иммунитет, успокаивает нервную систему. Пребывание в наполненной водой ванне разгружает позвоночник, позволяет правильно сформировать осанку, а также предотвращает развитие плоскостопия.


Поговорим о детской интимной гигиене

Подмывать детей необходимо ежедневно перед сном, а также если ребёнок испачкался. Для девочек и мальчиков технология немного отличается.

Девочек-грудничков подмывают по направлению спереди назад. Это позволяет предупредить попадание бактерий из заднего прохода во влагалище. Подмывание осуществляется под струёй тёплой проточной воды. Ребёнок при этом должен лежать на левой руке лицом вверх, причём голова в области локтя взрослого, а ягодицы поддерживает левая кисть. Правой рукой осуществляют подмывание.

Мальчиков-грудничков подмывают по направлению сзади наперёд под струёй воды. Малыш лежит на левой руке животиком вниз. Голова мальчика находится в области локтевого сгиба, а таз удерживается кистью. Если головка полового члена ещё не раскрылась и присутствует физиологический фимоз, её не следует насильно открывать или чистить ватными палочками.

Более старших детей подмывают стоя в душевой, тазике или ванне:

  • половые органы девочек моют под струёй проточной воды, проводя рукой сверху вниз и спереди назад. Сначала моют лобок, наружные половые органы, а затем область заднего прохода;
  • у мальчиков без физиологического фимоза можно открыть головку полового члена, промыть мылом и ополоснуть её, после чего закрыть крайней плотью. Далее необходимо помыть область ягодиц и задний проход.

Чистим зубки каждый день…

Чистить зубы необходимо начинать уже после появления у малыша первого зуба. На начальном этапе вместо щётки у грудничков используют силиконовые насадки на палец с маленькими мягкими щетинками или специальные салфетки. После двух лет можно применять детскую щётку с короткой ручкой. Сначала зубы чистят родители, со временем ребёнок начинает делать это сам.

​Обязательно на личном примере покажите, как нужно чистить зубы, и сами регулярно ухаживайте за полостью рта.

Чистить зубы нужно два раза в день:

  • утром после завтрака;
  • вечером перед сном.

Длительность процедуры должна составлять не менее двух-трёх минут.


… и полощем рот после каждого приёма пищи

Полоскание рта помогает максимально снизить вероятность развития кариеса за счёт вымывания остатков пищи, которые являются питательной средой для патогенных микроорганизмов. Полосканию начинают учить после трёх лет.

Не забываем про носик

Когда ребёнок здоров, уход за носом не так важен. Чистить носик ватными жгутиками или аспираторами нужно только новорождённым и детям на груди.

В более старшем возрасте, как правило, после двух лет требуется навык высмаркивания. Он актуален при загрязнении пылью, из-за чего появляются корочки в носовых ходах и при заболевании ОРЗ.

Учите ребёнка высмаркиваться правильно. Удаление слизи, корочек и загрязнений происходит при форсированном намеренном выдохе через нос. То есть когда ребёнок набирает воздух через рот и быстро выдыхает его через нос. Во время сморкания нужно одну ноздрю закрыть, а ту, которую предполагается очистить, оставить открытой. На носик сильно не давите, чтобы ребёнку не было больно. Делайте всё очень аккуратно и мягко.

Не закрывайте оба носовых хода! Если это сделать, то в момент выдоха происходит заброс слизи через евстахиеву трубу в полость среднего уха. Это в итоге может привести к отитам.

Если малыш пробует высмаркиваться сам, на начальном этапе можно вообще не заставлять его перекрывать носовые ходы. Так он не запутается, когда нужно закрыть носовой ход, а когда нет.

Гигиена волос и ногтей

Голову мыть рекомендуется минимум раз в неделю, но лучше два-три раза в неделю или по мере загрязнения. Есть дети, которым голову нужно мыть каждый день, а бывает, что состояние волос остаётся нормальным на протяжении всей недели, поэтому нужно смотреть по особенностям кожи головы.

Мыть можно во время купания. Волосы сначала смачивают водой, затем намыливают шампунем. Далее делают массаж головы, вспенивая шампунь, после чего смывают.

После мытья голову промакивают полотенцем и дают высохнуть. Когда волосы полностью высохнут, рекомендуется расчесаться. Если они путаются, можно применять бальзамы и спреи для лёгкого расчёсывания.

Не используйте фен для сушки детских волос! Из-за этого волосы могут стать ломкими, тусклыми и сухими. А ещё этот электрический прибор способен провоцировать образование перхоти.

Используйте во время мытья головы только детскую косметику. Она не щиплет глазки и не провоцирует аллергическую реакцию.

Регулярно расчёсывайте ребёнка

Волосы рекомендуется расчёсывать не реже двух раз в день. Чаще это делается утром и перед сном. Если волосы более 10 см в длину, их нужно забирать в хвосты или заплетать косички. Волосы менее 10 см можно просто расчесать, если они не мешают ребёнку.

Купите ребёнку индивидуальную расчёску. Если в семье несколько детей, этот предмет ухода должен быть у каждого свой. Расчёску необходимо чистить щёткой с хозяйственным мылом раз в неделю и хранить в специально выделенном для неё месте. Это может быть стаканчик или кармашек для расчёсок.

В детский сад или школу ребёнок не должен ходить с распущенными волосами, так как это увеличивает риск заражения педикулёзом. Помимо этого, неприбранные волосы могут мешать, быстро загрязняться и путаться. В детский сад ребёнку нужно купить отдельную расчёску, так как она понадобится для ухода за волосами после дневного сна.

Маникюр и педикюр для детей

Ногти нужно коротко стричь по мере их роста как на руках, так и на ногах. Этим сначала занимаются родители, а вот уже в школьном возрасте ребёнок в состоянии сам проводить эту процедуру. Как правило, стричь ногти требуется один раз в неделю.

Во время мытья рук и ног также нужно тщательно очистить ногти от грязи. Под ногтевыми пластинами скапливаются бактерии, которые могут вызвать инфекционные заболевания. К тому же грязные ногти выглядят неэстетично.

Приучаем малыша к порядку

Чтобы приучить ребёнка к порядку и чистоте, на начальном этапе нужно следить за чистотой его одежды, помогать переодеваться, прибираться в помещении, заправлять кровать, менять нательное бельё, зашнуровывать ботинки или переодевать мокрую обувь:

  • нижнее бельё, носки и колготки нужно менять каждый день. Если у ребёнка мокрое нижнее бельё, его необходимо сразу поменять, то же самое касается испачканного белья;
  • одежду (брюки, платья, кофты) меняют по мере загрязнения, промокания, накопления посторонних запахов. Стирать их следует детским порошком;
  • хранить грязную одежду до стирки нужно в специальной корзине для белья, куда ребёнок может её самостоятельно бросать;
  • обувь следует сменить, если она промокла и сильно испачкалась;
  • убирать детскую комнату следует один раз в неделю или по мере загрязнения;
  • если ребёнок описался или обкакался — подмыть (в домашних условиях), вытереть салфеткой (если это случилось в общественном месте или в поездке).

Во все мероприятия следует обязательно вовлекать ребёнка. Таким образом малыш привыкнет жить в чистом доме, а также научится ухаживать за собой самостоятельно.

Гигиена спального места

У ребёнка должна быть своя кровать с ортопедическим матрасом. Рекомендуется регулярно менять постельное бельё. Зимой это делают один раз в две недели,летом — один раз в семь дней.

Если постельное бельё запачкалось раньше планируемой смены, его нужно сменить. Стирать постельное бельё следует только детским порошком. Объясните малышу, что спальное место предназначается только для дневного и ночного отдыха. Не разрешайте домашним животным запрыгивать на детскую кровать.

Учим пользоваться туалетом

Туалетный этикет позволяет родителям максимально оградить себя и детей от различных половых и кишечных инфекций. В детских садах и школах туалеты оснащены унитазами и писсуарами, так же как и в других общественных учреждениях, поэтому к моменту поступления в образовательное учреждение ребёнок должен научиться пользоваться уборной. Этот процесс состоит из нескольких этапов, которые нужно проработать и проговорить дома под присмотром родителей:

  • зайти в туалет;
  • помыть руки с мылом;
  • зайти в кабинку, повесить вещи на крючок, поднять крышку унитаза;
  • постелить салфетки на сидение, сесть на унитаз;
  • после воспользоваться туалетной бумагой или салфеткой;
  • выбросить её в мусорное ведро;
  • надеть штанишки/колготки;
  • закрыть крышку унитаза;
  • смыть;
  • выйти из кабинки;
  • помыть руки с мылом.

Все эти этапы нужно проработать и проговорить дома задолго до поступления в детский сад или школу. Старайтесь довести все движения до автоматизма, чтобы в садике или школе ребёнок уже всё умел и знал, почему нужно вести себя именно так.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист

читать

0

Как перестать кричать на детей?

