Рекомендации при боли в спине.
Пырей - чистит кровь, кожу и суставы .Алексей Пешков
Секрет похудения.Николай Ясиновский
Лишний вес,гипертония ,возникают от одной общей проблемы.Вадим Андрушко,врач остеопат. Гипертония очень хорошо исследована на биохимическом уровне. Но причины ее лежат в области механических нарушений. Убрав механический фактор, мы помогаем организму избавиться от гипертонии и избыточного веса. Убрать лишний вес и тем самым избавиться от гипертонии, как зачастую рекомендуют врачи, чаще всего невозможно
Эффективные упражнения при грыжах⚡
9 напоминаний для тех, кто проходит через трудные времена
Вероника - чай от 100 болезней . Алексей Пешков.
Моя фирменная пицца на 🍆Анна Бондарь
Удивляющая правда о диете для диабетиков! Вы этого не знали…Максим Кузнецов
Говори себе ЭТО каждое утро!Arthur Muradov

Ожившие в детской кошмары

Давайте сегодня поговорим о том сказочном мире игрушек, в котором проводят большую часть времени современные дети. Сразу оговорюсь, я не претендую на истину в последней инстанции, открыта к диалогу и лишь делюсь своими соображениями как мама двух активных мальчишек и как педагог-психолог.

Чему учат страшные персонажи?

Недавно моя подруга, мама очаровательной девчушки, сказала, что боится заходить в детскую комнату: на полках там поселились монстры. У некоторых из них милые лица, но сути это не меняет: ребёнок проводит дни и ночи в окружении вампиров, оборотней и зомби.

Игрушки, изображающие страшных существ, были всегда. Все мы с детства знаем традиционных сказочных персонажей: Бабу-Ягу, Змея Горыныча, Серого волка, Соловья-разбойника, Кощея Бессмертного. Каждый из них наполнен особым смыслом для нас. Мы выросли на сказках, где они творили зло, обманом, хитростью, колдовством, а где-то и силой пытаясь победить отважного героя. Мы с замиранием сердца следили за перипетиями сюжета, болели за добрых и ненавидели злых. Мы учились побеждать свой страх.

А помните, как вдруг эти отрицательные персонажи совершали странные, на наш взгляд, поступки и помогали герою в безвыходной ситуации? Это сейчас нам, уже значительно подросшим, психологи объяснили, что отрицательные герои необходимы для инициации, взросления главного героя, что без них он так бы и остался Иванушкой-дурачком и не нашёл бы любовь всей жизни и царство в придачу. Тогда, в детстве, мы учились понимать, что мир устроен неоднозначно, что даже в самом отталкивающем создании живёт искра добра и любви, что не стоит давать однозначных оценок никому. Когда мы играли этими страшными игрушками, мы выпускали свои страхи и усваивали, что добро всегда побеждает зло.

Что не так с современными страшными игрушками?

Полки детских магазинов забиты игрушечными монстрами, вампирами, киборгами, трансформерами, пришельцами из иного мира. Суть большинства из них в том, что они жители потустороннего мёртвого мира. Давайте на секундочку представим, что наша реальность населена такими существами. Нас, взрослых, ведь не обманут их милые улыбающиеся лица? У меня мороз по коже, не хотела бы я оказаться в подобном мире. На этих существах лежит печать смерти. Безусловно, с детьми нужно говорить о печальных и неизбежных сторонах жизни: о её конечности, о страхе и боли потерь. Но подобные игрушки искажают представление не только о жизни, но и о смерти.

Кроме того, многие современные страшные персонажи позиционируются как положительные герои, хотя и имеют весьма отталкивающий, злобный вид. В современных мультфильмах (и художественных фильмах для детей постарше) они на первый взгляд борются со злом. Но какими способами? Драки, взрывы, обман. А где же сложные, неоднозначные характеры классических страшных персонажей, задача которых не убить, а испытать главного героя? А где же место смекалке, ловкости, находчивости, которые по-прежнему важны и ценятся в современном мире? Положительные герои сегодняшних приключений побеждают зло только кулаками, чему и учат наших детей.

Да, эти игрушки выглядят очень натуралистично: проработаны мельчайшие детали их мимики, одежды, частей тела. Они, безусловно, привлекают внимание наших детей своей необычностью. Реклама на телевидении и в интернете тоже делает своё дело. Эти игрушки есть почти у всех детей в округе, и наши чада начинают грезить ими. Когда дитя плачет, вымогая вожделенное, мы испытываем целый коктейль неприятных чувств, включая вину, и ощущаем себя плохим родителем. Но покупая подобную игрушку, мы никогда не можем быть уверены, станет ли она обычным жителем детской, который не особо задевает психику ребёнка, или окажется причиной вдруг появившейся привычки грызть ногти или просыпаться с плачем по ночам. Важно вовремя вспомнить, кто тут главный и кто за всех в ответе!

Каждому возрасту своя игрушка

Несколько лет назад перед моей семьёй встала проблема страшных игрушек. Однажды оглядевшись, я обнаружила критичное количество монстров в детской комнате. Посовещавшись, мы с мужем приняли волевое решение, что подобным игрушкам в нашем доме не место. Несколько доверительных разговоров с обязательным сочувствием ребёнку, пара детских истерик, и эти монстры переехали сначала в гараж на даче, а потом и вовсе пропали в неизвестном направлении. Сейчас наши дети знают, что пусть и игрушечным, но всё-таки демонам (такое название этих игрушек оказалось очень доступным для понимания их сути) путь в наш дом закрыт.

Подводя итог, хочу ещё раз обратить ваше внимание, что большинство современных страшных игрушек вредны для детской психики, они не помогают развивать правильное представление о мире, а порой даже провоцируют агрессию и жестокость. Если мне не удалось вас убедить, примите во внимание хотя бы возрастные особенности ребёнка.

До трёх лет. Дети только начинают познавать мир, они легко пугаются, их эмоции носят взрывной характер. Как справляться со страхом, детки ещё не знают. Примите во внимание чувствительность малыша и не покупайте ему даже просто слишком громких, слишком ярких или слишком больших игрушек. Про страшных персонажей речь вообще не идёт.

С трёх до шести лет. Воображение развивается, и ребёнок через игру отрабатывает навыки общения с окружающим миром. Совершенствуется ролевая игра, в которой ребёнок примеряет на себя образы и положительных, и отрицательных героев. Можно уже приобрести ему страшные игрушки, но только изображающие традиционных персонажей, знакомых нам самим с детства. Не стоит хранить их в детской постоянно. Лучше доставать эти игрушки тогда, когда вы лично можете наблюдать за игрой ребёнка, а лучше — в ней участвовать. Нужно вовремя среагировать, если у малыша возникнут слишком сильные тревога, страх, обида, агрессия. Важно помочь ребёнку прожить эти чувства максимально экологично.

После шести лет. Психика ребёнка развивается, у него появляется умение как-то справляться со страхами и тревогами. В играх дети воплощают уже свои собственные придуманные истории, они учатся наделять привычных персонажей необычными качествами. В этом возрасте страшные игрушки становятся наиболее привлекательными. Особенно дети жаждут трансформеров, киборгов, страшных кукол. Если обойтись без них не получается, то пусть они хотя бы не преобладают в детской. Гораздо лучше, если основными игрушками ребёнка будут всё же добрые, безобидные персонажи.

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

читать

0

Детский садик – источник заразы?

«Стоит сходить в детский сад, и сразу сопли текут и горло болит», – часто жалуются друг другу мамы на детской площадке. И в общем-то их опасения не беспочвенны. Связь между частыми болезнями и посещением детских дошкольных учреждений действительно есть. Но это не значит, что детские садики – источники заразы и от них нужно отказаться. Главное – разобраться в причинах и помочь малышу адаптироваться в новой для себя среде.

Столкновение микрофлор

Причины, по которым дети, посещающие детский сад, чаще сталкиваются с болезнями, можно разделить на две группы – биологические и психологические. Но обе они связаны с адаптацией, когда организм ребёнка начинает приспосабливаться к новым условиям внешней среды.

Каждый ребёнок рождается с определённым набором антител, которые передаются ему от мамы вместе с грудным молоком. И кстати, эту функцию грудного молока не может обеспечить ни одна детская смесь. Антитела обеспечивают защиту маленького организма, иммунитет которого только начинает развиваться.

Именно поэтому дети до двух лет болеют реже, получая возможность мягко тренировать и нарабатывать свою собственную защиту.

К моменту, когда приходит время отправляться в детский сад, ребёнок знаком с типичной для его семьи микрофлорой (бактерии, вирусы). У него есть антитела для того, чтобы противостоять их вредному воздействию.

