Вы готовы к чудесам? Послушайте и проверьте.Ада Кондэ
Очень полезное упражнение для сосудов ❤‍🩹
Ада Кондэ.Мотивация на 2025 год.
Увеличиваем кровообращение в ногах.Артем Пак
А вы знали?
Как избавиться от скованности в спине?Как улучшить общее физическое состояние. Игорь FYSM
Полезное упражнение для стоп
КАК РАБОТАЕТ МЬЮИНГ
Clayderman - Serenade, Schubert / Richard S.Johnson - paintings
СЕКРЕТ подтянутой кожи вокруг глаз! / Как БЫСТРО убрать нависшее веко? С вами Мария Валуева! 0:00​ – Вступление 0:26​ – Почему кожа вокруг глаз быстро стареет? 1:16​ – Шаг №1 2:17​ – Шаг №2 3:02​ – Шаг №3 4:57​ – Заключение

Выбираем обувь школьнику

Ребёнок носит школьную обувь до пяти-шести часов подряд; логично, что она должна быть максимально удобной и безопасной. Давайте разбираться, как же выбрать её правильно, не навредив здоровью. Почему это так важно?

Задача обуви — защищать стопу от внешних воздействий, таких как высокие и низкие температуры, влага, неровности грунта и другие. Помимо этого, она выполняет и амортизирующую функцию, что позволяет уменьшить износ суставов и не нарушить структуру связок, обеспечивающих тот самый сглаживающий эффект во время движения.

Опорно-двигательная система ребёнка формируется на протяжении шести-семи лет. В дошкольном возрасте она ещё не совершенна. У малышей до трёх лет, например, присутствует физиологическое плоскостопие, которое не требует вмешательства и к шести-семи годам самостоятельно проходит. Также возможно присутствие косолапости либо О- или Х-образных конечностей в различные фазы роста. Это может быть вариантом нормы, которая со временем исчезает, и ноги становятся абсолютно прямыми.

К семи годам все физиологические процессы формирования стопы практически полностью завершаются и приближаются к состоянию взрослых, что нельзя сказать о крупных суставах ног. С этого возраста необходимо обеспечить нормальное развитие коленных и тазобедренных суставов, так как они завершают своё формирование только к 12 годам. Если обувь подобрана неправильно, развитие суставов нижних конечностей может нарушиться, что повлияет на состояние позвоночника, а это основная опорная часть нашего скелета.

Какая обувь понадобится школьнику?

Так как занятия в учебных заведениях очень разнообразны, нужно будет приобрести несколько моделей. Во-первых, сменную обувь. Это могут быть туфли с закрытым носком или сандалии. Во-вторых, в школе проходят занятия физической культурой, поэтому ребёнку потребуется спортивная обувь, а именно кроссовки. Не покупайте детям кеды, так как они имеют тонкую плоскую подошву, что не обеспечивают амортизации стопы.

Учебный год захватывает всё холодное время, поэтому ребёнку понадобится тёплая и непромокаемая уличная обувь. В осеннее и весеннее время подойдут удобные кроссовки или демисезонные модели (ботинки или сапоги), а зимой — сапоги или ботинки на меху.

Нужна ли ортопедическая обувь здоровому ребёнку?

Многие родители сегодня покупают исключительно ортопедическую обувь, считая, что она наиболее физиологична для детей. Но это в первую очередь лечебная обувь, которая нужна ребёнку с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нервной системы, когда нога, например, не держит свою форму или стопа сильно искривлена, как при косолапости. Такая обувь назначается только врачом и чаще всего изготавливается на заказ, то есть сугубо индивидуально.

Сегодня в обувных магазинах продаётся большое количество ортопедической обуви. На самом деле она считается профилактической. К изделиям просто добавили некоторые элементы, такие как жёсткий задник, супинатор, каблук Томаса и другие, которые придают ей внешний вид, как у ортопедической. Такая обувь часто произведена с нарушениями и может даже навредить здоровому ребёнку, а не предупреждать заболевания ног.

Почему же ортопедическая обувь, даже если она куплена в специализированных магазинах, не требуется здоровому ребёнку:

  1. Жёсткий высокий задник, присутствующий в лечебной обуви, может прижимать лодыжку, приводя к повреждению кожи и не только.
  2. Фиксация ремешками таранного сустава ограничивает движения стопы, что ведёт к ослаблению мышц свода, и как следствие, плоскостопию.
  3. Супинатор, который расположен на внутренней поверхности подошвы обуви, здоровому ребёнку не требуется, так как он прижимает мышцы свода стопы, отчего они начинают работать неправильно и ослабевают.

Идём в обувной: на что обратить внимание

Запомните, чтобы стопа и суставы конечностей ребёнка развивались правильно и оставались здоровыми, обувь нужно покупать такую, которая обеспечивает максимальную подвижность стопы. Если она ограничена в движении, мышцы начинают ослабевать, а свод — уплощаться. Плоская стопа в меньшей степени выполняет рессорную функцию, то есть не обеспечивает сглаживание толчков при хождении, что приводит к дальнейшему повреждению коленных и тазобедренных суставов, а также изменению осанки.

На что же обратить внимание, выбирая обувь ребёнку?

Во-первых, на размер. Если обувь слишком маленькая, то возможно развитие различных деформаций пальцев и самой стопы. Купленная на вырост приводит к перенапряжению пальцев, а это ведёт к нарушению работы мышц свода и плоскостопию. Во время примерки от большого пальца до носка обуви должен оставаться запас 0,5–0,7 см, максимум 1 см. Ведь стопа ребёнка в течение дня, а также во время ходьбы немного расширяется. Не будет запаса — ботинки или туфли будут жать.

Помните, у детей стопа растёт быстро, поэтому обязательно следите за размером обуви. Проверять его нужно раз в три месяца.

Во-вторых, на микроклимат. Любая сменная или спортивная обувь должна «дышать», то есть пропускать через себя воздух, чтобы ноги ребёнка не потели в тёплом помещении, ну а демисезонная и зимняя — сохранять тепло в холодное время года. Эти требования обеспечиваются использованием натуральных материалов, таких как кожа или текстиль

В-третьих, на подошву. Обувь должна иметь гнущуюся подошву, чтобы обеспечивать свободный перекат с пятки на носок. Обувь на платформе, например, не выполняет это требование, так как стопа в районе пальцев не сгибается, а мышцы ноги перенапрягаются. Слишком тонкая подошва тоже плохо, так как она не выполняет амортизирующую функцию. Оптимальной толщиной подошвы для сменной обуви является 5–7 мм. Для зимних сапог можно выбрать 1 см, что поможет избежать переохлаждения.

В-четвёртых, на каблук. Каблучок для обуви необходим для снижения нагрузки на пятку при ходьбе. У детей начальной школы каблук может быть 1–2 см. Старшим школьникам допускается приобрести туфли с каблуком 2–3 см. Необязательно покупать обувь с каблуком как таковым. Можно выбрать кроссовки или какую-либо другую модель, которая обеспечит разницу высоты носка и пятки в 1–3 см, но при этом не забывайте о гибкости подошвы в районе носка.

В-пятых, на фиксацию обуви. Модель, которую вы выбрали, должна хорошо держаться на ноге ребёнка. Она, как правило, фиксируется при помощи ремешков с застёжками, липучками, резинкой или шнурками. Запомните, обувь не должна болтаться. В противном случае опять же напрягаются мышцы стопы во время хождения, вызывая боль, усталость, а иногда и судороги. Не покупайте девочкам балетки или туфли без задника, их очень сложно подобрать по размеру. Балетки в размер, как правило, жмут, а изделие на размер больше уже слетает.

В-шестых, на формоустойчивый задник. Именно такой рекомендуется для детской профилактической обуви, а не жёсткий. Слово «формоустойчивый» означает, что во время активных движений ребёнка задник способен изменять свою форму, а затем быстро возвращаться к изначальной. Он должен быть ниже лодыжки на 0,5 см.