Нам выпала трудная задача – быть родителями в мире, где ничтожно мало поддержки, а требования чрезвычайно высоки. На наши головы сыплются тонны психологической литературы, с которой нужно обязательно ознакомиться, в телевизионных передачах рассказывают, как правильно воспитывать детей. А тут ещё требования школы, привитая с детства привычка сравнивать себя с другими и уколы зависти при мысли, что у соседей дети всегда послушные и вежливые, а со своими сладу нет.

Психологическая нагрузка такая, что из-за собственного бессилия часто родители срываются на своих детей, испытывая при этом чувство вины. И неясно, как сохранить ценности и смыслы, не растерять желание жить и наслаждаться.

Что такое родительский ресурс?

Психологи советуют «делать детям хорошую маму» и «надевать кислородную маску сначала на себя». Но почему-то ресурс, приобретённый таким способом, тратится чрезвычайно быстро. А ведь важно фокусироваться не на своём поведении и поведении ребёнка, а видеть внутренние причины происходящего, которые и приводят к крику.

Родительский ресурс – это физические и духовные возможности человека, которые обеспечивают качественное воспитание детей. Потерять его очень легко из-за внешнего и внутреннего давления. Но есть и хорошая новость: родительство зачастую и становится отправной точкой истинного взросления.

Ресурс похож на пазл, который складывается из нескольких сфер, успешно реализуемых нами в жизни. И сначала для его наполнения следует закрыть базовые потребности, такие как:

  • сон,
  • еда,
  • внимание к своему здоровью и самочувствию, в том числе к эмоциональному и психологическому.

Трудно быть ответственными за детей, если мы перекладываем ответственность за себя на других людей. Да, когда мы чрезвычайно устали и просто валимся с ног, так хочется, чтобы кто-то «взял на ручки». Но на то мы и взрослые, чтобы в первую очередь быть такой опорой самим себе. Только мы сами можем отвечать за свой режим сна и отдыха. Только мы сами можем вовремя кормить себя вкусной и полезной едой.

Только мы сами можем заметить первые признаки хандры и выгорания.

Если трудно и есть понимание, что справиться нелегко, нужно просить о помощи. Не ждать, что близкие догадаются и заметят, как вам плохо, а прямо обращаться за поддержкой. Тут может здорово помочь каскадная забота, когда один партнёр заботится о другом, который в свою очередь заботится о детях. Роли могут меняться. Не меняется ощущение поддержки и опоры, которое даёт каскадная забота.

Взрослые не плачут? А зря...

Когда удовлетворены базовые потребности, можно переходить к следующей составляющей родительского ресурса: к отношениям с собой. Важно, чтобы у каждого было пространство для выражения эмоций, в том числе для слёз и печали, для отдыха и наполнения.

Нужно принять и смириться с тем, что кто-то нас никогда не одобрит и не оценит, кто-то нас никогда не полюбит. Полезно смотреть грустные фильмы, слушать печальную музыку и даже плакать от этого. Слёзы нужны и важны и для взрослых, и для детей. Они помогают смириться с несправедливостью мира, с тем, что всё идёт не так. Они помогают нам адаптироваться, исчерпать эмоции до дна и получить ресурс для радости, вдохновения и счастья. В этот момент приходит потребность в общении с другими взрослыми, с нашей «деревней привязанностей», с теми, кто поддерживает в трудную минуту.

Нам, взрослым, очень важно общаться с другими взрослыми, которые разделяют наши ценности и интересы, с которыми мы строим отношения на равных. Быть ответственными за жизнь, здоровье, воспитание и развитие маленьких человечков 24/7 – невыполнимая без ущерба для психики задача. Планируйте встречи с друзьями, сделайте это общение своей ценностью, и тогда вы найдёте на него время. Но уж точно не стоит тратить его на общение с токсичными людьми. Важно учиться говорить «нет» и не испытывать при этом вины.

Кто такие альфа-родители?

Частью родительского ресурса являются отношения с детьми, реализация наших инстинктов заботы и нашей альфа-позиции. Все мы знаем, что у животных в стае есть альфа-самцы и альфа-самки. Кроме всего прочего, они обеспечивают выживание стаи, за которую несут ответственность.

Семья – это тоже стая с точки зрения природы. Наши дети рождаются слабыми и беззащитными, без нас им не выжить. И вот тут крайне важен инстинкт «доминирования – подчинения», он помогает нам с любовью заботиться о детях, а им – принимать эту заботу без сопротивления. Спокойное развитие ребёнка возможно только тогда, когда наша альфа-позиция несёт им посыл: не волнуйся, не бойся, мы, твои взрослые, рядом и не дадим тебя в обиду, всё будет хорошо.

Детям нужно видеть в родителях уверенность и решительность. Родительская беспомощность – очень мучительное и вредное для неокрепшей психики переживание.

Нельзя относиться к детям как к равным, пока они зависят от взрослых. Это противоречит установленному природой закону иерархии. Важно помнить, что поступки ребёнка – зона ответственности родителей. Ребёнок не истерит и не вредничает назло нам. Перевозбуждённый мозг заставляет его совершать подобные поступки. Это мы, взрослые, своевременно не заметили, что он голоден, устал, перевозбудился, и не помогли ему.

Очень важно вовремя отследить волну гнева и раздражения, накрывающую при детском непослушании. И прежде, чем она прорвётся криком, задать себе вопрос: «А сколько мне сейчас лет?». Если внутренние ощущения подсказывают, что в этот момент ваш возраст сильно меньше паспортного, нужно срочно отойти от ребёнка и позаботиться о себе. Налить чашку чая, прилечь, пойти умыться, погладить себя по головке и посочувствовать себе.

Как правило, в наших конфликтах с детьми, когда мы выходим из себя, участвуют не взрослый и ребёнок, а ребёнок и ребёнок. Как только мы начинаем кричать, мы проваливаемся в детскую позицию, а малыш, видя это, пугается, ведь мозг в этот момент сигналит ему: «Опасность для жизни, наш взрослый куда-то пропал!». И он начинает сопротивляться и истерить ещё больше. Поэтому так важно вспомнить, кто тут взрослый, и вернуть ответственность себе.

Как только родитель возвращается в состояние «альфы», мозг ребёнка успокаивается и малыш с радостью передаёт себя в заботливые руки. Когда родитель находится в сильной позиции, он является источником ресурса. Приведу наглядный пример. Представьте, вы возвращаетесь с работы, уставший, голодный и злой. А около подъезда жалобно мяукает крохотный котёнок, дрожащий и жалкий. В этот момент у нас включается инстинкт заботы, и откуда-то берутся силы, чтобы накормить и обогреть малыша. Так и в семье, когда родители заботятся о детях из позиции «альфы», у них появляются силы быть надёжными, спокойными, уверенными и мудрыми взрослыми.

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант


читать

0

Воспитание девочек: секретные ингредиенты

Половая идентификация и мифы, связанные с ней

Половая идентификация ребёнка закладывается в семье. Наблюдая за ближайшим окружением, малыш формирует отношение к себе, усваивает гендерные роли и, наконец, отождествляет себя с девочкой или мальчиком.

Какой должна быть женщина? Как показывают опросы, чаще всего от представительниц «слабого пола» ждут:

  • нежности, слабости, уступчивости, что не отменяет умения держать на своих плечах груз бытовых забот;
  • красоты и ухоженности, но при этом бережливости и умения экономить;
  • трудолюбия и способности вести хозяйство;
  • добродетельности и сексуальности, что, согласитесь, непросто совмещать.

И, конечно, все сходятся в том, что женщина должна быть идеальной женой и матерью. Говоря о женских увлечениях, большинство традиционно считает, что это кулинария, рукоделие, живопись или танцы. И вот вопрос: страдает ли женственность, если девушка увлекается карате, рыбалкой или гоняет на мотоцикле?

За последние десятилетия положение женщины кардинально изменилось. Мы получили множество прав и свобод, перед нами открыты практически любые дороги, мы можем увлекаться традиционно мужскими хобби и видами спорта. Но вместе с тем на наши плечи легла большая ответственность и ряд новых обязанностей: во множестве семей женщина совмещает успешную карьеру, домашнее хозяйство, заботу о муже, воспитание детей и собственное развитие.

Одновременно с этим на нас обрушивается агрессивная пропаганда вечной молодости, стройности и активности. Общество требует, чтобы мы соответствовали эталону. В таких обстоятельствах женщинам необходимо быть чутким к себе и к своим чувствам, уметь правильно расставлять приоритеты, не растрачивать до дна внутренние ресурсы и уметь их восполнять. Как же научить девочку в будущем справляться со всеми бесчисленными задачами и при этом жить свою уникальную жизнь счастливо и радостно?

Женственность не значит слабость!