Дошкольное учреждение – это практически первый выход ребёнка в социум, где его ждут не только новые впечатления, но и новые для него виды бактерий и вирусов, к которым у него нет антител. Дети, контактируя друг с другом, обмениваются микрофлорой и начинают болеть.

Стресс добавляет проблем

Выше мы разобрали биологическую причину. Но психологическую тоже не надо сбрасывать со счетов, так как психоэмоциональное состояние всегда сказывается на физическом здоровье.

Редко для какого ребёнка смена обстановки, режима, отсутствие любящих родителей рядом в течение дня проходит легко. Организм реагирует на эти изменения стрессом, который в свою очередь снижает восприимчивость иммунной системы к бактериям и вирусам.

Вот и слились вместе две причины, из-за которых мамы на детских площадках сокрушаются по поводу частых болезней детей, связывая их с детским садом. Но бояться дошкольных учреждений не стоит. Как ни парадоксально это звучит, все эти сопли, кашель и температура способствуют формированию более сильного иммунитета и готовят малыша к взрослой жизни.

Чек-лист для мамы ребёнка детсадовского возраста

В общем-то можно сказать, что эти болезни неизбежны. Однако есть способы, которые помогут малышу пройти непростой период адаптации в его первом коллективе вне семьи:

  • мама должна быть спокойной и уверенной. Позитивный настрой в разы облегчает адаптацию в новом коллективе. Ребёнок легче идёт на контакт с педагогами, без тревожности, воспринимая детский садик новым и увлекательным путешествием;
  • начинайте посещение детского садика с режима временного пребывания. Так ребёнок мягко и плавно начнёт привыкать к новому режиму и окружению;
  • начинайте ходить в детский садик в тёплое время. Тогда ребёнок меньше потеет, так как не испытывает резких перепадов температур в помещении и на улице. А это сводит к минимуму действие сквозняка и переохлаждение;
  • следите, чтобы рацион ребёнка был сбалансированным по белкам, жирам и углеводам. В тарелке ребёнка обязательно должны быть овощи и фрукты. А вот «химических» сладостей и газированных напитков там быть не должно;
  • следите, чтобы малыш пил достаточно чистой воды. Для ребёнка весом 10–20 кг норма – 1 л воды в сутки, для ребёнка весом 20 кг – 1,5 л;
  • за 6–12 месяцев до детского сада начните посещать спортивные секции и кружки, оздоравливающие организм. Это может быть футбол, бассейн, гимнастика и т. д.;
  • поддерживайте, укрепляйте и защищайте организм ребёнка с помощью дополнительных средств: поите травяными чаями и растирайте эфирными маслами. Но перед применением обязательно проконсультируйтесь со своим педиатром.

Желаю вам и вашим малышам мягкой и приятной адаптации к детскому саду!

Оксана Победина, врач-педиатр, неонатолог

читать

0

Адаптация к детскому саду

Мы уже рассказывали, почему дети болеют, когда начинают посещать детские дошкольные учреждения. Но по какой причине температура и сопли продолжают их преследовать даже тогда, когда, казалось бы, период адаптации должен закончиться?

Важность утреннего фильтра

Адаптация – это процесс приспособления организма к условиям внешней среды. Факторами успешной адаптации к детскому саду являются:

  1. Внешние условия.
  2. Временной промежуток.
  3. Индивидуальные особенности ребёнка.

Внешними условиями в данном случае является детский садик с его распорядком, правилами работы и режимом гигиенических правил. В каждом дошкольном учреждении имеется регламент работы, который определён санитарными правилами РФ и контролируется медицинскими работниками сада и Роспотребнадзором. В него входят:

  1. Режим и распорядок дня.
  2. Организация питания.
  3. Гигиенические мероприятия.
  4. Дезинфекция.
  5. Фильтр детей.
  6. Физическая и умственная нагрузка.
  7. Профилактические прививки.

Каждая составляющая регламента важна, но хочу заострить внимание на фильтре детей. Ежедневно в детском саду воспитатель или медицинский работник проводит мероприятие по утреннему приёму детей в группу. Вот это и есть фильтр. Он включает в себя:

  • термометрию – измерение температуры тела;
  • внешний осмотр (кожа, зев, отсутствие отделяемого из носа);
  • опрос родителя о состоянии здоровья ребёнка. Все мамы и папы заверяют свои слова о состоянии ребёнка подписью в журнале;
  • заполнение журнала утреннего фильтра детей.

Фильтр проводится в профилактических целях, чтобы не допустить в группу к близким контактам с другими детками тех, кто чувствует недомогание. Детей с первыми симптомами болезни в сад не принимают. Их направляют к участковому педиатру на лечение. И тут основная ответственность лежит на родителях. Поэтому не стоит вести нездорового ребёнка в садик или пытаться скрыть его истинное состояние, так как его пребывание в саду вредно и для него самого, и для других деток.

Сколько может болеть ребёнок?

Лучше бы, конечно, чтобы дети вообще не болели. Но только так, через температуру, сопли и кашель они формируют свой иммунитет.

Точно определить в днях, неделях или месяцах срок адаптации для каждого ребёнка невозможно. Но существуют нормы того, как часто могут болеть дети с нормальным иммунитетом. На сегодняшний день они следующие:

  • в первый год посещения детского сада – 8–12 раз;
  • во второй год посещения – 6–10 раз;
  • в третий год посещения – 4–8 раз.

Как вы видите, с каждым последующим годом допустимое количество заболеваний снижается. Но, конечно, цифры эти не являются догмой. Надо учитывать иммунитет ребёнка, его физическую подготовленность, психоэмоциональное состояние, индивидуальные особенности характера и даже тип темперамента. Например, известно, что экстраверты (холерики или сангвиники) быстрее и легче адаптируются к новым условиям, чем интроверты (флегматики или меланхолики).

Если же ребёнок ходит в детский сад длительное время и продолжает часто болеть, это означает, что процесс адаптации ещё не завершён. Исходя из моих личных наблюдений, могу сказать, что в среднем он составляет от трёх месяцев до двух лет. А помимо индивидуальных особенностей, для успешного прохождения этого периода имеет значение ответственное отношение родителей к здоровью ребёнка. Важно вовремя увидеть начало заболевания и отреагировать на него, обязательно долечивать и вести в сад только полностью здорового ребёнка.

Будьте здоровы, вы и ваши дети!

Оксана Победина, врач-педиатр, неонатолог

читать

0


«Холмистый» рельеф или в чем причины целлюлита

О целлюлите за последние десять лет написано очень много, но, к сожалению, в большинстве статей повторяются одни и те же ошибки, в итоге прогресс почти не заметен. Пока ваш косметолог или врач советует вам лечение, основанное исключительно на сжигании жира, нормализации лимфотока и укреплении сосудов, вы обречены на безнадежно повторяющуюся борьбу.

К сожалению, специалистами взят на вооружение очень стойкий миф, что целлюлит — заболевание исключительно жировой ткани.

Это первое и основное заблуждение. У худышек тоже бывает целлюлит! Конечно, лишний вес не улучшает картину, но у полных мужчин не бывает целлюлита, а значит, избыточный жир — явно не единственная причина. На самом деле целлюлит — это в большей степени нарушение соединительной ткани: расстройство, поражающее коллаген 1-го типа, которое возникает с наступлением менструального цикла. Коллаген 1-го типа — это основная структурная составляющая некостных тканей во всем теле. В большинстве случаев этот тип коллагена разрушается у женщин под влиянием половых гормонов — эстрогена и прогестерона.

Как появляется целлюлит

Бедра и ягодицы — единственные места, где образуется целлюлит, если, конечно, вы не страдаете серьезным ожирением. В организме женщины эти области являются «резервуаром» питательных жиров, который приобретен в процессе эволюции для сохранения здорового потомства даже в условиях голодания. Этот жир очень сложно мобилизовать и удалить. Почему?

Прежде всего жировые клетки присутствуют в любой части нашего организма, а не только в «проблемных зонах». Все они содержат 2 рецептора: один (бета-рецептор) стимулирует липолиз (расщепление жира), а второй (альфа-рецептор) блокирует липолиз. На бедрах и ягодицах жировые клетки содержат 2 альфа-рецептора и только один бета, что отличается от строения жировой ткани в других частях.

Вот почему эти области накапливают жир, а не утилизируют его. Вы можете потеть в спортзале и сидеть на диете, как советует глянец, но бедра и ягодицы похудеют в последнюю очередь.

Далее — существует 2 слоя жира: поверхностный и «глубокий». Эти слои разделены соединительной тканью — фасциями. Пластинки, перегородки и тяжи, формирующиеся коллагеном соединительной ткани, обеспечивают механическое укрепление мягких органов в организме и называются трабекулами.

