ЭФФЕКТ ОШЕЛОМИТЕЛЬНЫЙ! Кашлять перестала через сутки…
Кто бы мог подумать, что ДИАБЕТ боится обычной копеечной ...
ДЕЛАЙТЕ ЭТО сами, НЕ НАДЕЙТЕСЬ НА МЕДИЦИНУ, Лучшее народное средство для детоксикации печени ...
28 Feb 2025, Спорт
Стройные и подтянутые руки. Zarina Del Mar
Прокачиваем ноги и ягодицы
40 лет остеохондроза исчезли благодаря одной мышце! Максим Поддуев.Врач реабилитолог. 40 лет боли, страданий и ограничений — именно столько мучилась моя пациентка от остеохондроза грудного отдела позвоночника. Её история началась в храме, где ей порекомендовали обратиться ко мне. И всего через несколько сеансов мы смогли добиться невероятных результатов, вылечив одну ключевую мышцу! В этом видео я расскажу: Как одна мышца может быть причиной остеохондроза и как её вылечить. Реальная история пациентки, которая вдохновит вас на борьбу с болезнью. Простое упражнение, которое вы сможете повторить дома уже сегодня. 💡 Почему это работает? Этот метод направлен на устранение главной причины остеохондроза, а не просто на временное облегчение симптомов. 🌟 Для кого это видео? Если вы страдаете от остеохондроза шеи или грудного отдела. Если вы хотите вернуть подвижность и избавиться от боли. Если вы ищете простое и эффективное решение, которое действительно работает
Азбука хиромантии.Hiromtop
ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ЗВУКОМ ТИБЕТСКИХ ЧАШ 417 ГЦ💡Meditation music with Tibetan bowls Музыка с ТИБЕТСКИМИ ЧАШАМИ для ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ обладают очищающим, исцеляющим действием как на тонкие тела и энергетические центры, помогают аккумулировать энергию, так и на физическое тело, в сеансе используются чаши с частотой 417 Гц, 528 Гц, 111 Гц и другие, которые своим ЗВУКОМ способны оздоравливать ГЛАЗА, улучшая зрение, запускают процессы регенерации тканей печени, костей, поджелудочной железы. Слушать можно в наушниках - для исцеления физического тела, так и без них - для очищения и гармонизации пространства. ОГРАНИЧЕНИЙ НЕТ
6 упражнений от геморроя .Дмитрий Ващенко
Бесплатное занятие. Лицо поплыло вниз - как подтянуть.Марина Карпер

Дети и деньги

b9e6e58a-1114-4c31-84a4-b07e83d07afd_thumb500.jpg

Деньги: презренный металл или источник благ и наслаждений? Каким бы ни было наше отношение к ним, жизнь без денег невозможна. Как же воспитывать умение обращаться с деньгами, чтобы в будущем дети с удовольствием выполняли работу, которая приносит достойный доход?

Разберёмся с нашим наследием

Для начала важно понять и осознать своё собственное отношение к деньгам. Какие ощущения возникают в душе при мыслях о своих финансах? Радость и лёгкость, ощущение, что вы всё можете? Такое отношение к деньгам встречается редко на просторах нашей необъятной Родины. Тут, безусловно, сыграли свою роль и опыт предков, раскулаченных и в один миг лишившихся всего, а также тяжёлые события — революции, войны, перевороты и бесконечные кризисы.

Деньги, призванные давать ощущение безопасности, наоборот, часто вызывают тревогу, неуверенность, разочарование и страх. Поэтому важно прорабатывать доставшиеся нам установки относительно «презренного металла», чтоб не передать их детям, не повесить на них тяжёлым грузом страшный опыт предков.

Что это за установки? Например, такие:

  1. Не жили богато, нечего и начинать.
  2. Через золото слёзы льются.
  3. Хорошие люди богатыми не бывают.
  4. У нас в родне не было богатых.
  5. От денег все несчастья.

Возможно, вы что-то подобное слышали в детстве от взрослых. И эти фразы оказали влияние на формирование личности. И возможно, поэтому нам сейчас так страшно и так трудно.

Чтобы разобраться в этом, стоит задать себе следующие вопросы.

Это точно правда? И ищем примеры из жизни, опровергающие подобные утверждения. Их много, стоит лишь обратить своё внимание на другую сторону жизни, и вы найдёте сотни примеров обратного.

Какой я, когда верю в эти ограничивающие убеждения? Возможно, разочарованный, обессиленный, унылый, с опущенными руками.

Какие навязчивые привычки возникают от этих убеждений? Это могут быть бегство в алкоголь или трудоголизм, траты с кредитных карт, компьютерная зависимость и т. д.

Каким бы я был без этих убеждений? Не стесняйтесь рисовать картинку своего успеха и достатка.

Хорошо, если вы начнёте записывать ответы на эти вопросы, не пытаясь прояснить всё с первого раза. Возвращайтесь к этой теме периодически и наблюдайте, какие происходят изменения. И помните, всё это — наследие, которое мы передаём детям, это те кирпичики, из которых уже сейчас строится их будущее.

Стоит ли детям знать тяжёлую правду?

После того как вы добавите хоть немного осознанности в свои сложные взаимоотношения с деньгами, начинайте следить за своим поведением. Старайтесь при детях не вести трудных, тревожных разговоров про новые санкции, про «чем платить ипотеку» и про ежедневно растущую инфляцию. Пусть дети будут уверены, что их взрослые точно справятся.

869d19b1-09de-4b6d-ada7-4df10e5f6c40_thumb500.jpg

Конечно, можно обсудить с ребёнком, что сейчас временные финансовые трудности, семье придётся какое-то время пожить в режиме экономии и вместо поездки на море провести каникулы на даче. Но главное, что мы вместе, поддерживаем друг друга и уж точно постараемся провести время весело и интересно.

Однажды я стала свидетелем такой истории. Сын спросил у мамы, какую марку машины она считает самой крутой. В ответ услышал, что лучшая машина — это та, которую можешь себе позволить. Вот так мы и подрезаем крылья детям. Пусть они мечтают, пусть представляют, что весь мир лежит у их ног. Да и себе не отказывайте в удовольствии помечтать. Жизнь так непредсказуема, и порой её сюрпризы бывают очень приятными.

Желание ребёнка — закон?

Что же получается, ненасытным деткам нельзя ни в чём отказывать? Конечно, нет. Исполняя все их желания, мы подкладываем им огромную свинью. Им нечего хотеть, им не о чем мечтать. Да и себя ставим в трудное положение, когда привычка исполнять все детские «хотелки» есть, а возможностей нет.

Если мама хотела купить себе юбку, а вместо этого покупает дочке очередную куклу, она вовсе не учит свою девочку доброте и уважению. Она показывает, что можно задвинуть свои интересы подальше и наплевать на свои желания. Потом останется лишь развести руками, как же получилось воспитать такую эгоистку.

Вы умеете отказывать ребёнку так, чтоб он принял ваш отказ? Обычно, когда мы вынуждены отказать своему чаду, возникает ощущение, что мы плохие родители, и вытекающее из него чувство вины. Чтоб заглушить это неприятное переживание, мы начинаем громко возмущаться, мол, сколько можно меня трясти, как ты не понимаешь, что денег на всякие глупости нет.

А можно, осознавая, что ограничивать «хотелки» детей всё-таки нужно и важно, спокойно сказать: «Мне жаль тебя расстраивать, но я запланировала другие покупки. Давай вместе подумаем, если эта вещь тебе действительно нужна, где ты можешь взять на неё деньги».

Правила карманных денег

И вот мы добрались до вопроса про карманные деньги. Как ребёнку научиться считать деньги, понимать, чего он действительно хочет, а какое желание спонтанно и преходяще, как принять разочарование от напрасно потраченных средств, если не прожить это на собственном опыте?

Я за карманные деньги. Но есть несколько «но»!

  1. Выдавать деньги на карманные расходы стоит тогда, когда ребёнок уже более-менее самостоятелен, умеет сам считать деньги и делать покупки, понимает, что такое вредная еда и как часто её можно употреблять без ущерба для здоровья.
  2. Суммы должны быть разумными, не мизерными, но и не огромными. Каждая семья определяет сумму сама, исходя из своих возможностей.
  3. Карманные деньги не должны быть предметом манипуляций. Нельзя наказывать ребёнка их лишением. Если решили, что даёте, то уже и не отменяете своих намерений из-за поведения или плохих оценок в школе.
  4. Ребёнок сам решает, как ими распоряжаться. Он может их копить или потратить сразу. Вы просто предупреждаете, что сумма на неделю фиксированная, добавлять вы не будете. Конечно, родительский мудрый совет вполне допустим, но окончательное решение ребёнок принимает сам.

Самостоятельный заработок? Отличная идея!