Сначала родителям нужно навести порядок в собственных представлениях о том, какой должна быть женщина. Настоятельно рекомендую убирать из этих формулировок слово «должна». Мир сейчас предоставляет огромное количество возможностей, и мы можем выполнять свою работу из состояния любви и увлечённости, а не оттого, что мы кому-то что-то должны. С другой стороны, бывает, родители сами поощряют активность и напористость дочерей, опасаясь, что они станут лузерами со своей нежностью и скромностью.

Друзья, женственность не равнозначна слабости! Да, в современном мире важно быть целеустремлённым человеком, но напористость и агрессивность могут сослужить плохую службу. Важно реализоваться не только в профессии, но и в семье. И тут умение договариваться, обходить острые углы и принимать чужие чувства помогут жить в любви и мире. Нужно с раннего детства учить девочку быть чуткой и нежной, доброй и сострадательной. Это непреходящие ценности.

Как развить женственность?

Замечательно, если дочка с детства знает, что ухаживать за собой – прекрасно, стараться выглядеть опрятно и красиво – чудесно, заботиться о своём здоровье – важно и необходимо. Научите её сочетать одежду, помогите обрести свой неповторимый стиль, собственным примером покажите, как важны эти умения в жизни.

Девочке с детства важно быть уверенной в своей привлекательности.

Нельзя акцентировать внимание на её особенностях, которые кажутся вам недостатками. Показывайте ей, что она хороша такой, какая есть. Но при этом важно учить её правильно питаться, заниматься спортом, уметь подчёркивать достоинства. Девочка, не уверенная в своей привлекательности, с большей вероятностью будет в подростковом возрасте добиваться к себе внимания не лучшим образом: вызывающей одеждой, ярким макияжем, сексуальным поведением. Либо, наоборот, спрячется в бесформенных балахонах, закрывая лицо длинной чёлкой.

Важно, чтобы девочка училась содержать дом в порядке и готовить. Здорово, если пришить пуговицу или заштопать дырку не будет для неё проблемой. Здесь нам помогут чудесные игрушки: посудка, кукольный домик, маленькая кухонька. Помыть чашку после игрушечного чаепития, постирать кукле платьице, расчесать ей спутанные волосы – так потихоньку девочка освоит женские премудрости.

Привлекайте маленькую помощницу к домашним делам. Попросите её размешать сахар в компоте, разбить яйцо в тесто… Собрать крошки в совок по силам даже двухгодовалой малышке. Но не забывайте хвалить за помощь и благодарить.

Что касается сложных ситуаций, которые могут встретиться на жизненном пути, то подготовить девочку к ним можно с помощью совместных игр. Проигрывайте эти сюжеты и так учите преодолевать трудности.

Значение папы в жизни девочки

Важную роль в формировании самооценки девочки играет папа: если он восхищается своей принцессой, холит её и лелеет, не скупится на слова любви, в будущем это может здорово поддержать дочь, когда её сердце будет готово разбиться от несчастной любви.

Девочка (как, впрочем, и мальчик) не должна добиваться родительской любви послушанием и достижениями. Ощущение, что она достойна любви просто по факту своего существования, – это защита от абьюзера и манипулятора в будущем.

Хорошие фильмы и спектакли, добрые книги, развивающие таланты кружки, качественное образование – всё это создаёт стержень самостоятельной и самодостаточной личности. Не стоит учить дочку, что богатый муж – решение всех проблем. Поощряйте в ней развитие самостоятельности и ответственности за свою жизнь, умение прокормить себя ещё никому не помешало. А хорошее образование и развитые таланты будут отличным подспорьем в поиске своего предназначения.

Развивайте в дочерях эмоциональный интеллект, учите их быть милосердными и отзывчивыми. Хорошо, если дома есть питомец, за которым ухаживает малышка. Но заботьтесь и о безопасности ребёнка: помогать на улице незнакомому человеку – очень плохая и опасная идея. Помните и учите своих детей: незнакомым взрослым помогают только взрослые! А вот помочь своей приболевшей бабушке, помыв у неё посуду и заварив чашку чая, – отличная идея.

Если вдруг природа распорядилась так, что вашей маленькой разбойнице до «леди» далеко, ну что ж… Характер и темперамент детей мы не выбираем. Всё, что рекомендовано выше, стоит пробовать и в вашем случае. Не нужно отбирать у дочки машинки и солдатиков, если она предпочитает играть ими. Но можно предлагать ей «девчачьи» игрушки и заодно свою компанию в освоении способов общения с ними. А взрывной активный характер отлично помогает добиться успехов в спорте. Выберите вместе с дочкой подходящую секцию, и пусть её бурная энергия направится в положительное русло. Только очень прошу, не заставляйте ребёнка реализовывать ваши несбывшиеся мечты, не требуйте соответствовать вашим амбициям!

Границы тела

Научите дочь осознавать границы и потребности её тела. Если ей жмут туфли, она устала или хочет пить, слово «потерпи» – худший вариант. При несчастливом стечении обстоятельств в её голове будет звучать «потерпи», и в будущем это может заставить терпеть пьянство мужа, хамство начальника, наглость подруг-манипуляторов. Да, порой мы никак не можем повлиять на ситуацию, потому что у нас не окажется с собой еды, воды или другой пары туфель. Но показать ребёнку, что мы его слышим и сочувствуем, нужно, чтобы он понял, что потребности его тела важны.

Научите девочку (да и мальчика) правилу нижнего белья. То, что прикрыто нижним бельём – интимные органы. Их никто не должен трогать и рассматривать без разрешения родителей и ребёнка. Научите дочь правильным анатомическим названиям половых органов. Это и уважение к собственному телу, и подстраховка на случай, если кто-то попытается нарушить правило нижнего белья. У преступников, испытывающих нездоровую тягу к детям, есть тест-проверка. Если они выясняют, что ребёнок знает правильные названия интимных органов, то сразу отстают от него, понимая, что в семье подобные темы обсуждаются, и малыш непременно расскажет обо всём родителям.

Учите дочку, что её «нет» важно. Что она может его сказать громко и твёрдо, когда ей страшно, стыдно, больно или неприятно. И тогда есть шанс, что однажды, позволив понравившемуся мальчику лишнее и передумав, она это «нет» скажет, не боясь показаться глупой.

Любите своих девочек, демонстрируйте им свою нежность, не сдерживайте себя в этих проявлениях. Избаловать любовью невозможно!

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

читать

0

Если ребёнок не хочет учиться

Природа прописала в наших базовых настройках стремление к познанию мира. Если у ребёнка всё в порядке с привязанностью – его взрослые устойчивы, мудры, не скупятся на любовь и ласку, – спокойный мозг пускает энергию на изучение нового.

Почти у всех народов дети в семь лет идут в школу, потому что психика жаждет знаний. У человечества накопилось столько важного опыта, что родители уже не могут только собственными силами готовить ребёнка к взрослой жизни, нужен наставник, мудрый, справедливый и знающий. У родителей совершенно другие задачи, данные природой. Мы не должны быть учителями своих детей. И эта программа развития мозга работала сотни лет.

Но в последнее время родители всё чаще жалуются на нежелание ребёнка учиться. Дети остаются равнодушными даже к интересным предметам. И ответы на вопрос «что делать?» надо искать в наших с ними взаимоотношениях.

Зачем нужна привязанность?

Младенец не сможет выжить без заботливого взрослого. Если малыш не чувствует немедленной реакции взрослого на призыв, он начинает испытывать витальный ужас. Мозг в панике: «Мы все умрём от голода, холода и одиночества!» Но стоит ласковым и заботливым рукам взять ребёнка, как паника начинает стихать, а мозг успокаивается.

Главная идея психологии развития: беззащитный младенец постепенно превращается в самостоятельную личность, опираясь на помощь своего взрослого. Это взаимоотношения, в которых один полностью зависим, а другой несёт за него абсолютную ответственность. Чтобы облегчить эту задачу и взрослому, и ребёнку, природа придумала привязанность и заложила её в нашу программу развития. Согласитесь, гораздо легче нести груз ответственности за того, кого мы бесконечно любим и чьим присутствием наслаждаемся. Да и подчиняться гораздо приятнее, когда ребёнок чувствует себя самым важным и ценным для своего взрослого.

В настоящее время у взрослых катастрофически много работы, обязанностей, информации, внешнего давления. И слишком мало того, что действительно ценно – свободного времени. Как давно вы вместе с ребёнком с удовольствием читали книжку, обсуждали героев фильма, просто неторопливо гуляли? Здорово, если вчера. Но, к сожалению, я знаю наверняка, что многие и не припомнят, когда же они безраздельно принадлежали ребёнку хотя бы пятнадцать минут. А ведь воспитание – это не нотации, ограничения и запреты.