В-седьмых, на мягкий и широкий носок. Выбирайте обувь, верхняя часть которой, не относящаяся к подошве, сделана из мягких материалов, без твёрдых вставок и с широким носком. Такое изделие не будет пережимать пальцы во время ходьбы.

В-восьмых, на лёгкость. Любая детская обувь должна быть лёгкой. Конечно, не вся зимняя подходит под этот критерий, но с учётом современных материалов и технологий изготовления найти сегодня лёгкие и одновременно тёплые сапоги вполне возможно.

Во время примерки дайте ребёнку походить в новой обуви. Если походка босиком и в обуви одинаковы, значит вы выбрали то, что нужно. По прошествии времени обязательно осмотрите стельку на предмет потёртостей, а также расспросите ребёнка, удобно ли ему ходить.

Кроссовки старшего брата, туфли старшей сестры

Испокон веков считалось, что младшие должны донашивать вещи за старшими. Но у каждого ребёнка своя структура стопы, а обувь, как известно, принимает форму ноги предыдущего хозяина. Ношенная вещь может испортить постановку стопы ребёнка, так как она ещё в процессе формирования. Поэтому обувь лучше покупать новую, а не передавать от братьев и сестёр.

Здоровым детям для ношения в школе достаточно профилактической обуви, которая продаётся в каждом обувном магазине. Главное при выборе — это удобство и полная свобода движения в стопе. Если ребёнок говорит, что в туфлях удобно, как в тапочках, или он даже не чувствует их на ногах, то вы делаете всё правильно. Конечно, если у ребёнка диагностированы плоскостопие, косолапость или что-либо ещё, ему необходима ортопедическая обувь или специальные стельки, но это будет решать ортопед. Ваша задача — раз в один-два года приводить ребёнка на профилактический осмотр, чтобы не пропустить отклонений в развитии. Если всё в порядке, то носим только профилактическую обувь.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист

читать

1

Как отказ от прививки вредит здоровью ребёнка

Внедрение вакцин во всём мире помогло побороть многие опасные инфекционные болезни, которые вызывали пандемии и уносили большое количество жизней. Именно массовая вакцинация позволила остановить эпидемии чумы, оспы и других серьёзных инфекций. Сегодня некоторые заболевания, например, корь, снова начинают появляться в популяции в первую очередь из-за отказа от прививок. Разберёмся, разумно ли отказываться от вакцинации детей.

Что такое вакцинация

Под вакцинацией, или иммунопрофилактикой, понимают мероприятие, направленное на формирование иммунитета к определённой болезни. Впервые её провёл против оспы английский врач Эдвард Дженнер в 1796 году. Конечно, он был не первым, кто знал о том, что прививка, введённая в организм, даёт иммунитет от болезней. Но именно Дженнер предоставил научное обоснование эффективности вакцинации.

Сегодня по всему миру вакцины используют для предупреждения пандемий и эпидемий. У каждой страны свой перечень прививок в национальном календаре. Туда входят вакцины от самых распространённых инфекций в зависимости от географического расположения.

Почему нужно делать прививки

Вакцинация каждый год предупреждает около 3,4 млн смертей. Но тем не менее существует и антипрививочное движение, а родители детей всё чаще отказываются от профилактической вакцинации, что ведёт к уменьшению охвата прививками детской популяции. Чем меньше охват, тем больше вероятность появления случаев инфекционного заболевания, от которого делается прививка.

Охват прививками, то есть процент привитых хотя бы однократно от той или иной болезни, не должен быть ниже 95 % для детей до трёх лет и 97–98 % для пациентов старше трёхлетнего возраста. Именно к этим цифрам стремится Министерство здравоохранения РФ.

Всемирная организация здравоохранения даёт показатели охвата не менее 90 % для всех вакцин во всех странах. Такой процент иммунизации населения позволяет снизить распространение вакциноуправляемых инфекций среди всей человеческой популяции.

Сделав все прививки согласно календарю, вы защищаете своего ребёнка от тех заболеваний, которые могут привести к смерти, серьёзным осложнениям или инвалидности. Сегодня детей вакцинируют:

  • от туберкулёза;
  • гепатита В;
  • кори, краснухи, паротита;
  • полиомиелита;
  • гемолитической инфекции;
  • дифтерии, коклюша, столбняка;
  • пневмококковой инфекции;
  • гриппа.

Эти вакцины относятся к условно обязательным, которые каждый ребёнок должен получить, чтобы быть здоровым.

Почему родители отказываются делать прививки детям

Вакцинация пугает многих родителей по массе причин, но чаще всего из-за мифов о её вреде. В связи с ростом количества полностью или частично непривитых детей было проведено много научных исследований, показывающих наиболее частые причины, из-за которых родители отказываются от вакцинации:

  • боязнь поствакцинальных осложнений;
  • убеждённость в отсутствии риска заражения инфекционными заболеваниями;
  • недоверие к вакцинации;
  • предубеждение родителей против прививок;
  • здоровый образ жизни, который предрасполагает к естественному формированию иммунитета, то есть, по мнению родителей, детям полезнее переболеть;
  • нехватка знаний об иммунизации;
  • ошибочное мнение о том, что прививки вызывают аутизм (слухи про вакцину от кори, краснухи, паротита), рассеянный склероз (его якобы провоцирует прививка от гепатита В), отравление ртутью и другие мифы;
  • отсутствие вакцинации у родителей в детстве;
  • религиозные убеждения, по которым родители пишут отказ от прививок ещё в роддоме, не говоря уже о дальнейшей вакцинации на базе поликлиники;
  • частые болезни ребёнка;
  • сложная и запутанная схема вакцинации;
  • дезинформация в СМИ, недостоверные и ошибочные исследования некоторых авторов о проведении вакцинации и её осложнениях;
  • отсутствие высшего образования и низкий уровень жизни у родителей;
  • недостаточно эффективная пропаганда в пользу вакцинации от медицинских работников или её полное отсутствие;
  • социально неблагополучные семьи.

Это не весь перечень субъективных причин отказа от прививок. Немалую долю занимают и медотводы, когда ребёнок не прививается временно вследствие острого заболевания или имеются какие-либо патологии, вообще не позволяющие делать иммунизацию.

Могут ли врачи делать прививки без родительского согласия?

Нет, без согласия родителей врачи не имеют права делать прививки. Вакцинация является медицинским вмешательством, поэтому обязательно требует разрешения со стороны родителей, законного представителя или опекуна.

Как законно отказаться от вакцинации

Многие родители интересуются, обязательно ли делать прививки детям по закону. Если подходить с юридической точки зрения, вакцинация считается добровольным мероприятием, так как относится к инвазивным процедурам.

В случае, когда родители не желают делать ребёнку прививку, они могут написать письменный отказ. Для этого существует специальный бланк «Добровольное информированное согласие на проведение профилактических прививок детям или отказа от них». Документ оформляет родитель, законный представитель или опекун ребёнка. Но прежде чем подписывать его, стоит хорошенько задуматься о возможных последствиях этого шага.

К чему приводит отказ от вакцинации: страдает не только здоровье

Перед подписанием отказа медицинские работники должны разъяснить возможные последствия, которые прописаны в бланке. И не все они связаны с угрозой для жизни и здоровья малыша.

Если родители подписывают отказ, они согласны со следующими ограничениями:

  • некоторые страны не разрешают въезд на свои территории без защиты прививкой. Такое ограничение распространяется не только на взрослых, но и на детей;
  • ребёнка могут не принять в детский сад или школу, так как у него нет необходимого перечня прививок;
  • непривитого в будущем могут не взять на работу, особенно если она связана с обязательным проведением профилактической вакцинации.

А можно ли учиться без прививок?

Юридически пункт об отказе в приёме в детский сад или школу противоречит Конституции, которая говорит о праве ребёнка на образование. Если подать в суд на учреждение, которое отказывается принять непривитого ребёнка, можно выиграть дело и в итоге всё-таки попасть туда. Такие случаи в нашей стране были, и не один.