Когда у ребёнка появляется желание самому заработать, его нужно активно поощрять. Это отличная мотивация к развитию самостоятельности. Но важно создавать условия для его возникновения, не удовлетворяя все потребности ребёнка. Здесь не идёт речь о еде, повседневной одежде и прочих необходимых вещах. Я имею в виду детские желания иного уровня: новый гаджет, компьютерная игра, брендовая вещь. Нужно создавать дефицит таких «хотелок», не бросаясь со всех ног исполнять все материальные просьбы ребёнка.

По-настоящему ценным становится лишь то, что заработано своим трудом, к чему приложены усилия.

Но в тоже время я против того, чтобы платить ребёнку за выполнение домашних обязанностей. У каждого в семье есть дела по дому, которые обеспечивают порядок, уют и комфорт всем членам семьи. И дети не должны быть в этом исключением. Мы заботимся о доме и друг о друге, потому что любим, а не потому, что нам за это платят. Кроме того, деньги, которые перетекают из кармана в карман внутри семьи, не особо ценятся.

Когда есть ощущение, что я нужен миру, что я могу принести кому-то пользу и получить за это деньги — это совершенно другая история. К такому заработку и отношение у ребёнка будет другое, более бережное и осознанное. Конечно, использование детского труда в нашей стране запрещено. Но мы, родители, можем помочь ребёнку найти честный, безопасный способ заработка.

Может, вам нужна помощь в наведении порядка на работе в складском помещении? Или расклейка рекламных объявлений? Или уборка территории? А может, соседи обрадуются, если кто-то будет выгуливать их собаку по утрам? Мир предоставляет нам миллион возможностей, нужно лишь замечать их.

Друзья, деньги — это не плохо и не хорошо, это просто данность нашей жизни. А вот умение зарабатывать их в достаточном количестве и жить с благодарностью и удовлетворением — это отличный навык, которому можно обучать ребёнка уже сегодня.

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант


читать

0

e29390b2-9817-4f22-852d-c52d4cbb55a0.jpg


Обезвоживание — это состояние, при котором организм теряет больше жидкости, чем получает. Это может произойти по разным причинам, включая повышенное потоотделение, недостаточное потребление воды, диарею или рвоту. Обезвоживание может иметь серьезные последствия, особенно у детей и пожилых людей, что подчеркивает важность своевременной диагностики и профилактики.


Признаки и симптомы обезвоживания


Обезвоживание может проявляться различными симптомами в зависимости от степени тяжести:


1. Легкое обезвоживание:

• Жажда

• Уменьшение объема мочи и более темный цвет мочи

• Сухость во рту и на слизистых оболочках

• Легкая усталость или слабость


2. Умеренное обезвоживание:

• Чувство головокружения или головной боли

• Увеличение частоты дыхания и пульса

• Уменьшение эластичности кожи (при щипке кожи она медленно возвращается в исходное положение)

• Сухая кожа и появление трещин на губах


3. Тяжелое обезвоживание:

• Сильная жажда

• Запутанность сознания, спутанность или раздражительность

• Ускоренное сердцебиение и снижение артериального давления

• Потеря сознания или шок

• Симптомы, связанные с почечной недостаточностью, например, отсутствие мочеиспускания


Обезвоживание может быть опасным для жизни и требует немедленного медицинского вмешательства, особенно у детей и пожилых людей.


Профилактика обезвоживания


Профилактика обезвоживания играет ключевую роль в поддержании здоровья. Вот несколько рекомендаций, помогающих предотвратить потерю жидкости:


1. Регулярное питье:

• Убедитесь, что вы и ваши дети потребляете достаточное количество воды в течение дня. Рекомендуется употреблять жидкость, прежде чем почувствуете жажду.


2. Учет физических нагрузок:

• При интенсивной физической активности или в жаркую погоду увеличьте потребление жидкости. Идеальные напитки для восстановления содержат электролиты, такие как натрий и калий.


3. Следите за состоянием здоровья:

• Люди с хроническими заболеваниями или принимающие определенные лекарства должны быть особенно внимательны к своему уровню жидкости. Обсудите с врачом, сколько жидкости вам следует пить, и какие меры предосторожности стоит принять.


4. Правильное питание:

• Включайте в свой рацион продукты с высоким содержанием воды, такие как фрукты (например, арбузы, дыни) и овощи (помидоры, огурцы). Это поможет вашему организму поддерживать уровень жидкости.


5. Избегайте обезвоживающих напитков:

• Ограничьте потребление кофеина и алкоголя, так как они могут способствовать обезвоживанию.


6. Следите за погодными условиями:

• В жаркую погоду старайтесь избегать длительного пребывания на солнце, носите легкую одежду и не забывайте пить воду даже без чувства жажды


Рекомендации по восстановлению жидкости


Если вы или кто-то из ваших близких начинает испытывать симптомы обезвоживания, следует предпринять следующие шаги для восстановления уровня жидкости:


1. Начните с небольших глотков:

• Пейте воду или растворы для пероральной регидратации. Избегайте питья слишком быстро, чтобы не вызвать рвоту.


2. Используйте специализированные растворы:

• При умеренном и тяжелом обезвоживании может быть полезно использовать готовые растворы, содержащие электролиты, которые можно приобрести в аптеке.


3. Обратите внимание на медицинскую помощь:

• Если симптомы не улучшаются, и обезвоживание становится более серьезным, немедленно обратитесь к врачу. В некоторых случаях может потребоваться внутривенное введение жидкости.


Заключение


Обезвоживание — это серьезное состояние, которое может привести к опасным последствиям, но с пониманием его признаков и профилактических мер вы можете защитить себя и своих близких. Регулярное потребление жидкости, правильное питание и внимательное отношение к физическим нагрузкам помогут поддерживать водный баланс и предотвратить обезвоживание. Будьте внимательны к своему организму, и не забывайте своевременно реагировать на его сигналы.


3. **У

читать

1

О чём говорят детские рисунки?

56be993f-340b-4260-bf6f-8fb9b696988a_thumb500.jpg

Свободная игра – полезное занятие для ребёнка. Учёные доказали, что фраза «всё бы тебе в бирюльки играть» пуста и безосновательна. В ходе спонтанной игры происходит отработка тяжёлых эмоций и трудных переживаний. Освободившись от них, мозг и психика зреют.

Под свободной игрой психологи подразумевают любое детское занятие, которое спонтанно, в удовольствие, не оценивается и не контролируется взрослыми. И это не только любые манипуляции с игрушками, но также пение, танцы, театр, рукоделие и рисование.

Когда ребёнок сам берёт бумагу и рисовальные принадлежности, с удовольствием окунаясь в творческий процесс, его психика латает сама себя. Порой детские рисунки умиляют, бывает – удивляют, случается – пугают.

С какого возраста можно читать детские рисунки?

До трёх-четырёх лет детки осваивают предметный мир, учатся манипулировать сначала ручками и ножками, потом игрушками, ложкой, стаканчиком, карандашами, кисточкой. Они ещё только осваивают понятие цвета и формы, поэтому по первым шедеврам никаких важных выводов делать не стоит.

А вот рисунки детей четырёх–семи лет лучше всего отражают их внутреннее состояние. Хотя и позже, когда в них появляется больше тщательно проработанных деталей, можно увидеть отношение ребёнка к миру, к себе и к людям.

Обращать внимание нужно на следующие параметры:

1. Цвет. Как правило, детские рисунки пестрят красками. Чем больше уверен в себе ребёнок, тем ярче цвета и сильнее нажим. Если какой-то цвет чаще всего встречается в рисунке, стоит поразмыслить над этим. Особенно, если он мрачный и тёмный. Не нужно беспокоиться, если изредка появляются унылые краски: возможно, ребёнок рисовал ночь и звёзды. Или грустное настроение отразилось на бумаге. Но когда тёмные цвета преобладают в рисунках регулярно и долго, нужно уделить этому внимание. Возможно, ребёнок подавлен, переживает какое-то печальное событие и стоит ему помочь в этом трудном вопросе. Однако важно помнить, что стопроцентной гарантии такая диагностика не даёт.

2. Место ребёнка на рисунке. Обычно информацию о внутреннем состоянии может дать изображение семьи. Но также важно обратить внимание на работы, где ребёнок нарисовал себя с друзьями, в детском саду или школе. Он в центре, с краю или вообще вдалеке? Это может показать нам, как он чувствует себя в этой группе.

Ближе к себе он рисует самых дорогих людей, с кем у него наиболее близкие отношения. Бывает, что на этом месте изображены бабушка или дедушка, а не родители. Стоит подумать о том, чтобы стать ближе к своему малышу, уделять ему больше качественного внимания.

Если кто-то из членов семьи вообще не изображён, скорее всего, ребёнок мысленно исключает его из круга родных. Хотя это может быть и ситуативно: малыш поссорился с этим родственником и сейчас просто злится на него. Самый тревожный звоночек, когда таким изгоем оказался сам ребёнок. Нужно поговорить с ним, задать вопросы, где же он и почему его нет на рисунке.