Истинное воспитание – это те моменты, когда мы максимально сконцентрированы на ребёнке: совсем не отвлекаемся на гаджеты, внимательно, с искренним интересом вникаем в то, чем и как живёт наше дитя. Кроме основной работы и бытовых хлопот, на нас ещё возложена функция обучения и контроля: домашнее задание, с которым ребёнок не справится без помощи. О каком свободном времени тут может идти речь? И вот в завершение трудного дня у взрослого остаётся каких-то полчаса для себя, которые совершенно не хочется жертвовать на ребёнка. Легче дать ему в руки телефон. И так постепенно, крохотными шажочками гаджеты начинают замещать нас, родителей. Не тешьте себя иллюзиями, сейчас детей воспитывают их любимые блогеры. Ценности, взгляды, отношение к миру отныне прививаются не нами. Увы.

Шаги, которые нужно делать

Ребёнок, не чувствующий себя в безопасности из-за нарушения привязанности, просто не может учиться. Его мозг взбудоражен, а значит, нет ресурсов для познания. И прежде чем ругать за лень и плохие оценки, стоит рассмотреть ситуацию с совершенно другой стороны и составить пошаговый план действий, который поможет вернуть мозг в спокойное состояние, а значит, помочь вновь обрести стимул и интерес к учёбе:

  1. Работайте не над проблемой, а над отношениями. Важнее этого нет ничего. Во главу угла поставьте ваше с ребёнком доверие, взаимопонимание, интерес друг к другу. Старайтесь повышать планку в общении. От банальных вопросов «Как в школе дела? Какие оценки? Что поел?» переходите на уровень «О чём ты мечтаешь? Что тебе интересно? Что для тебя важно?»
  2. Учитесь планировать. В ежедневник впишите общение с ребёнком как приоритетную задачу. Уверяю вас, если перетряхнуть систему ценностей, можно второстепенные дела отложить, делегировать или вообще отменить. Чистый пол не может быть важнее общения с ребёнком.
  3. Снизьте накал страстей вокруг учёбы. Уменьшите градус её значимости. Да, школа – важная часть жизни, но не единственная. В отличие от привязанности. Давно уже школьные оценки не влияют на качество последующей жизни. Наверняка и вы знаете бывших троечников, которые многого добились. Как и отличников, которые так и не смогли найти своё место. А вот качество ваших взаимоотношений с ребёнком влияет на всю его жизнь.
  4. Постепенно передайте ответственность за учёбу ребёнку. Пусть осваивает школьный материал самостоятельно. Если что-то непонятно, конечно, нужно помочь и объяснить. Но не сидите цербером над душой у ребёнка, упрекая за каждую ошибку и помарку.
  5. Перестаньте подменять себя гаджетами. Ограничьте экранное время. Но просто отобрать телефон не получится, нужно что-то дать взамен: книгу, фильм, прогулку, а лучше всего – себя!
  6. Пусть у ребёнка будет свободное время. Не загружайте его кружками и секциями по самую маковку. Да, спорт важен, но и возможность поскучать, подумать и выбрать занятие по душе, которое никто не контролирует и не оценивает, не менее нужна. Напоминаю, свободная игра – это самое важное детское занятие. В этом процессе ребёнок утилизирует негативные эмоции, проживает понарошку трудные ситуации, его мозг перезагружается и готовится к новым свершениям.

В завершение хочу вам посоветовать искренне и честно ответить самим себе на вопрос: зачем ребёнку нужно хорошо учиться? Только постарайтесь заглянуть глубже страхов, что он станет дворником. Возможно, честный ответ даст новые аргументы для мотивации ребёнка к учёбе.

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

читать

0

Зачем детям верить в Деда Мороза?

Самая популярная статья, которая вошла в историю американской журналистики, посвящена вере в Санта-Клауса. Это не просто статья. Это ответ журналиста на письмо маленькой девочки Вирджинии, который был напечатан в Sun в 1897 году. И он до сих пор считается примером убеждения.

«Да, Вирджиния, не сомневайся, Санта-Клаус существует. Это так же верно, как то, что существуют любовь, великодушие, верность; ведь ты знаешь, что их так много в нашем мире, и они приносят в твою жизнь столько радости и красоты. Представь, каким бы скучным был мир, если бы не было Санта-Клауса! Это было бы так же грустно, как если бы на свете не было бы ни одной Вирджинии. Потому что тогда бы нам не были знакомы ни вера детей в чудо, ни поэзия, ни фантазия, которые помогают нам жить. Мы могли бы получать удовольствие лишь от того, что видим и можем потрогать. Тогда погас бы свет, который испокон веков освещает детство во всём мире».

Взрослые, вспомните детство!

Когда мы сами были маленькими, у нас не возникало ни капли сомнения в том, что Дед Мороз существует. Вот я точно знала, что он меня любит и беспокоится обо мне. А как мы его ждали! Думаю, у каждого в памяти сохранились моменты первой встречи со сказочным дедом. Одно из самых ранних моих воспоминаний: я сижу на коленях у Деда Мороза, рядом красавица Снегурочка, и я протягиваю им ароматные мамочкины булочки. Потому что было желание поделиться с ними чем-то особенным.

Вы помните момент, когда перестали верить в Деда Мороза?

Когда это произошло со мной, точно сказать не могу. Но согласитесь, несмотря на возраст, взрослые всё равно перед каждым Новым годом ждут чуда, перемен к лучшему и исполнения желаний. А значит, вера в сказку никуда не делась, просто немного видоизменилась и отступила на второй план.

Всем ребятам пример! Положительный

Нужна ли современным детям вера в Деда Мороза? Ведь некоторые считают: чем раньше ребёнок выкинет из головы фантазии, тем проще ему будет жить в реальном мире в будущем. Но давайте вспомним, зачем вообще нужны сказки.

Они играют важнейшую роль в воспитании. Дети познают через них мир, усваивают нормы поведения, учатся отделять плохое от хорошего. А веря в доброго дедушку, они черпают ресурс из этого архетипического образа Великого Отца. Он не папа какому-то конкретному человеку, а общий для всех символ отцовства и старшинства. Рядом с таким мудрым, добрым, да ещё и волшебным персонажем можно почувствовать себя абсолютно защищённым. А это очень ценное ощущение.

Дед Мороз – сердце и душа праздника. Детское сознание рисует его справедливым и милостивым, щедро раздающим подарки по заслугам. Этот образ вызывает в детях желание и самим быть заботливыми, чуткими и добрыми.

Дети, искренне верящие в волшебного дедушку, как правило, не только ждут подарков для себя, но и хотят порадовать близких. Они с удовольствием мастерят что-то своими руками, чтобы сделать им приятный сюрприз. Ведь счастливый ребёнок искренне хочет, чтобы и всем вокруг было хорошо.

Значение письма Деду Морозу

Предновогодние хлопоты помогают взрослым лучше понять деток. Их мечты и желания, изложенные в новогоднем письме, часто удивляют и становятся неожиданностью. Письмо Дедушке Морозу помогает заглянуть в ту часть детской души, которая часто бывает скрыта от родителей.

Внимательно изучите детские желания. Ведь этот список не только про материальные потребности. За ними вы можете увидеть новые увлечения, потребности и детские мечты. А может, и страхи.

Порой бывает страшно разочаровать ребёнка, попросившего слишком дорогой подарок. Но в процессе написания письма взрослые могут скорректировать запрос, объяснив, что деток на свете очень много, и у Дедушки нет возможности принести всем дорогие подарки. Заодно это станет уроком заботы для ребёнка: ведь здорово, когда все детки в мире получат подарки, и для этого нужно просто попросить что-то более скромное.

Да, не все мечты легко исполнить. Но всегда можно избежать разочарований, написав ответное письмо от Деда Мороза, в котором пообещать исполнить просьбу о подарке, например, на день рождения малыша. Ведь, как правило, тогда общие траты несколько меньше новогодних, а значит, у родителей есть больше возможностей осуществить детскую мечту.

А ещё, когда ребёнок пишет новогоднее письмо, он вспоминает о своём поведении в уходящем году. В этот момент будто фонариком подсвечиваются добрые и злые поступки. К нему приходит понимание, как исправить недостойное поведение и как умножить благие дела. Это помогает справиться с чувством вины и учит деятельному подходу.

Развиваем терпение, избегаем манипуляций

Вера в Деда Мороза помогает развивать в детях терпение, учит ждать, даёт возможность оценить истинность своих желаний. Праздник бывает всего раз в году. И малыш понимает, что капризы не помогут – подарки сказочный персонаж принесёт в определённое время и никак не раньше.

Однако родителям нужно остерегаться, чтобы не начать манипулировать верой ребёнка в Деда Мороза:

  • «ты ужасно вёл себя, а Дед Мороз не приходит к таким плохим детям»;
  • «Деду Морозу сейчас очень стыдно за твоё поведение»;
  • «ты много злился в этом году, поэтому Дед Мороз не подарит то, что ты хочешь».