Юридически антипрививочники правы. Вот только ребёнок не будет защищён от опасных заболеваний. Помимо этого, он поставит под угрозу здоровье сверстников, например, увеличит шансы заболеть тех, кому вакцинация противопоказана из-за состояния здоровья. А если возникает эпидемия какого-либо заболевания, от которого ребёнок не прививался, ему придётся сидеть дома на карантине, сколько потребуется.

Есть и другие нюансы, о которых стоит знать.

При отсутствии у ребёнка пробы Манту от родителей в образовательном учреждении потребуют заключение фтизиатра о том, что малыш не болен туберкулёзом. Накануне приёма ребёнку придётся сделать рентгенографию лёгких.

В детских садах часто делают прививку от полиомиелита, после которой привитый ребёнок выделяет вирус. Через немытые руки инфекция передаётся другим детям, но если все в коллективе получили вакцину, никаких проблем не возникнет, так как у всех есть иммунитет. А теперь представьте, что будет, если в группе есть малыш, который не был привит от заболевания. Он может довольно тяжело переболеть, получив серьёзные осложнения. Именно поэтому непривитого от полиомиелита ребёнка при проведении вакцинации изолируют от группы на два месяца.

Противопоказания к вакцинации

Все доктора рекомендуют делать профилактические прививки. Они помогают защитить конкретного ребёнка и всю популяцию в целом, так как сдерживают вспышки инфекций за счёт оптимального процента привитых.

Однако бывают случаи, когда провести вакцинацию невозможно по вполне объективным причинам. К противопоказаниям относятся:

  • для всех вакцин: тяжёлые проявления аллергии или поствакцинальных осложнений, иммуносупрессия (сильное снижение иммунитета, вызванное лекарственными препаратами или злокачественной опухолью), первичный иммунодефицит, беременность (для девочек-подростков), вес ребёнка при рождении меньше 2 кг;
  • для прививки от туберкулёза (БЦЖ): вес при рождении менее 2 кг, келоидный рубец, в том числе после предыдущей дозы;
  • для вакцины АКДС: прогрессирующие болезни нервной системы, афебрильные судороги в анамнезе;
  • для живых и комбинированных вакцин от кори, краснухи и паротита: тяжёлые формы аллергических реакций на аминогликозиды, анафилактические реакции на яичный белок (кроме краснушной);
  • для прививки от гепатита В: аллергическая реакция на пекарские дрожжи.

Иммунопрофилактика, или вакцинация, — это величайшее изобретение человечества. Она спасает миллионы детских жизней, предупреждает развитие инфекционных заболеваний и их осложнений, защищает от онкологии, а также играет роль в обеспечении активного долголетия. Особенно важно вакцинировать детей до пяти лет, так как именно этот возраст очень уязвим к инфекционным заболеваниям. Делайте прививки с рождения в соответствии с национальным календарём. Защитите своих детей на всю жизнь. Вакцинация в нашей стране проводится бесплатно. Вам нужно только дать согласие.

Будьте бдительны, здоровья вам и вашим детям.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист.

читать

0

Сентябрь — это самый щедрый, самый яркий месяц в году. Какое разнообразие всевозможных овощей он дарит нам, не только украшая наши столы вкусными блюдами, но и вдыхая в нас здоровье и энергию. В начале сентября идёт самый активный сбор овощей, целыми семьями выезжают собирать картошку, морковку, свёклу, баклажаны, перец. В этот день хозяюшки всей страны закрывают овощи в виде вкусных заправок и салатов, запасаясь продовольствием на целую зиму.

читать

0

Перфекционизм: когда нет права на ошибку

Кто такие перфекционисты? Какие типы перфекционизма выделяют психологи? Как бороться с перфекционизмом?

Что такое перфекционизм?

Перфекционизм – черта личности или образ мышления, когда мы считаем, что идеал может и должен быть достигнут. Человек с перфекционизмом уверен, что идеал есть во всех сферах жизни, что есть некий правильный способ поступить в той или иной ситуации.

В патологической форме перфекционизм – убежденность, что только идеальный результат имеет право на существование.

Перфекционизм может распространяться на все сферы жизни или быть ярко выраженным только в одной из них. Бывает, что перфекционизм распространяется только на работу или, например, родительство. Но чаще он затрагивает все сферы жизни.

Главное правило перфекционизма: «Все, что не идеально, – неприемлемо». Оно выражается в чувстве стыда и вины, когда человек делает что-то не так.

Например, вы написали диплом, но, вместо того чтобы радоваться этому, думаете, где могли допустить ошибку. Важно помнить, что при перфекционизме идеал недостижим.

Американский психиатр Дэвид Бернс так определяет перфекционистов: «Люди, которые стараются бесконтрольно и безустанно достичь невозможных целей и измеряют свою значимость только в плане продуктивности и достижений».

Четыре основных типа перфекционизма

1) Перфекционизм, ориентированный на себя, выражается в резкой самокритике. Такие люди ждут идеальных результатов от самих себя, ждут, что их деятельность будет идеальна.

Это чувство, когда человек постоянно считает, что он недостаточно хорош, и когда он постоянно ищет собственные ошибки.

2) Второй тип перфекционизма – перфекционизм, ориентированный на других. Он выражается в завышенных требованиях к окружающим, когда вы считаете, что все должны соответствовать вашим стандартам.

Если перфекционизм, ориентированный на себя, ведет к подавленности, то перфекционизм второго типа ведет к злости и раздражению, поскольку вы постоянно замечаете ошибки других людей. Конечно же, это сказывается на отношениях.

3) Социально предписанный перфекционизм – это тоже требования к себе, только вам кажется, что другие люди ждут от вас чего-то значительного, и вы должны соответствовать их требованиям, а не своим собственным. Часто это правда, когда вы не можете получить должность, если не соответствуете требованиям (к внешности, например).

Бывает, что требования родителей завышены, и дети, выросшие в таких семьях, постоянно склонны думать, что они «не дотягивают». Такие перфекционисты также склонны к подавленности и депрессии.

4) Последний тип – экзистенциальный перфекционизм. Он тоже близок к перфекционизму, ориентированному на других, но здесь требования идут не к людям, а к самой жизни. Это чувство, что жизнь должна быть правильной и хорошей. Мир должен быть справедливым.

Это выливается в раздраженную критику в адрес всего, что вас окружает: «Почему люди не такие? Почему мир не такой?». Это почва для постоянного расстройства. Парадокс: чем комфортнее становится жизнь, тем больше требований к ней.

Перфекционизм, ориентированный на других, выливается в раздраженность и чувство вины. Также перфекционизм может стать причиной РПП (расстройство пищевого поведения), поскольку нам навязывают представления об идеальных телах.

Мышление перфекциониста характеризуется тремя вещами:

1. Высокий уровень требований.

2. Внимание фокусируется на ошибках и недостатках.

3. Высокий уровень критики и самокритики.

Как оценить стандарты?

1. Выполнимость стандартов: «Можно ли достичь этой цели?». Например, в обществе принято мыть руки, это гигиенично. Эта цель выполнима.

2. Выгода: «Что я приобретаю от соблюдения стандартов?». Что мы приобретаем от мытья рук или принятия душа каждый день? Общественно приемлемый внешний вид, отсутствие критики со стороны других людей или затрачиваемых нервов на мысли вроде: «Почему они на меня смотрят? Сейчас меня спросят: “А когда ты мылся в последний раз?”».

3. Цена: «Что я теряю?». Помыть руки или принять душ отнимает какое-то время, но цена полностью оправдана выгодой.

4. Гибкость: «Могу ли я изменить стандарты?». Например, в походе невозможно принимать душ ежедневно. Можно изменить стандарты и взять с собой влажные салфетки.

Цена слишком велика: вы стираете руки в кровь и начинаете спускать зарплату на медицинские средства, чтобы залечить это. Изменить свои стандарты становится невозможно – вы всегда будете недовольны результатом.