3. Пропорции персонажей. Как правило, маму и папу дети рисуют выше и крупнее себя. Если же выше всех он изобразил себя, или его ножки будто повисли в воздухе, а его голова на уровне родительских макушек, скорее всего, ребёнок слишком часто становится «жилеткой», в которую родители выплакивают свои проблемы, они с ним общаются на равных и слишком откровенно делятся трудностями. Для ребёнка такое положение в семье очень тревожно и тяжело. Не стоит забывать о семейной иерархии: взрослые, сильные и заботливые, сами несут ответственность за свою жизнь и за ребёнка. Не отнимайте у малыша детство, раньше времени погружая его во взрослые проблемы.

Тревожные сигналы

Слишком большие кулаки, зубы, огромные руки, острые когти и рога, как правило, свидетельствуют об агрессии. Стоит обратить внимание, у кого из героев рисунка появились эти атрибуты. Если таким ребёнок изобразил себя, есть несколько возможных причин. Либо ему часто приходится подавлять в себе агрессивные импульсы, либо он чувствует себя настолько беззащитным, что пытается «вооружиться» любыми доступными средствами. Возможны и оба варианта сразу.

dce97037-84f2-4dba-b876-8901faa1bae3_thumb500.jpg

Понаблюдайте за ребёнком, обратите внимание на то, в какие игры он играет. Битвы, аварии, крушения, катаклизмы, проживаемые понарошку, помогают утилизировать злость и агрессию. Не стоит прерывать такие игры, это вовсе не означает, что ребёнок растёт агрессором. Если вы понимаете, что ребёнок чувствует себя беззащитным, постарайтесь дать ему побольше телесного контакта. Важно, чтобы он почувствовал, что вы всегда рядом, на его стороне и защитите его от любых неприятностей.

Стоит обратить пристальное внимание на героев рисунка, которые не принадлежат семье. Особенно если они больше всех и у них есть атрибуты агрессии. Нужно внимательно приглядеться к окружению ребёнка: действительно ли все взрослые в нём безопасны.

Изображение половых органов. Схематичное изображение у детей трёх-четырёх лет не должно вызывать тревоги. Скорее всего, это говорит про интерес к своему телу и к различиям полов, о которых он недавно узнал. Если же у ребёнка постарше на рисунке появляются тщательно прорисованные гениталии – это тревожный сигнал. Возможно, он увидел неподходящее ему по возрасту и развитию фото или видео. Стоит установить родительский контроль на гаджеты ребёнка (хотя установить его нужно в любом случае) и очистить пространство дома от слишком взрослых книг и журналов. Кроме того, это сигнал снова присмотреться к окружению ребёнка: нет ли в нём взрослых, испытывающих к нему нездоровый интерес. Хочу напомнить, что в 80 % случаев насильственные действия по отношению к детям совершают хорошо знакомые им люди.

Не стоит в жажде познания детской души заставлять ребёнка рисовать на заданную тему против его воли. Обращайте внимание на его спонтанные рисунки. И важно помнить, что по рисунку диагноз не ставят, и мы с вами говорим про это лишь для того, чтоб у нас появились инструменты для лучшего понимания детей. Поэтому, если вас что-то тревожит в рисунках, стоит посоветоваться с детским психологом.

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант


читать

0

Детская близорукость: вылечить нельзя, остановить можно

e3c595d3-8f17-467e-9d31-1e1c2d81d7f9_thumb500.jpg

Давайте разберёмся, как достижения медицинской науки и современные технологии помогают защищать детское зрение и в чём поможет профилактика.

Миопия под контролем?

Начало близорукости, к сожалению, сдвигается в ранний возраст. Если 30 лет назад миопию выявляли у выпускников школ (сначала у каждого пятого, потом у каждого третьего), затем у школьников среднего звена, то сейчас начало близорукости устойчиво перешло в младшие классы, всё чаще мы диагностируем миопию у дошкольников.

Сегодня статистические данные говорят, что близорукость может проявляться с шести лет и развиваться максимум до 21 года. Корректировать миопию нехирургическими методами у взрослых людей невозможно.

Наиболее активный период заболевания, когда прибавляется по диоптрии в год, приходится на возраст от 8 до 13 лет.

А теперь хорошие новости. Развитие науки и технологий позволило создать методы контроля и стабилизации развития близорукости. Если прибегнуть к ним со старта заболевания, то можно существенно затормозить ухудшение зрения. К сожалению, информация о них пока не распространена широко. К нам на приём зачастую приводят детей с запущенной миопией, со зрением –5 D и более. Это тяжёлая степень близорукости, тут срочно надо делать всё возможное, чтобы остановить прогрессирование болезни и не допустить осложнений.

Технологии в защиту зрения днём и ночью

Итак, сейчас мы можем сказать с уверенностью: развитие близорукости у детей можно затормозить. Такая возможность появилась недавно — в начале XXI века. Сегодня в нашем распоряжении оптические, медикаментозные и аппаратные методы. Как показала многолетняя практика, наиболее эффективно совмещать три метода, тогда развитие болезни удаётся затормозить на 55 %. Это означает, что у 90 % детей не разовьётся осложнённая близорукость.

7d66147a-c95d-4ed1-817a-7ebe18b4882f_thumb500.jpg

Оптические методы — это либо очки специальной конструкции, либо мягкие контактные линзы или ночные линзы. В очках для коррекции развития миопии (они называются перифокальными) линзы имеют разную преломляющую силу в центре и по периферии. Не будем вдаваться в тонкости оптики, скажем только, что лучи, преломлённые этими линзами, сообщают глазу и мозгу: зрение в порядке. И глаз перестаёт расти. Некоторые модели перифокальных очков тормозят развитие миопии на 70 %. Перифокальные очки следует носить весь день, как и перифокальные мягкие контактные линзы.

Ночные линзы были созданы 50 лет назад для тех, кто не хочет днём надевать ни очки, ни линзы, но интереса поначалу не вызвали. По мере улучшения технологий их производства они приобретали всё большую популярность, в том числе и для торможения развития миопии, хотя осуществляют они это иным способом, чем перифокальные линзы. Ночные линзы ночью уплощают центр эпителия роговицы на несколько микрон. В России применение ночных линз (ортокератология) существует около 20 лет.

Мы подкрепляем процесс торможения миопии медикаментозным лечением: от глазных капель, снимающих напряжение, до витаминов и средств для укрепления иммунитета.

Аппаратные методы торможения близорукости мы называем функциональными. Это название наиболее точное, поскольку мы не корректируем уже существующую близорукость, но улучшаем функциональное состояние сетчатки, активируем обменные процессы, оказываем помощь при аномалиях аккомодации и др.

Дисплей подальше, гулять побольше

Предрасположенность к близорукости генетически обусловлена. В 2017 г. учёные даже выделили «ген близорукости». Близорукость — болезнь многофакторная. Наследуется состояние склеры, дисплазия соединительной ткани, наличие оптического дефекта и другие особенности. Но сам факт заболевания миопией, её раннее проявление, а также степень тяжести зависят не только от наследственности, но и от образа жизни. Сейчас каждый третий житель планеты близорук. Прогнозы учёных неутешительны: к середине века миопия будет уже у каждого второго. Тому есть несколько причин, а связаны они, как нетрудно предположить, с нашим образом жизни.

24bd6c0b-090e-4ce9-9475-2b3150c84177_thumb500.jpg

Уже есть исследования, которые показали: использование гаджетов в таком объёме, как это происходит сегодня, способствует усилению близорукости в восемь раз. Почему? Во-первых, потому, что дисплеи планшетов и телефонов мы располагаем слишком близко от глаз, на расстоянии около 20 см (бумажные книги, как правило, мы держали на расстоянии 40 см). Во-вторых, мы проводим у экрана не минуты, а часы, в которые глаза не получают расслабления. Школьники делают презентации, смотрят видеоуроки, иногда выполняют домашние задания на компьютере. Дистанционное образование усилило эти тенденции.

Однако образ жизни как причина развития миопии — это ещё и отсутствие длительных прогулок в светлое время. Глаза нуждаются в том, чтобы смотреть вдаль. Когда мы долго смотрим на предмет, находящийся на расстоянии 20 см от глаз, внутриглазная аккомодационная мышца находится в статичном напряжении. Даже у здорового глаза фокус лучей смещается и оказывается не на сетчатке, а перед ней, глаз становится более выпуклым. Это состояние называется ложной близорукостью, которая без лечения со временем превратится в подлинную. Если же у ребёнка уже есть миопия, такое мышечное напряжение усугубляет заболевание. Чтобы расслабить аккомодационную мышцу, надо изменить дальность взгляда. Во время прогулки это происходит естественно.