Это всё примеры того, как не надо поступать. Прежде всего потому, что такие фразы учат ребёнка и самого применять манипуляции. А ещё на корню подрывают веру в добро и справедливость. Да ещё и ассоциации с Дедом Морозом будут далеко не радостными и счастливыми.

В завершение хочу порекомендовать вам как можно дольше поддерживать в детях огонёк веры. Это их ресурс счастья на всю жизнь. Считается, что детство заканчивается, когда ребёнок перестаёт верить в Деда Мороза. Так пусть же детство наших детей будет долгим, счастливым и радостным!

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

читать

0

Полезные пищевые привычки с детства

Почему большинство детей с удовольствием едят картошку фри, наггетсы, пельмени, булки и конфеты? Почему так трудно уговорить ребёнка съесть салат, брокколи, кусок мяса или рыбы? Разбираемся, где родители свернули не туда и почему у ребёнка выработались неправильные пищевые привычки.

Становление пищевого поведения у детей

Американские учёные провели исследования и доказали, что самым знаковым возрастом в формировании пищевых предпочтений у детей является возраст до трёх лет. Если питание ребёнка в это время было максимально разнообразным, включало все главные составляющие здорового рациона, то есть очень большой шанс, что и во взрослой жизни он будет придерживаться этих принципов.

Самый первый вкус ребёнок ощущает ещё внутриутробно, заглатывая амниотическую жидкость. Её вкус во многом зависит от того, что предпочитает есть мама. После рождения дети впервые пробуют материнское молоко или смесь. Они имеют сладкий вкус. Грудное молоко также имеет оттенки вкуса еды, потребляемой матерью.

В дальнейшем на формирование пищевых ценностей у ребёнка большое влияние оказывают пищевые привычки семьи, питание в садах и школах и особенно – отношение матери к тому или иному продукту.

Если мама категорически не выносит, к примеру, хлеб, негативно высказывается о нём в присутствии ребёнка, то он с большей долей вероятности тоже будет отказываться от него.

Во время прикорма и сразу после отлучения от груди дети охотно пробуют новые продукты. И важно успеть предложить им попробовать как можно больше. Потому что уже в возрасте двух-пяти лет у многих появляется «пищевая неофобия» – нежелание пробовать новую еду. Как правило, в этом возрасте ребёнок ест определённый набор продуктов, и часто родителей это пугает. Но это нормальный этап, и ничего страшного в нём нет.

Прикорм. Когда, чем и сколько?

Когда вводить прикорм? В шесть месяцев, в четыре или ближе к году? Этот вопрос рано или поздно начинает волновать каждую маму. И советчиков оказывается очень много. Бабушки считают, что ничего сверхполезного в грудном молоке нет, а начинать прикорм нужно сразу чуть ли не с борща. Педиатры, не успевающие повышать знания по теме рационального питания детей, советуют вводить прикорм по советской методике: сок с трёх месяцев, манную кашу с четырёх. Подружки, прошедшие модные инстаграмные курсы по прикорму, советуют исключить глютен и животный белок из своего рациона и рациона ребёнка соответственно.

Что по поводу прикорма говорит нам ВОЗ? Согласно Программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации (2019 год) рекомендуемый возраст введения прикорма находится в интервале от четырёх до шести месяцев. Однако конкретные сроки устанавливаются с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. И это та самая золотая середина, которая устроит большинство мам.

При введении прикорма стоит в первую очередь ориентироваться на пищевой интерес ребёнка, а уже потом смотреть на его возраст. Если малыш готов выхватить у вас ложку и попробовать, что же такое вкусное и интересное вы кладёте себе в рот, значит, «клиент» готов, можно начинать вводить прикорм.

Начинать можно с чего угодно – овощей, каш, фруктов. Это не столь важно. Главная задача прикорма не накормить ребёнка, а познакомить его с новыми вкусами, консистенциями, размерами и формами, научить его жевать. Именно поэтому «кусочки» нужно вводить как можно раньше, даже если у ребёнка ещё нет зубов, даже если страшно. Дети прекрасно перетирают пищу дёснами, уж с бананом они точно справятся без зубов. А насчёт страха – родители всегда должны быть рядом, чтобы следить за тем, как ребёнок ест. Тогда проблем возникнуть не должно.

Как помочь ребёнку полюбить ненавистную брокколи?

Дети – это маленькие копии взрослых. Они прекрасно зеркалят нас, наше настроение, наше поведение и привычки. Поэтому нельзя просто сказать: «Брокколи очень полезна. Ну-ка съешь её быстренько». Результата будет ноль. А что же тогда делать? Плоды будет давать только ваш личный ежедневный пример:

1. Продумайте вместе меню и составьте список покупок. Плохая идея – просто поставить маленького человечка перед фактом, что сегодня на ужин будет гречка с котлетами. Ребёнок именно сегодня может не хотеть ни гречку, ни котлеты. Может разгореться конфликт. Дети ничего не едят, мама нервно выбрасывает несъеденную порцию в мусорное ведро. Победителей в этой ситуации нет. Вместо этого предложите ребёнку на выбор несколько блюд, которые вы вместе приготовите. Детям важно предоставить право выбора. Не стоит давить их своим авторитетом. Таким образом, вы увлекаете ребёнка процессом создания блюд и одновременно учите принимать самостоятельные решения.

2. Совершайте покупки продуктов вместе с ребёнком. Все дети просто обожают эти огромные супермаркеты. Здесь столько всего интересного и вкусного. А эти маленькие тележки специально для детей, какой ребёнок не захочет быть похожим на взрослого? Спросите у своего малышка совета о том, какие помидоры лучше купить: жёлтые или красные? А морковку – большую или маленькую? Дайте ему возможность почувствовать свою значимость, возможность принять решение во взрослых делах. Поверьте, дети очень ответственно отнесутся к вашей просьбе пойти и выбрать молоко на завтрак.

3. Готовьте вместе с детьми. Пусть не каждый день, потому что иногда просто нет сил вообще что-либо готовить, не говоря уже о том, чтобы делать это вместе с кем-то. Но заведите себе правило раз в неделю сделать завтрак или ужин совместно. Когда дети что-то готовят самостоятельно, появляется больше шансов, что они захотят это съесть. Особенно если в процессе хвалить старания ребёнка, рассказывать о полезных свойствах приготовленных овощей или рыбы, мяса.

4. Заведите овощную тарелку. Вместо вазочки с конфетами пусть на вашем столе стоит тарелка с овощами, фруктами. Дети очень энергичны, им постоянно нужна подпитка. Так пусть это будет морковка, яблоко или помидор, а не конфета с пряником.

5. «Дурной» пример заразителен. Хотите, чтобы ваши дети ели цветную капусту, а сами терпеть её не можете. Спешу вас разочаровать: дети её тоже вряд ли полюбят. Чтобы ребёнок стал есть или хотя бы попробовал стручковую фасоль, ешьте её перед ним с превеликим удовольствием. А можно сказать, что такую вкуснятину можно лишь взрослым, и демонстративно придвинуть тарелку к себе. Не забывайте, что запретный плод сладок.

6. Еда – это средство для пополнения запасов энергии. Никогда не наказывайте и не хвалите ребёнка едой. Еда – это жизненная потребность, не более. Если не следовать этому правилу, то в сознательном возрасте люди начинают заедать свои проблемы, страдать от ожирения, переедания, анорексии, булимии. Не заставляйте детей доедать до последней крошки. Позвольте им научиться контролировать чувство насыщения и голода. Ребёнок лучше знает, чего он хочет и в каких количествах. Просто доверьтесь ему.

Автор: Наталья Комиссарова, врач-педиатр, детский кардиолог, врач функциональной диагностики, член Ассоциации детских кардиологов России

читать

0

Когда ребёнку грустно: инструкция для родителей

Мы подарили детям мир, полный развлечений. Такое ощущение, что в нём нет времени для скуки и тоски: кружки и секции, яркие мультфильмы, игрушки и гаджеты. Казалось бы, индустрия развлечений не должна оставлять места для таких «негативных» эмоций, как грусть, печаль или апатия. И родителям хочется видеть улыбку и сияющие глаза у детей в режиме 24 на 7. Да ещё и позитивная психология, царствующая в головах уже столько лет, подкидывает идеальный образ современного успешного человека: открытость, жизнерадостность, общительность во главе угла. Разочарование неизбежно, если мы видим, что ребёнок грустит, скучает или плачет. И сразу возникает вопрос: что мы делаем не так?

Зачем нужны эмоции?

Природа заложила в нас удивительный тонкий механизм, который играет ключевую роль в развитии мозга, – эмоции. Они, как компас, направляют нас в океане житейских бурь. Мы радуемся, когда всё идёт по плану. Если же что-то не работает (а не работать может всё что угодно: игрушка, тело, бизнес, отношения), возникает древнейшая базовая эмоция – фрустрация. Она даёт энергию для решения и исправления нерабочей ситуации.