Последствия перфекционизма

Цена перфекционизма – это, во-первых, несоразмерные затраты сил. Второе последствие – дела остаются недоделанными. Мы вкладываем много сил в работу на начальных этапах и не можем закончить.

В руководствах вроде «Как написать книгу» всегда встречается один и тот же совет: «Начните делать хоть как-нибудь». Нельзя сразу делать идеально.

Также ухудшается качество выполнения задачи. Из-за высоких стандартов к концу работы не остается сил. Снижается самооценка, появляется тревожность. Не получается отдохнуть, даже к самому отдыху начинают предъявляться требования: я отдыхаю плохо, потому что лежу в выходные дома, а все ездят на шашлыки.

На самом деле 99 % «всех» проводят свободное время точно так же, как вы.

И, конечно же, прокрастинация. Есть даже термин «перкрастинация» – когда не получается делать ничего, потому что страшно сделать не идеально. Как говорилось ранее, нужно делать как угодно. В крайнем случае, ставить себе таймер минут на 10 и заставлять что-то делать, как получится.

Где проявляется перфекционизм?

1. Работа и учеба. Можно не заметить самого важного, если сосредоточиться только на деталях. Нужно задать себе вопрос: «Что важнее всего сделать прямо сейчас?» и отталкиваться от этого.

2. Родительство, семья. Больше всего этому подвержены матери. Им кажется, что нужно быть и хорошим родителем, и отличным работником, и держать себя в форме, успевать на йогу и т. д. Родительство никогда не было таким тяжелым, как сейчас. Важно иногда, как и с работой/учебой, провести базовый чек-лист: жив ли ваш ребенок? Сыт ли он? Собран ли портфель? И иногда стоит на этом остановиться.

3. Дружба и отношения. Сейчас в Сети распространяется правильная информация о реальных отношениях – о том, что они не бывают идеальными. Становится популярной парная психотерапия. Точно так же в дружбе и отношениях повышаются требования. Важна гибкость, умение прощать некоторые вещи.

4. Здоровье и внешность. Важно понимать, что распространенные стандарты красоты: а) искусственны и недостижимы (как минимум без хирургического вмешательства); б) постоянно меняются. Погоня за ними может навредить здоровью.

5. Организованность и порядок.

6. Общение, разговор.

Как справиться с перфекционизмом?

Научиться прощать себя, начать замечать свой перфекционизм.

Во-первых, опишите, в чем проявляется ваш перфекционизм. Например, если вы заметили, что отправление отчетов занимает слишком много времени, потому что вы многократно всё перепроверяете или долго подбираете шрифты.

Во-вторых, подумайте, что стоит за вашим перфекционизмом? Например, страх, что ваш отчет может содержать ошибки и коллеги будут над вами смеяться. Какие убеждения вами движут? Может, учителя в школе придирались к вашим работам. Или коллеги с прошлой работы.

Оцените за и против. Вы два дня делаете отчет. Два дня нервничаете, постоянно отвлекаетесь на соцсети, в итоге отправляете отчет с ошибками, шеф ругается, и вы боитесь приступить к следующей работе.

Что вы теряете? Два дня свободного времени. Важно оценить, сколько вреда и пользы приносит ваш перфекционизм. Конечно, если вы инженер или хирург, нужно быть предельно внимательным, и каждая ошибка может стоить дорого. Но в менее опасных занятиях перфекционизм только мешает.

Меняйтесь. Не нужно меняться радикально, сделайте маленький шаг. Например, перепроверьте отчет не 10 раз, а 2. Посмотрите, заметит ли ваш начальник разницу (вряд ли).

И снова оцените ситуацию. Стало ли лучше? Если стало хуже, подумайте, как можно избегать перфекционизма по-другому. Делайте маленькие шаги, которые приведут к более глобальным изменениям.

И последнее. Напоминайте себе, что мир не идеален, люди не идеальны. Если вы постоянно думаете «А вот все...», тут же начните перечислять, кто эти «все».

Если вы перфекционист, вы не плохой человек. Относитесь к себе с сочувствием. От перфекционизма в какой-то степени страдают все. Чтобы справиться с этим, начните делать себе маленькие поблажки.


читать

0

Многоликая агрессия: как защитить себя и близких

Мы встречаем агрессию всюду: в СМИ и соцсетях, в магазинах и в транспорте, на улице и, самое страшное, - в семьях. Последнее особо актуально сейчас, в период долгой вынужденной самоизоляции миллионов россиян. Взрослые и дети постоянно находят поводы для ссор, устают друг от друга и копят обиды. Для того, чтобы справиться с этой проблемой, необходимо понимать сам механизм агрессии. Это поможет принимать верные решения в сложной ситуации и выстраивать коммуникации в конструктивном русле.

Что же такое агрессия?

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу.

Важно различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда. Агрессивность - это устойчивая черта личности, для которой характерны готовность к агрессии и склонность воспринимать поведение другого как враждебное. Мы не будем обсуждать агрессивность. Вряд ли эта статья поможет человеку справиться с этой чертой характера. Тут необходима помощь узкого специалиста (психиатра, психотерапевта, психолога) и, самое главное, - признание того факта, что такая черта характера имеется, и что она значительно осложняет жизнь и самому человеку, и его близким.

Возвращаясь же к самому понятию «агрессия», давайте попробуем заглянуть в ее суть.

Слово происходит от латинского «aggredi» - нападать. Это порыв, движение. С психологической точки зрения, агрессия – это выброс атакующей энергии.

Как она проявляется?

Порой ее трудно распознать: бывает, что человек, вроде бы, не сделал нам ничего плохого, а неприятные ощущения от общения остались. Скорее всего, в основе этого контакта лежал агрессивный импульс, тщательно под что-то замаскированный: под заботу, под «искренний» интерес и даже под сочувствие.

Но в большинстве случаев проявление агрессии носит явный характер. Спектр проявлений достаточно широк:

- Припадки и истерики

- Агрессивные жесты

- Ворчание, ругательства

- Унижение и попытки пристыдить

- Сарказм и оскорбление

- Объявление бойкота и игнорирование

- Злорадство

- Фантазии о насилии

Агрессия может быть направлена и на самого себя в таких формах, как:

- Осуждение самого себя

- Повреждение своего тела (преднамеренные царапины, порезы)

- Мысли о самоубийстве и, как крайняя степень самоагрессии, - самоубийство.

Это все - на поверхности. Но каковы же корни любого агрессивного поведения?

Из-за чего возникает агрессия?

В основе агрессии лежит фрустрация. Фрустрация - это базовая эмоция (как бы прописанная в наших «базовых» настройках), которая возникает, когда что-то идет не так или что-то не получается, когда наши желания не удовлетворяются. Фрустрация не требует задействования коры головного мозга, самой юной части нашей психики, в которой «живут» логика и самоконтроль, потому что исходит из лимбической системы - более древней части, в которой «живут» наши эмоции. Все млекопитающие испытывают фрустрацию.

Хочется есть, но нет возможности сделать это прямо сейчас? Хотелось любви и ласки, а муж взглянул сурово? Хотелось тишины, а дети затеяли громкий спор? Хочется на море в отпуск, а тут не знаешь, на что купить продуктов завтра? Считаешь себя хорошим человеком, но почему-то не уступил место старушке в трамвае, и теперь мучает совесть? Результат один: мы чувствуем фрустрацию.

Дальше может быть несколько вариантов развития событий.

Сценарии для фрустрации

Первый вариант конструктивного сценария - вы свою эмоцию услышали, дали место и время грусти, обиде, разочарованию, негодованию, гневу и даже ярости. Вы признали, что испытываете этот горький коктейль из чувств, и попробовали изменить ситуацию (например, проговорили чувства, каким-то образом позаботились о себе). В таком случае произойдет разрядка, эмоция потеряет энергию и силу.