Вообразите бумажные контейнеры для яиц: жир находится в «отсеках», а перегородки между яйцами — это трабекулы. Трабекулы равномерно разделяют «яйца» — то есть жировые комочки, сдерживая создание новых жировых клеток и ограничивая рост существующих.

А теперь представьте, что под воздействием определенных ферментов трабекулы, которые держали ваш жир в «армейском порядке», разрушаются. Налицо картина полной дезорганизации. Трабекулы хаотично фрагментированы, жировая ткань более ничем не сдерживается: создаются новые жировые клетки или разрастаются старые, они заполняют пространство — визуально рельеф кожных покровов меняется и становится волнообразным.

Кстати, у женщин жировых «шариков» больше и жировая «прослойка» шире, чем у мужчин. К тому же коллагеновые пучки, создающие фасции, у мужчин крепче, поэтому появление целлюлита у них практически невозможно.

Теперь вы понимаете, почему только одним сжиганием жира от целлюлита не избавиться и почему лимфодренажный массаж не всегда помогает?

Почему разрушается коллаген?

Я не буду вдаваться в подробности протекания женского цикла, вы и сами прекрасно осведомлены. Основное, что необходимо понять: если беременность не наступила, то эндометрий, заставляющий яичник вырабатывать женские гормоны эстроген и прогестерон, должен быть выведен из организма, а для этого коллаген, из которого он состоит, должен быть расщеплен до аминокислот.

Поскольку беременность не наступила, уровень половых гормонов (эстрогена и прогестерона) падает и запускает специальные ферменты — металлопротеиназы, которые подобны уборщикам. Они занимаются расщеплением эндометрия.

Существует 4 класса металлопротеиназ: коллагеназа, желатиназа, стромелизин и металлпротеиназы типа ферменты МТ-ММП. Все они разрушают компоненты внеклеточного матрикса. Коллагеназа, например, превращает коллаген 1-го, 2-го, 3-го, 5-го и 11-го типа в желе, а фермент желатиназа разрушает ламинин и фибронектин в базальной мембране — месте, где рождаются новые клетки.

Функции этих ферментов очень разнообразны, и не всегда они оказывают только негативное влияние. Но тем не менее побочным явлением механизма, из месяца в месяц повторяющегося в организме женщины, становится целлюлит.

Побочными процессами можно считать и другие заболевания соединительной ткани, такие как склеродермия или болезни связок. Кстати, металлопротеиназы выделяются во всех тканях организма, в том числе и в эпидермисе, т.е. напрямую влияют на старение кожи. Этот факт уже подтвержден хирургами.

В отношении жировой ткани на ногах и бедрах основной целью металлопротеиназ является соединительная ткань — перегородки, которые поддерживают и разделяют жировую ткань на отсеки.

Как именно разрушаются эти мембраны, т.е в каком порядке, предсказать практически невозможно — это происходит хаотично.

Соответственно жир (жировые клетки адипоциты) перемещаются вверх, вбок и заполняют все свободное пространство. Все это приводит к «апельсиновой корке».

Массаж, обертывания, физические нагрузки, электромагнитные методы лечения в лучшем случае окажут маскирующий, сглаживающий и временный эффект, т.е. снимут симптоматику — жир будет образовываться снова и опять разрастаться, и вскоре вы получите обратно ваши «бугорки». Хотя, безусловно, эти процедуры лучше, чем ничего.

Татьяна Моррисон

читать

0

Таблетка от целлюлита

bb5d02a0-2e02-4994-a927-1c0cc07d0e38_thumb500.jpg

Целлюлит — штука вредная: массажи, диеты, кремы, конечно, могут помочь, но обычно ненадолго. Поэтому ученым приходится придумывать новые и новые способы борьбы с женской напастью. Самые последние инновации в этом вопросе относятся к использованию пероральных препаратов.

Главная причина целлюлита

Важнейшая причина появления целлюлита — чрезмерная активность фермента-разрушителя соединительной ткани (а значит, и наших фасций и трабекул).

Гормон эстроген стимулирует синтез фермента коллагеназы в фибробластах. Коллагеназа разрушает коллаген. Жировые клетки выходят из-под контроля, ткань разрастается.

Так что активность коллагеназы, которая ведет к этим печальным последствиям, нужно брать под контроль. И на этапе создания, и на этапе соединения с коллагеном (из которого состоит соединительная ткань). Кроме того, нелишним будет помочь и разрушаемому белку. Этим, собственно, и должны заняться пищевые добавки.

Шаг первый: блокируем образование фермента

Герои: фитоэстрогены.

Образование коллагеназы стимулируется женским гормоном эстрогеном: он отвечает за полный цикл событий, приводящих к развитию целлюлита у женщин. Почти все проведенные «диетические» исследования показывают, что предотвратить печальные последствия влияния гормона (а это, в том числе, целлюлит) могут биофлавоноиды — фитоэстрогены, содержащиеся в некоторых растениях.

Фитоэстрогены контролируют и выравнивают уровень собственного эстрогена, если тот начал производиться в избытке. Нет избытка эстрогена — нет и прогрессирующего целлюлита. Все просто.

Самый распространенный и знаменитый фитоэстроген — генистеин — вступает в конкурирующую реакцию с эстрадиолом. При этом он никак не влияет на женский цикл и способность к зачатию.

Норма потребления генистеина — 50–300 мг в сутки. Это можно сравнить со стаканом соевого молока. К слову, азиаты, которые от целлюлита в массе своей не страдают вовсе, потребляют около 100 г сои в день. Так что возьмем на заметку.

Шаг второй: деактивируем коллагеназу

Герои: олигомерные проантицианиды (ОРС)

Если заблокировать образование коллагеназы мы не смогли или не успели, самое время подумать о том, как деактивировать фермент в момент его соединения с молекулами коллагена и защитить их от расщепления.

Справка: Коллаген представляет собой три белковые нити, скрученные в одну спираль. Чтобы раскрутить такую прочную структуру, и нужна коллагеназа: она расщепляет молекулярные связи в определенных участках спиралей коллагена, структура «раскручивается» и затем разрушается, чтобы в финале клетки могли разобрать остатки коллагена до аминокислот.

Проантоцианиды относятся к группе полифенольных соединений — антиоксидантов, содержатся во многих растениях и имеют особую структуру. Благодаря ей проантицианиды вступают во взаимодействие с коллагеном и эластином, белками, отвечающие за эластичность кожи. В итоге их «дружбы» получается структура, устойчивая к атаке коллагеназы-разрушительницы.

Проантоцианидины имеют уникальную структуру, позволяющую им соединяться с коллагеном и эластином. Полученное соединение обладает повышенной устойчивостью к ферментам-разрушителям. Итог: коллаген и эластин целы, кожа сохраняет эластичность.

Олигомерные проантоцианидины обозначаются на упаковках добавок как OPC. Их источником могут служить кора сосны, яблоки, пшеница, чай всех видов, но самое популярное сырье для производства — это экстракт виноградных косточек. Рекомендуемая дозировка для проантоцианидинов — 100–200мг в сутки. Читая этикетку, учтите, что концентрация действующего вещества в таких добавках может варьироваться от 40 до 70%.

Шаг третий: помогаем образоваться новому коллагену

Герой: аскорбиновая кислота

Помимо агентов, блокирующих коллагеназу на разных уровнях, существуют и вещества, поддерживающие сам коллаген. Самым популярным из них является витамин С.

Аскорбиновая кислота участвует в процессе образования коллагена на нескольких этапах: в самом начале при транскрипции белка и на этапе образования «сшивок коллагена» (это когда несколько нитей белка сплетаются в одну спираль). Второй этап особенно важен, ведь чем надежнее «сшивка» волокон, тем прочнее коллаген, тем сложнее его разрушить.

Рекомендуемая дозировка полезного витамина — 500 мг в сутки. Если «кислый» витамин С (он же L-аскорбиновая кислота) не для вас, есть альтернатива: некислотная форма витамина С называется Ester-C.

Шаг дополнительный: сжигаем жир

Герой: L-карнитин

В борьбе с целлюлитом есть и еще один немаловажный аспект — избавление от излишних жировых отложений. Помочь с этим может аминокислота L-карнитин.

Работает она так. Когда жировая клетка начала разрастаться, она уже не может выполнять свою прямую обязанность — доставлять жир в митохондрии (отдел клетки, где из жира образуется энергия). Если говорить образно, между хранилищем жирных кислот («топливо») и мембраной митохондрией («печь сжигания») существует «дверь», у которой порой ржавеют петли. L-карнитин помогает «двери» снова свободно открываться: в итоге жир не копится на бедрах, а сгорает в клетках, обеспечивая нас энергией, как изначально и было задумано природой.