Здорово, если мы можем изменить то, что нас фрустрировало. Но часто это бывает невыполнимо. Тогда эмоции работают дальше: испытав грусть и печаль, мы смиряемся. Происходит адаптация, и в жизнь вновь приходит радость.

Важно понимать, чем больше возможностей для выхода эмоции, тем быстрее мы от неё освобождаемся.

В жизни детей бесчисленное количество неработающих ситуаций: не того цвета носки, плохая погода на улице, мама, которая почему-то неласково посмотрела. Психике необходимо каждую переработать: что-то исправить, с чем-то смириться. И тут без грусти и печали никак не обойтись. А если неполучившееся было очень важно для ребёнка, то и поплакать не грех. Вместе со слезами выйдет и фрустрация, и ядовитые продукты распада гормонов стресса.

Плохая родительская стратегия

Сопротивление грусти – роковая ошибка в погоне за радостью. Счастье – одна сторона жизни, печаль – другая. Её надо принять, дать ей место. И уж тем более не стоит считать грусть негативной эмоцией. Позитивное мышление не так уж и безобидно. Мы существа эмоциональные, и нам нужно испытывать весь спектр переживаний. Непрожитая эмоция накапливается и однажды может рвануть. Агрессия как раз примерно так и зарождается.

Чего точно не стоит делать, когда ребёнок грустит:

  1. Отвлекать, пытаясь его развлечь. Нам трудно спокойно переносить детские слёзы и печаль. В этот момент мы чувствуем себя плохими родителями, ведь у хороших ребёнок всегда доволен и весел. Но дитя может быть разным – и весёлым, и грустным, и злым, и подавленным. А чувство вины – крайне неприятное переживание, и оно, как правило, трансформируется в раздражение и злость на ребёнка. Помимо этого, отвлекая его от грусти, мы не даём эмоции выход, и она прячется внутрь.
  2. Ругать ребёнка за то, что он грустит. «Я так старалась, организовала праздник, а ты сидишь с кислой миной». Это плохой посыл, который вызовет в душе ребёнка настоящую бурю и приучит в будущем скрывать свои эмоции.
  3. Гнать ребёнка от себя, не желая видеть его слёз. Тоже плохая стратегия. Вы главный человек в жизни малыша. И он нуждается в безусловной любви и принятии себя родителями.

… и хорошая

Единственная правильная стратегия поведения родителей – дать эмоциям «зелёный свет»:

  1. Проговаривайте с детьми их эмоции. Это идеальное решение проблемы с грустью, злостью и агрессией. В психологии есть термин «контейнирование». Каждому ребёнку нужен человек, который примет его эмоции и поможет освободиться от них, станет своеобразным контейнером для переживаний. Контейнирование нужно не только тем эмоциям, которые мы называем негативными. Радости оно тоже необходимо.В момент проговаривания важно не отвлекать, не переключать внимание ребёнка, а побыть с ним рядом в этой эмоции, помочь её выразить. «Мой хороший, тебе грустно, давай я побуду с тобой рядом, вместе погрустим. Так бывает, солнышко не всегда светит, порой идёт дождь. Но ведь и без дождика никак, он тоже нужен и важен. Иди-ка я тебя обниму». И если в ваших любящих объятиях ребёнку удастся поплакать, он сможет по-настоящему выпустить грусть и совсем скоро улыбнётся.
  2. Играйте. Истинная игра – это спонтанная активность, когда происходящее «не взаправду». Её характеризуют свобода, увлечённость, безопасность. Свободная игра – это чудесное поле для выражения любых эмоций. Есть игры, помогающие выпустить тревогу, агрессию и злость. Чтобы выпустить печаль, можно порисовать. Например, изобразить грустное настроение. Спросите у малыша, какого оно цвета и на что похоже. И пусть приступает к творчеству. Можно почитать грустные сказки Андерсена, поиграть на инструменте, послушать печальную музыку. Всё это примеры свободной игры в понимании психологии развития, которые замечательно контейнируют грусть.

В завершение хочу ещё раз обратить внимание: печаль – чрезвычайно важное для нашей психики переживание. Вспомните мультфильм «Головоломка»: Печаль сумела справиться с тем, что оказалось не под силу Радости. Не стоит избегать грусти и «спасать» от неё детей. Чем качественнее с вашей помощью они проживут этот момент, тем ярче заиграют краски жизни после.

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант


читать

0

Детская жестокость: как не допустить

Сообщения о проявлениях детской жестокости появляются в лентах новостей всё чаще. Можно сказать, что они стали частью нашей повседневности. И это пугает. Однако в руках родителей есть огромные ресурсы, используя которые, можно предотвратить насилие.

Отличие агрессии от жестокости

Агрессия – это непреднамеренное поведение. Она возникает, когда какая-то важная для нас ситуация не работает, а не работать может всё, что угодно: тело, игрушка, мама, отношения, бизнес. Если эти обстоятельства не меняются, энергия недовольства копится внутри и может прорваться агрессией. Причём агрессивное поведение встречается не только у людей, но и у животных. Например, когда они защищают потомство, отстаивают территорию или поддерживают статус.

Жестокость же в большей мере свойственна людям. Это преднамеренное причинение страданий, приносящее удовлетворение. Это умышленное использование своей силы для нанесения вреда другому существу.

Мы не рождаемся жестокими, эта черта личности приобретается под влиянием внешней среды.

Маленькие дети ведут себя эгоистично, а порой и агрессивно. Они пока не знают, «что такое хорошо и что такое плохо». Задача родителей – внятно донести до ребёнка моральные и социальные нормы, воспитать в нём дружелюбие, отзывчивость и умение сочувствовать. Важно учить своё чадо языку эмоций, умению понимать себя и проживать свои чувства.

Источники проблемы

Если ребёнок, прочитав добрую книжку, услышит, как папа на него кричит, или увидит, как он поднимает руку на маму, то выводы будут сделаны из поведения взрослых, а не из усвоенной книжной морали. Помните, атмосфера в семье играет решающую роль в формировании личности растущего человечка.

Как правило, жестокость появляется в поведении детей, к которым были жестоки их взрослые: физические и психологические наказания, воспитание криком (это тоже форма насилия), присутствие при совершении насилия над другими – всё это крайне негативные факторы.

Как ни странно, но и родительская «слепая» любовь без рамок и ограничений, с полной вседозволенностью тоже может провоцировать жестокость в ребёнке. Детям необходимо устанавливать границы, но они должны быть чёткими, логичными и понятными.

Бывает, что родители преднамеренно воспитывают в ребёнке жестокость, опасаясь, что он вырастет «лузером», «мямлей» и «тюфяком». Они подстрекают ребёнка дать сдачи, оскорбить первым, ударить посильнее. Но всё это не даёт никакой гарантии будущего успеха. Нужно воспитывать в ребёнке чувство собственного достоинства и уважение к другим людям, тогда и усвоится сложная наука взаимопонимания и умения поступать так, чтобы все были в выигрыше.

Большую роль в ожесточении детей играет и наше равнодушие. Безразличие взрослых (и родителей, и педагогов), вечная погоня за карьерным ростом и финансовым благополучием лишает шанса вырастить достойных людей. В связи с отсутствием времени на воспитание эту работу выполняют посторонние личности: блогеры из соцсетей, герои компьютерных игр, сверстники из дворовой компании.

Также огромное влияние на детей оказывает интернет. Теперь вся жизнь сконцентрировалась там: обучение, развлечение, общение и даже зарабатывание денег. Вроде неплохо: детям никогда не бывает скучно, да и взрослым они перестают докучать вопросами, ведь любой ответ можно найти в браузере. Но есть и другая сторона медали: попадая в эту сеть, человек становится более жестоким. Ведь там полная безнаказанность.