Калькулятор убедит

Помимо режима использования гаджетов и прогулок, не забывайте о визитах к офтальмологу. Дело в том, что близорукость начинается за год-полтора до её клинического проявления. То есть глаз уже растёт на доли миллиметра, а зрение, особенно вдаль двумя глазами, ещё какое-то время сохраняется. Дети не жалуются, родители проблем не замечают до тех пор, пока ребёнок не получит «два» за контрольную, поскольку не разглядел пример на доске.

Если у одного из родителей есть близорукость и тем более если она высокой степени (–6 D и выше), необходимо осматривать ребёнка у офтальмолога с года и далее. Годовалого малыша мы смотрим с помощью специальной аппаратуры, определяем, соответствует ли возрасту строение его глаза. Дальнейшие осмотры надо проводить ежегодно.

В клиниках детям с миопией предлагают занятия курсами: десять занятий раз в несколько месяцев. Занятия включает в себя оптическую тренировку аккомодации, магнитотерапию, терапию лазером, электростимуляцию, затем лечебные компьютерные программы и, наконец, глазную гимнастику.

В Австралии разработан «Калькулятор близорукости» — он откорректирован в соответствии с сегодняшними отечественными реалиями. Калькулятор даёт прогноз развития близорукости с учётом факторов риска конкретного ребёнка, показывает, что будет годы спустя с его зрением, если вообще не применять методов торможения, если применять их частично или полностью. Результат, как правило, убеждает: остановить близорукость можно, а значит, нужно.

Ирина Смирнова, кандидат медицинских наук


читать

0

Если ребёнок сквернословит

Кто-то без острых словечек не может точно выразить мысль и донести её до собеседника. Для кого-то мат совершенно недопустим. Но вряд ли найдётся человек, который ни разу в жизни не употребил ни одного бранного словца. Вспомните сами, какие слова первыми приходят в голову, если вас подрезали на дороге. В любом случае мат — это часть языковой культуры, оградить от которой ребёнка непроницаемой стеной никак не получится. Что же делать, чтобы минимизировать негативное влияние нецензурной лексики на неокрепшие детские умы?

Сквернословие по незнанию

Для начала давайте разберёмся, какие чувства у нас возникают, когда из детского ангельского ротика вылетают бранные слова. От чувств, которые испытывают взрослые, зависят их дальнейшие действия, а от них, в свою очередь, последующее поведение ребёнка.

Если ребёнок сказал неприличное слово при других людях, его родители, скорее всего, испытают жгучий стыд и желание провалиться на месте. Мы привыкли придавать огромное значение чужому мнению и тому, что думают о нас другие люди. В ситуации, подобной описанной, мы чувствуем себя плохими, несостоявшимися родителями. Это крайне неприятное переживание, и взрослые стараются реабилитироваться в глазах окружающих, начиная стыдить и ругать ребёнка: «Ай-я-яй, ты где набрался гадких слов? Вот я тебя по губам отшлёпаю!» Это позволяет выдохнуть и успокоиться, ведь воспитательное воздействие совершено, и в глазах окружающих родители вроде как вернули свой авторитет.

Но это крайне неэффективная стратегия, которая не только не отучит ребёнка сквернословить, но и покажет ему, как гарантированно привлечь внимание взрослых.

В подобной ситуации важно не то, что ребёнок прилюдно выругался, а то, что он вообще использует подобные выражения. И для начала стоит разобраться, понимает ли он значение этих слов. Дети часто путают приличные и не очень понятия, подменяя одни другими просто по незнанию. И только разобравшись в ситуации, стоит прибегать к воспитательным мерам.

Связь сквернословия и возраста

Главное, что нужно сделать родителям, чей ребёнок употребляет бранные слова, — проанализировать свою речь. Мы являемся образцом поведения для своих детей. Они неосознанно копируют наши мимику, речь, способы выражения эмоций. И часто искренне не понимают, почему взрослым можно, а им нельзя. Правила культуры речи должны быть едиными для всех членов семьи. Если у вас нет-нет да и проскочит крепкое словцо, то даже не сомневайтесь, чадо его обязательно повторит.

Однажды в посте известного блогера, виртуозно владеющего нецензурным лексиконом, встретила крик души: мол, ребята, что делать, сын грязно ругается. Ну и что можно посоветовать отчаявшемуся родителю в подобной ситуации? Только избавить свою речь от бранных слов! А вот дальнейшие действия зависят от возраста ребёнка.

Два-три года. Период активного познания мира и пополнения словарного запаса. Дети в этом возрасте порой повторяют бранные слова, услышанные если не дома, то на улице. Главное — не превратить эти эпизоды в привычку. Зачастую взрослые начинают смеяться и пересказывать друг другу,будто анекдот, как забавно и к месту милая кроха употребила крепкое словечко. Положительное подкрепление получено, и детка с радостью повторит этот опыт вновь и вновь.

Правильное же поведение — это спокойно объяснить ребёнку, что это очень некрасивые слова, которые запрещены в семье, и взрослые очень расстраиваются, когда их слышат. Впоследствии просто игнорируйте подобные инциденты, и они постепенно сойдут на нет.

Шесть-семь лет. Ребёнок активно социализируется, получая дополнительное «воспитание» во дворе и в саду. Здесь уже нужно подробнее обсудить, кто и в каких ситуациях употребляет подобные слова. Важно, чтобы это был честный разговор, дети тонко чувствуют ложь.

Объясните, что взрослые порой говорят такие слова, когда злятся, но ведь можно и по-другому выражать свои чувства. Стоит обсудить, как приемлемо и безопасно можно выпускать эмоции. Помню, с каким азартом мы с сыном колотили деревянным молоточком по пустым пластиковым лоткам из-под яиц, выпуская пар. Здорово помогает, надо сказать.

Важно донести до ребёнка, что бранные слова оскорбительны для других людей и могут сильно обидеть. Расскажите, для чего нужны скверные слова и кто их употребляет, ведь к этому возрасту дети уже понимают значение социального статуса. А ещё это хороший повод вспомнить о предках, о книгах и фильмах, которые они любили, об их культурном уровне и багаже. Гордость за свой род может стать отличным фундаментом для развития внутренней культуры подрастающей личности.

Школьный возраст. К этому времени дети, как правило, уже умеют контролировать себя и понимают, где можно безнаказанно выругаться, а где не стоит рисковать. Во дворе в своей компании они зачастую используют нецензурную брань. Детям кажется, что это придаёт им вес и авторитет в глазах сверстников. Приходя же домой, детка вновь начинает говорить культурно и вежливо.

Запрещать материться совершенно бесполезно, потому что родители никак не смогут проконтролировать исполнение наказа. А это ведёт к подрыву родительского авторитета. Поэтому стоит обсудить с ребёнком последствия нецензурной брани в случае, если он будет пойман педагогом, полицейским или другим авторитетным взрослым. Это не просто неприятно, но и может иметь более тяжёлые последствия в виде жалобы директору школы.

Мне понравились меры, принятые в школе моего сына для профилактики подобного: если педагог ловит ученика на нецензурной брани, то провинившийся отжимается 30 раз.

Подростковый возраст. Время бунтов и революций, самоутверждения и отрицания любых авторитетов. Брань — это один из способов продемонстрировать свою взрослость. И это нормально! Да, подростки грязно матерятся. Да, нам это крайне неприятно, мы в очередной раз чувствуем свой родительский провал. Но это пройдёт: подрастающая личность найдёт свой путь, на себе проверив, что такое хорошо и что такое плохо. По-другому никак.

Зачастую родители начинают использовать самые неэффективные стратегии: скандалы, запреты, ультиматумы, наказания, шантаж и гиперконтроль. Это в принципе неработающие методы, а в случае с подростками они просто противопоказаны!

Помогите ребёнку понять, что же значит быть взрослым и ответственным. Позвольте ему спорить, но пусть делает это аргументировано. Учите выражать эмоции и мысли без мата. Смотрите вместе с ним его любимых блогеров и слушайте его любимую музыку. А потом предложите посмотреть вместе ваш любимый фильм. Просто поговорите без нравоучений, что вас в нём цепляет. Предложите вместе сходить на спектакль, а потом погоняйте на роликах. Или пусть подросший ребёнок научит вас кататься на скейте. Честно обсудите, почему вам неприятно слышать скверные слова. Поделитесь, что вы при этом чувствуете, договоритесь, что при вас он не будет грубо выражаться. Ищите как можно больше точек соприкосновения, давайте ребёнку возможность выбора. Работать нужно не над проблемой, а над отношениями. Это основа всего: и счастья, и любви, и культуры.

Однажды моя искренне верующая в Бога мама сказала, что когда человек сквернословит, от него отлетает ангел. Возможно, этот метафорический образ будет понятен и детям, и взрослым лучше тысячи слов.