При наличии лишнего веса стоит принимать L-карнитин в дозе 500 мг в сутки. Желательно сочетать употребление пищевой добавки с физическими нагрузками, поскольку аминокислота еще и повышает выносливость («подкармливая» митохондрии, «энергетические станции» клетки).

Заключение:

Чтобы уменьшить «бугристость» кожи, следует помнить: простого решения не существует, наступать нужно по всем фронтам. Одна лишь потеря веса не устранит целлюлит, но в то же время худеть нужно. Физические нагрузки не смогут на раз одолеть напасть, но это не значит, что о них можно забыть. Диета и пищевые добавки не выровняют поверхность бедер, но помогут «законсервировать» состояние.

Требуются годы, чтобы победить ненавистный «дефект» и восстановить поврежденную соединительную ткань. Так что живите полной, активной жизнью, принимайте пищевые добавки, двигайтесь — и целлюлит будет «таять».

Татьяна Моррисон

читать

0
16 Sep 2024, Диета

Экстремальная диета

Уж сколько раз твердили миру, что диеты не полезны ни для тела, ни для психики. Кажется, что экстремальные подходы к похудению должны давно исчезнуть на фоне бесконечной пропаганды здорового образа жизни и умеренности. Но, увы, люди далеко не всегда поступают разумно. Есть такой анекдот: «Если женщина села на диету, стала качать пресс — значит, ей через два часа ехать на море». Чем ближе день Икс, тем более жестокими и извращенными могут оказаться способы похудения.

О последствиях в виде набора веса, ухудшения самочувствия и нарушениях пищевого поведения знают все, но мало кто действительно относит это на свой счет. «Это проблемы будущей меня», — как-то раз сказала клиентка, намекая на то, что сиюминутные задачи важнее будущего благополучия. Некоторые искренне верят, что их не коснутся проблемы, не осознают всего масштаба возможных последствий. А кто-то втайне даже радуется возможности наказать себя за что-то глубоко личное. Словом, в головах людей есть множество причин, по которым они ищут экстремальные и небезопасные способы снижения веса, и до сих пор в Сети можно встретить невероятные примеры диет.

Ваши мучения одобрены врачами

Среди вредных для организма диет не только те, которые у большинства людей вызывают реакцию недоумения и сочувствия, например «Шоколадная» или «Кефирная». Наибольшую опасность представляют такие системы, под которые подводятся рациональные и даже научные основания, поддерживаемые некоторыми профессиональными врачами-диетологами. Если бы система не работала в принципе, у нее не было бы последователей и естественный отбор оставил бы ее за бортом эволюции науки о питании. Но определенный процент эффективности экстремального питания для похудения для некоторых групп худеющих и создает наибольшую опасность для новичков, желающих мгновенного результата.

Диета для Дюймовочки

Один из вариантов экстремальных диет для похудения — низкокалорийные. К таким диетам относятся все системы, которые предполагают ограничение калорийности рациона на уровне ниже так называемого «базового обмена» — т.е. количества энергии, которое тело тратит в состоянии покоя. Обычно цифры в таких диетах крутятся около 800–1200ккал в сутки (в зависимости от пола, возраста, уровня физический активности).

Довольно часто клиники и производители предлагают готовые пакетные решения таких диет, где вся еда заменяется растворимыми коктейлями, супами и специальными батончиками. В супермаркетах в отделах диетического питания можно встретить специальные недельные наборы. В случаях «домашнего использования» низкокалорийной диеты калорийность питания чаще всего оказывается единственным параметром, который оценивает худеющий. Баланс питательных веществ и качество продуктов остаются, как правило, без внимания.

Результаты такой диеты описывает ведущий эксперт портала WebMD Кэтлин Зельман (Kathleen M. Zelman). Если индекс массы тела человека превышает 30, резкое сокращение калорийности позволит сбрасывать вес со скоростью от 1,5 до 2 кг в неделю и примерно 20 кг за 12 недель. Потеря такой массы может улучшить негативные состояния, связанные с лишним весом: диабет, высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина в крови. Однако такая скорость похудения чревата многими побочными эффектами. И в долгосрочной перспективе низкокалорийная диета оказывается не более эффективна, чем умеренные подходы к питанию.

Уже после 4 недель низкокалорийного питания могут проявиться такие симптомы, как усталость, запоры, тошнота и диарея. А самым распространенным серьезным побочным эффектом особо низкокалорийных диет становятся камни в желчном пузыре. И все это только в процессе диеты, но важно понимать, что чаще проблемы начинаются уже после завершения программы. У многих людей (хотя и не у всех) нарушается гормональная регуляция чувств «голод» и «насыщение». А на уровне поведения многие люди склонны поощрять себя тем активнее, чем лучше они «держались» во время «испытания». Способом поощрения после диеты часто становится еда — первый шаг к самосаботажу.

Несладкая жизнь

Низкоуглеводные и безуглеводные диеты предполагают максимальное сокращение в рационе не только сладостей и мучных изделий, но и «хороших» источников углеводов, таких как цельные крупы и фрукты. Здесь акцент часто делается на белковых продуктах, например, в широко известных диетах Аткинса, Дюкана или палео рекомендуется употреблять 30–50 % белка от общего объема калорий. Это примерно в 2–3 раза больше рекомендуемой нормы, согласно многим национальным диетологическим рекомендациям. Наиболее экстремальным вариантом такого подхода является безуглеводная, или кето-диета, полностью исключающая употребление содержащих углеводы продуктов.

Безуглеводная показывает хорошие результаты в снижении веса за счет жира и при дополнительной физической нагрузке помогает сохранить мышечную массу, хотя точный прогноз в килограммах тут дать сложно — нет строгого ограничения по калорийности. Из-за отсутствия в рационе основного источника энергии организм переходит в режим более эффективного расходования собственных запасов. Однако после возвращения углеводов в рацион магия данного механизма пропадает.

Многим людям безуглеводная диета приходится по душе — белковые и жирные продукты создают чувство сытости, а при применении творческого подхода можно создать довольно разнообразный рацион. Кроме того, не нужно строго считать калории, что привлекает любителей легкого результата. Однако, как мы уже помним, легкое — не значит безопасное.

Что касается негативных последствий безуглеводной диеты — их довольно много. Вот лишь некоторые из них: высокий холестерин, проблемы с почками (в том числе камни), остеопороз, усталость и апатия, раздражительность, нарушение сна, преддиабетическое состояние. В самых крайних случаях может наступить кома. Не каждое лекарство может похвастаться таким списком побочных эффектов, но некоторые отчаянные люди все-таки берут этот грех на душу.

Война миров: углеводы против жиров

В диетических трендах наблюдается извечная война углеводов и жиров. Их попеременно обвиняют во всех бедах лишнего веса, но каждый раз кто-то один оказывается в выигрыше, а другой временно уходит с пьедестала. Сейчас жиры активно реабилитируют ученые, в связи с чем низкожировые диеты стали менее популярны. Однако о них все равно стоит сказать несколько слов. Среди известных в нашей стране — диета Дина Орниша и маложирное питание по Михаилу Гинзбургу.

Такое питание предполагает сокращение объема потребляемых жиров до 0,5 г на 1 кг массы тела. Полный отказ от жира невозможен, поскольку во многих продуктах он содержится в небольшом количестве. При этом авторы настаивают на том, что данная диета — вовсе не диета, а стиль питания, которому можно следовать всю жизнь без риска повторного набора веса, как в случае с диетой безуглеводной. Кроме того, переносимость такой диеты гораздо лучше, чем у других, за счет небольшого числа ограничений и присутствия достаточного количества углеводов.

В среднем такая диета позволяет сбросить 12–14 кг в год — не самый высокий показатель среди наших «конкурсантов». И при этом, как всегда, обилие побочных эффектов. Диета может обернуться проблемой со многими системами организма — сердечно-сосудистой, нервной, гормональной, — которым крайне нужны ненасыщенные жирные кислоты для нормальной бесперебойной работы. Кроме того, жиры помогают усвоению витаминов А, Е, D и K, важных для здоровья тканей нашего тела и многих его жизненных функций.

Как использовать диеты

Любое благое намерение, ограничивающее питание, возведенное в абсолют, чревато печальными последствиями для здоровья. Очередной вывод о том, что не нужно гнаться за скоростью снижения веса, а лучше добиться стабильного изменения пищевых привычек, прозвучит банально. Поэтому здесь скажу нечто совсем иное. Каждый неудачный опыт диет — это еще одно разочарование в себе, своих силах и воле, возможностях. А ведь именно чувства вины и стыда, согласно многим психологическим исследованиям, приводят людей к перееданию после «срывов».