Второй вариант конструктивного сценария подходит в том случае, когда изменить ситуацию мы не можем и энергия фрустрации идет дальше, требуя выхода. Здесь очень важным становится переживание и принятие тщетности: иногда нужно просто смириться с ситуацией. Прямо сказать себе: «Все мои усилия и переживания тщетны, это очень разочаровывает и злит меня». Дайте себе возможность выплакать эти чувства (чувства-это осознанные эмоции). В психологии развития есть замечательное понятие: «слезы тщетности». Наблюдая за маленьким ребенком, можно несколько раз на дню увидеть эти слезы: вот малыш что-то страстно захотел, например, съесть сладкое перед обедом или засунуть палец в розетку. Мама этого ну никак не может ему позволить. И вот ребенок начинает громко рыдать. Сначала внимательный родитель услышит в этих слезах горькую обиду, злость, а то и ярость (энергия фрустрации требует разрядки). Взрослые по-разному могут реагировать на эти слезы: кто-то будет винить, стыдить и запрещать, кто-то проигнорирует. Если рядом с малышом есть зрелый взрослый, который не «разрушается» от детских слез, который может их вынести, то ребенку очень повезло.

Такой взрослый возьмет его на руки, обнимет и даст возможность выплакаться в любящих, надежных руках. И тут можно заметить, как слезы обиды и злости сменяются «слезами тщетности»: в этот момент малыш смиряется и происходит адаптация-приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

В случае негативного сценария энергия фрустрации, которая не нашла выход ни в изменении ситуации, ни в переживании тщетности и адаптации, потечет дальше, она будет расти, накаляться и превратится в агрессию. Да, бывает так, что эта яростная энергия нам необходима, чтобы защитить себя и своих близких. Но в большинстве ситуаций она просто сливается потоком ругани и негатива на голову более слабого, более уязвимого и не представляющего опасности человека. Как правило, таким «помойным ведром» для слива эмоций становятся наши дети или пожилые родители.

Теория «разбитых окон» в соцсетях

Хочу поделиться с вами интереснейшей теорией «разбитых окон» и своими мыслями на ее счет. Теорию сформулировали в конце прошлого века американские социологи Джеймсон Уилсон и Джордж Келлинг. Название происходит от типичного примера действия теории: «Если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна». Попустительство общества к мелким правонарушениям - выбрасыванию мусора в неположенных местах, нецензурным надписям на заборах и стенах, вандализму, публичному пьянство и прочему - провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьезных преступлений. Психологический механизм такой провокации заключен во фразе: «Если другим можно, почему мне нельзя?»

Теория неоднократно подвергалась критике, но и эксперименты ученых-исследователей, и мой личный опыт подтверждают ее правдивость. Я замечала, как красивый, ухоженный двор может превратиться в заброшенное, удручающее, а порой и просто опасное место. А начнется эта деградация с похабной надписи на стене, которую никто не стер, или с разбитого окна в одной неблагополучной квартире.

К чему я веду? Позволю себе вольность предположить действие этой теории и в соцсетях. Стоит появиться одному негативному комментарию к посту или статье, как на автора обрушивается шквал чрезвычайно ценных мнений, высказанных в очень грубой форме. Все, снежный ком агрессии запущен, и есть опасность, что он превратится в лавину, не щадящую никого на своем пути.

Друзья, давайте повышать уровень своей культуры! Хорошие фильмы, глубокие книги, трогающая душу музыка нам в помощь. Давайте развивать осознанность - это не просто модное слово, а необходимое условие истинной зрелоси и настоящего счастья проживать всю полноту жизни. Понимание и принятие своих эмоций, умение различать ситуации, в которых мы можем что-то изменить и с которыми нам нужно просто смириться. Внимание к себе. Наполнение внутренних энергетических резервуаров и предупреждение ситуаций, когда усталость валит с ног. Умение оставлять свое очень ценное мнение при себе, понимая, что оно может спровоцировать злость и агрессию. Давайте начнем с себя!

В завершение хочу поделиться с вами способами цивилизованного проявления агрессии. Мы - существа вербальные, и о нашей фрустрации мы можем говорить, по адресу направляя претензии. Если адресат недосягаем или ваша откровенность небезопасна, есть множество других вариантов реализовать атакующую энергию: бокс, бег, прыжки на скакалке или батуте, битье подушки, громкое пение, игра на музыкальных инструментах, энергичные танцы. Однажды мы с сыном по рекомендации психолога с упоением крушили молотком пластиковые упаковки от яиц. Отлично расслабляет, надо сказать.

Наталья Безкорсая

читать

0

Игры, в которые с нами играют

За свою жизнь каждый человек примеряет на себя множество ролей. И мы с детства учимся играть их правдоподобно, эффектно и согласно ситуации. В этот момент мы воздействуем на людей, а они, в свою очередь, воздействуют на нас. Это игра, которая проживается по определённым правилам. Они понятны, и мы их осознаём.

Но иногда бывает наоборот. Тогда мы оказываемся втянутыми в чью-то игру против своей воли с помощью манипуляции. В этом случае на человека оказывают целенаправленное воздействие. Цель, которую преследует манипулятор, – управлять другим, навязав действия, которые человек сам не выбирал и вынужден совершать их в ущерб себе и против своей воли.

Чаще всего с манипуляцией мы сталкиваемся в собственной семье и на работе – там, где проводим больше всего времени.

Домашние игры

Манипуляциям в семье подвержены все члены. И использовать этот метод воздействия на других могут не только взрослые, но и дети. Важно понимать, что манипуляциям они учатся у нас.

Дети наблюдают за взрослыми и видят в таком поведении способ адаптации и вариант построения отношений в семье и социуме.

Основные виды манипуляций в семье:

Непрошеные советы: «Я бы на твоём месте...», «Рожать тебе пора», «Тебе надо похудеть» и т.д. Согласитесь, мало кто не слышал что-то подобное.

Деструктивная критика: «Что ж ты за мать такая», «Бред какой-то несёшь», «Не повезло твоему мужу с женой». Данный вид критики не несёт поддержки и информации, которая могла бы помочь понять, на что нужно обратить внимание и как исправить ситуацию. Она вводит в состояние растерянности и заставляет чувствовать собственную никчёмность.

Вина. К сожалению, в большинстве случаев понятия «чувство вины» и «чувство долга» перемешались друг с другом. Из-за этого вина стала частым инструментом для манипуляции в семье. «Я отдала тебе лучшие годы своей жизни» – и таким образом партнёр уже «задолжал» несколько лет. «Мы тебя вырастили, а ты...» – всплывает неоплатный долг ценою в жизнь, который, согласитесь, невозможно отдать. «Я в тебя так верила, а ты разочаровал меня» – и тут человек должен как-то вернуть веру и желательно очаровать. Очень часто результатом подобных манипуляций становится страх и безысходность.

Пристыжение: «Как тебе не стыдно», «Что люди скажут» и т.д. Результатом таких фраз может стать повышенное чувство тревоги и неуверенность в себе.

Карьерные игры

Человек находится на пике продуктивности десять часов в сутки. И это время мы, как правило, проводим на работе, где разворачивается настоящая ярмарка манипуляций. К тем видам, которым человек подвергается дома, прибавляются новые версии. Причём манипуляторы, надо сказать, обладают очень острым нюхом. Для своих игр они используют желания, чувства и свойства личности, присущие почти каждому человеку. И удивительно точно выбирают момент, чтобы стрела манипуляции попала в цель. Какие это желания, чувства и свойства? Сейчас разберём.

Желание казаться значимым. Это нормальное чувство. Каждый хочет побеждать и расти. У кого-то это получается, у кого-то не очень, а иногда не получается совсем. В тот момент, когда человек потерпел фиаско, он больше всего подвержен управлению. И тогда манипуляторы стараются всеми возможными способами продемонстрировать его незначительность: «Надеюсь, твоего образования достаточно, чтобы нарисовать хотя бы таблицу», «До тебя с этой задачей справлялись быстрее».