Меры профилактики

  1. Помните, крайне важно оставаться главными воспитателями ребёнка. Транслируйте ему свои ценности, прививайте моральные качества. Это лучший оберег от жестокостей мира! Доносите до своего чада, что жизнь, своя и чужая – это главная ценность на свете. Это дар, который нужно бережно хранить.
  2. Если есть возможность выбирать, поместите ребёнка в культурную среду: найдите детский сад, школу, где педагоги и родители разделяют ваши взгляды на воспитание и ваши ценности. Если атмосфера в классе пропитана насилием, а учитель остаётся к этому безразличным, забирайте ребёнка оттуда, против такой отравы сложно найти противоядие.
  3. Читайте вместе достойные книги, смотрите добрые фильмы, обсуждайте героев. Не критикуйте ребёнка, если его взгляды расходятся с вашими, выслушайте и постарайтесь понять. Бывает, ребёнок не хочет осваивать предложенный вами репертуар. Договаривайтесь чередовать ваши фильмы и книги с теми, что интересны ему. Постарайтесь понять, что же в них цепляет душу вашего сокровища. Театры, музеи, выставки: всё это наше замечательное подспорье. Выращивайте культурный уровень вашей семьи.
  4. Разговаривайте с ребёнком. Старайтесь объяснить и предупредить опасные вещи. Например, влияние толпы. Расскажите ребёнку, что преступление гораздо легче совершить в компании: складывается ложное ощущение, что ответственность за содеянное делится на всех и сводится к нулю. Поэтому особо жестокие расправы учиняются толпой. Поэтому травля в классе становится такой масштабной бедой.
  5. Называйте вещи своими именами, не оправдывайте жестокость привычными нашему менталитету словами «сам виноват». Внушайте ребёнку, что жертва не несёт ответственность за совершённое над ней насилие. Можно быть разным: любой национальности, вероисповедания, внешности, социального уровня и т. д. Нет таких факторов, из-за которых можно проявлять к человеку жестокость.
  6. А вот постоять за себя можно и нужно. Учите ребёнка стойкости и самоуважению. Здорово, если он умеет давать словесный отпор обидчикам. Да и уверенность в своей физической силе не помешает: спорт нам в помощь.
  7. Контролируйте экранное время ребёнка (да и своё не помешает), фильтруйте доступный ему контент.

Мой ребёнок проявляет жестокость. Что делать?

Если вы, к своему ужасу, уже заметили тревожные звоночки: ребёнок с удовольствием смотрит сцены насилия в фильмах, наслаждается, причиняя боль животному, крушит и ломает всё, что под руку попадётся, – срочно принимайте меры. Всё, что описано выше, вам в помощь. Только с ещё большим усердием.

Не повышая голос, не срываясь в негодующие вопли, объясняйте ребёнку, что он делает, называя всё своими именами. Предлагайте поставить самого себя на место жертв. Не бойтесь обращаться к специалистам: невролог, психиатр, психотерапевт окажут необходимую помощь. Некоторые неврологические заболевания, травмы головы, родовые травмы и наследственные особенности могут провоцировать приступы неуправляемой агрессии. Не опускайте руки, только мы и можем помочь своим детям!

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

читать

0

Нужны ли антибиотики, если у ребёнка зелёные сопли?



Как часто вы слышали от мамы, бабушки или подруги, что нельзя купать ребёнка после того, как ему сделали прививку? А может, вы задавались вопросом, какие витамины лучше укрепляют иммунитет? Или почему ваш ребёнок не может выздороветь без антибиотиков? Сегодня говорим о популярных заблуждениях, с которыми сталкивается каждый педиатр.

Миф № 1. Нормальная температура у ребёнка – 36,6 °С

36,6 – это норма. Довольно часто мы слышали такое утверждение по телевизору. Но на деле не всё так просто. Температура нашего тела зависит от многих факторов, таких как сон, приём пищи, стресс, физическая нагрузка, температура окружающей среды. У одного и того же человека температура тела меняется в течение суток. Самая низкая отмечается ночью и рано утром, а самая высокая – вечером перед сном. Вы сами можете заметить, что вечером дети более тёплые на ощупь, нежели днём. Так работают наши гормоны.

Норма температуры тела у детей с рождения до семи лет – 36,3–37,3 °С. Старше семи лет – 36,1–37,0 °С. Поэтому если у вашего совершенно здорового на вид ребёнка вечером температура поднялась до верхней границы нормы, то рано паниковать. Верхняя граница нормы тоже норма.

Миф № 2. Налёт на миндалинах – это всегда показание к антибиотику

Антибиотики помогают только при микробном воспалении. А налёт на миндалинах довольно часто бывает вирусный или грибковый. И соответственно, антибиотики нам в этом случае не помогут. При ангине, вызванной вирусом Эпштейна – Барр или аденовирусом, налёты очень сильные, творожистые, серовато-белые. И даже опытный педиатр не всегда может отличить их от бактериальных налётов. Поэтому так важно при яркой бактериальной клинической картине проводить экспресс-тест на стрептококк, чтобы назначить антибиотик тогда, когда это действительно нужно, без вреда маленьким пациентам.

Миф № 3. Пробу Манту нельзя мочить

Так написано в советских учебниках. И многие врачи из-за своей занятости, а порой и нежелания, до сих пор не читали более актуальную и современную информацию. Манту мочить можно. И купаться, и гулять тоже. Это относится к любым прививкам. Мы всегда ориентируемся на общее состояние ребёнка. Если после вакцинации нет температуры, малыш бодр и хочет познавать этот мир, то почему не погулять с ним прохладным летним вечером или неморозным снежным утром? Купаться нужно, и никакими плёнками ничего заклеивать не стоит. Просто не трите место инъекции мочалкой, и всё.

Миф № 4. При ветрянке высыпания нужно обрабатывать зелёнкой

Когда на улице видишь маленького пятнистого зелёного леопарда, сразу понимаешь, что в эту семью заглянула ветрянка. И становится так жаль и малыша, и маму. Ведь сейчас можно переболеть ветрянкой и не испачкать зелёнкой всё постельное бельё в доме.

Зелёнка хорошо подсушивает ветряночные элементы. Но она на 60 % состоит из спирта, и поэтому чаще после себя оставляет рубцы. Вместо неё в аптеке можно приобрести современные лосьоны на основе оксида цинка, которые не пачкают бельё, обладают щадящим подсушивающим действием, снимают раздражение и зуд, предотвращают появление рубцов. Как правило, одной упаковки с лихвой хватит на одного ребёнка. А остатки можно использовать при укусах насекомых.

Миф № 5. Молоко увеличивает продукцию слизи

Это новый миф, про который так любят рассказывать нутрициологи и врачи интегративной медицины. С их слов (именно слов, потому что каких-то полномасштабных исследований проведено не было), употребление коровьего молока способствует продукции большого количества слизи в дыхательных путях. Поэтому дети долго кашляют, часто болеют, имеют всевозможные аллергии.

Но отличие коровьего и женского молока состоит лишь в том, что женское молоко содержит меньше белка и больше углеводов, чем коровье. В коровьем молоке нет какого-то вещества, которое продуцирует слизь. Просто подумайте: если бы эта теория имела право на существование, то все младенцы просто захлёбывались бы ещё на первом году жизни от собственной слизи, потому что единственным продуктом питания для них служит молоко или смесь. Молоко – это неотъемлемая часть здорового рациона ребёнка. Оно богато белком и витаминами, которые так нужны для быстрого роста каждого малыша.

Миф № 6. При атопическом дерматите у ребёнка мама должна сидеть на диете

Огромное количество мам сквозь слёзы давились гречкой и индейкой, а атопический дерматит их детей никак не проходил. Потому что атопический дерматит не равняется пищевой аллергии. Только в 30 % случаев они могут быть у ребёнка одновременно. И тогда диета матери действительно облегчит его состояние. Но это только у трёх детей из десяти.

В клинических рекомендациях по атопическому дерматиту у детей нет показаний к ограничительным гипоаллергенным диетам во время беременности и кормления грудью, так как нет убедительных данных, что это предотвращает или уменьшает проявления атопического дерматита у ребёнка.

Миф № 7. Зелёные сопли нужно лечить антибиотиком

Большое количество родителей убеждены, что цвет выделений из носа влияет на лечебную тактику. И если сопли густые и зелёные, то без антибиотика не обойтись. Якобы присоединилась бактериальная инфекция, и если не лечить, то она опустится ниже и будет пневмония.

Чаще всего в первые дни заболевания выделяемое из носа жидкое и прозрачное, но уже через пару дней меняет цвет и консистенцию. Это происходит в результате гибели лейкоцитов – защитных клеток, которые активно сражаются с вирусами в носу. Это нормальное течение банальной вирусной инфекции. Антибиотики здесь не нужны. Ужасные зелёные сопли никуда не опускаются и не вызывают бронхит с пневмонией. Они поступают в носоглотку, затем спокойно проглатываются вашим малышом и отправляются в желудок.

Миф № 8. Каждую осень нужно пропивать поливитамины

На самом деле все важные и нужные витамины мы можем получить из пищи при условии, что наш рацион будет разнообразным. А значит, каждую неделю в нашем меню должны присутствовать рыба, мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, хлеб, орехи и семечки, крупы. На сегодняшний день единственным витамином, который необходимо пить круглый год в профилактических дозах независимо от его уровня, является витамин D. Все остальные витамины пьются по установленному дефициту.

Миф № 9. Температуру 38,5 °С обязательно нужно сбивать

Нужно, но только детям с фебрильными судорогами в анамнезе, с серьёзной сопутствующей патологией, например, с тяжёлыми пороками сердца, онкологией. Условно здоровым детям не нужно снижать температуру, если они хорошо себя чувствуют.