Диеты сами по себе не хороши и не плохи, если они — не наказание, не самообман и не экстренная временная процедура. Ведь у диет есть и другая сущность. Их можно использовать как полигон для испытания своих ощущений. Для этого не обязательно убиваться, доводя диету до конца, но попробовать разные режимы и отследить, в каком из них комфортно, — не такая уж и плохая идея.

И, заметьте, здесь нет ни слова про быстрое похудение к лету, зачем себя обманывать? А вот познать свое тело, узнать силы и слабости, последствия для организма тех или иных воздействий может быть очень полезно. Правда, для этого лучше отказаться от категоричного и экстремального и попробовать более мягкие формы, и уж тем более не корить за срывы, ведь это всего лишь эксперимент.


Мария Данина

читать

0
15 Sep 2024, Диета

Японская кухня в России: суши и роллы при диете

Блюдом японской кухни — суши — давно никого не удивишь. Разноцветные роллы можно заказать на дом в каждом втором заведении даже крохотного городка. О пользе и вреде суши говорят многие, поэтому мы решили разобраться, отдаем ли мы дань уважения японской кухне, когда едим суши в России, и полезна ли для нас такая трапеза.

Начнем с того, что оригинальные суши и роллы из сырой рыбы — в России редкость. Мода на роллы оборачивается мракобесием: маринованные или соленые морепродукты, курицу, свежие овощи и даже майонез отечественные горе-повара заворачивают в далекие от Японии кукурузные лепешки.

Все это нарушает основной принцип японской кулинарии: вкус каждого из ингредиентов блюда должен по возможности остаться неизменным даже после обработки продуктов и объединения их в единое целое. И чем проще рецепт, тем легче получить эстетическое и гастрономическое удовольствие.

Суши, близкие к оригиналу, можно попробовать там, где есть живая рыба: в приличных ресторанах, где дары моря закупают регулярно, или в местах с собственным аквариумом, где рыба пойдет под нож уже после того, как будет сделан заказ. Разумная альтернатива — купить ингредиенты самому, чтобы сделать роллы дома.


Кстати, суши и роллы — это не только «рыба на комочке риса» и «рулетик с водорослью». Разновидностей у блюда довольно много, и каждая имеет свое оригинальное название. Например, макидзуси — это завернутые в темно-зеленые листы нори роллы с одним или несколькими видами начинки, в урамаки начинка располагается в центре, а рис — сверху, а гунканы — это суши в виде кораблика: овальной формы, обернутые водорослью, с начинкой сверху.Суши — здоровая пища?

Поговорим о пользе суши, которые можно найти в российских кафе и ресторанах. Оговорю сразу, что роллы из кукурузной лепешки с курицей и майонезом мы оставим кому-нибудь другому, остановимся на блюдах, хотя бы как-то напоминающих эталон.

Итак, главный полезный компонент суши — рыба — это источник жирных кислот, фосфора, витаминов. Водоросли нори — двоюродный брат знакомой нам с детства морской капусты, а значит, источник йода, рис — сложный углевод, моментально утоляющий чувство голода.

Из-за своей популярности и удобного формата сервировки увлечение суши породило даже так называемую суши-диету: режим питания, помогающий похудеть исключительно на блюдах японской кухни в русском исполнении (разумеется, худеющим предлагают есть несколько рисовых кусочков за раз — и не более того). Диета подкреплена замечаниями о долголетии японцев, их здоровом образе жизни.

Комментарий Ольги Кашубиной:Вопреки мифу о том, что в Японии — самая полезная еда, сами японцы страдают болезнями ЖКТ не реже нашего. Пища преимущественно мягкая — это вызывает нарушение прикуса. Копченая рыба и много риса в меню доказанно повышают риски рака желудка — этим озаботились сами японцы, потому заменяют рис сброженными бобами натто. Правда, вкус их так специфичен, что последовать этому тренду вы вряд ли захотите.Опасность на кончиках палочек

Минусов у, казалось бы, полезных суши тоже немало. Чтобы любовь к японской еде не закончилась плачевно, стоит помнить несколько правил:

  • Всегда помните, что суши — потенциальный источник сальмонеллеза, паразитарных заболеваний и токсинов. Причем опасность исходит не только от сырой рыбы. Инспекции санэпиднадзора в ресторанах и службах доставки регулярно находят в роллах превышение допустимых норм кишечной палочки, что объясняется банальной антисанитарией на кухне, усугубляемой отсутствием термической обработки блюд. Совет: если боитесь сырой рыбы и морепродуктов, выбирайте хорошо просоленные или используйте подвергнутые термической обработке ингредиенты. Чтобы узнать, что именно оказалось в вашей тарелке, достаточно заглянуть в меню — в нем должно быть указано, из чего сделаны роллы и как «пострадали» рыба и морепродукты. На крайний случай — не стесняйтесь побеспокоить своим любопытством официанта. .
  • Соевый соус — незаменимое дополнение к роллам — тоже не слишком полезен. Высокий процент соли задержит жидкость, поднимет артериальное давление, отрицательно скажется на пищеварении и работе почек. Попробуйте разбавить соус водой: обычно в ресторанах поступают именно так.
  • Высокая калорийность роллов (в среднем одна штучка тянет на 30–50 калорий, а если она еще и запечена в кляре темпура — то и на все 100). Осилить сет разноцветных кусочков на троих вдвоем совсем несложно, но так вы рискуете заработать переедание, получить лишние калории и выкатиться из-за стола в не лучшем настроении.

И помните, что качественно приготовленные блюда японской кухни не могут стоит дешево. Акции, скидки, обещания привезти тонну роллов за 100 рублей — звучит соблазнительно, но попахивает сомнительными ингредиентами. Или вам привезут не рыбу, а один рис, и тогда-то похудеть точно не получится.

Однако при соблюдении разумных предосторожностей и следовании чувству меры суши — отличная идея для вашего ужина. Приятного аппетита!

Мария Русскова


читать

0

Уход за кожей после менопаузы

В период менопаузы в организме происходит масса гормональных изменений. Вместе с переменами самочувствия меняется и кожа, ведь ее состояние напрямую зависит от количества эстрогена и прогестерона. Но благодаря правильной профилактике и уходу вы сможете выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, несмотря ни на какие гормональные сдвиги.

Давайте перечислим основные проблемы зрелой кожи и разберемся, как лучше всего с ними справляться:

1. Проблема: сухость кожи

Уменьшение эстрогена в период менопаузы приводит к снижению работы сальных желез. Порадоваться смогут лишь те, кто всю жизнь страдал от излишней жирности: такая кожа перейдет в разряд нормальной, наконец-то уйдет в прошлое «жирный блеск». У остальных типов кожи начинаются проблемы — вы увидите изменения текстуры, возможны шелушения.

Совет: В таком состоянии коже необходимы «умные» жиры, те самые омега-кислоты о которых я не устаю говорить из статьи в статью — гамма линоленовая кислота и омега-3. Ищите составы, в которые включены естественные составляющие кожного сала, например сквален или его более стабильный брат сквалан, замечательно, если на этикетке значатся аргановое, оливковые масла, масло облепихи или виноградных косточек. Для возрастной кожи также отлично подойдет масло вечерней примулы.

Силикон-диметикон теперь ваш добрый друг, он поможет выровнять текстуру кожи; если это будет диметикон кроссполимер, вы получите «бархатистый финиш». Также будут полезны глицерин, церамиды, гиалуроновая кислота — они обеспечат необходимую окклюзию и увлажненность. Такие кремы должны стать неотъемлемой частью вашего рутинного ухода утром и вечером.

Дополнение: Избегайте сауны, длительного горячего душа и ванн, это высушит вашу кожу еще больше. Лучше купите увлажнитель воздуха.

2. Проблема: зуд

Даже если раньше вы никогда не испытывали неприятных ощущений, в климактерический период они могут начать вас беспокоить. Чаще всего женщины жалуются на покалывание, зуд и онемение. Причиной тому — замедление десквамации, т.е. естественного отшелушивания мертвых клеток. Мертвые чешуйки — основная причина зуда.

Совет: Чтобы удалить отмершие клетки, используйте мелкоабразивный «нежный» скраб — соляной, сахарный, кофейный, с молотыми косточками оливки или абрикоса либо скрабы с полиэтиленовым гранулами. Лучше, если в состав будут включены витамины А и Е и растительные масла.3. Проблема: угри

Эстроген помогает контролировать акне, сдерживает разрастание сальных желез, тем самым контролируя салоотделение.Снижение уровня эстрогена способствует повышению мужского гормона тестостерона — это приводит к повышению вязкости кожного сала и комедонам.