Порядочность. Порядочный человек чётко знает, что хорошо, а что плохо. Когда манипулятор упрекает его в непорядочности, он часто испытывает растерянность, смущение и желание оправдаться. В такой момент и управлять им становится намного проще: «Сомневаюсь, что вы самостоятельно справились с этим», «Порядочные люди так не поступают».

Страх. Все люди испытывают страх, и у каждого он свой. Страх формируется в детстве, когда родители пугают своих детей, добиваясь послушания и стараясь обезопасить ребёнка. Но не всегда это приводит к осторожности. Чаще – к повышенной тревожности. И это играет на руку манипуляторам, которые применяют угрозу как инструмент управления.

Проявляться манипуляции на страхе могут по-разному. Это и коллега, намекающий на недовольство шефа в вашу сторону, и рассказ о том, что обычно тут надолго не задерживаются. Тут и угроза увольнением, и заявления о том, что незаменимых не бывает. Всё это манипуляторы часто применяют в рабочее время, что приводит к нарастанию тревоги у жертвы, эмоциональному истощению и снижению качества работы.

Желание соответствовать. Манипулятор искусно играет на достоинствах людей: «Кто, если не ты!», «Ты лучший в этом деле», «Лучшего профессионала в нашем офисе нет». В результате человек изо всех сил старается соответствовать и делает то, что не входит в его обязанности, или больше, чем должен. Как правило, вскоре он начинает разочаровываться в себе, чувствует вину и профессиональное выгорание.

Как быть, если вами манипулируют?

Конечно, видов и вариантов манипуляции значительно больше. Но сегодня мы рассмотрели основные, с которыми хоть раз в жизни, но сталкивался каждый человек.

Зная, какие фразы используют манипуляторы, вы легко распознаете попытки втянуть вас в нечестную игру. А распознав, сможете себя защитить и не поддаться на провокацию:

  1. Замечайте, наблюдайте, фиксируйте и выявляйте приёмы, способы и уловки манипулятора.
  2. Если вы заметили, что вами пытаются манипулировать, тут же сообщите манипулятору, что заметили его действия.
  3. Прямо скажите, что использовать подобные приёмы в ваш адрес не стоит, так как их смысл вам понятен.
  4. В момент манипуляции отслеживайте свои эмоции и следите за дыханием. Старайтесь глубоко дышать животом, удлиняя выдох.

Помните, манипуляторы очень трусливы. Поэтому не бойтесь давать им отпор. Обычно одной фразы будет достаточно, чтобы защититься от дальнейших попыток управлять вами.

Влада Олейник, психолог, системный семейный терапевт, сексолог

читать

0


Ученые из Университета Северной Каролины разработали новое вещество, при помощи которого они надеются обеспечить сохранность ДНК для использования ее в качестве базы «биологического компьютера». ДНК обладает внушительной емкостью — всего одна клетка может содержать в себе 800 Мб данных. Вырастить в лаборатории биомассу, которая могла бы стать самым большим хранилищем информации в мире, уже тоже не сложно. Но ДНК весьма уязвима, особенно при постоянном взаимодействии с ней.


Новое вещество получило название «дендроколлоид», это полимерная структура в виде центрального «ствола» и ответвляющихся от него нановолокон. Она служит каркасом, на котором безопасно размещается ДНК, причем морфология структуры такова, что она обладает огромной площадью поверхности. Благодаря этому не нужно жертвовать плотностью хранения данных и она достигает 10 петабайт на кубический сантиметр.


Для долгосрочного хранения данных ДНК подвергается высушиванию, а для работы с ней проводят регидратацию. ДНК без защиты выдерживает до 60 таких циклов, а с дендроколлоидной защитой — уже 170. При температуре 4℃ период полураспада молекулы составит 6 тыс. лет, а при заморозке до -18℃ — до 2 млн лет.


Помимо сохранности ДНК ученые работают и над методами управления ею — например, учатся копировать, записывать и удалять данные при помощи РНК для имитации работы жесткого диска. Управление с помощью ферментов позволяет реализовать в ДНК простейшие вычисления. В частности, ученым уже удалось научить эту систему решать некоторые шахматные задачи и разгадывать судоку.

Источник — North Carolina State University


По материалам Ⓒ Техкульт

читать

0

Семейный кризис: пройти без последствий


Кризис – это переломное состояние, при котором существующие средства достижения целей перестают работать. Семья похожа на организм, который растёт, развивается, приобретая как новые возможности, так и дефициты. За время своего существования она переживает несколько переломных моментов. Часто они совпадают с возрастными кризисами самих партнёров.

Сближение или конфликт

В эти периоды отношения в семье проходят через ряд изменений. Партнёры находятся в состоянии, когда «как раньше жить мы уже не можем, а по-новому ещё не умеем». Тогда они могут ещё больше сблизиться, укрепив отношения, или отдалиться, что усугубит конфликтную ситуацию. Тогда проживание кризиса осложняется, и дальнейшее существование семьи может быть под угрозой.

В основе любого кризиса всегда лежит три составляющие:

  • конфликт между потребностями, желаниями и возможностями, «хочу одно – могу другое»;
  • недостаток информации о возможных способах разрешения ситуации;
  • личностная предрасположенность, которая зависит от особенностей воспитания, моделей поведения, принятых в семьях партнёров, а также негативного опыта общения в прошлом и дефицита социальных навыков.

Вся жизнь борьба?

Самый первый кризис – это период пресыщения. Как правило, с ним молодая семья сталкивается в первый год совместной жизни. Магия разрушается, партнёры всё больше познают друг друга, снижается накал страстей. В этот момент появляется потребность в уединении и личном пространстве. Непонимание и недосказанность приводят к тому, что партнёры начинают ощущать недостаток поддержки.

Второй кризис – это рождение ребёнка. Важно понимать, что во время появления каждого следующего ребёнка семья проживает переломные моменты, и фраза «там, где один, там и два» хороша лишь в теории. Безусловно, дети – это всегда радость и развитие, но вместе с этим меняются роли партнёров, увеличивается нагрузка и ответственность. Дети, являясь частью семьи, как и другие её члены, влияют на появление, течение кризиса и способы его проживания.

Следующий критический момент наступает в период от трёх до пяти лет совместной жизни и длится, как правило, год. Именно в этот период исчезает романтика, а контраст между «букетно-конфетным периодом» и бытом становится особенно ярким. Пропадает влюблённость, появляются расхождения во взглядах на жизнь и её восприятие.

Период семи лет называется кризисом однообразия и считается самым сложным в семейной жизни. Это время наполнено усталостью обоих супругов. Иногда на первый план выходят сексуальные проблемы, которые ранее не были заметны из-за присутствия романтики и активной жизни. Переломный момент в отношениях обостряется, если оба или один из партнёров находит «решение» в отношениях на стороне.

Следующий кризис, как правило, совпадает с кризисом среднего возраста у супругов. Наступает он в период с 10 до 14 лет совместной жизни. Проявляется в виде разочарования в жизни: «всё, что прожил, всё зазря». Часто в этот момент люди обесценивают достижения, пересматривают жизненные ценности и принципы.

Кризис с 15 до 17 лет совместной жизни называют синдромом опустевшего гнезда. Дети вырастают, уходят из семьи, и супруги остаются один на один друг с другом. Привычные модели поведения, связанные с присутствием ребёнка, не работают, и партнёры могут ощущать одиночество.

И последний кризис, о котором я хочу рассказать сегодня, это период между 17 и 25 годами совместной жизни. Он может продолжаться несколько лет и проявляться в виде страха старости и переживаниями из-за того, что многое не прожито и пока не поздно, надо успеть всё. В этот момент отношения между партнёрами уже настолько тесные, что больше напоминают дружбу или соседство.

Партнёрам важно общаться!

Кого-то может испугать такое количество кризисов. Но это нормальный процесс развития семьи. Важно пройти через них, не разрушив отношения и себя. И главным является понимание того, что кризис наступил или наступит в ближайшее время. Тогда происходящее станет более понятным.