Температурная реакция организма на внедрение патологического агента – наш друг, а не враг. При температуре тела выше 37,1 °С активнее вырабатываются защитные антитела, а многие вирусы теряют способность к быстрому размножению. Поэтому если ребёнок активен, играет, не жалуется, то можно не обращать внимание на цифры на градуснике. Позвольте иммунитету ребёнка сформироваться правильно и дать отпор болезни.

Миф № 10. Во время болезни нельзя купать ребёнка

Можно и даже нужно. Всегда ориентируемся на общее состояние любимого чада. При высокой температуре, конечно, лучше отложить водные процедуры, чтобы не способствовать повышению температуры тела. Но если температура в норме, ребёнок болен обычной простудой, то почему бы не смыть с него липкий пот? Это никак не повлияет на течение заболевания, а лишь улучшит эмоциональное состояние больного.

читать

0

Дети и деньги

Деньги: презренный металл или источник благ и наслаждений? Каким бы ни было наше отношение к ним, жизнь без денег невозможна. Как же воспитывать умение обращаться с деньгами, чтобы в будущем дети с удовольствием выполняли работу, которая приносит достойный доход?Разберёмся с нашим наследием

Для начала важно понять и осознать своё собственное отношение к деньгам. Какие ощущения возникают в душе при мыслях о своих финансах? Радость и лёгкость, ощущение, что вы всё можете? Такое отношение к деньгам встречается редко на просторах нашей необъятной Родины. Тут, безусловно, сыграли свою роль и опыт предков, раскулаченных и в один миг лишившихся всего, а также тяжёлые события — революции, войны, перевороты и бесконечные кризисы.

Деньги, призванные давать ощущение безопасности, наоборот, часто вызывают тревогу, неуверенность, разочарование и страх. Поэтому важно прорабатывать доставшиеся нам установки относительно «презренного металла», чтоб не передать их детям, не повесить на них тяжёлым грузом страшный опыт предков.

Что это за установки? Например, такие:

  1. Не жили богато, нечего и начинать.
  2. Через золото слёзы льются.
  3. Хорошие люди богатыми не бывают.
  4. У нас в родне не было богатых.
  5. От денег все несчастья.

Возможно, вы что-то подобное слышали в детстве от взрослых. И эти фразы оказали влияние на формирование личности. И возможно, поэтому нам сейчас так страшно и так трудно.

Чтобы разобраться в этом, стоит задать себе следующие вопросы.

Это точно правда? И ищем примеры из жизни, опровергающие подобные утверждения. Их много, стоит лишь обратить своё внимание на другую сторону жизни, и вы найдёте сотни примеров обратного.

Какой я, когда верю в эти ограничивающие убеждения? Возможно, разочарованный, обессиленный, унылый, с опущенными руками.

Какие навязчивые привычки возникают от этих убеждений? Это могут быть бегство в алкоголь или трудоголизм, траты с кредитных карт, компьютерная зависимость и т. д.

Каким бы я был без этих убеждений? Не стесняйтесь рисовать картинку своего успеха и достатка.

Хорошо, если вы начнёте записывать ответы на эти вопросы, не пытаясь прояснить всё с первого раза. Возвращайтесь к этой теме периодически и наблюдайте, какие происходят изменения. И помните, всё это — наследие, которое мы передаём детям, это те кирпичики, из которых уже сейчас строится их будущее.

Стоит ли детям знать тяжёлую правду?

После того как вы добавите хоть немного осознанности в свои сложные взаимоотношения с деньгами, начинайте следить за своим поведением. Старайтесь при детях не вести трудных, тревожных разговоров про новые санкции, про «чем платить ипотеку» и про ежедневно растущую инфляцию. Пусть дети будут уверены, что их взрослые точно справятся.

Конечно, можно обсудить с ребёнком, что сейчас временные финансовые трудности, семье придётся какое-то время пожить в режиме экономии и вместо поездки на море провести каникулы на даче. Но главное, что мы вместе, поддерживаем друг друга и уж точно постараемся провести время весело и интересно.

Однажды я стала свидетелем такой истории. Сын спросил у мамы, какую марку машины она считает самой крутой. В ответ услышал, что лучшая машина — это та, которую можешь себе позволить. Вот так мы и подрезаем крылья детям. Пусть они мечтают, пусть представляют, что весь мир лежит у их ног. Да и себе не отказывайте в удовольствии помечтать. Жизнь так непредсказуема, и порой её сюрпризы бывают очень приятными.

Желание ребёнка — закон?

Что же получается, ненасытным деткам нельзя ни в чём отказывать? Конечно, нет. Исполняя все их желания, мы подкладываем им огромную свинью. Им нечего хотеть, им не о чем мечтать. Да и себя ставим в трудное положение, когда привычка исполнять все детские «хотелки» есть, а возможностей нет.

Если мама хотела купить себе юбку, а вместо этого покупает дочке очередную куклу, она вовсе не учит свою девочку доброте и уважению. Она показывает, что можно задвинуть свои интересы подальше и наплевать на свои желания. Потом останется лишь развести руками, как же получилось воспитать такую эгоистку.

Вы умеете отказывать ребёнку так, чтоб он принял ваш отказ? Обычно, когда мы вынуждены отказать своему чаду, возникает ощущение, что мы плохие родители, и вытекающее из него чувство вины. Чтоб заглушить это неприятное переживание, мы начинаем громко возмущаться, мол, сколько можно меня трясти, как ты не понимаешь, что денег на всякие глупости нет.

А можно, осознавая, что ограничивать «хотелки» детей всё-таки нужно и важно, спокойно сказать: «Мне жаль тебя расстраивать, но я запланировала другие покупки. Давай вместе подумаем, если эта вещь тебе действительно нужна, где ты можешь взять на неё деньги».

Правила карманных денег

И вот мы добрались до вопроса про карманные деньги. Как ребёнку научиться считать деньги, понимать, чего он действительно хочет, а какое желание спонтанно и преходяще, как принять разочарование от напрасно потраченных средств, если не прожить это на собственном опыте?

Я за карманные деньги. Но есть несколько «но»!

  1. Выдавать деньги на карманные расходы стоит тогда, когда ребёнок уже более-менее самостоятелен, умеет сам считать деньги и делать покупки, понимает, что такое вредная еда и как часто её можно употреблять без ущерба для здоровья.
  2. Суммы должны быть разумными, не мизерными, но и не огромными. Каждая семья определяет сумму сама, исходя из своих возможностей.
  3. Карманные деньги не должны быть предметом манипуляций. Нельзя наказывать ребёнка их лишением. Если решили, что даёте, то уже и не отменяете своих намерений из-за поведения или плохих оценок в школе.
  4. Ребёнок сам решает, как ими распоряжаться. Он может их копить или потратить сразу. Вы просто предупреждаете, что сумма на неделю фиксированная, добавлять вы не будете. Конечно, родительский мудрый совет вполне допустим, но окончательное решение ребёнок принимает сам.

Самостоятельный заработок? Отличная идея!

Когда у ребёнка появляется желание самому заработать, его нужно активно поощрять. Это отличная мотивация к развитию самостоятельности. Но важно создавать условия для его возникновения, не удовлетворяя все потребности ребёнка. Здесь не идёт речь о еде, повседневной одежде и прочих необходимых вещах. Я имею в виду детские желания иного уровня: новый гаджет, компьютерная игра, брендовая вещь. Нужно создавать дефицит таких «хотелок», не бросаясь со всех ног исполнять все материальные просьбы ребёнка.

По-настоящему ценным становится лишь то, что заработано своим трудом, к чему приложены усилия.

Но в тоже время я против того, чтобы платить ребёнку за выполнение домашних обязанностей. У каждого в семье есть дела по дому, которые обеспечивают порядок, уют и комфорт всем членам семьи. И дети не должны быть в этом исключением. Мы заботимся о доме и друг о друге, потому что любим, а не потому, что нам за это платят. Кроме того, деньги, которые перетекают из кармана в карман внутри семьи, не особо ценятся.

Когда есть ощущение, что я нужен миру, что я могу принести кому-то пользу и получить за это деньги — это совершенно другая история. К такому заработку и отношение у ребёнка будет другое, более бережное и осознанное. Конечно, использование детского труда в нашей стране запрещено. Но мы, родители, можем помочь ребёнку найти честный, безопасный способ заработка.

Может, вам нужна помощь в наведении порядка на работе в складском помещении? Или расклейка рекламных объявлений? Или уборка территории? А может, соседи обрадуются, если кто-то будет выгуливать их собаку по утрам? Мир предоставляет нам миллион возможностей, нужно лишь замечать их.

Друзья, деньги — это не плохо и не хорошо, это просто данность нашей жизни. А вот умение зарабатывать их в достаточном количестве и жить с благодарностью и удовлетворением — это отличный навык, которому можно обучать ребёнка уже сегодня.

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

читать

0