Совет: Используйте средства с витамином А (ретиноиды), а также препараты с гликолевой и салициловой кислотой. Они обладают комедонолитическим действием, т.е. разжижают сальные пробки. К тому же они оказывают отшелушивающий эффект, что, как мы уже знаем, необходимо возрастной коже. Также можно поискать в составах имбирь и зеленый чай, они уменьшают воспаление.4. Проблема: пигментация кожи

Ущерб от УФ-излучения во время менопаузы, к сожалению, намного ощутимее. Когда уровень эстрогена падает, меланоциты (клетки, производящие меланин) становятся заметны. Это значит, что те участки, которые больше всего подвергались воздействию солнца в течение всей жизни, преподнесут сюрпризы в виде гиперпигментации. Но чаще всего хороший уход за кожей до менопаузы помогает это предотвратить.

Совет: Используйте продукты, содержащие фруктовые кислоты: яблочную, гликолевую и молочную. Ищите в средствах витамин С и В5 (пантенол), экстракт солодки и феруловую кислоту.

Дополнение: Стоит избегать воздействия солнечных лучей и высоких температур.

5. Проблема: потеря эластичности

Этой проблеме в мире косметологии уделяют максимум внимания. Птоз (провисание кожи) и формирование глубоких морщин — все это последствия потери эластичности кожи.

Эластичность снижается из-за понижения выработки коллагена и гиалуроновой кислоты. Гиалуроновая кислота обладает огромным потенциалом «связывать воду», можно сказать, она превращает ее в легкий гель. В старшем возрасте она уже не способна эффективно это делать, потому что не образуется в прежних количествах. Поэтому возможность естественным образом получить «наполненную» гладкую кожу отпадает.

Совет: Ищите в составах компоненты, стимулирующие и восстанавливающие коллаген, эластин и гиалуроновую кислоту: витамин А, факторы роста, стимулирующие синтетические пептиды, альфа-липоевую кислоту. Ингредиенты с действием против гликации (отвердения соединительной ткани): зеленый чай, аминокислоты пшеницы, l-glutathione и экстракт корицы.

Самое лучшее лечение — это профилактика. Драматических изменений будет гораздо меньше, если до наступления менопаузы ваша кожа пребывает в хорошем состоянии. Если вы круглый год защищаете ее от УФ-излучения, регулярно проходите курс поверхностных пилингов и используете уход, подходящий для вашего типа кожи, — вы будете в порядке!

Что еще необходимо сделать:

  • Проконсультируйтесь с вашим врачом-эндокринологом насчет гормонзаместительной терапии.
  • Обратите внимание на фитоэстрогены — растения с эстрогеноподобными свойствами. Если в кремах и сыворотках их эффективность все еще изучается, то эффективность перорального приема доказана. Масло примулы вечерней и генистен станут вашими союзниками.
  • Принимайте витамин D и кальций (кальция цитрат) как минимум по 1000 мг в день — это предотвратит хрупкость несущих костей и избавит от депрессивных состояний. Для лучшего усвоения кальция подключайте витамин С.
  • Жуйте пищу — это поможет сохранить лицо. Нижняя челюсть — ключевая кость, определяющая форму лица. Если вы плохо жуете, со временем подбородок будет выдвигаться вперед, верхняя челюсть атрофируется, в результате — «черепаший вид». Поэтому очень важно сохранять зубы.
  • Ходите на массаж. Кроме того, что это улучшит венозный стазис, восстановит нарушенную микроциркуляцию и восполнит недостаток кислорода в коже, процедура массажа подарит вам расслабление и улучшит общее самочувствие.

Реальность такова, что ваше тело будет меняться на протяжении всего периода менопаузы. Действительно, изменение уровня гормонов влияет на кожу самым неприятным образом. Но сегодня доступно множество профессиональных продуктов, которые помогут женщинам с достоинством пройти это испытание без резких и драматических изменений.


Татьяна Моррисон

читать

0

Походная аптечка: что положить с собой в детский лагерь?

Походная аптечка является неотъемлемым элементом подготовки к любому путешествию, особенно если речь идёт о детском лагере. В условиях природы важно быть готовым к любым неожиданностям: от мелких травм до более серьёзных ситуаций, требующих медицинской помощи. Рассказываем, что должно быть в детской аптечке, чтобы обеспечить безопасность ребёнка и необходимую помощь до прибытия профессиональных медиков.


Общие принципы формирования аптечки ребёнку в лагерь

Собирая детскую аптечку, необходимо учитывать несколько основных принципов:

  1. Аптечка должна быть достаточно компактной, чтобы её можно было легко носить с собой.
  2. При этом в ней должны быть все необходимые средства, которые могут понадобиться вдали от дома, и они должны быть легкодоступны.
  3. Каждый элемент аптечки должен выполнять несколько функций, чтобы минимизировать количество предметов.

Важно учитывать индивидуальные потребности: если у ребёнка есть хронические заболевания или аллергия, необходимо включить в аптечку соответствующие лекарственные средства и инструкции по их применению. Например, если у него хронический насморк, необходимо положить ему капли, которыми он привык пользоваться.

Курсы первой помощи

Перед отправкой ребёнка в лагерь рекомендуется пройти курсы первой помощи. Это поможет как родителям, так и ему самому лучше подготовиться к возможным неприятным ситуациям.

Знание основных принципов оказания первой помощи может быть решающим в экстренных ситуациях. Курс включает обучение по правильному использованию средств из аптечки, таких как бинты, антисептики, пластыри и другие медикаменты.

Какие бывают аптечки?

Их разделяют на индивидуальные и групповые, что позволяет более эффективно организовать оказание первой помощи:

  • индивидуальная должна содержать основные средства, которые могут потребоваться при получении мелких травм или недомогании, например, головной боли;
  • групповая же включает более широкий спектр лекарств и принадлежностей для оказания помощи в случае более серьёзных ситуаций.

Что нужно положить в аптечку для похода?

Важно учитывать основные потребности и возможные риски. Вот примерный список того, что должно быть в детской аптечке:

  1. Антисептики и средства для обработки ран: перекись водорода, йод, зелёнка, хлоргексидин.
  2. Пластыри и бинты: различные размеры пластырей, стерильные, эластичные бинты, марлевые салфетки.
  3. Средства для остановки кровотечения: гемостатические салфетки, жгуты.
  4. Лекарства от боли и жара: парацетамол, ибупрофен.
  5. Антигистаминные препараты.
  6. Средства от желудочно-кишечных расстройств: активированный уголь, смектит диоктаэдрический.
  7. Средства от укачивания.
  8. Мази и гели от укусов насекомых и ожогов.
  9. Индивидуальные лекарства с учётом хронических болезней ребёнка.

Аптечка нужна в любом походе, даже если это недолгая прогулка в течение нескольких часов. Лучше иметь её с собой и быть готовыми к любым непредвиденным ситуациям.

Ещё о важных нюансах при сборе аптечки для детских учреждений

Медикаменты должны быть подобраны с учётом возраста и состояния здоровья ребёнка. Обязательно проверьте срок годности всех лекарств и замените их при необходимости. Также следует учитывать возможные аллергические реакции на те или иные препараты.

Пластыри, бинты и антисептики являются основой любой аптечки, которую берут с собой в поход. Они позволяют быстро обработать и защитить рану, предотвратив инфекцию и ускорив процесс заживления. В условиях лагеря дети часто подвержены мелким травмам, поэтому запас этих средств никогда не будет лишним.

Не забудьте про средства от укусов насекомых и солнцезащитные кремы или спреи. Они могут пригодиться. Перед их использованием расскажите ребёнку, как ими правильно пользоваться согласно инструкции. Если ранее вы ими не пользовались, то нужно проверить реакцию на них, чтобы избежать возможной аллергии уже в поездке.

Даже если в дневные часы пребывание на солнце в детских учреждениях ограничено, нежная кожа ребёнка может покраснеть от совсем небольшого количества солнечных лучей. В таких случаях поможет любое средство на основе декспантенола. Для детей постарше подойдут спреи, а для младших школьников будет удобнее использовать крем.

Если дорога до лагеря предстоит длительная, а ребёнок склонен к укачиванию в транспорте, заранее позаботьтесь о таблетках от укачивания. Эти препараты обычно принимают за час до поездки. Также стоит иметь их под рукой на случай экскурсий, которые часто организуются во время лагерной смены.

Правильно подготовленная аптечка поможет быстро справиться с мелкими травмами, предотвратить серьёзные последствия, обеспечивая спокойствие и безопасность на протяжении всего пребывания ребёнка на отдыхе.

Автор: Мария Чиж, врач-хирург, косметолог.

читать

0

Сенсорное развитие дошкольников: чтобы ум был острым

Сенсорное развитие необходимо детям практически с самого рождения. Для этого применяют различные игрушки, предметы обихода, образы природы, игры и прочее. В сенсорике участвуют все органы чувств, которые помогают малышу изучать окружающий мир. Разбираемся, что такое сенсорное развитие детей и как его стимулировать, чтобы ребёнок рос умным, укладывался в возрастные нормы, а может, и опережал их.