Если в ближайшее время ожидается смена ролей (рождение ребёнка или его уход из семьи), подготовиться к этому лучше заранее, обсудив обязанности, ответственность, дальнейшие действия и возможные трудности. Основные действия в паре – это поддержка друг друга и взаимопонимание.

Одна из основных моделей поведения, принятых в семье, – это уход в себя и игнорирование супруга. Такой способ прохождения кризиса и разрешения проблемы совершенно непродуктивен. Необходимо спокойно и взвешенно сообщать партнёру о своих чувствах, мыслях, о реакции на его/её действия. Через такие экологичные сообщения мы даём обратную связь и можем изменить собственное восприятие ситуации, снизив накал эмоций.

Важно не только слушать, но и слышать партнёра. Не только высказаться, но и дать сказать партнёру. Также рекомендую во время сложных ситуаций обратиться за помощью к семейному психологу. Благодаря профессиональной помощи вы найдёте общий язык и поймёте потребности друг друга. А вот включать в конфликт третьих лиц – детей, родителей, друзей и знакомых – не стоит.

В течение совместной жизни сохраняйте и уважайте личное пространство друг друга, но также проводите вместе время и вместе занимайтесь чем-то. Вспомните, что любите, что вдохновляет вас и партнёра, возможно, сейчас самое время посетить театр, кино, прогуляться вместе, приготовить опять-таки вместе любимое блюдо.

Помните, что стремление раствориться в партнёре – это не любовь, а зависимость. Развивайтесь, находите совместные и раздельные интересы, не ограничивайте себя разговорами о детях.

Ссориться надо правильно

Кризисы неминуемо приводят к конфликтам и ссорам. В такие острые моменты стоит быть особенно внимательными, как бы ни захлёстывали эмоции. Потому что любое неосторожное слово ложится на благодатную почву, что может привести к разрастанию конфликтной ситуации.

Во время ссор соблюдайте основные правила:

  • не критикуйте друг друга при свидетелях. Все обсуждения и выражение недовольства высказывайте наедине;
  • проявляйте доброжелательность. Помните: партнёр не враг, а человек, которого вы выбрали;
  • сохраняйте ровный тон, не переходите на крик. Вас не будут слышать лучше, если вы кричите;
  • важно не только критиковать, но и говорить о своей любви, благодарности;
  • сначала выслушайте объяснения, стараясь услышать потребность партнёра;
  • не ищите крайнего, а старайтесь вместе прийти к решению, не обвиняя друг друга;
  • говорите о чувствах и поступках без критики. Например: «Когда ты задерживаешься, я чувствую беспокойство и волнение» вместо: «Ты опять опоздал, потому что тебе плевать на меня!»

Также рекомендую к прочтению книги о семье прекрасного семейного психотерапевта Вирджинии Сатир, в них вы найдёте много важного и интересного для себя и своих отношений.

Будьте счастливы!

Влада Олейник, психолог, системный семейный терапевт, сексолог

читать

0

Ревность – конец отношений или начало доверия

Ревность – это не отдельная эмоция, а симбиоз чувств. Страх, злость, стыд, беспомощность, волнение, безысходность, гнев – вот стандартный «букет» эмоций, из которых она состоит. Но в основе лежит всё-таки страх. Мы боимся потерять чувства и состояния, которые испытываем во время отношений, а ещё боимся потерять свою уникальность для партнёра.

ТОП непрошеных советов

В социуме отношение к ревности разное. Одни считают это чувство пережитком прошлого и стыдятся его. Другие, наоборот, считают ревность основой любви, без которой не будет ценности отношений. Такие порой даже специально пытаются спровоцировать ревность партнёра.

Ревнуют не только любимых, но и родителей, детей, друзей, коллег и даже животных. Кстати, а вы знали, что самыми ревнивыми представителями животного мира являются собаки, за ними идут кошки, а потом птицы?

Многие пытаются понять причины возникновения этого чувства и вывести формулу, которая позволит от него избавиться.

Но часто эти попытки приводят к выводам, которые слишком далеки от истины. И скорее носят характер непрошеных советов. Например, таких:

  • ревность из-за низкой самооценки. Не всегда низкая самооценка является источником ревности, а высокая – гарантией всепринятия;
  • если не думать о ревности, она быстро пройдёт. Чем больше мы стараемся о чём-либо не думать, тем чаще и дольше эти мысли будут нас посещать. Задача – принять их, а не пытаться исключить любой ценой;
  • просто надо научиться доверять. Ревность – это не всегда отсутствие доверия. Да и заставить себя чувствовать доверие по заказу невозможно;
  • надо мыслить позитивно. Конечно, надо! Но вот испытывая много сильных эмоций сразу, человек не может мыслить позитивно. И это нормальная реакция;
  • ревновать нельзя. Любой человек имеет право на ту эмоцию, которую он испытывает. Запрет на чувство – это обесценивание, которое порождает увеличение тревоги.

Если ревнуете вы…

Помните, что жизнь в таком состоянии похожа на замкнутый круг. Потому что ревнивые стратегии отпугивают партнёра. А тогда чувства беспокойства, тревоги, безысходности будут только расти. Ревнующий с удвоенной, а то и с утроенной силой начнёт контролировать, допрашивать, искать доказательства, дистанцироваться, вызывать ответную ревность, обижаться и/или угрожать разрывом.

В основе такого поведения лежит предвзятое мышление и суждения, которые искажают смысл и действительность, приводя к нарастанию недоверия и обесценивания всего позитивного в отношениях. Существует 12 самых распространённых суждений, которые порождают ревность:

  1. Долженствование. События интерпретируются с точки зрения того, какими они должны быть: «мы должны жить вечно и умереть в один день». Хотя их нужно просто проживать.
  2. Поиск негатива. Исключение положительных моментов и фиксация на отрицательных: «мы поссорились, значит, наши отношения обречены».
  3. «Чтение» чужих мыслей. Вы уверены в том, что знаете, о чём думает партнёр или другие люди: «я уверена, ты всё время думаешь о ней».
  4. Чрезмерное обобщение. Постоянная ориентация на неудачный опыт или негативную ситуацию: «все мужчины изменяют и, в этих отношениях будет так же», «моя бывшая девушка со всеми флиртовала, все они такие».
  5. Прогнозирование негативного будущего. Видение будущего негативно: «всё равно расстанемся, это вопрос времени».
  6. Навешивание ярлыков. Присвоение себе и окружающим негативных качеств: «я какой-то неудачник».
  7. Катастрофизация. Убеждение, что если что-то произойдёт, то оно будет невыносимо ужасным: «если мы расстанемся, я умру».
  8. Дихотомическое мышление. Стратегия «всё или ничего»: «если мы ссоримся, то это не любовь».
  9. Обвинение. Уверенность в том, что один человек является источником всех проблем, отказ взять на себя ответственность за изменения жизни: «всё из-за того, что она не интересуется мной».
  10. Обесценивание позитива. Позитивное восприятие отношений или чувств партнёра кажется банальным: «даже если всё хорошо и сейчас она меня любит, это ещё ни о чём не говорит».
  11. Принятие всего на свой счёт. Воспринимать всё сделанное партнёром специально для вас: «он задерживается на работе, значит, я ему неинтересна, и он бросит меня».
  12. Эмоциональное рассуждение. Интерпретация происходящего с опорой только на свои эмоции: «у меня тревожно на душе, значит, у него кто-то есть».

Если ревнуют вас...

Прежде всего проявите интерес и внимание к чувствам партнёра. Вам не обязательно соглашаться с его ревностью, но это не может помешать выслушать его. Примите то, что ревность – это обычное человеческое чувство, и партнёр может его испытывать. Постарайтесь заметить источники ревности и осознайте свою роль в этом процессе. Не пытайтесь убедить партнёра, что его чувства и переживания неправильные. И помните: эмоции улягутся, и важно, что вы оба ищете способ позитивного развития ситуации и отношений в целом.