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

читать

0

Выбираем обувь школьнику

Ребёнок носит школьную обувь до пяти-шести часов подряд; логично, что она должна быть максимально удобной и безопасной. Давайте разбираться, как же выбрать её правильно, не навредив здоровью.

Почему это так важно?

Задача обуви — защищать стопу от внешних воздействий, таких как высокие и низкие температуры, влага, неровности грунта и другие. Помимо этого, она выполняет и амортизирующую функцию, что позволяет уменьшить износ суставов и не нарушить структуру связок, обеспечивающих тот самый сглаживающий эффект во время движения.

Опорно-двигательная система ребёнка формируется на протяжении шести-семи лет. В дошкольном возрасте она ещё не совершенна. У малышей до трёх лет, например, присутствует физиологическое плоскостопие, которое не требует вмешательства и к шести-семи годам самостоятельно проходит. Также возможно присутствие косолапости либо О- или Х-образных конечностей в различные фазы роста. Это может быть вариантом нормы, которая со временем исчезает, и ноги становятся абсолютно прямыми.

К семи годам все физиологические процессы формирования стопы практически полностью завершаются и приближаются к состоянию взрослых, что нельзя сказать о крупных суставах ног. С этого возраста необходимо обеспечить нормальное развитие коленных и тазобедренных суставов, так как они завершают своё формирование только к 12 годам. Если обувь подобрана неправильно, развитие суставов нижних конечностей может нарушиться, что повлияет на состояние позвоночника, а это основная опорная часть нашего скелета.

Какая обувь понадобится школьнику?

Так как занятия в учебных заведениях очень разнообразны, нужно будет приобрести несколько моделей. Во-первых, сменную обувь. Это могут быть туфли с закрытым носком или сандалии. Во-вторых, в школе проходят занятия физической культурой, поэтому ребёнку потребуется спортивная обувь, а именно кроссовки. Не покупайте детям кеды, так как они имеют тонкую плоскую подошву, что не обеспечивают амортизации стопы.

Учебный год захватывает всё холодное время, поэтому ребёнку понадобится тёплая и непромокаемая уличная обувь. В осеннее и весеннее время подойдут удобные кроссовки или демисезонные модели (ботинки или сапоги), а зимой — сапоги или ботинки на меху.

Нужна ли ортопедическая обувь здоровому ребёнку?

Многие родители сегодня покупают исключительно ортопедическую обувь, считая, что она наиболее физиологична для детей. Но это в первую очередь лечебная обувь, которая нужна ребёнку с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нервной системы, когда нога, например, не держит свою форму или стопа сильно искривлена, как при косолапости. Такая обувь назначается только врачом и чаще всего изготавливается на заказ, то есть сугубо индивидуально.

Сегодня в обувных магазинах продаётся большое количество ортопедической обуви. На самом деле она считается профилактической. К изделиям просто добавили некоторые элементы, такие как жёсткий задник, супинатор, каблук Томаса и другие, которые придают ей внешний вид, как у ортопедической. Такая обувь часто произведена с нарушениями и может даже навредить здоровому ребёнку, а не предупреждать заболевания ног.

Почему же ортопедическая обувь, даже если она куплена в специализированных магазинах, не требуется здоровому ребёнку:

  1. Жёсткий высокий задник, присутствующий в лечебной обуви, может прижимать лодыжку, приводя к повреждению кожи и не только.
  2. Фиксация ремешками таранного сустава ограничивает движения стопы, что ведёт к ослаблению мышц свода, и как следствие, плоскостопию.
  3. Супинатор, который расположен на внутренней поверхности подошвы обуви, здоровому ребёнку не требуется, так как он прижимает мышцы свода стопы, отчего они начинают работать неправильно и ослабевают.

Идём в обувной: на что обратить внимание

Запомните, чтобы стопа и суставы конечностей ребёнка развивались правильно и оставались здоровыми, обувь нужно покупать такую, которая обеспечивает максимальную подвижность стопы. Если она ограничена в движении, мышцы начинают ослабевать, а свод — уплощаться. Плоская стопа в меньшей степени выполняет рессорную функцию, то есть не обеспечивает сглаживание толчков при хождении, что приводит к дальнейшему повреждению коленных и тазобедренных суставов, а также изменению осанки.

На что же обратить внимание, выбирая обувь ребёнку?

Во-первых, на размер. Если обувь слишком маленькая, то возможно развитие различных деформаций пальцев и самой стопы. Купленная на вырост приводит к перенапряжению пальцев, а это ведёт к нарушению работы мышц свода и плоскостопию. Во время примерки от большого пальца до носка обуви должен оставаться запас 0,5–0,7 см, максимум 1 см. Ведь стопа ребёнка в течение дня, а также во время ходьбы немного расширяется. Не будет запаса — ботинки или туфли будут жать.

Помните, у детей стопа растёт быстро, поэтому обязательно следите за размером обуви. Проверять его нужно раз в три месяца.

Во-вторых, на микроклимат. Любая сменная или спортивная обувь должна «дышать», то есть пропускать через себя воздух, чтобы ноги ребёнка не потели в тёплом помещении, ну а демисезонная и зимняя — сохранять тепло в холодное время года. Эти требования обеспечиваются использованием натуральных материалов, таких как кожа или текстиль.

В-третьих, на подошву. Обувь должна иметь гнущуюся подошву, чтобы обеспечивать свободный перекат с пятки на носок. Обувь на платформе, например, не выполняет это требование, так как стопа в районе пальцев не сгибается, а мышцы ноги перенапрягаются. Слишком тонкая подошва тоже плохо, так как она не выполняет амортизирующую функцию. Оптимальной толщиной подошвы для сменной обуви является 5–7 мм. Для зимних сапог можно выбрать 1 см, что поможет избежать переохлаждения.

В-четвёртых, на каблук. Каблучок для обуви необходим для снижения нагрузки на пятку при ходьбе. У детей начальной школы каблук может быть 1–2 см. Старшим школьникам допускается приобрести туфли с каблуком 2–3 см. Необязательно покупать обувь с каблуком как таковым. Можно выбрать кроссовки или какую-либо другую модель, которая обеспечит разницу высоты носка и пятки в 1–3 см, но при этом не забывайте о гибкости подошвы в районе носка.

В-пятых, на фиксацию обуви. Модель, которую вы выбрали, должна хорошо держаться на ноге ребёнка. Она, как правило, фиксируется при помощи ремешков с застёжками, липучками, резинкой или шнурками. Запомните, обувь не должна болтаться. В противном случае опять же напрягаются мышцы стопы во время хождения, вызывая боль, усталость, а иногда и судороги. Не покупайте девочкам балетки или туфли без задника, их очень сложно подобрать по размеру. Балетки в размер, как правило, жмут, а изделие на размер больше уже слетает.

В-шестых, на формоустойчивый задник. Именно такой рекомендуется для детской профилактической обуви, а не жёсткий. Слово «формоустойчивый» означает, что во время активных движений ребёнка задник способен изменять свою форму, а затем быстро возвращаться к изначальной. Он должен быть ниже лодыжки на 0,5 см.

В-седьмых, на мягкий и широкий носок. Выбирайте обувь, верхняя часть которой, не относящаяся к подошве, сделана из мягких материалов, без твёрдых вставок и с широким носком. Такое изделие не будет пережимать пальцы во время ходьбы.

В-восьмых, на лёгкость. Любая детская обувь должна быть лёгкой. Конечно, не вся зимняя подходит под этот критерий, но с учётом современных материалов и технологий изготовления найти сегодня лёгкие и одновременно тёплые сапоги вполне возможно.

Во время примерки дайте ребёнку походить в новой обуви. Если походка босиком и в обуви одинаковы, значит вы выбрали то, что нужно. По прошествии времени обязательно осмотрите стельку на предмет потёртостей, а также расспросите ребёнка, удобно ли ему ходить.

Кроссовки старшего брата, туфли старшей сестры

Испокон веков считалось, что младшие должны донашивать вещи за старшими. Но у каждого ребёнка своя структура стопы, а обувь, как известно, принимает форму ноги предыдущего хозяина. Ношенная вещь может испортить постановку стопы ребёнка, так как она ещё в процессе формирования. Поэтому обувь лучше покупать новую, а не передавать от братьев и сестёр.

Здоровым детям для ношения в школе достаточно профилактической обуви, которая продаётся в каждом обувном магазине. Главное при выборе — это удобство и полная свобода движения в стопе. Если ребёнок говорит, что в туфлях удобно, как в тапочках, или он даже не чувствует их на ногах, то вы делаете всё правильно. Конечно, если у ребёнка диагностированы плоскостопие, косолапость или что-либо ещё, ему необходима ортопедическая обувь или специальные стельки, но это будет решать ортопед. Ваша задача — раз в один-два года приводить ребёнка на профилактический осмотр, чтобы не пропустить отклонений в развитии. Если всё в порядке, то носим только профилактическую обувь.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист

читать

0

Если у ребёнка красные щёчки: Часть 2

9dd130bb-17a0-40f5-a00e-e426310cfe15_thumb500.jpg

О диатезе у детей слышал каждый человек, а у некоторых такой «диагноз» написан в амбулаторной карте. В предыдущей статье мы рассказали о нюансах при его постановке, сегодня речь пойдёт о клинике и лечении.