Что такое сенсорика и сенсорное развитие у детей?

Каждый родитель должен знать о сенсорном развитии ребёнка, которое необходимо уже с раннего возраста. Особенно оно важно в период от одного до трёх лет. В это время малыш начинает очень активно изучать мир. Но ему нужно обязательно помогать и направлять.

​На первый взгляд понятие сенсорного развития кажется довольно сложным. На самом же деле ничего сложного в нём нет. Под сенсорикой в психологии понимают способность организма распознавать внешние воздействия: звуки, свет, цвета, формы и прочее. А сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и разных явлениях окружающего мира.

Целью сенсорного воспитания детей является:

  • развить речь, мышление, логику, память и другие умственные способности;
  • дать малышу максимальное возможное количество сенсорных впечатлений, которые он будет запоминать, распознавать, сравнивать друг с другом (например, шум дождя, шум текущей воды, вкус мандарина, ощущения при прикосновении к ёлке и т. д.);
  • обучить действиям, которые необходимы для распознавания сенсорного ощущения (осматривание, выслушивание, ощупывание и т. д.);
  • помочь воспринимать что-либо более осознанно и в правильном контексте (родители должны разъяснять, какое явление ощутил ребёнок и что оно обозначает);
  • научить отличать впечатления друг от друга, запоминать их, использовать свой сенсорный опыт, который ребёнок получил в течение жизни, правильно и с пользой;
  • стимулировать эстетическое развитие — помочь увидеть красоту, многообразие окружающего мира.

От чего зависит уровень сенсорного развития?

Чувствительность к сенсорным раздражителям у каждого ребёнка может быть разная. Кто-то быстро улавливает очень тихие, почти незаметные звуки, кто-то хорошо различает вкусовые качества блюд или запахи.

Факторами уровня чувствительности считаются:

  • наследственность — ребёнку передаётся от родителей абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусу;
  • состояние органов чувств — повреждены ли органы зрения, слуха или другие. Например, отсутствие слуха или зрения (или их значительное ухудшение) очень сильно нарушает восприятие мира;
  • формирование органов чувств и восприятия — развить сенсорную чувствительность и восприятие ребёнок может самостоятельно в процессе знакомства с окружающим миром или с помощью специальных занятий, которые организовывают родители. Например, тонкий вкус формируется, если постоянно давать малышу разнообразные продукты и изысканные блюда. Так же развивают и слух, обучая малыша песням и нотам.

Какие органы чувств помогают развитию сенсорного восприятия?

Для восприятия и изучения внешнего мира существуют пять органов чувств: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Соответственно, и видов сенсорных ощущений будет столько же:

  • зрительные осуществляются при помощи органа зрения, помогают видеть контраст темноты и света, цвета предметов, их форму, величину, количество, расположение в пространстве;
  • слуховые — малыш слышит звуки природы, шумы, музыку, речь человека с помощью слухового аппарата;
  • осязательные осуществляются посредством рецепторов, находящихся в коже. Ребёнок получает информацию во время прикосновения, объятий, ощупывания;
  • обонятельные — вдыхает воздух и с помощью носа, органа обоняния, определяет запахи, которые в нём присутствуют;
  • вкусовые — малыш пробует разные блюда и продукты, определяя и запоминая их вкус.

Вот эти пять ощущений и являются способом изучения внешнего мира.


Какой из органов чувств важнее?

Все органы чувств, и соответственно, ощущения важны по-своему. Но есть те, без которых очень сильно затрудняется восприятие мира. К таким важным чувствам относится зрение.

Зрительная функция даёт наибольшее количество информации о мире. С помощью глаз мы смотрим кино, определяем расстояние до предмета, его форму, цвет, мимику человека, который с нами говорит, видим явления окружающего мира.

Слух нам даёт не меньше информации об окружающей обстановке. Он выполняет не только информативную, но и защитную функцию. С помощью него мы определяет присутствие опасного зверя в кустах, звук сирены, слышим речь человека, музыку и т. д. Слух как бы дополняет информацию, полученную от зрительного анализатора, делая её наиболее полной, а иногда и исчерпывающей.

Обоняние менее важно, чем зрение и слух, но в каких-то случаях тоже помогает определить опасность. Например, запах газа в доме, химикатов или дыма. Также обоняние дополняет информацию других органов чувств.

Вкус не такое доминирующее ощущение из пяти существующих, но он даёт возможность получить удовольствие от еды, а совместно с обонянием помогает понять свежесть продуктов.

Осязание представляет собой пятый орган чувств, но это очень условное выражение, поскольку непосредственно в восприятии участвует не один орган, а несколько, а именно кожа, слизистые оболочки и подкожные ткани, в частности связки, мышцы и другие. При помощи осязания мы чувствуем температуру, физическое воздействие на кожу, плотность предметов, боль и т. д. Основную функцию в осязании выполняют специальные рецепторы, реагирующие на раздражение. От них сигнал с полученной информацией поступает в головной мозг. Если воздействует несколько раздражителей, организм воспринимает их в комплексе, почему осязание и называют мультисенсорным.

Как создать благоприятную сенсорную среду для ребёнка?

Для развития детского восприятия внешнего мира необходимо обязательно создавать сенсорную среду. Под ней понимают комплекс различных предметов быта человека, объектов и явлений природы.

Что нужно делать для организации сенсорной среды:

  • покупать необходимые игрушки, причём они должны быть разнообразными независимо от пола ребёнка. Например, девочка должна играть не только куклами и мягкими игрушками, но и машинками, солдатиками;
  • организовывать прогулки в парках и по городу с изучением улиц, величины зданий, расположения домов в пространстве, цвета машин;
  • ездить с ребёнком на природу, в лес, показывать явления природы, знакомить с солнышком, луной, ветром, закатом, дождём, снегом, журчанием ручья, капанием воды с крыш весной и т. д.;
  • водить малыша в театр, кафе, детский центр, кино, на детские праздники;
  • разрешать малышу играть с посудой, заглядывать в кухонные и другие шкафы для знакомства с бытовыми предметами, но при этом следить за безопасностью;
  • дома нужно рассказывать ребёнку о различных помещениях: спальне, детской, кухне, туалете, гостиной, а также о назначении этих комнат;
  • организовывать игры и занятия на улучшение сенсорного восприятия: играть с малышом в кубики и другие геометрические фигуры, предлагать фигурки из бумаги разных цветов, давать пробовать разные блюда, чтобы малыш запомнил их, а в дальнейшем с лёгкостью угадывал, заниматься живописью, лепкой, театральным искусством, музыкой.

Что такое сенсорные эталоны?

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Они исторически сложились, и с ними можно сравнивать и сопоставлять полученную информацию. Разновидности эталонов:

  • цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности;
  • формы — геометрические фигуры;
  • величины — метрическая система мер. В повседневной жизни величину определяют на глаз, с помощью сравнения с другим предметом, то есть величина считается относительной;
  • вкусы — кислый, сладкий, солёный, горький;
  • температурные показатели — холодный, тёплый;
  • размер — большой, средний, маленький;
  • оттенки запахов — лёгкий, свежий, тяжёлый, горький, сладкий;
  • музыкальные звуки — семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Все сенсорные восприятия, полученные во время обучения ребёнка, должны закрепляться словом-названием. Тогда он может легко вспомнить, как выглядит или ощущается то или иное восприятие, а также систематизировать информацию.

В каком возрасте и чем нужно заниматься?

Начинать заниматься с ребёнком рекомендуется уже с первых месяцев жизни, но в доступной и простой для него форме:

  • фиксация взгляда на предмете или на лице мамы;
  • слежение за медленно движущимся предметом;
  • обучение улыбке;
  • стимуляция гуления активными разговорами с малышом;
  • формирование хватательного рефлекса при вложении в ручку большого пальца или погремушки;
  • развитие слуха при помощи погремушек и музыкальных игрушек;
  • стимуляция осязания прикосновениями мамы во время массажа и других манипуляций с ребёнком и пр.

Педагоги и врачи говорят, что при недостатке внимания и занятий у младенца возникает сенсорный голод, что тормозит даже его физическое развитие, не говоря уже об умственных способностях.


С полугода малыш начинает сидеть. В этот период нужно:

  • активно с ним разговаривать, стимулируя не только гуление, но и проговаривание первых слогов;
  • предоставлять ребёнку игрушки, кубики и другие предметы, с которыми он будет играть;
  • обязательно озвучивать названия всех предметов, с которыми малыш сталкивается, также рассказывать, какие он видит цвета;
  • включать малышу музыку;
  • заниматься с ним гимнастикой;
  • ходить на улицу, организовать ежедневные игры с другими детьми.