К сожалению, иногда тот, кого ревнуют, может сам неосознанно провоцировать это. Приведу несколько основных причин для таких провокаций:

  1. желание проверить партнёра – любит/не любит;
  2. желание наказать партнёра за что-либо;
  3. соревнование с тем, к кому партнёр проявил внимание, или создание запасного варианта на случай прекращения существующих отношений;
  4. способ повысить свою самооценку и доказать себе и другим, что вы ещё привлекательны;
  5. желание доказать, что никто не может диктовать вам, что и как делать.

Если вы осознали, что хотя бы один пункт подходит под ваши действия, задайте себе вопрос: стоит ли моя цель конфликта в отношениях? Подумайте, что вы хотите изменить с помощью провокационного поведения в отношениях, и поговорите об этом с партнёром.

У ревности есть плюс

Правда, всего один, зато очень существенный. Наличие ревности говорит о том, что отношения серьёзные и партнёр сделал в них ощутимый вклад. Поэтому ревность важно осознавать, а не отрицать. Невозможно подавить ревность, можно понять, что её стимулирует и как оба реагируют на неё.

Если в паре появилась ревность, то отношения могут стать хаосом. Но она также может сблизить партнёров и научить слышать друг друга.

Для начала обоим важно отказаться от стратегии «я прав». Именно она является источником проблемы. Если вы хотите построить прочные отношения, то важно научиться пониманию, состраданию, сочувствию и взаимному поощрению. Для этого нужно говорить друг с другом. А любой разговор – это взаимовыгодный опыт, а не задача доказать свою правоту.

Помните: ревность может быть концом для вашей пары, а может стать началом развития долгосрочных и доверительных отношений. Если оба партнёра используют её как возможность выслушать друг друга, поддержать и понять, то связь станет крепче, а отношения улучшатся. Это непростой путь, но он того стоит.


Влада Олейник, психолог, системный семейный терапевт, сексолог

читать

0

Как гореть работой, но не выгореть дотла

Эмоциональное выгорание сегодня не является таким уж редким явлением. Причины, которые приводят к хроническому стрессу, снижению мотивации и апатии, известны: высокая скорость жизни, напряжённый рабочий график, зачастую превышающий допустимые нормы, и постоянные дедлайны.

Когда пора задуматься о стиле жизни?

Ровно тогда, когда человек ощущает букет контрпродуктивных состояний. Как правило, он состоит из апатии, агрессии, тревоги, цинизма и безразличия. Одновременно наваливается беспомощность и ощущение безнадёжности и собственного бессилия.

Бороться с эмоциональным выгоранием сложно. Равно как и при физических недугах, его лучше предотвратить, чем доводить до точки, когда без профессиональной помощи психолога уже не обойтись.

Прежде всего важно услышать свои мысли. Потому что чаще всего человек устаёт не от работы как таковой, а от того, о чём он думает. Мысли похожи на пчелиный рой, их много – разных и обо всём. Часто бывает сложно вычленить главные: кажется, что беспокоит всё и сразу. В этом случае я рекомендую сесть и выписать их. Если делать это регулярно, очень скоро удастся остановить бесконечный внутренний диалог, который редко бывает продуктивен.

Вторым шагом является умение замечать негатив. Для этого хорошо завести «дневник гнева» и записывать туда всё, что злит или раздражает. Через несколько дней полезно вернуться к записям и проанализировать, что же конкретно вызвало негативные эмоции и мысли. Эта техника позволит понять, что делать с источниками негатива, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь.

И, наконец, третий шаг, который поможет избежать полного выгорания, – осознание и обозначение собственных границ. Ведь если вы сами не понимаете, что вам нравится, а что нет, то и другой человек может этого не знать. Разговаривайте с людьми и не надейтесь, что намёками вы сможете сообщить о своём дискомфорте. Только открытый диалог позволит вам экологично сообщить о своих границах или их нарушении. А иногда, чтобы не вводить себя в стрессовую или конфликтную ситуацию, нужно сказать «нет».

Правила жизни на работе...

Большую часть времени мы проводим на работе или за работой, если речь идёт о тех, кто трудится дома. И, как сказано выше, труд имеет больше установленных нормативов.

Казалось бы, установить какие-то правила для себя невозможно. Особенно в офисе, где быть самому себе хозяином вряд ли удастся. Но сделать это всё-таки можно:

  • выделяйте время на личные нужды. Даже несколько минут помогут сохранить баланс эмоций. В обеденный перерыв старайтесь полностью отвлечься от работы, выйти из офисного помещения, пройтись по улице. Если перерыв короткий, можно прослушать десятиминутную медитацию или просто посидеть несколько минут с закрытыми глазами. Не надо стремиться к общению с коллегами и решать рабочие задачи;
  • расставьте приоритеты. Это поможет решить, что в данный момент важнее. Не беритесь за несколько дел сразу;
  • тщательно планируйте. Это позволит использовать имеющееся время наиболее оптимально. Есть много способов планирования. Я рекомендую матрицу Эйзенхауэра. Эта система позволяет структурировать день, расставив приоритеты, чтобы не тратить своё время на ненужные действия;
  • живите в моменте. Концентрируйте внимание и усилия на настоящем, осознавая важность момента. На работе думайте о работе, а дома – о доме. Не нужно мысли о работе переносить на время, предназначенное вам. Таким образом получится сохранить баланс мыслей, что очень важно для эффективного функционирования;
  • разграничьте работу и отдых. Ненормированный рабочий график, переработка могут приводить к эмоциональному выгоранию. Иногда есть смысл разделить средства связи на рабочие и личные, чтобы не вздрагивать от каждого звонка в выходные дни.

… и дома

Как ни странно, но главный совет заключается в соблюдении режима. И в первую очередь важно высыпаться, потому что полноценный сон – залог снижения стресса. Да, мозг активно работает и ночью, когда мы спим, но именно в это время он помогает телу восстановить жизнеспособность. Поэтому, несмотря на активность, мозг старается для нас. Так помогите ему!

Сколько часов сна необходимо? У каждого человека своя норма, в среднем желательная продолжительность сна – восемь часов, но кому-то достаточно и пяти, а кто-то чувствует себя отдохнувшим, проспав десять часов. Поэтому важно чувствовать и учитывать потребности своего организма.

В утренние часы нередко ощущается фоновое чувство тревоги. Это нормально. Организм старается нас разбудить, выделяя кортизол – гормон стресса. Важно понимать это и не расценивать утреннее волнение как предчувствие чего-то неприятного или как повод для суеты. Именно поэтому день нужно начинать со стакана воды, а не с чашки кофе, как в рекламе. Стакан воды снизит уровень кортизола. А вот кофе лучше выпить после завтрака.

Ещё несколько правил, которые стоит соблюдать:

  • примите утренний душ. Это не только правило гигиены: именно утренний душ помогает выработке серотонина. А если в конце окатить себя прохладной водой и растереть тело жёстким полотенцем в течение двух минут, то кофе, чтобы взбодриться, не понадобится минимум часа два;
  • делайте зарядку. Несколько лёгких физических упражнений, которые занимают всего пять минут, спровоцируют выработку эндорфинов, что поможет эмоциональной сфере;
  • придерживайтесь правил здорового питания. В наше время еда не всегда содержит необходимые питательные вещества. Поэтому осознанное питание с учётом потребностей организма поможет держать физическое состояние в норме, что, естественно, будет отражаться на эмоциях;
  • занимайтесь спортом, и не только для красоты тела, повышения выносливости и работоспособности. Разумные физические нагрузки приводят к выработке нейромедиаторов: дофамина, эндорфина, серотонина и окситоцина – так называемых «гормонов счастья».

Но не рассчитывайте за один день достичь эмоционального равновесия. Иногда на это уходит несколько месяцев, так как это динамический процесс, требующий осознания своих потребностей и заботы по отношению к своим чувствам и телу.

Автор: Влада Олейник, психолог, системный семейный терапевт, сексолог

читать

0