Какие виды диатезов встречаются чаще

Диатез — это предрасположенность к различным заболеваниям, таким как экзема, атопический дерматит, геморрагические патологии и другие состояния. К симптоматике могут привести неправильное питание матери и ребёнка, частый контакт с аллергенами, отягощённая наследственность (родственники, имеющие аллергию и другие патологии), стрессы.

Классификаций диатезов достаточно много, однако российские врачи ориентируются на систематизацию, которую предложил педиатр Михаил Маслов. Он выделял до десяти различных видов, но основными являются:

  • экссудативно-катаральный (атопический), или экссудативно-катаральная аномалия конституции (ЭКАК);
  • лимфатико-гипопластический (лимфатический), или лимфатико-гипопластическая аномалия конституции (ЛГАК);
  • нервно-артритический диатез (НАД), или нервно-артритическая аномалия конституции.

Также в классификации присутствует геморрагический диатез, но правильнее его относить к отдельной группе геморрагических заболеваний, хоть об этом до сих пор и идёт много споров среди врачей.

Рассмотрим подробнее самый частый из диатезов — экссудативно-катаральный.

Согласно статистическим данным он возникает у 50–60 % детей в возрасте одного-двух лет. После двух лет похожие проявления ЭКАК регистрируют уже как аллергические заболевания (атопический дерматит, экзема и другие). Признаки болезни возникают при нарушении диеты кормящей матерью, например, при избыточном употреблении коровьего молока, рыбы, морепродуктов, апельсинов и так далее. Кроме того, ЭКАК может проявляться, если преждевременно или неправильно ввести прикорм.

Что увидит мама?

Дети с ЭКАК бледные, пастозные, часто с избыточной массой тела. Мама может увидеть так называемый «гнейс» (характерные чешуйки жёлтого цвета), «молочный струп» (покраснение и шелушение на щёчках) и мелкую сыпь, расчёсы, эрозии. У многих присутствуют опрелости, располагающиеся в подмышках и паховой области. Во время осмотра ребёнка можно обнаружить «географический язык» (разводы на языке). Мамы пациентов жалуются, что у детей возникают конъюнктивиты, увеличиваются лимфатические узлы и миндалины. А ещё они часто болеют респираторными заболеваниями, такими как бронхит и ринит.

0f96bdd5-c15b-43a4-af70-544269b85347_thumb500.jpg

В первую очередь при признаках ЭКАК следует обратиться к педиатру или аллергологу. Врачу нужно рассказать, страдают ли от аллергических заболеваний близкие родственники, так как проблема имеет наследственную природу. Также ему следует знать, как и чем вы кормите ребёнка и вводили ли в рацион новые продукты.

Контролируем питание, своё и малыша

Лечение заболевания достаточно простое, но трудоёмкое. В первую очередь нужно устранить контакт ребёнка с аллергенами. Поэтому может понадобиться диета, отказ от агрессивных порошков, которыми вы стираете детскую одежду, и моющих средств, с помощью которых делаете уборку дома. То есть в первую очередь нужно убрать всё, что может ухудшить состояние грудничка.

Малышей с ЭКАК врачи рекомендуют как можно дольше кормить материнским молоком (минимум до года), так как раннее введение смесей может вызвать симптоматику диатеза. Ведь они, как правило, изготовлены из коровьего или козьего молока, а это чужеродные белки. Если ребёнок находится на грудном вскармливании, то и маме необходимо соблюдать диету:

  • меньше употреблять коровье и козье молоко (до 200 мл в день), убрать из рациона цельное некипячёное молоко; можно заменить его кисломолочными продуктами — они лучше усваиваются;
  • не есть острые, жареные продукты и блюда на гриле;
  • ограничить количество соли и сахара в рационе;
  • убрать из меню экзотические фрукты, а также клубнику, малину, какао и изделия из шоколада, кофе, сыры, колбасы и консервированные блюда.

Когда придёт время прикормов, обязательно попросите педиатра составить для ребёнка индивидуальный график, в котором будут расписаны сроки и перечень продуктов. Нельзя вводить сначала мясо или рыбу, а затем овощи, или наоборот, давать исключительно фруктовые соки на начальном этапе прикормов. Начинайте только с гипоаллергенных продуктов:

  • кабачок;
  • брокколи;
  • цветная капуста;
  • яблоко.

Пюре из этих продуктов легче усваивается организмом ребёнка. При этом продукты из яблок можно давать в виде сока, но после овощей. Аллергологи рекомендуют ограничить или придержать введение желтка, манной каши, рыбы, мясного и рыбного бульона. Все тонкости введения прикорма расскажет врач-педиатр или аллерголог-иммунолог.

Как правильно ухаживать за кожей

У детей с диатезом достаточно выраженный зуд и сухость кожи. Чтобы облегчить состояние ребёнка, применяют увлажняющие кремы, спреи или мази, которые рекомендуется использовать не менее трёх раз за сутки (можно и до пяти–десяти раз, если требуется).

Ежедневно вечером купайте малыша в прохладной воде (27–30 °C) с очищающими средствами, имеющими рН 5–5,5. Ни в коем случае не мойте ребёнка мылом — оно сильно высушивает кожу и смывает защитную жировую плёнку. Процедура купания помогает убрать все загрязнения, пот и болезнетворные бактерии, способные вызвать нежелательное воспаление. После водных процедур промокните кожу полотенцем и сразу нанесите увлажняющий крем или спрей, распределяя его по всем поражённым местам лёгкими массажными движениями.

7d12b2ab-bea5-43b2-8e97-59942d075728_thumb500.jpg

Ежедневный уход за кожей является важным этапом в лечении кожных заболеваний. Увлажнение хорошо снимает зуд у грудничка, уменьшает вероятность появления расчёсов и повреждения кожи. Нет расчёсов — нет инфицирования! Решение достаточно простое.

Места опрелостей желательно обработать детской присыпкой, чтобы подсушить кожу. Также при мокнутиях хорошо работает цинковая мазь или крем с декспантенолом. Но не наносите всё вместе. Перерыв между использованием разных препаратов должен составлять не менее двух часов. Перед нанесением нового средства остатки мази или крема нужно смыть.

Все наружные средства по уходу за кожей должен назначать дерматолог, особенно детям до года. Врач подберёт правильные препараты, распишет дозировки и частоту нанесения.

Занимайтесь не только ребёнком, но и собой

Если у вас или ваших близких родственников есть хронические инфекции зева, кожи (грибок ногтей, стоп, ангины и другие), эти очаги нужно санировать (вылечить). Ведь бактерии от взрослых могут перейти к больному ребёнку во время поцелуев, прикосновений, что приведёт к воспалению поражённых участков кожи.

Также для больного ребёнка очень важна материнская любовь и спокойная обстановка в доме. Нервное напряжение, стрессы провоцируют сильный зуд и ухудшение состояния здоровья. Поэтому при лечении диатеза не следует ограничиваться только диетой. Не менее важен ежедневный уход за кожей. Именно комплексная терапия является залогом успеха в лечении любой кожной патологии.

Запаситесь терпением, возможно, лечение будет продолжительным. Всё зависит от сил организма ребёнка и вашей непосредственной помощи.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист


читать

0

Если у ребёнка красные щёчки: Часть 1

bf0595e3-6561-451e-9923-4c31d8435eaa_thumb500.jpg

Диатез — это достаточно распространённое состояние среди грудничков. А вот по поводу формулировки диагноза сегодня действительно ведутся активные споры и дискуссии в кругу врачей, так как нозологическая единица «диатез» отсутствует в международной классификации болезней (МКБ). Зарубежные специалисты утверждают, что диатез не что иное, как атопический дерматит.

Диатез — болезнь или нет?

Диатез — это детская патология, симптомы которой регистрируются в возрасте до трёх лет. Она проявляется покраснением щёк, опрелостями, сильным зудом, появлением жировых чешуек на коже головы и другими симптомами. В медицинской литературе дано следующее определение: «Диатез — это особенности конституции, определяющие реактивность организма и своеобразие его адаптивных возможностей, которые создают предпосылки для предрасположенности индивида к тем или иным заболеваниям».

То есть диатез предрасполагает к развитию той или иной группы патологических состояний (атопический дерматит, экзема, нейродермит, бронхиальная астма), но это ещё не означает, что ребёнок заболеет в дальнейшем. Если проводить простые меры профилактики, такие как правильный уход за малышом, диета матери во время грудного вскармливания, своевременное лечение ОРЗ, патология может не проявиться вовсе. Именно по этой причине диатез не является болезнью и не входит в МКБ.