К году ребёнок начинает ходить, после чего возникает очень сильный скачок в его физическом и умственном развитии. Малыш уже говорит первые слова, что облегчает общение с ним. В этом возрасте:

  • продолжайте активно разговаривать с ним, читайте сказки, стихи, частушки;
  • учите с ребёнком формы, цвета, геометрические фигуры. Даже если ребёнок сам не говорит слова, всё равно информация откладывается у него в голове. Когда мозг созреет, он начнёт их произносить.

К двум-трём годам дети уже говорят предложениями, что значительно ускоряет обучение. Деток можно учить:

  • различать геометрические фигуры;
  • знать шесть цветов: синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный.

Показывайте ему различные картинки в цвете, карточки с фигурами, игрушки разных размеров и т. д.


После трёх лет малыша уже учат всем цветам и их оттенкам, геометрическим фигурам, форме, величине предметов, расположению их в пространстве, пропорциям, пластичности материалов, запахам, звукам, шумам, весу предметов, температуре и т. д. С детьми можно рисовать, лепить, танцевать, учить стихи, играть в игры, заниматься физкультурой.

Занятия на развитие сенсорного восприятия

Занятия по сенсорному восприятию подразделяются по виду стимулирующего восприятия. То есть можно отдельно развивать восприятие цвета, размеров предметов, света и темноты и пр.

Свет и темнота


Начать обучение можно с восприятия света и темноты. Родители или воспитатель объясняют ребёнку, что свет делает предметы видимыми. А темнота — это отсутствие света или мрак.

Обязательно обсуждаем источники света: солнце, луну, звёзды, электрические приборы, фонарик, свечу. Рассказываем, что с темнотой малыш может столкнуться в подвале, кинотеатре или в погребе.

Для развития восприятия существует очень много разных упражнений для детей.

«Лампочка, гори». Для упражнения понадобится торшер или настольная лампа с выключателем. Родитель или воспитатель сначала сам выключает или включает свет, а затем предлагает сделать это ребёнку. Включение света обязательно озвучивают: «Есть свет». При выключении света говорят: «Темнота».

«Пляшущие тени». Занятие проводится на прогулке в солнечную погоду. Воспитатель или родитель обращает внимание ребёнка на образовавшиеся тени. Попросите малыша изменить положение ног, потанцевать или попытаться наступить на тень. Проговорите ребёнку, как называется тень, и объясните, почему она появляется.

«Путешествие с фонариком». Выключите свет в комнате или в доме, погуляйте с ребёнком по комнатам с фонариком. Объясните ребёнку, что фонарик освещает путь.

Цвет

Объясните ребёнку, что такое цвет. Расскажите, что цвет — это окраска предметов или фона, причём объекты могут быть одного оттенка или разноцветные. Для стимуляции развития цветовосприятия существуют различные упражнения.

«Цветная вода». Ребёнку предлагают стакан с водой (или несколько), дают гуашь. Малыш должен набрать понравившийся ему цвет и окунуть кисточку с набранной краской в стакан. Во время перемешивания вода приобретает оттенок той краски, которую ребёнок выбрал. Обязательно озвучиваем, какого цвета стала вода, например: «Вода стала красной».

«Цветные палочки». Необходимо взять набор палочек, окрашенных в два цвета, перемешать их и разделить на две кучки. Далее нужно попросить малыша отсортировать их по цветам. Например, в одну сторону складывать красные палочки, в другую — синие.

«Цветные домики». Для занятия нужно взять домики, изготовленные из картона, дерева или пластика. Они должны быть со съёмными крышами и раскрашены в разные цвета. Воспитатель ставит перед ребёнком один красный, один синий, один зелёный, один жёлтый, один фиолетовый и один оранжевый домики, просит его на них посмотреть и запомнить, как они выглядят. Далее малыш отворачивается, а воспитатель меняет местами крыши нескольких домиков так, чтобы они не подходили по цвету к стенам. Ребёнок должен увидеть, что поменялось и какого цвета стали крыши.

«Цветные парочки». Ребёнок должен из предложенного набора цветных игрушек выбрать к каждой игрушке пару по цвету. Например, коричневый мишка с коричневым грибком, красная бабочка с красной розочкой, зелёная ёлочка с зелёным листиком и т. д.

Форма

Для изучения формы необходимо научить ребёнка различным геометрическим фигурам. Объясните и покажите малышу, что существуют:

  • плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, многоугольник (пяти-, шести-, восьмиугольник), ромб, полукруг, звезда, кольцо и т. д.;
  • объёмные : шар (сфера), куб, параллелепипед («кирпичик»), эллипсоид («яйцо»), цилиндр, конус, пирамида, призма и т. д.;
  • линии: прямая, волнистая, кривая, ломаная, пунктирная, дуга.

Для закрепления и изучения материала существуют различные задания.

«Разложи фигуры по местам». Используйте дидактическую игрушку «Доска Сегена», на которой есть углубления в форме геометрических фигур, а также сами плоские фигуры, которые вставляются каждая в своё углубление. Во время занятия попросите ребёнка положить фигурку на своё место, озвучивая название каждой.

«Шарики и кубики». Выдайте ребёнку шарики и кубики, дайте ему их изучить, поиграв с ними, покатать по полу и по наклонной поверхности. Объясните отличия этих фигур, дайте задание сложить их в разные коробки, говоря, что «шарики и кубики живут в разных домиках».

«Сложи картинку». Используйте игрушку-сортер в виде доски со стержнями, на которые нанизываются фигурки с разным количеством отверстий. В комплексе все фигурки образуют изображение. Ребёнку предлагается собрать изображение полностью. В процессе игры дети должны назвать фигуры и сказать, что нарисовано на картинке.

«Четвёртый лишний по форме». Малышу предлагают рассмотреть карточки, на которых нарисованы четыре предмета: три из них одной формы, а четвёртый — другой. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что из них лишнее. Например, на карточке нарисованы арбуз, яблоко, мяч и батон. Малыш должен найти, что непохоже на все остальные предметы по форме. Ответ: батон. Далее ребёнку дают новую карточку.

Величина

Изучается в максимально простой форме. То есть она классифицируется для детей в следующих характеристиках:

  • по длине: длинный/короткий;
  • размеру: большой/маленький
  • высоте: высокий/низкий;
  • ширине: широкий/узкий.

Для развития навыка отличия величин используют разные игры и упражнения.

«Великаны и лилипуты». Игра довольно подвижная, проводится с группой детей. Сначала родитель или воспитатель объясняет правила: великан большой, поэтому дети должны его показать, подняв руки высоко вверх, а лилипут маленький, значит, нужно присесть на корточки. Дети встают в комнате равномерно, чтобы не мешать друг другу. Когда воспитатель говорит: «Великаны», — дети сразу поднимают руки вверх. Если воспитатель говорит: «Лилипуты», — малыши все сразу садятся. Кто ошибся и сделал наоборот, выбывает из игры.

«Большие и маленькие кубики». Родитель даёт малышу большие и маленькие кубики, перемешанные друг с другом, а также большое и маленькое вёдра. Ребёнок должен большие кубики сложить в большое ведро, а маленькие — в маленькое ведёрко. Во время игры все действия проговаривают.

«Волшебная шляпа». Родитель готовит шляпу и игрушки разного размера. В шляпу вкладывается сначала маленькая игрушка, затем среднего размера, а последней — большая. Маленькую игрушку под шляпой не видно совсем, средняя выглядывает или тоже не видна, а большая вовсе не влезла. Всё проговаривается и делается вывод, что маленькие и средние игрушки прячутся в шляпе, а большие — нет.

«Одноцветная пирамидка». Ребёнок собирает деревянную одноцветную пирамидку. Акцент делается на то, что малыш должен распознать самое большое колечко из всех остальных и начать с него, а затем выбирать следующее кольцо, которое чуть меньше. И так подбирать колечки, пока вся пирамидка не будет собрана правильно.

Целостность образа

Ребёнка учат не только узнавать образы, форму, количество, но и понимать, какой предмет перед ним, только по фрагменту. Вот пара самых распространённых заданий для развития целостности образа.

«Дорисуй картинку!»: используя специальные карточки-раскраски, на которых изображена половина рисунка (бабочки, грибка, яблока и пр.), ребёнку дают задание дорисовать вторую половину.

«Собери пазл». Ребёнок должен собрать пазл в соответствии с возрастом.

Родителям необходимо уделять большое внимание сенсорному развитию малыша уже на этапе двух-трёх месяцев, продолжая заниматься до самого поступления в школу, так как ощущения и восприятие — это первая ступень в познании мира.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист.

читать

0