Понятия «диатез» в учебниках по педиатрии США просто не существует.

Американские специалисты лечат только конкретные заболевания, которые внесены в Международную классификацию болезней. Они считают, что либо патология есть, либо её нет. В отечественном учебнике для врачей-педиатров «Детские болезни» Н. П Шабалова есть целая глава об аномалиях конституции и диатезах. В ней дана классификация, клиника и лечение «болезни».

Почему же в отечественной литературе описаны симптомы, если это не болезнь, а предрасположенность? Проявления диатеза действительно регистрируются у детей. Симптоматика возникает по причине перегрузки защитных систем организма. Это своеобразная гиперреакция на внешние агрессивные или обычные раздражители. Она может возникнуть лишь один раз в возрасте до года либо периодически рецидивировать после года и старше, переходя в хронические заболевания.

Так чем же болеет ребёнок?

В 50–60 % случаев из всех видов диатеза, а их около десяти, встречается экссудативно-катаральный (экссудативно-катаральная аномалия конституции — ЭКАК). Именно он очень похож по симптоматике на атопический дерматит. При возникновении его признаков некоторые педиатры ставят атопический дерматит (АтД) детям до двух лет. Эксперты говорят, что это не совсем корректно, так как ЭКАК отличается специфическими признаками, которые не всегда свойственны АтД:

  • присутствие жёлтых корочек;
  • появление молочного струпа;
  • быстрое нарастание массы тела.

Если говорить о причинах развития заболеваний, они тоже разные. Симптоматику ЭКАК вызывают, как правило, большие дозы аллергена (смеси, молока, прикормов), в отличие от АтД, который возникает при воздействии мизерного количества антигенов, запускающих каскад воспалительной реакции.

a2fddd8f-251e-4685-9bd1-48b828092e6e_thumb500.jpg

В последние годы в медицинской среде очень много споров по поводу формулировки диагноза, так как диатез отсутствует в МКБ. Американская педиатрическая школа предложила заменить его понятием «атопический дерматит». Но в результате это привело к гипердиагностике АтД, то есть эту нозологическую единицу стали использовать для постановки диагноза чаще, чем она встречалась на самом деле, потому что у врачей нет чётких инструкций.

Частое использование формулировки «атопический дерматит» также можно объяснить присутствием в медицинской среде тенденции к объединению понятий «экссудативно-катаральный диатез», «нейродермит», «детская экзема», «атопический дерматит», «атопическая экзема» в одно — «атопический дерматит». Но все эти аллергические заболевания всё-таки отличаются клиническими проявлениями, нелогично объединять их в одну нозологическую единицу. Именно поэтому возникают споры среди врачей.

Внимание на возраст

Несмотря на объединение терминологий, при постановке диагноза российские врачи учитывают возраст заболевшего ребёнка. Если пациент младше трёх лет, есть шанс, что будет пожизненная ремиссия. Ребёнок в грудном возрасте способен справится с аллергенами достаточно быстро за счёт специфических особенностей иммунной системы.

Для постановки диагноза «атопический дерматит» у малышей до трёх лет нужен определённый набор критериев, таких как зуд, хронизация процесса, типичная локализация (лицо, разгибательные поверхности конечностей — локти, коленки), аллергические болезни у родственников. При диатезе, который проявился впервые, не может быть хронизации процесса. Стоит отметить, что при АтД опрелости в паховой области у грудничков не являются типичной локализацией, это тоже нужно учитывать. Поэтому возникает большой вопрос: имеет ли место здесь атопический дерматит? В этом случае лучше понаблюдать ребёнка, а уже потом делать выводы.

А вот после трёх лет могут поставить АтД, так как иммунитет у ребёнка уже немного сформирован. Врач-аллерголог при этом смотрит на основные критерии диагностики этого заболевания, и если они присутствуют, то ставится АтД. Но на практике доктора стараются не торопиться с таким диагнозом, так как он останется в анамнезе ребёнка на всю жизнь, что затруднит в дальнейшем поступление в высшие учебные заведения и устройство на работу. Особенно это касается мальчиков, которые собираются идти в армию, так как служба во время обострения АтД будет затруднительна из-за воспалительных элементов на коже и высокого риска осложнений.

Если подводить итоги, можно сделать вывод о расхождении мнений разных педиатрических школ. Американская школа объединяет все аллергические заболевания в общий диагноз «атопический дерматит». При этом очень многие русские педиатры и аллергологи не соглашаются с объединением понятий и до сих пор стараются придерживаться советского учения о диатезах. Трудности в формулировке диагноза до сих пор актуальны, поэтому вопрос остаётся открытым для обсуждения.

В следующий раз мы, опираясь на отечественную медицину, рассмотрим, как выглядит диатез и чем помочь ребёнку при сильном зуде.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист


читать

0

Не обжигай!

Мы так часто слышим о детских ожогах и первой помощи при них, что, кажется, уже знаем об этом всё. Но на самом деле в экстренной ситуации можем делать банальные ошибки. И мой личный опыт тому подтверждение.

Как глупо...

Именно эта фраза приходит на ум, когда я вспоминаю эпизод, случившийся почти 20 лет назад. Моему сыну как раз исполнилось семь месяцев, и он только научился шустро передвигаться по нашей маленькой однокомнатной квартире, проползая её вдоль и поперёк за какие-то минуты. Тогда я не знала, что 70 % детских ожогов происходят в возрасте до четырёх лет и мне нужно особенно осторожно обращаться с любым источником горячей воды.

В тот день я вскипятила чайник, чтобы сделать себе чай, но не успела: муж как раз привёз кухонную вытяжку из магазина, и конечно, очень хотелось немедленно её распаковать и установить. А для этого нужно было освободить стол и плиту.

Размер нашей кухни в те времена не поражал воображение — всего пять квадратных метров должны были вмещать всю утварь, бытовую технику, двух взрослых и одного маленького ребёнка в придачу. Убрать горячий чайник с плиты было попросту некуда. И я, молодая мать с высшим фармацевтическим образованием, не придумала ничего лучшего, чем поставить его на пол, в узенькую нишу между стиральной машинкой, стоявшей на этой же несчастной кухне, и стеной. Я была уверена, что это безопасное место: незаметное, практически недостижимое для ребёнка. Но я ошиблась. Через несколько минут после того, как я поставила чайник в эту злосчастную нишу на кухне, раздался детский крик.

Три ошибки

С того дня прошло много лет, но я до сих пор время от времени прокручиваю его события, анализирую свои действия и понимаю, что совершила как минимум две серьёзных ошибки, не считая, конечно, самой главной, повлёкшей все последствия.

Итак, когда я услышала крик сына и увидела, что он пролил на себя воду из чайника, я схватила его на руки и... растерялась. Сейчас мне кажется, что на какие-то секунды я даже перестала думать, лишь держала сына и смотрела, как он кричит, ничего не предпринимая. И если бы рядом не было мужа, степень ожога могла быть существенно более тяжёлой. Именно он заметил моё замешательство, выхватил ребёнка и мгновенно снял с него ползунки.

Это нужно делать в первую очередь: снять с малыша одежду, которая после ожога работает как дополнительный термический фактор.

После этого следует немедленно охладить ребёнка, и об этом, к счастью, я вспомнила вовремя. Быстро заполнила ванну холодной водой и поставила в неё малыша (горячая вода попала на ступню). Он почти сразу перестал плакать, и это было лучшим свидетельством того, что ему легче. Минут через десять, когда сын почти успокоился, я решила, что всё самое страшное позади, достала ребёнка из ванной и нанесла на поражённую кожу пену с декспантенолом. И совершила сразу две ошибки.

Это нужно делать во вторую очередь: обеспечить охлаждение на протяжении не менее 20 минут с помощью холодной, лучше проточной воды (температура от 2 до 15 °С).

Охлаждение зоны поражения позволяет уменьшить глубину ожога, сократить время заживления и снизить риск образования рубцов. Кстати, вода должна быть чистой, в идеале пригодной для питья: это позволяет уменьшить вероятность инфицирования раны. Точный период охлаждения — 20 минут — был определён в исследованиях: они подтвердили, что этого времени достаточно, чтобы охладить даже глубокие слои кожи. Я, увы, этого не знала, и сократила период охлаждения как минимум в два раза, после чего совершила вторую ошибку: нанесла пену с декспантенолом.

Этого НЕ нужно делать при ожогах: наносить на зону поражения вскоре после травмы любые жирные продукты, будь то препараты (мази, кремы, пенки с декспантенолом или другими действующими веществами) или продукты питания, которые так любят наносить при ожогах бабушки и дедушки (сметана, растительное масло и так далее).

Причина проста: любые жирные средства при нанесении на кожу создают водо- и воздухонепроницаемую плёнку, создавая эффект парника. При ожогах это приводит к дальнейшему термическому поражению тканей, вследствие чего травма распространяется на более глубокие слои кожи.

Поэтому единственной эффективной и безопасной первой помощью при термических ожогах и у детей, и у взрослых должно быть охлаждение. Дальнейшее поведение зависит от ряда факторов.

Разбор полётов

В скорую помощь нужно звонить, если:

  • пострадавший — ребёнок младше пяти лет;
  • ожоги локализуются на лице, промежности, стопах или руках;
  • на коже появляются волдыри;
  • кожа после ожога выглядит как чёрный или коричневый струп.

Во всех этих случаях сразу после травмы нужно вызывать неотложку и довериться врачам. Что я и сделала, когда мой ребёнок получил ожог. К счастью, в нашей ситуации он был не очень тяжёлым: при второй степени, которая была диагностирована у сына, выздоровление наступает через одну-две недели.

Сегодня, когда шустрый хорошенький малыш превратился в медлительного и очень симпатичного молодого человека, о событиях двадцатилетней давности напоминает лишь незначительная пигментация кожи на месте ожога у сына и чувство вины у его матери. И первого, и второго можно было бы избежать, но история не знает сослагательного наклонения. Поэтому мне остаётся лишь сожалеть о своей халатности и использовать этот опыт во благо себе и другим. И если хоть один родитель, прочитав этот рассказ, уберёт подальше от ребёнка чашку с кофе или кастрюлю с горячим супом, я буду считать, что мой долг выполнен.

Автор: Мария Тропинина, провизор, медицинский журналист


читать

0

Так ли безобидна детская простуда?

С наступлением осени повышается заболеваемость гриппом и ОРВИ по причине низких уличных температур и высокой влажности. Дети чаще болеют респираторными инфекциями из-за несформированной иммунной системы. Регулярный контакт с вирусами приводит к снижению иммунитета и новому заражению. Без адекватного лечения к вирусной инфекции присоединяется бактериальная, что ведёт к осложнениям. О них мы и поговорим сегодня.

ОРВИ у детей — что это такое?

Перед разбором осложнений нужно сначала понять, что такое ОРВИ и какими симптомами они проявляются у детей. ОРВИ — это острые респираторные вирусные инфекции, которые повреждают слизистую дыхательных путей. К возбудителям вирусных инфекций относятся грипп, парагрипп, аденовирусы, респираторно-синцитиальный вирус, риновирус, коронавирус и другие.

Симптомы ОРВИ очень разнообразные и зависят от возбудителя. Но всё же есть общие для всех вирусных заболеваний:

  • слизистые выделения из носа;
  • нарушение носового дыхания;
  • чихание;
  • кашель;
  • боль в горле;
  • повышение температуры тела;
  • озноб;
  • головная боль;
  • вялость;
  • плохой аппетит.

В зависимости от вируса, который вызвал болезнь, тот или иной симптом будет преобладать, что позволяет врачам поставить предварительный диагноз. Точно узнать вид возбудителя можно только после проведения лабораторной диагностики.

Например, при гриппе будут сильно выражены симптомы интоксикации и высокая температура, а насморк в первые дни проявляется слабо. При риновирусе, наоборот, наблюдается очень сильный ринит, но температуры может не быть. Из этих примеров мы видим, что каждый вирус по-разному действует на организм ребёнка. Одни возбудители больше поражают слизистую носовых путей и глотки, другие оседают на стенках трахеи и бронхов. Это отражается на клинической симптоматике болезни, на которую опираются врачи при постановке диагноза.

Откуда берётся осложнение

В народе бытует мнение: если насморк лечить, то он проходит за семь дней, если не лечить — то за неделю. Многие считают, что простуда — это несерьёзное заболевание и лечить её совсем не обязательно.

Чем лечится население? Чай с малиной или мёдом, просто таблетки от температуры или пастилки от кашля. И всё. Детей лечат, как правило, так же. Но на самом деле лечить ОРВИ нужно обязательно и, конечно, правильно, даже если болезнь протекает в лёгкой форме, потому что простуда не так проста, как кажется.

Если объяснять простым языком, при ОРВИ вирус, попавший на слизистую дыхательных путей, проникает в кровь, а оттуда в клетки, где начинает быстро создавать новые вирусные частицы из фрагментов ДНК хозяина, то есть ребёнка. В этот момент иммунитет ещё не успел отреагировать, и вирусу ничего не мешает увеличивать свою популяцию. Пока защитные клетки крови изучат, что это за вирус, и начнут его уничтожать, концентрация уже станет настолько большой, что организму ребёнка будет сложно бороться, и он ослабнет. Именно в момент ослабления иммунитета может присоединиться бактериальная инфекция, которая часто является причиной осложнений.

Например, у ребёнка пяти лет насморк и слабо выраженная боль в горле. Мама посмотрела: ничего серьёзного, само пройдёт. Через семь дней болезни ребёнок начал отказываться от еды, питья и жаловаться на сильную боль в горле. Что случилось? А случилось присоединение бактерии, а именно стрептококка, который провоцирует ангины. А если бы ребёнка с «банальным» насморком и фарингитом полечили, не было бы и осложнения.

Причиной осложнений могут быть не только бактерии, но и сам вирус. Примером является детский бронхит, который в 90 % случаев имеет вирусную природу, а не бактериальную.

Что может быть, если не лечить

Мы уже выяснили, что если не лечить вирусные заболевания у детей, могут возникнуть осложнения. Давайте посмотрим, какими же болезнями осложняется «обычная» простуда.

Если говорить о гриппе, эпидемию которого мы наблюдаем ежегодно в осенне-зимний период, он может осложняться:

  • отитом;
  • синуситом;
  • пневмонией;
  • бронхитом;
  • ларинготрахеобронхитом со стенозом гортани и угрозой асфиксии (удушья);
  • ангиной.

Возможно и возникновение плевритов, миозитов, энцефалитов, менингитов, миокардитов, инфекций мочевыводящих путей и других. Эти осложнения возникают нечасто, но тем не менее они опасны для здоровья детей, поэтому была введена ежегодная вакцинация от гриппа.

У других ОРВИ среди осложнений встречаются:

  • парагрипп — пневмония, отит, синусит, ангина, стенозирующий ларинготрахеит;
  • респираторно-синцитиальная — бронхиолит, бронхит, отит, синусит, пневмония;
  • аденовирусная инфекции — отит, синусит, пневмония.

Конечно, эти вирусные заболевания могут приводить и к другим осложнениям, всё зависит от организма ребёнка и силы его иммунитета. Мы же разобрали самые частые.

Что делать, чтобы не допустить

Избежать осложнений достаточно просто. Нужно своевременно и правильно лечить простуду. Медицина не стоит на месте. На сегодняшний день разработано и выпущено в продажу достаточно большое количество противовирусных средств. Из них очень эффективными и безопасными для детского организма являются препараты интерферонов и интерфероногенов. Некоторые средства на основе интерферонов активно используются и у грудничков. Очень хорошим препаратом как для малышей до года, так и для детей более старшего возраста являются свечи на основе интерферона альфа-2b.

Вместо интерферонов врач может назначить и противовирусные средства, которые являются основой лечения ОРВИ, предупреждающие размножение вирусов. К таким препаратам относится умифеновир, который разрешён детям с двух лет в виде суспензии. Также есть формы таблеток и капсул для более старших детей. Препарат достаточно эффективно снижает концентрацию вирусов, если начать принимать его с первых проявлений болезни. При более позднем начале терапии его сочетают с иммуномодулирующими препаратами, например, интерфероном альфа-2b.

Помимо противовирусных средств, нужно применять симптоматические лекарственные препараты, которые предназначены для облегчения состояния ребёнка:

  • жаропонижающие при температуре — парацетамол, ибупрофен;
  • от кашля — муколитические, отхаркивающие, противокашлевые (эти исключительно по назначению доктора) или ингаляции с натрия хлоридом или лекарственными растворами (тоже по рекомендациям педиатра);
  • капли в нос — сосудосуживающие для снятия отёчности и заложенности носа;
  • антисептики для горла — это могут быть спреи, лекарственные и растительные растворы или таблетки для рассасывания (здесь смотрим по возрасту).

Главное — не заниматься самолечением. Все лекарственные средства должен назначать только педиатр! При появлении насморка, боли в горле или кашля всегда обращайтесь к врачу. Он внимательно осмотрит ребёнка, назначит адекватную терапию и проконтролирует состояние пациента на протяжении всего лечения, что очень важно. И не забывайте делать ребёнку прививку от гриппа, так как она помогает избежать осложнений и делает течение болезни мягче.

Будьте внимательны и исполнительны, здоровья вам и вашим детям!

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист


читать

0